ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Чудесное явление иеромонаху из российской «глубинки» святой царицы Ирины Византийской, созвавшей в свое время VII Вселенский Собор и пострадавшей за истину на острове Лесбос! Забытая святая, защитница гонимых за истину православных христиан оставила грозное предупреждение епископату, священству и тем мiрянам, которые надеются спастись через безрассудное и бездумное «послушание» еретичествующему и апостасийному духовенству!

 

5b1ae50b4cf02ea67d387f27bb5f0185

От Редакции: Дорогие братия и сестры! Мы предлагаем вам удивительный материал. Нам его прислал один иеромонах из российской «глубинки». В нем описано, как его собрату было явление. К нему пришла святая Ирина — но не великомученица, а ЦАРИЦА! Та, что благочестиво правила Византийской империей во времена ереси иконоборчества — именно она созвала VII Вселенский Собор! О ней, в отличии от ее более известной Небесной тезки — практически забыли! А зря! Она тоже прошла в свое время нелегкий земной путь и была сподоблена упокоения в обителях райских. Теперь же, в последние времена, святая царица Ирина Византийская, по воле Всевышнего, направлена на сугубую помощь верным, которые еще остались на Земле и которые с нетерпением и молитвой ждут Второго Пришествия нашего Спасителя — Дражайшего и Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! 

После описания самого явления и изложения слов, сказанных иеромонаху, мы публикуем краткое и полное житие святой царицы Ирины Византийской, поскольку о ней в современном Православном мiре, как мы уже отмечали, практически ничего не известно!

Благословляется перепечатка и распространение этого материала как можно шире! Публикуйте его везде, где только можно: об этом явлении, а главное, О СЛОВАХ, которые сказала святая нашему собрату ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ — известие об этом должно разлететься по всему Православному мiру! 

(«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Необходимые пояснение к словам святой царицы Ирины Византийской, которая в прошлом году чудесным образом явилась иеромонаху из российской «глубинки»! Именно эта святая созвала в свое время VII Вселенский Собор и позднее пострадала за истину на острове Лесбос!» — https://monomah.org/archives/30173)

+ + +

Напоминаем: Своими публикациями о духовном падении нынешнего епископата и священства мы ни в коем случае не пытаемся принизить, а тем более, осквернить САМО ТАИНСТВО хиротонии, посвящения в сан. Оно, безусловно, остается священным и уважаемым для каждого православного христианина! Мы лишь показываем НЕДОСТОИНСТВО тех, кто сегодня обличен в священные ризы епископов и священников! Более того, всем почитателям будущего Царя известно, что при нем практически все эти люди и людишки будут выведены за штат, а многие — преданы анафеме, т. е. отлучены от Церкви, и даже, как при своем явлении утверждала св. Ирина Византийская, будут лишены «митр вместе с головами»  (в частности, за страшную и пагубную всеересь экуменизма!) Но новые, ЦАРСКИЕ архиереи и иереи будут достойны всяческого уважения — и продолжат святое дело своих духовных собратьев прежних веков! Поэтому призываем уважать и чтить САМ священнический и архиерейский духовный сан, возведение в который связано с ТАИНСТВОМ, переданным нам, не забывайте, сквозь столетия Самим Христом через Своих святых апостолов! 

+ + +

«Они вышли от нас, но не были наши…»

(1 Ин. 2 : 19)

«Они» творят такие вещи, о которых невозможно говорить, но о которых ты будешь знать: «Мерзость запустения на святом месте» (Мф. 27:15) и кровь убитых «между жертвенником и алтарем» (Лк. 11:51), которая вопиет к Богу. А потом они скажут, что речь о Христе, как Спасителе, была преждевременна и многие поверят им, и примут печать. Лучше бы эти иудеи, облаченные в архиерейские одежды, и отступники из крещенных, сами сложили с себя саны, потому что, когда придет Белый Царь, снимут с них митры вместе с головами за то, что они натворили.

(Из слов Cв. Царицы Ирины)

+ + +

В ночь с 19-го на 20-е августа меня разбудил некто, говоря: «Просыпайся, просыпайся! Сейчас с тобой будет говорить императрица!»

— Что за императрица?

Тут вошла она и сказала: «Ирина»

Я не расслышал и переспросил: «Екатерина? Великая?»

— Нет, Ирина Византийская. Будем с тобой говорить.

— Как мы будем говорить, если я даже не знаю, как к вам обратиться?

— Обращайся ко мне на «Ты», у нас все просто, от церемоний я устала еще на земле.

Меня почти не знают и совсем не почитают, моего имени не дают девочкам при крещении. (Это не звучало, как обида или жалоба).

И, так как я не занята рассмотрением прошений, у нас есть возможность беседовать. Говори обо всем, задавай любые вопросы, я стану объяснять тебе происходящее.

Стой в Истине, Будь тверд, говори правду и ничего не страшись.

Тебя назовут безумным и прельщённым. Прекрасно! Юродствуй! Смейся над этим миром, он достоин этого. Издевайся над всем, что прельщает людей. Тебя станут сторониться, какая в этом беда? Радуйся!

— Государыня, сейчас многих интересует: а есть ли благодать у священников, которые поминают еретиков?

— Они не священники, они вымогатели. Прежде чем что-то просить у Бога или служить, пусть для начала проклянут ересь и выйдут из общения с еретиками. Они и народ ни во что не ставят… Будут наказаны.

— В будущем веке?

— И в будущем, и сейчас.

— А ересь – экуменизм?

— Да, она названа вселенской, потому что страшнее ее уже не придумать, это последняя ересь в истории.

Господь уже не требует и не ждет ничего, только веры и стояния в истине, а они, как злые дети отталкивают от себя все Божественное.

Еще раз скажу, что надо осудить ересь, а без этого не смейте призывать имя Божие, не собирайте на себя скорби, не гневайте Бога!

— Сейчас идут споры, по какому чину служить, и вообще много разделений и споров.

Чин один, просите, чтобы Господь послал православного Царя, а он уже наведет порядок в Доме Пресвятой Богородицы. Все! Спорить не о чем.

— Прошлым постом я прочитал VIII слов против иудеев святителя Иоанна Златоуста, может быть я сужу о них очень пристрастно и предвзято?

— О, Иоанн!!! Иоанн!! Иоанн! Что сказать об Иоанне!?

— Государыня, ты еще ничего не сказала, а я уже плачу.

— Мы тоже плачем, когда видим его. Плачем от великой радости, редкая душа так прославляется Церковью. Он всегда у Престола Божьего на молитве за мир.

По поводу слов скажу, что ты не заблуждаешься, твои мысли верны, если исключить некоторые погрешности.

Иудеи творят великое зло, и счастлив тот, кто это понимает, иначе можно запутаться в происходящем. Они сплетают ложь на лжи, раньше это любой селянин знал, а сейчас ученые мужи не стыдятся выглядеть не умными.

На мир опустилась ночь. Многим покажется, что все кончилось, будут говорить: «Бог нас оставил, да и есть ли Он?», а Бог отойдет только от тех, кто ему изменил, верные же будут в Благодати, и все, что ни попросят, Он исполнит тут же.

— Страшно впасть в помрачение ума, ведь уже не будешь понимать, как спастись.

Стоящим в истине все будет ясно, как светлым днем, а изменники давно помрачились, за них не молись, они сделались преступниками или по злому умыслу, или по трусости, или по страстям, но все по своей воле; а против их желания, как им поможешь?

— Но есть же дети, старики, больные люди?

— Во-первых, молись за себя, чтобы устоять и спасти свою душу; во-вторых, молись за Белого Царя и всех в вере и истине стоящих, чтобы через них Господь просветил мир Благовестием, а все остальное отдай Богу, Он знает, что с этим делать.

— А какие нас ждут испытания?

— Нет нужды их перечислять, все это ты знаешь от святых. Маловеры — умрут от страха, а верные — возрадуются, спасаться теперь стало делом легким. Я пострадала в ссылке и знаю, что говорю. Позови меня, когда тебе станет трудно и приду, чтобы помочь.

— А другие?

— И другие пусть призывают, приду и к ним, для нас это радость. Призывая святых, человек дает нам право вмешаться в его жизнь и обстоятельства, и вместе мы сотворим чудеса, очень много разных чудес.

Когда подступит отчаяние и будет казаться, что нет уже сил, имей на этот случай спасительный помысел, говори себе и другим так: «Наше время последнее и скорби эти последние, успею ли я еще раз показать свою любовь ко Господу

Что еще необходимо в наше время?

— Храни свободу!

— Какую свободу и как ее хранить?

Освободи себя от всего, кроме верности Богу и Белому Царю, избегай пристрастий к чему-либо, прогони прочь боязливость и маловерие, не думай о выгоде, о удобствах и покое, но не перепутай это с равнодушием. Видя всеобщее отступление, имей в сердце жалость ко всем. Это будет твоя жертва, угодная Богу.

Если призовут тебя власть имущие и строго спросят: «Како веруеши?» Не испугаешься?

Тебя, Государыня, позову и чего мне тогда бояться?

Хорошо, друг мой, хорошо! Приду.

Как я, грешный, могу быть другом Святой Царицы?

Кто, из страха Божьего, исповедует истину, тот нам друг, а кто из любви восходит до мученичества, тот становится нам родным.

Записано 9.02.2021 в день памяти Свт.Иоанна Златоустого.

+ + +

Слово к Епископам и Священству

Правоверная Ирина Августа, благочестно правившая царством, созвавшая VII Вселенский Собор, пострадавшая за истину на Лесбосе, говорю так:

«Губители душ, прогневавшие Бога, меч Господа над вашими головами. Прокляните Вселенскую ересь, да будете приняты в общение со Христом, а если нет, — то глубины ада для вас открыты, ибо позднее раскаяние не принесет вам пользы».

Аминь.

+ + +

Молитва дана Святой Царицей Ириной

Господи! Избави мя от печати антихриста, и молю Тя по Святому словеси Твоему, да не случится бегство наше зимою.

Аминь.

+ + +

Краткое жизнеописание правоверной царицы – исповедницы Ирины Византийской

 

eirene mini

Святая царица Ирина родилась в Афинах около 752 года. Рано оставшись без родителей, воспитывалась в семье своего дяди патриция Константина Сарантопекоса. Отличалась сочетанием ума, красоты и знатности происхождения, поэтому была выбрана в невесты наследнику Византийского престола Льву, от брака с которым в 771 году родился их единственный сын -Константин VI Порфирородный, ставший в последствии последним императором Исаврийской династии.

Воспитанная в благочестии, Ирина была иконопочитательницей и почти 15 лет была вынуждена скрывать свои убеждения. Ее муж Лев IV «Хазар» был третьим императором-иконоборцем на Византийском престоле. Царица едва не поплатилась жизнью за свою любовь к благочестию, когда ее мужу донесли о том, что она хранит в своей спальне иконы. Внезапная смерть Льва спасла Ирину от опалы и вознесла ее на вершину власти, она стала регентом при малолетнем сыне и правила империей 10 лет. Здесь вполне проявились ее лучшие качества: она была щедра, милосердна, дальновидна в политике и верна Православию, чем снискала к себе любовь народа и духовенства, а также ненависть со стороны еретиков. Всю свою жизнь она посвятила борьбе с ересью иконоборчества, а венцом ее правления стал созыв VII Вселенского Собора, подготовка к которому явилась поистине духовным подвигом.

Летописи и жития святых, ее современников, представляют нам светлый образ православной монархини: умной, решительной и великодушной, все действия которой направлены на утверждение Православия и облегчение жизни подданных. Она смело проводит гражданские и военные реформы, возвышает позицию Церкви, удачно воплощает в жизнь идею симфонии царской и духовной власти. Для выбора Патриарха собирает, по сути, Земский Собор с участием представителей всех сословий. Затем заключает невыгодный для Византии мир с арабами, для того, чтобы ее агенты во время искусственно затянутых переговоров, вышли на представителей патриархов Иерусалимского и Александрийского, находившихся под властью Халифата; от них были получены грамоты и благословение на проведение Вселенского Собора. Все это время царица преодолевала сильнейшее противодействие со стороны еретиков и их вдохновителей – иудеев.

В 786 году во время первой неудачной попытки провести Собор, когда взбунтовалась императорская гвардия, подверженная ереси и обратила оружие против отцов Церкви, царица повела себя настолько смело и самоотверженно, что благодаря ее вмешательству никто не пострадал, а сама она едва не погибла. Наученная опытом, она принимает решение распустить Исаврийский легион, состоявший из семитских элементов (кавказцы и сирийцы), и находит опору во фракийцах, обеспечивших безопасность VII Вселенского собора, который прошел в 787 году в Никее. Торжество Православия сокрушило ересь, в церкви наступил мир. Сонм святых отцов — современников императрицы Ирины, исчисляемый сотнями, единодушно считали ее святой исповедницей Православной веры. Но позднее ей пришлось сполна испить горькую чашу осуждения, клеветы и забвения.

По свидетельству святых отцов, злые советники восстановили повзрослевшего императора против матери, и он лишил ее власти и титула «Августы» и стал править единолично. Будучи легкомысленным, он сделался марионеткой в руках еретиков, которые жаждали реванша за свое поражение. О царствовании 20-летнего монарха преподобный Феодор Студит выразился словами Экклезиаста: «Горе тому городу, над которым поставлен младенец». За недолгое время своего правления он разрушил все построенное за 10 лет его матерью царицей Ириной и поставил империю на грань духовного и экономического кризиса. В жизнь страны возвращались все признаки иконоборчества, избиение монахов и разрушение монастырей. Народ и духовенство отвернулись от своего правителя, осталась армия, но и она после череды поражений взбунтовалась. Жестокое подавление мятежных легионов было последней каплей, переполнившей чашу терпения. Царица Ирина решилась на силовое решение вопроса. Ее единомышленники арестовали императора и заключили его во дворец, в котором он родился, а затем его ослепили. При пристрастном взгляде, это событие как бы перечеркнуло все заслуги царицы Ирины перед Богом и людьми, и до наших дней является «камнем преткновения», когда речь заходит о ее царствовании. Существуют два взгляда на происшедшее. Согласно летописи Феофана, акт экзекуции был совершен по приказу Ирины, эту же точку зрения поддерживает святитель Дмитрий Ростовский. Святой преподобный Феодор Студит и Мефодий Патриарх Константинопольский говорят в согласии друг с другом, что, хотя царица силой и отняла власть у сына, но казнь над ним была совершена без ее ведома. Георгий монах в своем «Летовнике» пишет: «(И), находясь при смерти со страшными клятвами известила присутствующих, что не причастна к ослеплению сына.» Можно полагать, что она стала заложницей обстоятельств и тех людей, которые принимали участие в перевороте; т.е. таким образом они обезопасили себя и исключили возможность его возвращения на престол. Так или иначе, царице пришлось нести этот тяжелый крест до конца своих дней, и после ее смерти эта клевета продолжает бросать тень на ее образ, и ее противники используют этот факт против нее.

Последующее короткое правление Ирины не принесло Византии ни громких побед, ни ярких событий, с точки зрения историков оно выглядит не очень удачным, но следует заметить, что это было время мира и благоденствия, о чем свидетельствуют такие святые отцы церкви, как Феодор Студит, святитель Иосиф Солунский, патриарх Константинопольский Тарасий, исповедник веры летописец Феофан и многие другие.

После 800 года царица оказалась в одиночестве, окруженная интригами придворных партий. Римская церковь в лице папы Льва искала первенства, а Карл Великий в тайне вынашивал планы захвата Византийского престола. От клеветы и переживаний, обрушившихся на нее, царица Ирина заболела и была при смерти, потом долго выздоравливала. В 802 году страсти вокруг престола накалились до предела, и 31 октября еретики-иконоборцы неожиданно для всех интригующих сторон, ночью окружив Елеферийский дворец, низложили императрицу, а новым Василевсом объявили логофета Никифора. Ирина держалась с достоинством и, передав царскую казну, отправилась к месту ссылки на остров Принкипо, а через некоторое время – на остров Лесбос.

Находясь в изгнании, она полностью предалась молитве и покаянию; память о ее духовных подвигах сохранилась в местном предании. В ссылке она прожила около 8 месяцев и скончалась 9 августа 803 года. Вскоре после отшествия, ее прославили в лике святых, было составлено «Житие преподобной из царствующих Ирины Афинянки», она стала одной из покровительниц острова Лесбос. Мощи святой царицы Ирины были перевезены на о. Принкипо в основанный ею монастырь Святителя Николая, а около 863 года их торжественно доставили в Константинополь и положили в Храме Святых Апостолов. На месте, где она подвизалась, до наших дней сохранился источник, от которого происходят исцеления, так же она неоднократно являлась местным жителям и исихастам, которые когда-то находились в этой местности.

По Патмосскому и Иерусалимскому списку IX и X веков Типикона Великой церкви память святой царицы-исповедницы Ирины празднуется 7/20 августа.

—————————————————————-
Тропарь гл.4

Умом просвещенным и чистым сердцем/ от образа восходя к первообразу./ Властию тебе Богом данною/ Cедьмый Вселенский Собор составила еси,/ Ирино Венценосная.

Кондак гл.6

Богоименитая Ирино,/ Втораго Рима самодержице,/ ереси сокрушительнице,/ cвятых икон почитательнице,/ изографов покровительнице./ Преподобных Отцев собеседнице,/ сирых и убогих попечительнице,/ узы родства ради Христа разсекшая,/ мученически исповедала еси//Торжество Православия.

МОЛИТВА СВЯТОЙ ПРАВОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ – ИСПОВЕДНИЦЕ

ИРИНЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ.

Из млада сиротство изведавшая, царице Ирино, буди нам духовная мати от водительства и окормления духовнаго осиротевшим. По промыслу Божьему на царство Греческое венчанная, в правде Господней народом своим правившая, и нас упаси в вере и истине. Богу тебе соцарствующу, советники и наставники имела святых отец, моли, да и мы от них вразумляемся. Богомудрая царице, ересь сокрушившая, соборному разсуждению нас научаяй. Природу естества победившая, родства законы, яко жертву Авраамлю угодную ко престолу Всевышняго принесла еси: да прославится Бог! Со благоговением взираем на подвиги твоя из последнего нашего времени. Да не свяжем себе ни коим пристрастием, ни коею заботою житейскою, ни боязливостью, ни бесовским мечтанием. Радостию сияющая монархиня добрая, научи нас, единаго Христа Сына Божия знати, Его же единаго любити, Его же в вере и истине исповедати, яко ты исповедала в тесноте и изгнании, даже до смерти. Укрепи и не остави нас среди мира сего, во зле лежащего, изгибнути, миру Божественному тезоименитая, и в мир Христов вечный введи нас, молитвенно тебя почитающих. Аминь.

Тропарь гл.4

Умом просвещенным и чистым сердцем/ от образа восходя к первообразу./ Властию тебе Богом данною/ Cедьмый Вселенский Собор составила еси,/ Ирино Венценосная.

Кондак гл.6

Богоименитая Ирино,/ Втораго Рима самодержице,/ ереси сокрушительнице,/ cвятых икон почитательнице,/ изографов покровительнице./ Преподобных Отцев собеседнице,/ сирых и убогих попечительнице,/ узы родства ради Христа разсекшая,/ мученически исповедала еси//Торжество Православия.

Величание

Величаем тя,/ исповеднице Христова, правоверная царице Ирино Византийская,/ и чтим святую память Твою,/ Ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.

+ + +

ЖИТИЕ ПРАВОВЕРНОЙ ЦАРИЦЫ-ИСПОВЕДНИЦЫ

ИРИНЫ ВИЗАНТИЙСКОЙ

eirene freska

Святая царица Ирина родилась в Афинах около 752 года. Будучи сиротой, она воспитывалась в семье своего дяди, патриция Константина Сарантопекоса, который был стратегом (военачальником) в том округе. Юная гречанка имела знатное происхождение, благородную внешность и живой ум, что и повлияло на решение Византийского императора Константина V выбрать Ирину в невесты своему наследнику Льву:

« 1 числа сентября, 8-го индикта, Ирина отправилась из Афин, и от Иерии плыла в царствующий град на многих быстрых кораблях и других судах, украшенных шелковыми материями и ее встретили и сопровождали знаменитейшие граждане со своими женами; а 3-го числа сентября в церкви Фары, патриархом, явившимся во дворец, совершено обручение царя Леона с тою Ириною, 17 декабря она в зале дворцовой венчана в царицы, пришедши в молитвенницу святого Стефана в Дафне приняла брачный венец с Леоном, сыном Константина».*[ Хронография Феофана, год 6261/761(768)].

От брака со Львом, у Ирины 14 января 771 года родился ее единственный сын Константин, ставший последним правителем Исаврийской династии.

Воспитанная в благочестии, Ирина была иконопочитательницей, и все время правления ее свекра-иконоборца была вынуждена скрывать свои убеждения. Перед свадьбой император Константин принудил ее дать клятву, что никогда она не признает икон и не будет их почитать, как привыкла в Афинах.

Император Константин V Копроним,- нечистотам тезоименитый, как сообщает летописец Феофан, был назван так потому, что «окаляхся» (т.е. обмарался) в самой купели крещения. А лицевой свод Царя Иоанна Грозного прямо называет его антихристом: «От отца сын был – как от злого льва различнообразный барс, и от семени змеи аспида – злая змея, летящая, и от Колена Данова – антихрист».*[ Лицевой летописный свод, 9-й том «Византия»].см (I посл. Ап.Иоанна гл 2 ст.18).

Наступил 765 год, когда злочестивый царь Константин, недостойный сего христианского имени, изрёк: «Эта ненавистная «раса», носящая одеяния тьмы (так называл он монашеские облачения), обречена на окончательное истребление». Только в одной темнице Фиалы в Константинополе находилось 340 монахов не захотевших или не успевших скрыться. Многие были с выколотыми глазами и вырезанными языками, с обрубленными руками и отсеченными носами и ушами. В августе того же года царь устроил невиданное зрелище на столичном ипподроме, где провели строем монахов и монахинь попарно, с каждым мужчиной шла женщина, а зрители плевали и бросали в них камни и комья грязи, а когда император громко выражался, что противные монахи не дают ему покоя, толпа кричала в ответ: «Больше уже нет этого отродья».

В следующем 766 году были посланы жестокие военачальники в азиатские фемы (округа) с наказом от царя – искоренить ненавистную «расу» (всех живущих в благочестиии). Особенно отличался своим зверонравием Лаханодракон, который действовал во Фракии. Он согнал всех монахов и монахинь в г. Ефес и, собрав их на равнине, объявил им: «Кто не хочет быть ослушником царской воли, пусть снимет темное одеяние и немедленно возьмет себе жену, в противном случае будет ослеплен и сослан на остров Кипр». Многие в тот день получили мученический венец, но много было и таких, которые изменили своим обетам и погибли.

Монахов секли, калечили, убивали. При сжигании монастыря Пелекиты 38 человек из братии загнали в развалины древних терм, и там живыми засыпали землей.

Лаханодракон распродал монастыри и монастырское имущество, святоотеческие книги и мощи чудотворцев бросал в огонь, и подвергал наказанию тех, кто хранил у себя какую-либо святыню. Словом, он не знал границы в своей жестокости, так что в этой феме не осталось ни одного носящего монашеские облачения.

Почти десять лет царица Ирина была безмолвной свидетельницей происходящего и слагала увиденное в сердце своем, пока Господь не дал малую ослабу за молитвы исповедников веры.

В 775 году: «Царь кончил жизнь свою, запятнав себя кровью многих христиан и призыванием демонов, и жертвами им (ритуальными убийствами), преследованием святых церквей и Пресвятой Богородицы, а также истреблением монахов и опустошением монастырей. Всякою злобою преуспевал он не хуже Диоклетиана и (других) древних тиранов». *[Хронография Феофана].

На Византийский престол вступил его сын Лев IV по прозвищу «хазар», которое получил потому, что мать его была еврейка, дочь Хазарского кагана, принявшая крещение только для того, чтобы воцариться.

Ирина всячески старалась влиять на мужа, дабы смягчить гонения на иконопочитателей: «Царь Лев раздавал щедрой рукой из сокровищ, оставленных его отцом, и тем расположил к себе войско и народ. На короткое время он казался благочестивым и другом Богородицы и монахов; поставил на первосвятительских престолах митрополитов из игуменов». *[Хронография Феофана].

В 776 году на Константинопольском ипподроме народ, довольный переменами в духовной жизни и уменьшением налогов, настойчиво просил Льва венчать на царство и его малолетнего сына Константина. Император изволил дать на это свое согласие, и в день святой Пасхи состоялось торжество, вдохновительницей и участницей которого стала Ирина. «…В великое Воскресение Пасхи 14 индикта, при первой заре, царь с патриархом вышел на ипподром; принесли антиминс, и в присутствии всего народа, патриарх совершил молитву, и царь венчал сына своего; потом два царя с двумя кесарями и тремя светлейшими шли в Великую церковь. После шествия царей, шла царица Ирина; перед ней пажи несли скипетры; в медные врата вошла она в оглашаемую часть церкви и не восходила на середину амвона». * [Хронография Феофана, год 6268/768(776)]

solid lev and constsntine

Это был триумф Ирины, обезпечившей своему сыну титул императора, но при этом из-за зависти братьев Льва, с этого времени стали ухудшаться ее отношения с мужем, который опять стал угождать еретикам и усиливать гонения. Царица Ирина окончательно впала в немилость в 780 году после того, как Лев обнаружил в ее спальне 2 иконы, которые были спрятаны под подушкой. После этого случая, жизнь царицы превратилась в мученичество.

От опалы, в какой она была, царицу Ирину избавила внезапная смерть ее мужа. Императора Льва постигло наказание Божие за грехи его против веры и святотатство, которое он совершил: «…величайший любитель драгоценных камней, он похитил венец из Великой церкви и носил его. Карбункулы покрыли его голову; он впал в жесточайшую горячку и умер на пятом году своего царствования, без шести месяцев».* [ Хронография Феофана]

После смерти мужа, царица Ирина была провозглашена регентом при девятилетнем сыне, императоре Константине VI. Через сорок дней после начала регентства, партия иконоборцев во главе с братьями умершего императора Льва подготовили переворот с целью возвести на престол Никифора, старшего из братьев. Заговор был раскрыт, участники его схвачены, подвергнуты бичеванию и сосланы. Братья же Льва были пострижены в монашество и рукоположены в сан дьяконов.

25 декабря 780 года на праздник Рождества Христова, царица Ирина заставила их при стечении народа служить в храме Святой Софии, чтобы лишить каких-либо притязаний на престол. В тот же день она вернула в Великую церковь венец царя Ираклия, ранее святотатственно похищенный Львом.

Императрица начала открыто оказывать поддержку иконопочитанию. Было устроено торжественное перенесение мощей святой Великомученицы Евфимии Всехвальной в Халкидон из тайного места на острове Лемнос, «изгнанных» туда Константином Копронимом. Мощи святой были обретены в саркофаге, на котором нашли пророческую надпись: «Христос рождается от Марии Девы, и верую в Него. При Константине и Ирине, о, солнце, вновь меня увидишь». Из ссылок возвращались монахи и все пострадавшие за благочестие от еретиков. Однако, царица Ирина действовала осторожно, так как ее положение еще не утвердилось. В аристократии и духовенстве, а особенно в войске было очень сильно влияние иконоборцев. Все углублялось непрерывными войнами с арабами и балканскими славянами. В 781 году пришлось выслать военный флот к берегам Сицилии, чтобы наказать мятежного стратига Елпидия, который примкнул к заговору, составленному против царствующих особ, братьями Льва IV.

В 783 году царица обручила своего несовершеннолетнего сына с восьмилетней дочерью Карла Великого — Ротрудой. Императрица Ирина искала духовного союза с Римской церковью, которая не была заражена ересью иконоборчества. К Ротруде был приставлен евнух Элизий, чтобы научить франкскую невесту греческому языку и византийским обычаям. Между тем, противостояние между иконопочитателями и еретиками обострялось. Вот, как свидетельствует об этом составитель жития святителя Тарасия, святейшего патриарха Константинопольского: «…А на царском престоле восседал тогда Константин Порфирородный, сын Льва Хазара, внук Копронима, он царствовал не один, но вместе с матерью своею Ириною, так как ему ко времени воцарения было всего десять лет. Патриархом же был тогда Павел Киприянин, муж добродетельный и благочестивый, но слишком слабовольный и боязливый. Видя, что он ничего не может сделать для торжества православия, Павел задумал оставить патриарший престол, который занимал более 4 лет. Заболев, он тайно оставил патриаршие палаты и прибыл в монастырь святого Флора, где и восприял святую схиму. Слух о пострижении патриарха скоро распространился повсюду, и все были сильно удивлены этим обстоятельством. А царица Ирина сильно опечалилась, так как патриарх оставил престол, не известив заранее о своем намерении. И вот она отправилась к нему с сыном своим царем Константином и спросила его:

Что это ты, Отче, сделал с нами? Почему так неожиданно оставил престол святительский?

Павел ответствовал:

Вот, что особенно печалит и удручает меня: я вижу, что области, подвластные Вам, чуждаются нашей церкви* (прим.: имеются ввиду церкви: Иерусалимская, Римская, Александрийская и Антиохийская чуждаются Византийской церкви по причине ереси иконоборчества), и считая себя стадом Христовым, отгоняют нас от себя, как будто мы овцы не одного стада. Посему, я отказываюсь быть пастырем в еретическом сонме и предпочитаю лучше умереть, чем подвергаться анафеме от первосвятителей четырех апостольских престолов. Вам Бог даровал в руки власть царскую, чтобы вы заботились о Христианском стаде, живущем на земле. Не попустите, чтобы богомерзкая ересь, подобно вышедшей на луга свинье, опустошала и губила виноград Христов во время вашего царствования и оскверняла бы его злочестивым мудрованием. У Вас есть искусный делатель, который поможет в ваших благих начинаниях.

После этих слов Ирина спросила его:

О ком ты говоришь отче?

­ — Я подразумеваю здесь Тарасия, который занимает первое место в Вашем царском совете, — отвечал Патриарх, — я знаю, что он вполне достоин управлять Церковью, так как он может жезлом своего разума отразить лживое учение еретиков, быть добрым пастырем словесного стада Христова и собрать его во едино.

Услышав это от Патриарха Павла, благочестивая царица Ирина и ее сын царь Константин со скорбью оставили Павла. Он же сказал некоторым сенаторам, оставшимся у него:

—… Если не будет собран VII Вселенский собор и не будет осуждена ересь иконоборцев, невозможно нам спастись.

Вскоре царица Ирина собрала людей всякого чина: и светских, и духовных, и весь народ, во дворец, называемый Магнаврой – он находился в предградии на Едомском месте. И пред всем священным собором сказала:

Вам известно, что патриарх Павел оставил нас, ныне мы должны избрать себе на его место другого добраго пастыря и учителя церкви.

На это все громко закричали:

Таковым никто другой, кроме Тарасия, быть не может.

Тарасий тот был асикритом (императорским секретарём), царица Ирина, желавшая видеть его патриархом говорила:

Мы его назначаем, но он не слушается.

Блаженный же Тарасий, став посередине, сказал:

Я вижу, что церковь Божия разъединена. Как восточные, так и западные христиане проклинают нас, тяжело сие разъединение и страшно отлучение от Царствия Божия. Пусть будет созван Вселенский Собор…

Присутствовавшие на собрании еретики утверждали, что собор не нужен, так как на соборе 754 года уже было принято решение осудившее иконопочитание, но голос их был заглушен голосом большинства. И 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова, Тарасий был поставлен Константинопольским патриархом.

Tarasios

И вот царь Константин и царица Ирина, мать его, которая вследствие малолетнего возраста сына своего управляла всем царством, вместе со святейшим Тарасием написала послания ко всем патриархам и епископам, призывая их на Собор, Епископы из разных мест собрались в Царьград, патриархи же прислали своих наместников.

Патриарх Тарасий отправил в Рим соборные послания, и книгу своего вероисповедания, которая и была принята папой Адрианом. Писала также и царица к тому же папе и просила его прислать свои грамоты и честных мужей для присутствия на Соборе. Изъявили согласие на проведение Собора патриархи Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский, а также папа Адриан прислал двух своих наместников и приветствовал царицу Ирину и ее сына, как новых равноапостольных Константина и Елену. Собор был открыт и начал действовать 7 августа 786 года. Местом для соборных совещаний была избрана Церковь Святых Апостолов, которая была воздвигнута Константином Великим, первым царем Христианским и перестроенная, и великолепно украшенная императором Иустинианом, в сей церкви и собрались епископы со святейшим Тарасием во главе; здесь же присутствовал и юный царь Константин с матерью своею Ириной.

Когда Платон, игумен Саккудийского монастыря с кафедры говорил слово в защиту иконопочитания, в храм ворвались воины, принадлежавшие к старой императорской гвардии, они обнажили мечи и стали кричать: «Не допустим, чтобы Вы отвергли догматы царя Константина; пусть будет твердым и непоколебимым то, что на своем соборе он утвердил и законоположил; мы не допустим, чтобы в храм Божий вносили идолов (так они называли иконы); если же кто осмелится не повиноваться определениям собора Константина Копронима и отвергая его постановления, станет вносить идолов, то сия земля обагрится кровью епископов».

Царица Ирина пыталась усмирить мятеж властным словом, но не преуспела в этом, и тогда она подала знак епископам, чтобы те поднялись со своих мест, и все, бывшие на Соборе разошлись. Еретичествующие епископы присоединились к войску и стали рукоплескать и кричать: «Мы победили, мы победили!» Сама Ирина не без труда спаслась от «когтей этих львов», как пишет летописец из духовенства: «Приверженцы ее (хотя и не была пролита ее кровь), провозгласили ее мученице».

Вскоре царица под предлогом войны с арабами переместила императорский дом во Фракию. Болгарское поселение Стара-Загора было отстроено, укреплено и названо Иринополисом, а мятежный столичный гарнизон был отправлен вглубь Малой Азии, где ветеранам дали отставку. Исаврийский (Кавказский) легион разоружили, воинов вместе с их женами и детьми препроводили на азиатский берег с указанием каждому отправиться в свое отечество.

«Бог соцарствует нам» — говорила святая царица и , действительно: «…благочестивые люди могли вновь свободно говорить, а искавшие вечного спасения могли без помехи удалиться из мира и слава Божия опять возсияла; монастрыри стали благоденствовать, повсюду царило добро. Правоверная императрица всячески старалась загладить святотатства предшествующих царей. Народ был в великой радости и приветствовал, как неожиданное чудо восшествие на престол благочестивой монархини и благодарил Бога, восхотевшего руками женщины-вдовы и сироты-ребенка уничтожить нечестие и положить конец бедственному состоянию Церкви».

Был срочно проведен набор новых полков из фракийских славян, по слову царицы, «чтобы всегда иметь под рукой преданное войско и верных военачальников». Когда стены Константинополя взял под охрану новый гарнизон, и в начале мая 787 года в Иринополе прошел торжественный смотр Фракийских легионов; императрица вновь разослала приглашения с просьбой прибыть на Собор, который решено было проводить в Вифинском городе Никее, где уже проходил I Вселенский Собор, созванный для осуждения ереси злочестивого Ария.

7sobor

И вот сюда прибыл Святейший Тарасий – патриарх Константинопольский, и вместе с ним наместники Патриархов: Полициана, патриарха Александрийского; Феодорита Антиохийского, Илии Иерусалимского, Адриана – папы Римскаго. Всего же явилось на собор 367 святых отцов. Седьмой вселенский собор открылся 24 сентября, в день памяти святой первомученицы Феклы.

Патриарх Тарасий зачитал царское послание к Собору, в котором упоминалось о том, что патриарх Павел перед своей кончиной советовал созвать Собор для искоренения ереси иконоборцев. Святые отцы благословили царя и его мать за их великое попечение о православной вере. Сама государыня не была в собрании, ее представлял комит Петрона и начальник военного совета Иоанн. Были выслушаны выражения раскаяния со стороны епископов, впавших в ересь, которые анафематствовали свои прежние заблуждения и высказали православное исповедование веры: «Учения богозвучных отцов нас исправили, черпая из них, мы напоены истиной; следуя им, мы отогнали ложь, наученные ими, мы целуем святые иконы. Кто не следует этому, да будет анафема.

Святитель Василий Анкирский, держа в руках этот свиток от лица всего Собора провозгласил Торжество Православия: «Не почитающим святые иконы – анафема; именующим святые иконы идолами – анафема; приводящим изречения Священного Писания против поклонения святым иконам – анафема; отвергающим предания святых отцов, как отвергал их Арий, Несторий, Евтихий, Диоскор – анафема; утверждающим: не от Святых Отцов исходит почитание святых икон – анафема; утверждающим, что кафолическая Церковь приемлет идолов – анафема».

Многим епископам, бывшим еретиками, но исповедовавшим свое заблуждение, было дано место среди прочих епископов православных. Суд же над теми, которые колебались, был отложен на некоторое время. При этом, Святой Тарасий сказал: «Трудно поддаются излечению застарелые болезни, и трудно искореняются злые нравы. Но, если люди, недугующие духовно, истинно каются, то святой Собор принимает их и не лишает их сана».

Во время заседаний, которых было VII приводили достоверную историю о святом Убрусе, на котором Христос Господь изобразил святой лик Свой и послал его Авгарю Едесскому, который лишь только поклонился перед изображением, тотчас получил исцеление от болезни; говорили об иконе Христовой, над коей надругались в Бейруте иудеи, за что и были наказаны. Когда читали повесть об этой иконе, все святые отцы плакали.

Монах Иоанн, представитель Востока, поведал Собору о происхождении ереси: «Эта ересь, худшая из всех ересей, как ниспровергающая все домостроительство Спасителя». И еще он рассказал, что приближенный императора Льва Исавра, соплеменник его, сириец Висир был дружен с главным раввином Тивериады по прозвищу – Тессараконтахий. Этого чародея представили Халифу Язиду II-му, и раввин внушил ему уничтожить все святые иконы в его владениях, обещая через это Язиду здоровье и долголетие. В 723 году вышел указ истребить все изображения, вносимые в Палестину и Сирию Христианами. Исполнение указа было исполнено строго и опустошительно. Через два с половиной года Халиф умер, иудей был предан позорной казни, а иконы в церквях восстановлены, но иконоборческая зараза передалась епископам и вошла в пределы Византийской империи. «Лжеепископ Наколийский Константин и бывшие с ним, последовали беззаконным иудеям и нечестивым арабам и стали оскорблять церкви Божии».

Наконец, Собор проклял ересь и утвердил почитание святых икон; великая радость была по этому случаю во святых Церквах, и весь народ торжествовал, провозглашая благие пожелания царям и пастырям. Последнее VIII-е заседание Собора произошло в Константинополе во дворце Магнавра с участием императрицы Ирины и императора, ее сына. На этом заседании было принято определение Собора, восстановившее почитание икон: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси, изображенного на ней. Вот таково учение святых отцов наших, то есть предание кафолической Церкви, от конца и до конца земли, приявшей Евангелие».

Когда диакон и кувуклисий (смотритель патриарших покоев) Косьма зачитал орос Собора, императрица Ирина сказала: «Пусть объявит Святой вселенский Собор: все ли согласны с прочитанным определением, и тогда последовали возгласы: «Все так веруем, все так мыслим, все подписали по доброй воле, сия вера православная, сия вера утвердила вселенную». На это царица ответила: «Бог избрал нас, и мы ищем Его славу в истине». Затем по просьбе епископов, царь и царица торжественно скрепили грамоту своими подписями при громких восклицаниях присутствующих.

Так великим попечением правоверной царицы Ирины и тщанием святейшего патриарха Тарасия, ересь иконоборцев была отвержена и попрана, и Церкви Христовой был дарован мир. После Собора епископы разошлись каждый в свою епархию с богатыми дарами от Ирины.

В память об этих событиях, императрица приказала изготовить и поместить над вратами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре. К образу была сделана надпись: «Образ, который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

В 788 году свадьба императора Константина с обрученной ему Ротрудой расстроилась по вине ее отца Карла, короля франков. Он посягнул на земли, принадлежащие Константинополю, и в том же году императрица Ирина послала войска на север Италии, чтобы воевать с франками, однако византийцы потерпели поражение.

Желая оженить повзрослевшего сына, императрица выбрала для него из многих невест юную незнатную армянку, уроженку Пафлагонии Марию Амнийскую, внучку святого праведного Филарета Милостивого.

«Царица, разорвавши сделку с Франциею, послала Феофана, первого оруженосца, и взяла невесту из армянок по имени Мария, из дома Амния, и соединила ее браком с царем Константином, сыном своим, хотя он очень печалился, и не желал сего по привычке своей к дочери Карла, короля Французского, с которою был обручен. И совершили брак его в ноябре месяце индиктиона 12». * [Хронография Феофана, год 6281/ 781-788].

В 789 году был устроен заговор против Ирины с целью передать всю власть Константину. Согласно повествованию летописца Феофана, Константин: «…посоветовавшись с немногими приближенными своими решился схватить ее и послать в изгнание на Сицилию, а самому овладеть царством». О разговорах среди ближайшего окружения Константина донесли царице, и она опередила своих противников. Арестованные заговорщики были подвергнуты пыткам; изгнаны или заключены в темницы, а сам император был подвергнут телесному наказанию, как непокорный ребенок, строго отчитан матерью и на несколько дней посажен под арест у себя в комнате.

Императрица Ирина приняла решение — повторно привести к присяге войска, в том, что пока она жива, они не позволят царствовать ее сыну единолично. Когда очередь дошла до Армянского легиона, вспыхнул бунт; воины не согласились присягать в том, что: «…Не признаем сына твоего при жизни твоей», но отвечали: «Мы не будем ставить имени Ирины впереди Константина, но Константина, как и прежде, поставим впереди Ирины».

Узнав об этом, воины прочих легионов прогнали своих военачальников, и сами так же провозгласили единственным царем Константина. Ирина уступила силе, и лишенная титула Августы, поселилась в Елевферийском дворце. В милость к царю попали те, с кем она еще недавно победоносно боролась, старейший еретик Михаил Лаханодракон, возведенный в высокую должность магистра оффиций и с ним все враги икон и благочестия.

«Константин, достигнув 20-летнего возраста, по навету злых своих советников, устранил от власти мать свою, благочестивую царицу Ирину, которая мудро правила всем государством, и стал править единолично. При этом, освободившись от опеки матери, он предался излишествам и стал вести неблагопристойную жизнь». * [Житие св. Тарасия, патриарха Константинопольского].

О его царствовании преподобный Федор Студит сказал словами Экклезиаста: «Горе граду, царем над которым поставлен младенец».

Император Константин без всякого повода возненавидел свою законную супругу и распалился преступной любовью к другой, по имени Феодотия, с нею он стал жить и задумал сделать ее своей супругой и царицей, а законную свою супругу – заточить. Он возвел на нее клевету, будто она хотела погубить его посредством отравы. Его пытались вразумить мать – царица Ирина и святейший патриарх Тарасий со старцем Иоанном, который был на VII Вселенском Соборе наместником патриархов Александрийского и Иерусалимского. Но царь не хотел их слушать, а подстрекаемый вельможами, приходил в больший гнев и ярость. Святейший патриарх Тарасий сказал: «Свидетельствуем самим Богом, что мы не можем допустить тебя в алтарь для Божественного причащения, хотя ты и царь. Ибо еще древним иереям было сказано: «Не давайте попирать алтаря Моего».

Один из окружения царского, по происхождению патриций, хотел даже своими руками вонзить меч во чрево старца Иоанна за то, что он творит противное воле царской. Исполненный гнева царь, приказал их обоих – и святейшего патриарха Тарасия, и честнаго старца Иоанна, с безчестием изгнать из царского дворца. И ушли от него эти два мужа, изгнанные правды ради, подражая святому Иоанну Крестителю, который некогда обличил беззаконный брак Ирода. Исходя, они отрясли прах от своих ног и сказали: «Мы не ответственны в вашем беззаконии».

Случилось это в 795 году, изгнал из своих палат в монастырь Константин Марию, законную супругу и царицу, родившую к тому времени двух дочерей – Евфросинию и Ирину. Там насильно постригли ее, а сам он отпраздновал брак с наложницей Феодотией, которая была дальней родственницей ему по отцу. Царь грозил, что восстановит иконоборчество, если ему будут возбранять это беззаконное сожительство. Все помнили, что отец, дед и прадед его были еретиками, причинившими великое зло Церкви и избившие многих христиан за почитание икон.

samodergiza

Это событие вызвало волнение среди ревнителей благочестия, а Саккудийский монастырь на Олимпе даже отложился от Византийской церкви, их так же поддержал Студийский монастырь. «Хотя бы и кровь нашу пришлось нам пролить, мы ее прольем с радостью»- таковы были слова преподобного Феодора Студита. По царскому приказу монахов подвергали телесным наказаниям, заключали в темницы, ссылали; обители, как во времена гонений снова запустели.

Государственные дела пришли в расстройство и после неудачных походов против арабов и болгар, Константин под влиянием обстоятельств и сановников вернул матери своей, царице Ирине, титул Августы и разрешил ей проживать в императорском дворце.

После очередного поражения от болгар, среди армянских военных началось восстание, которое пришлось подавлять силой. Из-за своего легкомыслия и жестокости, император лишился последней опоры – своего войска.

«Но, через некоторое время царя постигла Божья кара. Мать его, благочестивая царица Ирина, уже давно видела злое и беззаконное житие его; она видела, как сын ее попирает закон Божий, и готов снова воздвигнуть иконоборчество. Более любя Бога и правду Его, чем своего собственного сына, она посоветовавшись с главнейшими сановниками, восстала на сына своего, взяла его под стражу, и заключила в том дворце, где он родился, и который был известен под именем Порфириева Дворца. Потом она приказала ослепить его, подобно тому, как 5 лет назад он ослепил трех братьев своего отца: Никиту, Анфима, и Евдоксия. Такое получил наказание по делам своим император Византийский Константин VI Порфирородный. А Ирина вновь приняла царский скипетр и исправила все то, что пришло в расстройство в царствование ее сына.

Существует и другой взгляд на эти события. Преподобный Феодор Студит и Мефодий Патриарх Константинопольский единодушны в том, что царица Ирина, хотя и насильно лишила монаршьей власти своего сына, но не была замешана в казни над ним. Тоже говорит и Георгий Монах в составленной им «Хронике»: «…(Ирина),находясь при смерти, со страшными клятвами известила присутствующих,что не причастна к ослеплению сына».

Императрица Ирина Августа стала первой женщиной-самодержицей на Византийском престоле. В изданных ею новеллах она называет себя: «Ирина, великий Василевс и автократор Ромеев».

solid Eirene

«Во второй день Пасхи царица Ирина возвращалась от Храма Святых Апостолов на златой колеснице, везомой четырьмя белыми конями, которых вели четыре патриция: Вардан, военачальник фракийский; Сисиний, военачальник; Никита, начальник школ и Константин, сын Воилы; царица щедро бросала в народ деньги».* [ Хронография Феофана, год 6291/ 791-(799) ].

C самого начала своего самодержавства, царица сделала все, чтобы дать своим подданным отдохнуть от духовных потрясений и военных неудач. Было пресечено лихоимство и злоупотребления властью, в обществе воцарилась справедливость.

Преподобный Феодор Студит писал:

feodor studit

«Бедняки уже не остаются дома из-за боязни гнусных поборов… Скажи нам, государыня, откуда вселилась в тебя такая любовь к благочестию, что ты ненасытно возжелала благоугождать Богу и до чрезвычайности расширила попечение о душевной и телесной пользе Христиан? Все царство твое исполнилось радостью и веселием… Хвалите ее все народы, Величайте ее с нами начальники и подчиненные, священники и монахи, и весь Христианский род. Ты угождаешь Богу, и ты радуешь избранных, и ангелов Божиих и людей, живущих преподобно и праведно, богоименитая Ирина! За это все уста и всякий язык прославляют тебя. Это поистине Слава Церкви, ревнительница по Боге и поборница истины!»

Особо она благоволила монастырям, восстанавливала пришедшие в запустение во времена гонений, строила новые. А такие, как Саккудийский в Вифании и Студийский в Константинополе, достигли в то благословенное время своего наивысшего расцвета. Монахов в империи тогда было до ста тысяч. Сама, выросшая сиротой, царица была расположена к благотворительности, подражая Филарету Милостивому. Народ благословлял ее правление.

Тем временем советники царицы, зная, что в случае ее смерти, нет прямого наследника на Византийский престол, начали делить власть между собой и своими сторонниками.

В мае 799 года от переживаний Ирина занемогла и была почти при смерти: «Два патриция: Ставрикий и Аэций, наперсники царицы, восстали друг против друга и уже явно обнаруживали вражду свою; оба имели цель по смерти царицы доставить царство своим родственникам».* [Хронография Феофана]

Положение усугубилось еще тем, что Римская церковь решила не признавать царицу Ирину законной правительницей Византийской империи и 25 декабря 800 года Карл, король Франков, был коронован папой Львом III в Храме святого Петра и провозглашен «великим императором Рима». На востоке титул Карла не признали и тогда он, следуя своим властолюбивым замыслам, чтобы сесть на престоле Византийском, через послов своих и папских, предложил царице Ирине соединиться браком с ним, Карлом, и через то объединить восток с западом. Против выступил Аэций, управляющий делами империи, он в тайне намеревался ввести во власть своего брата.

Этой смутой воспользовались злейшие враги Ирины – еретики. 31 октября 802 года, когда франкийские послы были в Константинополе, произошел дворцовый переворот, составленный логофетом (казначеем) Никифором. Он вместе с сообщниками, привлек на свою сторону начальников войска и обманом, от лица императрицы приказал воинам окружить Елевферийский дворец. Царицу Ирину низложили, а Никифор был объявлен императором Византии, и на следующий день поспешно венчался на царство. Среди заговорщиков были старые приближенные Константина VI, несколько военачальников-иконоборцев, жаждавших мести; патриции, наконец, придворные, а также родственники императрицы, словом, все, пользовавшиеся ее доверием и милостями.

Никифор – новый Иуда, ревнитель царской казны был из еврейского рода. Снедаемый страстью сребролюбия, он давно негодовал в подлой душе своей на «расточительную» щедрость царицы к монастырям и простолюдинам. Предав Ирину, он сделал их своими врагами: «Одни удивлялись, как Бог допустил, чтобы исповедница веры, подпала такому искушению. Другие, как бы не верили своим глазам и думали, что видят это во сне. Третьи, наконец, плакали, вспоминая ее благодеяния к ним. И все вместе проклинали, как нового Василевса, так и Венчавшего его.* [Хронография Феофана].

Царица Ирина, будучи женщиной мудрой и любящей Бога, все случившееся с ней приняла без ропота. Когда новый император пришел навестить ее, то услышал: «Часто доходили до меня слухи о том, что ты ищешь достоинства, в которое теперь облечен, и последствия доказали, что те слухи были истинны. Они тебе известны; если б я увлекалась ими, то безпрепятственно могла бы убить тебя, но, веря твоим клятвам, и щадя многих соумышленников твоих, я согрешила перед Богом…» Потом склонилась перед новым Василевсом, как перед избранником Божиим, благословляя промысел Божий.

Так вероломный еретик – иконоборец Никифор, похитив венец, как тать взошел на престол и начал царствовать, но ересь, сокрушенная стара-ниями Ирины и низвергнутая на VII Вселенском Соборе уже не могла, как прежде прельщать умы и души христиан.

Никифор обещал Ирине, что позволит ей жить в Елевферийском дворце, но, когда она передала ему императорскую казну, приказал выслать низложенную царицу на остров Принкипо, находящийся в Мраморном море, в основанный ею монастырь Святителя Николая. Затем, опасаясь, чтобы народ не призвал ее снова царствовать, вывезли ее еще далее – на остров Лесбос под стражу. По местному преданию, в ссылке, царица Ирина всецело предалась молитве и покаянию в монастыре пресвятой Богородицы Труллоти в Пирги-Термис близ Митилины.

Не приняв пострига, она жила, как инокиня. Посадив оливковое древо на месте своих подвигов в память о сыне, поливала его своими слезами. Из-под корней дерева открылся святой источник, который существует до наших дней, вода из него имеет целебные свойства. Там же, смиренной Ирине явилась Пресвятая Богородица и велела заложить монастырь в честь Рождества своего на Карийском холме, где теперь находится монастырь святых мучеников Рафаила, Николая и Ирины.

Святая правоверная царица-исповедница Ирина прожила в ссылке 8 месяцев и скончалась 9 августа 803 года в день памяти святого апостола Матфея. Так закончила свой, преисполненный скорбями и подвигами земной путь, сия угодница Божия.

hram sv appostolov

Вскоре после смерти царица Ирина была причислена к лику святых.

В житии, написанном в IX веке о ней сказано: «Преподобная в царствующих Ирина Афинянка».

Между 861-864 годами мощи святой царицы Ирины были перенесены в Константинополь и положены в раке из Проконесского мрамора в церкви Святых Апостолов.

Память ее празднуется 7/20 августа.

Молитвами святой царицы — исповедницы Ирины Византийской, да спасутся все православные Христиане последних Времен. Аминь, и Богу Слава!

+ + +

МОЛИТВА СВЯТОЙ ПРАВОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ – ИСПОВЕДНИЦЕ

ИРИНЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ

eirene

Из млада сиротство изведавшая, царице Ирино, буди нам духовная мати от водительства и окормления духовнаго осиротевшим. По промыслу Божьему на царство Греческое венчанная, в правде Господней народом своим правившая, и нас упаси в вере и истине. Богу тебе соцарствующу, советники и наставники имела святых отец, моли, да и мы от них вразумляемся. Богомудрая царице, ересь сокрушившая, соборному разсуждению нас научаяй. Природу естества победившая, родства законы, яко жертву Авраамлю угодную ко престолу Всевышняго принесла еси: да прославится Бог! Со благоговением взираем на подвиги твоя из последнего нашего времени. Да не свяжем себе ни коим пристрастием, ни коею заботою житейскою, ни боязливостью, ни бесовским мечтанием. Радостию сияющая монархиня добрая, научи нас, единаго Христа Сына Божия знати, Его же единаго любити, Его же в вере и истине исповедати, яко ты исповедала в тесноте и изгнании, даже до смерти. Укрепи и не остави нас среди мира сего, во зле лежащего, изгибнути, миру Божественному тезоименитая, и в мир Христов вечный введи нас, молитвенно тебя почитающих. Аминь.

Тропарь гл.4

Умом просвещенным и чистым сердцем/ от образа восходя к первообразу./ Властию тебе Богом данною/ Cедьмый Вселенский Собор составила еси,/ Ирино Венценосная.

Кондак гл.6

Богоименитая Ирино,/ Втораго Рима самодержице,/ ереси сокрушительнице,/ cвятых икон почитательнице,/ изографов покровительнице./ Преподобных Отцев собеседнице,/ сирых и убогих попечительнице,/ узы родства ради Христа разсекшая,/ мученически исповедала еси//Торжество Православия.

Величание

Величаем тя,/ исповеднице Христова, правоверная царице Ирино Византийская,/ и чтим святую память Твою,/ Ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.