24 августа все православные России чествовали память двух наших великих Старцев — схимонаха Сампсона (Сиверса) и протоиерея Николая Гурьянова (схиепископа Нектария)! Фильмы о них! (Видео)

Как всегда, в этом году на могилке Старца схимонаха Сампсона (Сиверса) 24 августа собралось множество людей. Верующие приехали поклониться великому Угоднику Божию, потому что именно в этот день в 1979 году он преставился ко Господу.

Большая очередь протянулась по кладбищенской аллеи Николо-Архангельского погоста — и все, чтобы приложиться к могилке и Кресту, стоящему над ней (позже мы выставим другие фотографии, которые были сделаны непосредственно 24 августа).

Потом люди, стоя между других могил молились с просьбами к святому, многие читали акафисты, кто-то группами возносил в Небеса духовные песнопения.

Как всегда, батюшка Сампсон «кормил» всех людей особой фасолевой похлебкой с укропом: она раздается из года в год всем, кто желает подкрепиться после долгой и трудной дороги на знаменитое кладбище, расположенное за МКАД, к востоку от столицы. Ведь большинство людей, сюда приезжающих, — это верующие пожилого возраста. Потом можно было попить чайку со сладостями и даже… откушать дыни и арбузы, которые часто не могут позволить себе наши дорогие старики.

Все это было размещено на столах, стоящих вдоль аллеи. Паломничество длится до самого закрытия кладбища. Но даже и после этого охрана, как правило, пропускает к могиле Старца тех, кто, по той или иной причине, задержался в этот день с поездкой…

+ + +

От Редакции «Мономах»: Признаться, мы были крайне УДИВЛЕНЫ и даже ПОРАЖЕНЫ, тому КОЛИЧЕСТВУ ГРЯЗИ, которое вылито в интернете по поводу старца Сампсона. При этом уровень «обличений» настолько ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ, что действительно становится ТОШНО! Попробуйте сделать запрос в «поисковике» — и вы просто УЖАСНЕТЕСЬ! Такое ощущение, что дьявол направил против памяти святого Старца — самую ТЯЖЕЛУЮ свою «АРТИЛЛЕРИЮ»! Лишь бы только не дать его канонизировать…

+ + +

Старец Сампсон
(1898–1979)

Эдуард Сиверс родился 27 июня 1898 года в городе Петербурге. Мать будущего старца — Анна Васильевна, образованная англичанка, скрывающаяся в России от наемного убийцы, встретила графа Эспера Александровича Сиверса — своего будущего мужа, на балу в Петербурге.

По милости Божией двенадцатилетний подросток, интересовавшийся всеми вероисповеданиями, выбрал православие. Он тайно посещал Православный Храм, дабы не огорчить свою мать. В 1917 году при крещении в Православной Церкви Эдуард получил по жребию имя Сергий. Любовь к уединению, к Богообщению привели Сергия в монастырь. В 1919 году большевики арестовали Сергия, ошибочно думая, что он из царского рода.

Старец вспоминал: “Стреляли из ружья с 10-15 шагов. Попали в руку. Мне стало жарко, я потерял сознание. Кто-то ковырнул меня носком сапога: “Готов”.

Раненного Сергия подобрали монахи, переодели в красноармейскую шинель, и под видом раненого красноармейца привезли на лечение в Петроград. Чудом хирургии называл старец сохранение правой руки, ведь после ранения началась газовая гангрена.

Постриг в мантию Сергий принял от владыки Николая (Ярушевича) 25 марта 1921 года с именем Симеон. В 1928 году послушник Александро-Невской Лавры был арестован. Удивительно, что за несколько часов до ареста, во сне Симеону явился преподобный Серафим Саровский, и начал читать молитву:

“Всемилостивая, Владычица моя.

Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дева,

Богородица Марие, Мати Божия,

Несумненная и единственная моя Надежда.

Не гнушайся меня, не отвергай меня,

Не остави меня, не отступи от меня.

Заступись, попроси, услыши, виждь

Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая”.

Проснувшись, старец тут же записал молитву, а через три часа его арестовали. Эта молитва, по словам старца, оберегала его до последних дней. Старец Сампсон рассказывал, как в Соловках его вместе с другими заключёнными бросали в ледяной подвал, в котором жили притравленные на человека крысы. Чтобы люди не сопротивлялись, их прикручивали так, чтобы они не могли пошевелиться. Крысы съедали людей заживо.

Из воспоминаний старца Сампсона: “Холод был жесточайший и всюду крысы. Я молился: “Всемилостивая, Владычица моя…”. Читал и слышал, как плакали люди, когда их съедали крысы. Мне же они погрызли только пятки”.

Когда утром подняли клетку и обнаружили, что старец остался невредим, то испугались его веры и освободили старца от принудительных работ.

Старец так же рассказывал, как однажды зимой, когда уголовники проиграли его в карты, он несколько часов раздетый простоял на морозе. Благодаря молитвам он остался цел.

Мученик за веру вышел на свободу в 1934 году, а в 1936 году он был вновь арестован. Ему предстояло ещё несколько лет провести в тюрьме на Дальнем Востоке. В заключении безвинно осуждённый монах поражал всех своей прозорливостью.

Во время войны, когда японцы вели наступательные бои, тюремное начальство готовилось в случае оккупации района расстрелять всех заключённых. Все готовились к смерти, многие плакали, каялись, молились. Ночью старцу было открыто, что он доживёт до глубокой старости. Монах увидел себя седым старцем, окружённым духовными детьми. Утром он объявил всем, что они останутся живы.

В 1945 году вышел указ об освобождении церковнослужителей. В Ставрополе в 1947 старец получил приход в большой казачьей станице Кольгута. Появление в станице старца заставило местные власти обеспокоиться, так как тысячи людей приезжали к прозорливому монаху. Он не только был духовным наставником верующих, но и помощником, советником, умело отвечал на житейские вопросы, связанные с ведением хозяйства, с сельскохозяйственными работами.

Постепенно опустели танцевальные площадки, клубы — молодёжь шла в церковь.

Близился новый арест… В Бакинской тюрьме старцу пришлось провести целый год в одиночной камере. В 1948 году тяжелобольной старец вернулся в Борисоглебск, а спустя некоторое время стал настоятелем молитвенного дома в д. Рузаевке.

О своей первой встрече со старцем Симеоном вспоминает его духовная дочь:

— Я подала записочку о здравии, и отошла к задним дверям церкви. Вдруг батюшка вышел из алтаря, оглядел всех, и остановился на мне. Подозвал к себе, спросил моя ли записка.

— Да, моя, — ответила я.

— Вот это имя не пиши, за него подавай нищим. Он много ругается и пьёт.

Прозорливость батюшки повергла меня в трепет. С этого момента вся наша семья неотлучно находилась рядом с батюшкой.

Вскоре старцу Симеону был дан огромный приход в д. Макаровке, находящейся рядом с Саранском. Последним местом служения старца в Мордовии стало село Спасское.

Весть о прозорливом старце молниеносно разнеслась по окрестным деревням.

К нему приезжали больные со всей Мордовии. Даже врачи психиатрических больниц направляли своих пациентов в Спасское. Были ложные обвинения, гонения — приходы в Полтаве, Волгограде. Наконец — Псково-Печерская обитель.

16 сентября 1966 года старец Симеон принял Святую схиму с именем Сампсон.

Говорят, что после пострига от старца исходила такая благодать, что многие люди, у которых была не чиста совесть, не могли на него смотреть.

24 августа 1979 года здоровье старца резко ухудшилось. По счастью в тот день среди посетителей был священник, он при врачах скорой помощи начал читать Акафист Божией Матери, а после акафиста причастил умирающего.

После этого священник начал читать канон на исход души, на восьмой песне канона старец три раза вздохнул и затих… Так закончилась сложная земная жизнь старца Сампсона. Он не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестким обличителем человеческих недостатков, он был любящим врачевателем скорбящих душ.

Господи, упокой душу старца Сампсона, со святыми упокой, и его молитвами спаси души наши!

“Не нужно уставать каяться. И надо каяться не только сознанием, а выпрашиванием прощения и помощи, чтобы не повторить грех. Нужно бояться кого-то огорчить. Значит, следить за своим языком, не только за своим поведением…” (ст. Сампсон)

+ + +

За несколько лет до своей кончины отец Сампсон утешал многих своих чад очень интересными и содержательными беседами. Он так увлекательно рассказывал, что слушатели забывали обо всем: о еде, отдыхе, делах. Батюшка вспоминал, как протекала его жизнь с отроческих лет и до переезда в Москву. Некоторые беседы его чада тайно записывали на магнитофон (если старец замечал это, то сразу умолкал, как-то смущаясь, и говорил: «Опять принесли «шпиона»).
Настоящее жизнеописание старца Сампсона составлено его духовными чадами, которые окормлялись им многие годы и сохранили его письма, магнитофонные записи бесед, личные воспоминания.
Было особое побуждение издать эту книгу, дабы ее читатели, и в особенности молодые православные христиане, смогли оказаться в лучах духовного света батюшки, пережить шаг за шагом обстоятельства его жизни, глубже запечатлеть в своем сознании и сердце мысли, слова, наставления отца Сампсона и в них найти себе утешение и нравственную опору.

Его расстреливали, пытали, сажали в тюрьмы и лагеря. Он был духовником советских академиков И.П. Павлова, В.А. Филатова, А.П. Карпинского…

Судьба и подвиг графа Сиверса, ставшего старцем иеросхимонахом Сампсоном, уникальны.

Старец иеромонах Сампсон (в миру Эдуард Сиверс; Сиверсы –– графский и дворянский род, происходящий из Дании, в конце ХVII века переселившийся в Швецию и затем в Прибалтику) родился 10 июля/27 июня 1898 года в Санкт-Петербурге, в день преподобного Сампсона Странноприимца. Отец будущего старца, граф Эспер Александр Сиверс, окончил Академию Генерального штаба, был начальником штаба генерала Рузского, командующего Северным округом под Ригой, а также личным советником и другом императора Николая П. Он был очень благородным человеком, любил раздавать милостыню. Мать, Анна Васильевна, была англичанкой, глубоко религиозной и весьма образованной женщиной (она окончила консерваторию в Лондоне); случайно оказавшись в России, она приняла российское подданство и «выпросила согласие, чтобы все ее дети были крещены в англиканской «High Church» («Высокой церкви»).

С детства Эдуард получил от матери глубокое религиозное воспитание. В отрочестве его интересовали все вероисповедания, с которыми он встречался в Петрограде, очень часто он один посещал православный храм. Как позже вспоминал старец, он «12-летним мальчиком милостию Божией познал Бога и Православие», в этом же возрасте «узнал монашество» и уверился, что «Православие есть единственная истина на земле, единственное благодатное общество, сохранившееся от катакомб, от Господа, от святых апостолов». Но только в 1918 году, 19-летним юношей, он принял православие. Это произошло в воскресенье, в день великомученика и целителя Пантелеймона, в Петергофской церкви целителя Пантелеймона. Нарекли его Сергием в честь Сергия Радонежского.

Блестяще окончив гимназию, будущий старец поступил в Петербургскую медицинскую академию. Для ознакомления с монашеской жизнью летом 1918 года он прибыл в Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь (25 км на северо-восток от г. Пскова), где стал послушником. Здесь в рясофоре его нарекли Александром – в честь благоверного князя святого Александра Невского.

В 1919 году инока Александра арестовали, ошибочно полагая, что он из царского рода. 22 дня он просидел вместе с уголовниками в вагоне, после чего, под Покров, 1/14 октября, его повели на расстрел. Выстрел попал в правую руку, раздробив плечевой состав и плечевую кость. На месте расправы истекающего кровью инока подобрали монахи. Под видом раненого красноармейца они привезли его в Петроград, на квартиру к матери. Состояние здоровья оказалось настолько тяжелым, что его, благодаря заслугам отца перед новой властью, поместили в Семеновский госпиталь, где он перенес восемь операций, борясь с газовой гангреной, усложнившей тяжелое ранение. Жизнь ему спасли, но больной еще целый год провел в госпитале, а последствия остались на всю жизнь.

После эвакуации госпиталя в г. Тихвин Петроградской губернии инок Александр год провел в Тихвинском монастыре (долечивался), после чего остался там работать лектором в военных госпиталях. Там же состоялось знакомство инока Александра с будущим Святейшим Патриархом – епископом Тихвинским Алексием (Симанским), и будущий старец стал иподиаконом последнего, исполнял его секретные поручения.

В мае 1921 года владыка Алексий направляет инока Александра в Петроград, в Александро-Невскую Лавру. Здесь он некоторое время был келейником затворника иеросхимонаха Симеона, а позже поступил преподавателем рисования и черчения в среднюю школу, чтобы хоть как-то прокормиться в то голодное время. Но вскоре руководство заведения, узнав, что он будущий монах, отказало ему в работе.

25 марта 1922 года инок Александр принял от наместника Лавры епископа Николая (Ярушевича) постриг в мантию, с именем Симеон, на честь Симеона Богоприимца. В первые дни 1925 года будущий старец был рукоположен Патриархом Тихоном в иеродиаконы, а уже 19 января, в праздник Крещения Господня, на ранней Литургии, архиепископом Вассианом – в иеромонахи. Одновременно отец Симеон был назначен казначеем Александро-Невской Лавры.

В этой обители он прожил десять лет. Он встретился здесь со многими духовными людьми, в этом святом месте с ним происходило много разных чудес и примечательных случаев. Здесь же отцу Симеону пришлось пережить борьбу с обновленчеством и выдержать издевательства чекистов, однажды потребовавших от него ключи от кладовых, где хранилась казна Лавры (ключи он не отдал, выдержав три недели в жуткой камере-«трамвае», вместе с живыми и мертвыми арестантами)…

Александро-Невская Лавра стала для будущего старца фундаментом духовничества и старчества. Иеросхимонах Симеон был последним духовником этой обители. Здесь же в 1928 году его во второй раз арестовали, отсюда начались восемнадцать лет его лагерей.

На это раз отца Симеона обвинили в групповой контрреволюции. Местом первого его длительного заключения стал Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), где он провел шесть лет. После освобождения, в 1934 году, отцу Симеону разрешили проживать в г. Борисоглебске под надзором и без права выезда в другие города.

В 1938 году отца Симеона опять заключили в тюрьму (в «особое помещение») и продолжали искать причину для «высшей меры наказания». Подвижник объявил голодовку, от которой совершенно изнемог. Жизнь продолжилась, но – лагерная (на Дальнем Востоке, в Фергане), подвигая праведника на еще более высокие деяния жертвенности, духовности, старчества.

Кем только ему не приходилось работать в то страшное время! И сторожем был, и уборные чистил, и машины изучал, и состоял юристом в юрбюро, и даже… гравврачом. Успевал при этом исповедовать и причащать умирающих, ибо все знали, что он –– священник. Во время Второй мировой войны, по воспоминаниям самого старца, Москва послала его под Баку в госпиталь военнопленных немцев, где был мор и надо было вскрыть причину массовой смертности. Медицинское образование и знание иностранных языков ему пригодились. А во время войны с японцами он отбывал заключение в тюрьме на Дальнем Востоке, где в случае японской оккупации всех заключенных угрожали расстрелять. Они уже готовились к смерти, молились и исповедались у отца Симеона, но в ночь перед роковым днем он вдруг услышал голос, давший ему понять, что узники останутся жить. Так и случилось.

9 мая 1945 года, день Победы, был «отмечен» отцом Симеоном по-особенному: он тонул в Ферганском канале им. Сталина и его, полуживого, вытащили баграми местные колхозники…

После победы Советского Союза вышел указ об амнистии церковнослужителей. Но отцу Симеону не выдали на руки документы об амнистии: начальник тюрьмы решил оставить трудолюбивого, знающего человека и назначить его главврачом лагерного госпиталя. Тогда узник решился на побег.

Он осуществил его в августе 1945 года. На пути к ближайшему крупному городу, Ташкенту, лежала голодная степь и пустыня. Добрый человек взял его на самолет-кукурузник, и после тяжелейшего перелета будущий старец добрался до столицы Узбекистана. Там его встретил архиепископ Гурий, который принял хоть и подозрительно, но денег на дальнейшую дорогу дал.

Начались годы скитаний без документов, под постоянной угрозой нового ареста. В 1947–1948 годах, по благословению митрополита Антония, он служит в Ставропольском крае сначала: сначала в с. Винодельное, а позже –– в большой казацкой станице Когульта.

В Великую Среду 1948 года отец Симеон служил, не выходя из храма, до 11 часов дня Пасхи. Первомай был сорван, и местные власти решили «виновника сего» арестовать. Прихожане спрятали отца Симеона после службы в бочку и увезли. Владыка Антоний благословил его ехать в Баку.

По-видимому, летом того же года, по дороге из Ставрополя в Баку, его снова арестовали, приняв за… загримировавшегося американского шпиона. Вскоре разобрались, что усы и борода настоящие, не приклеенные, однако не отпустили, а посадили в камеру-одиночку, где продержали целый год.

Это была последняя его тюрьма. Освободили его в 1949 году, предположительно, на Покров (14 октября). Совершенно больной, сильно истощенный, он возвратился в Борисоглебск. Год ходил, держась за стенку, и его постепенно приучали заново к пище. Врачи считали, что отец Симеон уже не способен ни к каким церковным послушаниям.

Но, видимо, то, что человеческому рассудку представляется концом жизни, для великого праведника и подвижника веры является основанием нового, истинного и высокого. После тяжелой болезни отец Симеон был готов к старческому служению. С этого времени люди особенно потянулись к нему.

Вот те ступени, по которым совершалось духовное восхождение старца Сампсона: первые ростки старчества в монастыре Саввы Крыпецкого, после чего они явно выявились в Александро-Невской Лавре и укрепились в годы тюремных заключений и концлагерей; личный непрерывный подвиг молитвы и непрерывного внимания к внутреннему созиданию. По этим ступеням ярко и очень заметно для других восходил отец Симеон к своему главному служению – старчеству.

В 1950 году, после выздоровления (относительного, конечно, ибо здоровье его никогда уже не восстанавливалось вполне), отец Симеон поехал в Пензу, к владыке Кириллу, который назначил его настоятелем молитвенного дома в Рузаевке. С этого села началось его многолетнее служение в Мордовии. Приходы в селах Перхляй, Макаровка, Спасское… Здесь, в Мордовии, после многих мытарств отец Симеон смог наконец-то получить гражданский паспорт, с которым жил уже до конца своих земных дней.

Период пастырского служения отца Симеона в Мордовии окончился в 1956 году. Благодаря заботам епископа Полтавского Серафима его приняли духовником в Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь. Здесь он обрел радости монашеские: обстановка – монастырская, устав – монастырский, жизнь – монастырская. А ведь отцу Симеону, как истому монаху, не надо было никакой иной радости, кроме как быть в монастыре. «Тут я радовался величайшей радостью, духовной радостью. Я не мог насытиться радостью богослужения, пения, чтения, ежедневной Литургии», – так вспоминал он позже об этом времени.

Монастырь требовал особого тщания ко всему, и, прежде всего, к совести, ибо здесь живут монахини, которых по-особому надо готовить к Вечной Вечности, особенно скоблить их совесть. Отец Симеон был для них истинным источником утешения. Он всеми силами старался спасти, поставить их души на истинный путь; с утра до вечера принимал сестер на исповедь, подавая каждой по потребности. Слово его принималось с верой и было законом, благословение отца Симеона или особое его внимание считалось великим счастьем, и удостоившиеся его выходили от иеромонаха Симеона, крестясь и благодаря Бога за полученное утешение.

Но недолго утешался старец Полтавской обителью. В силу его сложных отношений с игуменьей Инокентией, которая ревниво относилась к тому, что иеромонах Симеон стал большим авторитетом для сестер и мог стать настоятелем обители, он вынужден был перевестись в другое место. Вскоре после его ухода, в 1960 году, Полтавский Крестовоздвиженский монастырь был закрыт.

После Полтавы путь служения отца Симеона пролег через Астрахань в Волгоград, где после настоятеля храма стал вторым священником и у него появилось очень много духовных чад. Авторитет старца среди народа, почитание его искушало других священников и, по-видимому, земную власть. На него стали жаловаться, писать анонимные письма архиерею. Архиерей своим судом решил дело, выпросив благословение у Патриарха Алексия «заточить» иеромонаха Симеона в Псково-Печорский монастырь и лишить права священнослужения на 15 лет.

В Печорском монастыре отцу Симеону определили быть сторожем и садовником, установили для него строгий режим: с духовными чадами не встречаться, ни с кем не переписываться, на территории обители не общаться с прихожанами. Он не имел права показываться на клиросе. За ним была установлена слежка. Положение старца было очень сложным, но он каменно верил в Промысел Божий и был смиренен. В нем были удивительные блаженная мирность, одухотворенность, незлобие, братолюбие, его внутренний и внешний монашеский облик поражали людей.

Вскоре все монахи и наместник монастыря, архимандрит Августин, стали заступаться за старца, написали ходатайство Святейшему Патриарху Алексию. В 1961 году на Пасху владыка Иоанн все запреты с отца Симеона снял, игумен Алипий благословил его литургисать, исповедовать, совершать молебны, соборовать больных, отчитывать бесноватых, однако слежка за старцем продолжалась. В 1963 году Господь попустил еще большую напасть: психически больная девица решила отомстить старцу за то, что он отказался принять ее в свои духовные чада. Тогда она поехала в Псков, где, написав жалобу владыке Иоанну, оболгала отца Симеона. Гражданская власть по наветам завела на иеромонаха уголовное дело, а монастырская власть, боясь в этой связи за судьбу обители, поспешила учинить свой «суд» – снять с него все монашеское и сжечь. Еще через неделю начальство монастыря попросило старца вообще уйти из обители, а его духовных чад не стали в нее даже пускать. После того, как окончилось гражданское следствие по его делу (которое его полностью оправдало), иеромонах Симеон в гражданской одежде поехал в Москву, лично к Святейшему Патриарху Алексию I и обжаловал учиненную над ним жестокость. Тут же в Патриархии его одели во все монашеское. Святейший Патриарх вернул старцу сан и право на служение, но после всего пережитого посоветовал выйти за штат, назначив при этом пенсию. Старец с большой покорностью последовал совету. Вскоре он покинул Псково-Печорскую обитель, где, по его собственным воспоминаниям, страдал значительно больше, чем в тюрьмах и лагерях.

Московский период жизни «заштатного священника» старца Симеона начался в 1963 году и оказался очень сложным и трудным. Будучи прописан во Владимирской области, он постоянно менял квартиры, очень часто и тяжело болел, в частности, перенес левосторонний паралич и инсульт, с которыми пролежал по году. Но именно в Москве он полностью погрузился в духовничество и старчество. Он был духовником Святейшего Патриарха Алексия I, к нему приезжали многие архиереи, священники, монахи, ученые, студенты. В Богоявленском соборе он имел большое утешение –совершал проскомидию. Но со временем он этого был лишен, и в одной из своих частых поездок в Киев к митрополиту Иоанну поделился последним своим горем. Митрополит благословил старца устроить домашнюю церковь в честь Покрова Божией Матери. В этой церквушке старец Симеон очень часто служил, здесь же собирались все его духовные чада.

В 1967 году, как свидетельствует сам старец, с благословения Киевского митрополита Иоанна, через епископа Нестора, по ходатайству троих духовных чад, он принял схиму – с именем Сампсон, в честь преподобного Сампсона Странноприимца.

Здоровье подвижника между тем ухудшалось. 25 июля 1979 года старец Сампсон перенес тяжелейшую операцию, после которой, однако, прожил недолго. 24 августа его состояние стало критическим. Вызвали «скорую», врачи установили отек легких. Отец Сампсон уже не говорил, а только кивком головы выражал свое согласие или отказ. Среди посетителей оказался священник, который при врачах стал читать акафист Божией Матери, причастил старца. Во время чтения восьмой песни канона на исход души старец три раза раздельно вздохнул и… более уже не дышал. Это случилось в 16 часов 20 минут. Тело, по завещанию упокоившегося, положили на пол, тут же была отслужена первая панихида…

Отпевали старца 26 августа в церкви Николы в Кузнецах, т.к. последние годы своей жизни он посещал только этот храм. Потому во все его памятные даты именно здесь совершались панихиды. Святейший Патриарх Пимен внимательно следил за поминовением иеросхимонаха Сампсона, чтобы ничего не было упущено. Похоронен старец в Подмосковье, на Николо-Архангельском кладбище.

—————————

Биография изложена по изданию:

Старец иеросхимонах Сампсон.

Жизнеописание. Беседы и поучения. Второе издание. –– М., 1999.

+ + +

Всемилостивая

Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, Несумненная и единственная моя Надежда, не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене, не отступи от мене; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!

(Молитва, явленная преподобным Серафимом Саровским старцу Сампсону)

+ + +

ОБЩЕСТВО СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ СТАРЦА НИКОЛАЯ (ГУРЬЯНОВА) ТРАДИЦИОННО, КАК И ВСЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ, УКРАСИЛО КРЕСТ И МОГИЛКУ ДОРОГОГО БАТЮШКИ НИКОЛАЯ — 23-24 Августа 2022 года.
Дорогие братия и сестры! Членов этого Общества очень многие просили опубликовать фотографии с Дней Памяти Незабвенного Батюшки на Острове Талабск.
Они выполнили просьбу (https://vk.com/talabsk).

Старец Николай Гурьянов: «Помоги мне, Боже, крест свой донести»

Отец Николай не оставил обширного духовного наследия, трудов по аскетике или по богословию, но его краткие слова и простые наставления одинаково трогают сердца ‘простецов’ и ‘мудрецов’. Для многих и многих он стал тем человеком, с которого начинается путь к Богу.

Старец Николай Гурьянов. Исповедник

Сегодня имя старца Николая Гурьянова известно тысячам людей в России и за рубежом. Он – один из любимейших,  самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви XX века, поддерживавших Ее в тяжелое время открытых гонений на Православие.

Но когда-то все обстояло иначе: батюшка принадлежал к поколению исповедников, претерпевших за веру и преданность Богу притеснения от властей, тюремные и лагерные заключения и ссылки. А после освобождения целые годы провел в безвестности, трудах и молитве на отдаленном рыбацком острове.  Отец Николай не оставил обширного духовного наследия, трудов по аскетике или по богословию, но его краткие слова и простые наставления одинаково трогают сердца «простецов» и «мудрецов». Для многих и многих он стал тем человеком, с которого начинается путь к Богу.

Старец Николай Гурьянов

Николай Гурьянов

В один из дней в конце мая, по одним сведениям в 1909-м, а по другим – в 1910-м году, в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в благочестивой купеческой семье родился мальчик, нареченный в крещении Николаем в честь одного из самых почитаемых в России святых — Святителя Николая Мирликийского-Чудотворца. Был он третьим сыном в семье, и как будто, ничем не отличался от старших братьев, но именно ему был уготован путь особый. —

Пройдут годы, и он окажется в ряду чудом выживших в 20-е – 30-е гг. православных священников. Схиархимандрит Захария из Троице-Сергиевой Лавры и  схиархиепископ Антоний (Абашидзе) из Киево-Печерского монастыря,  московский старец — святой праведный Алексий Мечев и архимандрит Серафим (Тяпочкин), преподобномученик Амфилохий Почаевский и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), — вот только наиболее известные из них.

Все они разделили удел исповедников и были удостоены Богом высоких духовных дарований. Их прозорливость — способность предсказывать события будущей жизни,  а порой — и знание о прошлом людей и совершенных ими ошибках, дар исцеления и изгнания нечистых духов — привлекали к ним верующих со всех концов России.

«Между верой и благополучием»

Сохранились свидетельства о том, что в молодости Николай Гурьянов отличался достаточно сильным характером, и ему требовались усилия, чтобы научиться владеть собой. Но именно на нем остановился однажды взгляд отца, неожиданно обратившегося к его матери со словами: «Екатеринушка, как эти  (старшие дети) — не знаю, а этот  — тебя доглядит». Отец Николая Гурьянова умер молодым, все братья погибли во время Великой Отечественной войны. Ему же предстоял путь священства и несение заботы не только о престарелой матери, но и о десятках духовных детей, и о сотнях паломников, приезжавших к нему издалека.

Личный выбор Николая между верой и относительным спокойствием, которое сталинская государственная система обещала тем, кто готов был следовать установленным нормам, состоялся еще до начала массовых репрессий — когда он был студентом Ленинградского Педагогического института. В 1929 г. Студент Гурьянов был отчислен с первого курса за то, что позволил себе высказаться против закрытия одного из храмов. Путь к высшему образованию оказался для него, таким образом, закрыт, несмотря на то, что он успешно окончил в 1928 г. Гатчинский педагогический техникум. Вернувшись на родину, Николай служил псаломщиком в церкви, преподавал математику, физику и биологию в школе. В 1930-х годах последовал арест. Заключение в «Крестах», ссылка в лагерь под Киевом, а затем  — на поселение в Сыктывкар — составили основные вехи его исповеднического пути.

Старец Николай Гурьянов

Условия содержания заключенных были чудовищны. В Заполярье Николай оказался среди тех, кто прокладывал железную дорогу. Годы спустя батюшка вспоминал ту ночь, когда ему пришлось долгие часы стоять в воде и в ледяном крошеве вместе с другими заключенными. Бесконечной показалась эта ночь страданий. Поддерживала его молитва. А наутро пришедшие охранники обнаружили, что он оказался единственным, кто остался жив.

Из-за болезни ног, поврежденных в заключении, Николай Алексеевич не был мобилизован в годы войны. После лагеря он преподавал в школах Тосненского района, а после оккупации Гдовского района, был перемещен в Прибалтику. В годы войны в его жизни состоялось событие, определившее всю его последующую судьбу. — Подготовленный пережитыми испытаниями к «тесному пути» служителя Церкви, 15 февраля 1942 г. в Риге, в праздник Сретения Господня, он принимает сан священника. Первое время Николай Гурьянов служил в храмах и монастырях Прибалтики, а в 1958 г. по откровению одного из старцев, указавших ему место его будущего служения,  ходатайствовал о переводе на уединенный рыбацкий остров Талабск (более известный под названием рыболовецкого колхоза им. Залита). Здесь отец Николай провел сорок лет жизни и пастырского служения.

Бог и душа

Приехав сюда никому не известным священником, возбуждавшим подозрения у неверующего населения, через несколько лет он снискал искреннее и глубокое уважение рыбаков. Поселившись вместе с матерью в самом крошечном домике на окраине поселка, он служил один, своими силами ремонтировал церковь, латал и перекрывал кровлю, пек просфоры, а в свободное время, не ожидая просьбы о помощи, появлялся на пороге домов тех, кто больше всего нуждался в поддержке. Семьи рыбаков подолгу оставались без кормильцев. Незлобивый и кроткий, батюшка выполнял работы по хозяйству, оставался с детьми, помогал престарелым и немощным. Многие с благодарностью вспоминали потом его заботу о семьях, где хозяин выпивал. Отец Николай мог, например, вынуть бутылку у пошатывающегося мужичка и тут же разбить ее: его тихое слово покорно принимали люди, казавшиеся безнадежно опустившимися.

В первые годы было и тяжело. Порой подступало уныние: годами он служил в пустом храме. Приходила и мысль уехать с этой тяжелой земли. Но однажды, когда вещи были уже уложены, его остановил детский голос — крошечный ребенок, почувствовав его грусть, вдруг горячо попросил его не уезжать. Батюшка принял детские слова, как изъявление воли Божией и напоминание об указании служить здесь, данном ему через старца. Шло время — отец Николай терпеливо продолжал нести свой крест. Через несколько десятков лет, Талабск, представлявший собой в момент его приезда пустынный островок, покрылся садиками и островками зелени, которые батюшка высаживал и заботливо поддерживал, таская по сотне ведер воды с озера. Озеленение острова было особым его подвигом. С материка и из паломнических поездок, он привозил саженцы, составившие знаменитый «сад памяти», напоминавший ему о местах его заключения. Он почти не спал: днем служил и работал, а ночью молился.

Наконец, «сухая почва» дала всходы. Отношение рыбаков к батюшке обнаружил следующий эпизод: когда одна жительница поселка под давлением уполномоченных написала донос на отца Николая, грозивший ему новым заключением, рыбаки выразили ей единодушное порицание — никто из вернувшихся с лова не положил по обычаю на ее тарелку рыбы. С этого времени в церковь потянулся народ. Тогда, в 60-е годы, во время усиления гонения на храмы, к отцу Николаю пожаловали представители местной власти, разговаривая очень грубо и пообещав на следующий день вернуться за ним. Батюшка всю ночь простоял на молитве, а наутро на озере поднялась страшная буря, которая не утихала в течение трех дней. Талабск стал недоступен. После того, как буря стихла, об отце Николае как-то забыли и больше не трогали.

Старчество

В 70- е годы к отцу Николаю на остров стали приезжать люди со всей страны  — его начали почитать, как старца. Не только церковные люди тянулись к нему, но и падшие души, чувствуя тепло его сердца.  Некогда забытый всеми, порой, он не знал ни минуты покоя от посетителей, и чуждый мирской славе только потихоньку сетовал: «Ах, если бы вы в церковь так бежали, как за мной бегаете!». Его духовные дары не могли остаться незамеченными: он называл незнакомых людей по имени, приоткрывал забытые грехи, предупреждал о возможных опасностях, наставлял, помогал изменить жизнь, устроить ее на началах христианских, вымаливал тяжелобольных.

Сохранились свидетельства того, что по молитвам батюшки, ему открывалась судьба людей, пропавших без вести. В 90-е гг. известный на всю страну Печерский старец  — архимандрит Иоанн (Крестьянкин)  свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР».  Он знал произволение Божие о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению.

Батюшка Николай Гурьянов был чужд человекоугодия. Принимал не всех. Некоторых и разворачивал со словами: «Ты зачем сюда пришла?». К нему побаивались ездить даже маститые священники. Отец Николай обличал. Известен случай, когда к нему приехали двое гостей в дорогих облачениях, имевшие весьма внушительный вид. Окадив их со словами:

«Сижу я на боцке (на бочке),

А под боцкой мышка.

Мой миленок — комсомолец,

А я коммунистка…»

— старец невозмутимо продолжал службу. Иногда он довольно ощутимо постукивал пришедших к нему по щеке или по лбу: таким образом, он отгонял нечистых духов, которых ему дано было видеть воочию. Но когда он «побивал», на него никто не обижался, потому, что во всем чувствовалась любовь. Батюшка приучал людей следить за собой, за своими помыслами, проверяя себя: в вере ли ты? На вопрос, как жить, он отвечал: «Жить так, словно ты завтра умрешь».

Как, в какой форме ему открывалось то, что сокрыто — тайна Божия, но бывали такие вот случаи. Матушка К., приехавшая к нему издалека, с Урала, шла к старцу с трепетом — после перенесенной травмы мучили головные боли, да так сильно, что она боялась потерять рассудок. Что произнесет батюшка? К чему готовится? Долго ли осталось жить? — А старец посмотрел на нее внимательно, ласково, взял за плечи и произнес: «Поносишь еще платьице-то, поносишь…». По простоте смысл слов поняла не сразу, только, как ребенок, отозвалась на ласку и ободрение. А уж, когда о. Николай помазал лоб маслицем, благословил на дорогу, на обратном пути догадалась: мол, «рано с телом прощаться. Поживешь еще».

Удивительны бывали и его благословения. То в едва знакомых спутниках, он прозревал будущих мужа и жену, то в «младенце духовном» — будущую монахиню. Приехала как-то к старцу женщина, через «буреломы» и «колдобины» страданиями приведенная Богом в храм, поднятая чудом с одра болезни. И все, что знала-то она тогда о жизни во Христе, почерпнула из нескольких книг, среди которых оказалась и книга о подвижниках Кавказа. В душе — «рай» от сознания милости Божией к ней, и точного знания, куда, в каком направлении идти  — к Господу, в Церковь — нашлась «монетка потерянная».

А на глазах слезы, и слово «монашество» вымолвить страшно по недостоинству своему. А батюшка ей: «Ну, поезжай на Кавказ, поживи в горах, посмотри». Стояла, будто солнце в руки получила. Келейницы ей вслед: «Целуй калитку. Батюшка за все годы ни одного такого благословения не дал! Монахов туда не благословляет!» И до последнего, до исхода своего из жизни временной уже в монашеской мантии, вспоминала она, как все сложилось — и деньги Бог послал, и попутчиков, и проводника. И такой молитвы, как там, в горах, как она говорила, уже не было. Православное «детство» — радость, когда Господь укрепляет, поддерживает на каждом шагу, связано было для нее с о. Николаем Гурьяновым и его благословением.

…Простые наставления старца о том, что надо трудиться, опасаться праздности, избегать пристрастия к вину, любить ближних и по заповеди, быть всем, как слуга, доходили даже до сердец людей, запутавшихся в жизненных обстоятельствах и ожесточенных. Молитвы и акафисты, которые батюшка распевал тоненьким слабым голоском, разошедшиеся в записях, воспоминания о нем духовных детей, его фотографии и сегодня напоминают об этом замечательном священнике, пронесшем крест своего служения до самого конца. Уже тяжело больной, он наотрез отказался покинуть место своего служения и перейти на покой в один из монастырей, ради приезжавших к нему тысяч людей. Пожалуй, одним из самых известных стало одно из последних напутствий православным христианам: «Верующий человек, он должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает.  Любвеобильно!».

Мария Дегтярева

www.pravmir.ru

+ + +

Подписывайтесь на наш канал «Мономах» в Телеграме: https://t.me/+IR8RETweYf8wOTdi

А также в Яндекс.Дзене: https://zen.yandex.ru/id/622238eb752d8862eb5927e1

«Мономах» — чат https://t.me/+fDMWJdltXTc5Njcy

Внимание! Требуются рекламные агенты. Звоните по телефону: 8-910-459-26-18

+ + +

Блаженная старица Пелагия Рязанская предупреждала людей, что в последние времена появятся ОЧЕНЬ МНОГО различных КОЛДУНОВ и ЧАРОДЕЕВ! Множество людей начнут обращаться к «чернокнижию». О том же предрекал и старец Христофор (Никольский) из Тулы. Последний настоятельно заповедовал и ОЧЕНЬ ПРОСИЛ в течение дня 100 раз читать молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, избави мя от антихриста, насилия вражия и чародейства! Аминь!» Она обережет вас от негативного воздействия темных сил!

Кроме того, необходимо по 50 раз утром и вечером читать Иисусову молитву (вслух), а также молитву «Ангел-хранитель, защитник мой святый и все святые, молите Бога о мне» или лучше, кто может, «Ангелы-хранители, защитники наши святые и все святые, молите Бога о нас», подразумевая близких и родичей, а также ВСЕХ православных христиан (также вслух)! А также 90-й Псалом — «Живый в помощи Вышнего…»

+ + +

P.S. Уважаемые читатели! Наше интернет-издание «Мономах» нуждается  в вашей молитвенной и материальной поддержке. Будем признательны за любую помощь (в чем она может выражаться см.: http://monomah.org/archives/15712). Как перевести денежные пожертвования, можно выяснить, позвонив по т. 8-910-459-26-18 (Алексей Анатольевич). Есть также отдельная просьба. Поскольку у нашего интернет-издания нет средств оплачивать работу специалиста по продвижению сайта, а людям надо доносить очень важную и нужную информацию, которую мы публикуем, просим вас ставить где только возможно ссылки на статьи нашего сайта в группах и личных аккаунтах разных людей во всех соц. сетях, а также в комментариях под сюжетами в Ю-тубе. ЭТИМ ВЫ ПОМОЖЕТЕ УЗНАТЬ ПРАВДУ ДРУГИМ ЛЮДЯМ!

+ + +

Читайте также другие наши материалы: «Русская Православная Церковь 23 декабря 2019 года отметила 265-летие со дня блаженной кончины великого русского святого — святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца! Инициатором канонизации этого святителя был св. Государь-Император Николай Александрович!» — https://monomah.org/archives/20716.

«Инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II». Беседа с настоятелем Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиереем Олегом Кобецом» — https://monomah.org/archives/6192.

«Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией»: Архиерей Митрофан всегда очень усердно молился об усопших, особенно о воинах, душу свою положивших за ближних своих и родное Отечество. 6 декабря (23 ноября по старому стилю) — память выдающегося святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского (1703)!» — https://monomah.org/archives/26253.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: СВЯТЫЕ МОЩИ СВТ. СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО, или Одно чудесное явление, очевидцем которого стал великий русский писатель Н.В. Гоголь. Житие и чудеса святого. Вселенское Православие неукоснительно и с любовью чтит память святителя, который был дружен со свт. Николаем-Чудотворцем!» — https://monomah.org/archives/26561.

«Праведный и преподобный Александр Свирский – видевший Святую Троицу и излеченный ангелом!» — https://monomah.org/archives/19662.

«ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРОЕРУЧИЦА»: Как чудесным образом срослась… отрубленная рука прп. Иоанна Дамаскина!» — https://monomah.org/archives/6601.

«Удивительная история обретения образа Фёдоровской Божьей Матери, «подарившего» всем русским царицам династии Романовых отчество, и каким образом с ней связан один из наших самых выдающихся князей — святой благоверный Александр Невский, память которого мы праздновали вчера!» — https://monomah.org/archives/36150.

«Преподобный Серафим еще много лет назад передал повеление Божией Матери соборно молиться о спасении Святой Руси и даровании Православного Царя Владычице Ченстоховской! Благодать спасти Святую Русь перешла от Державной иконы Богородицы к Ченстоховской! А в 2004 года в Боголюбово был явлен новый образ Ченстоховской Одигитрии — в ШЛЕМЕ и КОЛЬЧУГЕ! Этот Богородичный образ получил название «Русская» или «Взбранная Воевода»!» — https://monomah.org/archives/24100.

«Сегодня, 10 июня празднуется день памяти святого Царя Иоанна Грозного! Акафист святому благоверному Государю Иоанну IV Васильевичу!» — https://monomah.org/archives/31150.

«25 августа — День рождения Иоанна IV Грозного: Первого Русского царя, помазанного на Царство, и практически самого оболганного царя Русской истории! Акафист святому Государю!» — https://monomah.org/archives/40392.

«ЗАГАДКА ТОМСКОГО СТАРЦА ФЕДОРА КУЗЬМИЧА! Как Российский император Александр I Благословенный стал обыкновенным странником и… местночтимым святым!» — http://monomah.org/archives/15615.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! ГНЕВ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, или Почему святой Саровский старец топал ногами на приехавших просить его благословения декабристов!» — https://monomah.org/archives/1133.

«Святой отрок». Фильм и рассказ о святом праведном Артемии Веркольском — удивительном отроке, родившимся в Архангельской глубинке почти в те же годы, когда в Первопрестольной появился на свет св. Царь Иоанн Грозный, и недалеко от села Сура, где много позже родился св. праведный Иоанн Кронштадтский!» — https://monomah.org/archives/26536.

«За что канонизировали адмирала Фёдора Ушакова!» — https://monomah.org/archives/37505.

«Преподобный Силуан Афонский». Книга Архимандрита Софрония (Сахарова), духовного ученика великого и святого афонского старца!» — https://monomah.org/archives/13167.

О чуде, связанном с Нектарием Эгинским, чудотворцем и епископом Пентаполиса, о котором упоминается в статье, читайте в материале: «УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУДО! Во время службы у мощей Св. Нектария Эгинского на его серебряной раке неожиданно… ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА!» — http://monomah.org/archives/20511.

«24 августа все православные России чествовали память двух наших великих Старцев — схимонаха Сампсона (Сиверса) и протоиерея Николая Гурьянова (схиепископа Нектария)!» — https://monomah.org/archives/40372.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Старцы 20 века… И видение о том, что один из них — «Пасхальный батюшка» архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пребывает в… АДУ!» — https://monomah.org/archives/2180.

Читайте также другой материал о грузинском старце. А также: «ЧУДО В ГРУЗИИ: В МОНАСТЫРЕ САМТАВРО… ПРОЯВИЛСЯ ОБРАЗ ПРЕПОДОБНОГО ГАВРИИЛА (УРГЕБАДЗЕ)!» — https://monomah.org/archives/10612 . И «ПОУЧЕНИЯ СВЯТОГО СТАРЦА ГАВРИИЛА (УРГЕБАДЗЕ)» — https://monomah.org/archives/3180).

«Посмертное чудо великого старца: Когда при погребении о. Николая Гурьянова хотели положить в руки его напрестольный Крест и Евангелие, то они САМИ РАЗЖАЛИСЬ и ПРИНЯЛИ их!» — https://monomah.org/archives/36699.

«Неизвестные и малоизвестные чудеса блаженной Матроны Московской: Очень интересный рассказ настоятеля Кавказского скита Валаамского монастыря, который был лично знаком с духовным чадом этой великой святой последних времен!» — https://monomah.org/archives/35500.

«Житие и чудеса блаженной Евдокии Чудиновской — святой жемчужины Южного Урала!» — https://monomah.org/archives/10889.

«Матушка Сепфора — птичка Небесная»! Фильм режиссера А. Дуняева. А также другие сюжеты, посвященные великой угоднице Божией!» — https://monomah.org/archives/30128.

«Фильм «Дивеевские блаженные». Рассказ о трех юродивых святых молитвенницах, подвизавшихся в обители, устроенной преподобным Серафимом!» — https://monomah.org/archives/8132.

«Житие и подвиги Блаженной Марии Дивеевской (Фединой)» — https://monomah.org/archives/8508.

«МУЧЕНИК ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН! О. Петр Боярский — Ангел во плоти, принявший мученическую кончину и упокоившийся на Почаевской земле…» — https://monomah.org/archives/5442.

«Для поднятия настроения: «Несвятые святые». Книга архимандрита Тихона (Шевкунова)» — https://monomah.org/archives/11289.

«СРОЧНО!!! 20 февраля 2017 года на 98 году жизни отошел ко Господу старец Всея Руси Духовник трех патриархов архимандрит Кирилл (Павлов)» — https://monomah.org/archives/3170.

«Памяти дорогого батюшки о. Кирилла (Павлова). Полная и правдивая информация о почившем Старце» — https://monomah.org/archives/3272.

«МУДРЕЦ С БОЛЬШИМ СЕРДЦЕМ. Памяти почившего в Бозе архимандрита Кирилла (Павлова)» — https://monomah.org/archives/10508.

«К годовщине преставления старца архимандрита Кирилла (Павлова): его мнение о неприятии всех нынешних документов — ИНН, СНИЛС, паспортов, полисов и т. д.!» — https://monomah.org/archives/10814.

«Для укрепления духа и поднятия настроения! Господь остается с нами: «Мы русские, с нами — Бог!» Чудесные кадры, снятые на видеокамеру! А также о малоизвестном чуде, случившемся накануне смерти о. Кирилла (Павлова)!» — https://monomah.org/archives/27825.

«Венок на могилку Батюшки Лаврентия. Вечной памяти отца архимандрита Лаврентия (Постникова)!» — https://monomah.org/archives/27650.

Читайте также другие наши материалы: «ПОЧАЕВ: ИСПОВЕДНИКИ 1960-х годов. Об иеромонахе Сергии (Соломке) и монахе Несторе (Онуке)!» — https://monomah.org/archives/20522.

«Прозорливец Ахила. Жизнь и пророчества почаевского старца!» — https://monomah.org/archives/8732.

«Явление Богородицы над Луганском старцу Филиппу. Уникальный случай: Царица Небесная являлась в… трех разных возрастах, и назвала этот чудесный город — ЦАРЬГРАД-СВЯТОГРАД ЛУГАНСКИЙ!» — https://monomah.org/archives/6074

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Удивительное чудо, совершенное старцем Филиппом Луганским, в назидание комсомольцам-безбожникам! Обрубок векового дуба на их глазах был превращен им в КАМЕНЬ — до Второго пришествия Христа, когда он должен… зацвести!» — https://monomah.org/archives/6097.

«ЛУЧЕЗАРНЫЙ БАТЮШКА». Воспоминания о выдающемся подвижнике старце-игумене Гурии (Чезлове), который одним из первых в России стал предупреждать верующих о колоссальной духовной опасности принятия ИНН, новых паспортов, страховых и медицинских полисов и прочих документах, навязываемых властями, подчиненными грядущему антихристу!» — https://monomah.org/archives/894.

«СТРОГИЕ» ПЯТНИЦЫ и «НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ» ДНИ: Что это такое?! Помимо всех постов, сред и пятниц существуют особые пятницы в году (т. н. «Строгие» пятницы), перед Двунадесятыми праздниками и еще некоторыми, в которые Господь особенно внимательно смотрит за нашим поведением. Кто не вкушает пищу в эти дни (и даже не пьет воды) до 18 часов вечера, будут избавлены от колдунов, чародеев, от врагов и супостатов, от воздушных мытарств, от напрасной смерти и т. д.! Наставления и фильм-повесть о старце Серафиме (Михаиле Павловиче Звягине), который… и ВЗЯЛ ИКОНУ ИЗ РУК ДЕВУШКИ ВО ВРЕМЯ ЗНАМЕНИТОГО «СТОЯНИЯ ЗОИ»!» — https://monomah.org/archives/20488.

«Пророчества блаженной Пелагеи Рязанской» — https://monomah.org/archives/440.

«СТАРЦЫ, КТО ОНИ? ПЕЛАГИЯ РЯЗАНСКАЯ — Фильм 4. Я ВИЖУ СВЕТ…» — https://monomah.org/archives/3345.

«СТАРЦЫ, КТО ОНИ? АЛЕКСИЙ ПЕНЗЕНСКИЙ — Фильм 5.» — https://monomah.org/archives/3961.

«СТАРЦЫ, КТО ОНИ? СХИАРХИМАНДРИТ МАКАРИЙ — Фильм 3. НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ» — https://monomah.org/archives/3895.

«СТАРЦЫ, КТО ОНИ? СХИМОНАХИНЯ НИЛА — Фильм 2. ПРОРОЧЕСТВА О ВОЙНЕ И ДРУГОЕ» — https://monomah.org/archives/3852.

«СТАРЦЫ, КТО ОНИ? СХИМОНАХИНЯ АНТОНИЯ — Фильм 1. ПОМЯНИТЕ МОЮ ЛЮБОВЬ» — https://monomah.org/archives/3299.

«Знамения Апокалипсиса! Важные пророчества о ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ, оставленные духоносным пермским старцем о. Николаем Рогозиным своей духовной дочере, монахине Арсении, и не вошедшие в фильм «Соль Земли»!» — https://monomah.org/archives/31703.

«Воспоминания о «лучезарном батюшке» — великом и духоносном вологодском старце Гурии (Чезлове): «МНОГИЕ СПАСУТСЯ ОТКАЗОМ!»; «Как не принять печать зверя»; «ЧИСЛО ЗВЕРЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРИНИМАТЬ НЕЛЬЗЯ!»; «НИ ОДНОГО ДОКУМЕНТА НЕ БРАТЬ!» — рабочий материал, не вошедший в известный фильм «Соль Земли» иеродиакона Авеля (Семенова)!» — https://monomah.org/archives/34590.

«СТАРЦЫ МОЛЯТСЯ, ЧТОБЫ БЫЛА… ВОЙНА!» Воспоминание духовной дочери великого тульского старца, схиархимандрита Христофора! Приложение (рабочий материал), не вошедший в фильм о. Авеля (Семенова) «Соль Земли» — https://monomah.org/archives/19439.

«НЕ ВЕРЬ ПОПАМ!» Свидетельство духовного чада о. Николая Гурьянова о его словах, сказанные старцем в отношении священников последних времен. Рабочий материал, не вошедший в фильм о. Авеля (Семенова) «Соль Земли» — https://monomah.org/archives/15368.

«Матушка Кирилла: Уходите из городов; под Москвой бушует море — столица провалится! Является ли знаменитый «отец» Власий — старцем?!» — https://monomah.org/archives/33488.

«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Апостасийные времена! «Гоп-компания»: Откровенный рассказ о «старце» Власии и других насельниках Пафнутьево-Боровского монастыря!» — https://monomah.org/archives/34405.

«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! На Суд Божий отправился, умерев от ковида, так называемый «старец» Власий, открыто призывавший людей: «Прививайтесь!» Если это не промыслительное и отрезвляющее предостережение для всех, кто его слушал, тогда что такое — Промысл Божий?!» — https://monomah.org/archives/35327.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Апостасийные времена: «Старец» Илий посетил раскольников на Афоне, которые до этого «тепло принимали» у себя САМОСВЯТОВ из украинской ПЦУ Епифания Думенко, а потом еще и ездили в Киев — на годовщину интронизации этого самозванца!» — https://monomah.org/archives/34662.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Старцы 20 века… И видение о том, что один из них — «Пасхальный батюшка» архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пребывает в… АДУ!» — https://monomah.org/archives/2180.