«…в северорусских говорах слова зачастую несут в себе более архаичный смысл, чем тот, который в измененном и отшлифованном виде сохранился в священном языке жрецов Древней Индии.
В северорусском гаять – убирать, хорошо обрабатывать, а в санскрите гайя – дом, хозяйство, семья.
В вологодских говорах карта – это вытканный на половике узор, а в санскрите карт – прясть, отсекать, отделять. Слово прастава, то есть тканая орнаментальная или вышитая полоса, украшающая подолы рубах, концы полотенец и в целом декорирующая одежду, в санскрите означает – хвалебная песнь: ведь в гимнах Ригведы священная речь постоянно ассоциируется с орнаментом ткани, а поэтическое творчество мудрецов сравнивается с ткачеством – «ткань гимна», «ткать гимн» и так далее.
Вероятно, именно в северорусских говорах надо искать объяснение и тому, как готовился ритуальный хмельной напиток сома. В текстах Ригведы постоянно упоминается некая «жертвенная солома», необходимая для приготовления сомы:
«С поднятым ковшом расстилая
Жертвенную солому при жертвоприношении во время прекрасного обряда,
Я переворачиваю (ее, чтобы она дала) больше места богам…»
или
«На жертвенной соломе этого мужа
Выжат сома для жертвоприношения (этого) дня,
Произносится гимн и (пьется) хмельной напиток».
Сому, как известно, смешивали с молоком и медом.
Но именно в Вологодской области использовалось приспособление из соломы, сложенной в виде решетки для процеживания пива. Поэтому таинственный напиток богов – был не настоем эфедры или мухоморов, не молочной водкой, как предполагают ряд исследователей, а, судя по всему, пивом, секреты приготовления которого до сих пор сохраняются в тайне в глухих уголках русского Севера. Так, старожилы рассказывают о том, что раньше пиво (а сейчас и водку) кипятили с молоком и медом и получали хмельной напиток с удивительными свойствами.
Но не только в деревнях русского Севера можно услышать эти удивительные слова. Вот стоят две молодые и вполне современные женщины во дворе вологодского дома, и, вероятно, обсуждая третью, одна из них говорит: «Дивья ей в норке ходить, мужик такие деньги зарабатывает». Что это за странное слово – дивья? Оказывается, оно означает буквально следующее – хорошо, легко, удивительно. Есть еще слово дивье – чудо, нетто поразительное. А на санскрите? Совершенно верно, дивья – значит удивительный, прекрасный, чудесный, небесный, великолепный.
Или еще один городской разговор: «Такая лужища во дворе, водопровод прорвало. Вот она кульнула, и руку-то сломала». Судя по всему, неудачница, о которой шла речь, упала в воду. Снова возвращаясь к санскриту, заметим, что там кулья или кула – ручей, река. Но реки с таким названием есть и на русском Севере: Кула, Кулой, Кулать, Кулом и так далее. И кроме них – еще масса речушек, озер и населенных пунктов, названия которых можно объяснить, обратившись к санскриту. Объем журнальной статьи не позволяет привести здесь весь огромный перечень, насчитывающий тысячи названий, но вот некоторые из них:
Стилизованные женские вологодские вышивки XIX века (слева).
Индийские вышивки того же времени.
Интересно, что названия многих рек – «священных криниц», встречающиеся в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», есть и у нас на русском Севере. Перечислим те, которые совпадают дословно: Алака, Анга, Кая, Куижа, Кушеванда, Кайласа, Сарага.
А ведь есть еще реки Ганга, Гангрека, озера Ганго, Гангозеро и многие, многие другие.
Наш современник, выдающийся болгарский лингвист В. Георгиев отмечал следующее очень важное обстоятельство: «Географические названия являются самым важным источником для определения этногенеза данной области. В отношении устойчивости эти названия неодинаковы, наиболее устойчивы названия рек, особенно главных». Но для того, чтобы сохранились названия, необходимо сохранение преемственности населения, передающего эти названия из поколения в поколение. В противном случае приходят новые народы и называют все по-своему. Так, в 1927 году отряд геологов «открыл» самую высокую гору Приполярного Урала. Она называлась у местного коми-населения Нарада-Из, Из – по-коми – гора, скала, а вот что значит Нарада – никто объяснить не мог. И решили геологи в честь десятилетия Октябрьской революции и для понятности переименовать гору и назвать ее Народной. Так она теперь и называется во всех географических справочниках и на всех картах. А ведь в древнеиндийском эпосе рассказывается о великом мудреце и подвижнике Нараде, жившем на Севере и передававшем веления Богов людям, а просьбы людей – Богам.
Ту же самую мысль высказал еще в 20-х годах нашего века великий русский ученый академик А. И. Соболевский в своей статье «Названия рек и озер русского Севера»: «Исходный пункт моей работы – предположение, что две группы названий родственны между собой и принадлежат к одному языку индоевропейской семьи, который я пока, впредь до подыскания более подходящего термина, именую скифским».
В 60-х годах нашего века шведский исследователь Г. Ехансон, анализируя географические названия Севера Европы (в том числе и русского Севера), пришел к выводу, что в основе их лежит какой-то индоиранский язык.
Названия северорусских рек: | Значение слов на санскрите: |
Варила | варила – дающий воду |
Важа | важа – сила, быстрота, шум воды |
Варз | варз – поливать, осыпать дарами |
Валга | валгу – приятный, прекрасный |
Вель | вела – граница, предел, речной берег |
Дан | дану – капля, роса |
Ира | ира – освежающий напиток |
Индига, Индега, Индоманка | инду – капля |
Карака | карака – сосуд для воды |
Кала | кала – черный, темный |
Лала | лал – играть, переливаться |
Куша | куша – священная трава, вид осоки |
Падма | падма – цветок кувшинки, лилии, лотос |
Панка (озеро) | панка – ил, тина |
Сагара | сагара – впадающий в море, ручей |
Сара | сара – сок, нектар, вода |
Сухона | сухана – легкопреодолимая |
Харина | харина – гусь, золото |
Шона | шона – река |
Композиции северорусской вышивки (внизу) и индийской.
«Так в чем же дело и как попали санскритские слова и названия на русский Север?» – спросите вы. Все дело в том, что не из Индии пришли они на Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Новгородскую, Костромскую, Тверскую и другие русские земли, а совсем наоборот.
Обратите внимание на то, что последнее по времени событие, описанное в эпосе «Махабхарата», – это грандиозная битва между народами пандавов и кауравов, которая, как считается, произошла в 3102 году до н. э. на Курукшетре (Курском поле). Именно с этого события традиционная индийская хронология начинает отсчет самого плохого временного цикла – Калиюги (или времени царства богини смерти Кали). Но на рубеже 3-4-го тысячелетия до н. э. племен, говоривших на индоевропейских языках (и, естественно, на санскрите), на полуострове Индостан еще не было, Они пришли туда значительно позже. Тогда возникает естественный вопрос: где же они воевали в 3102 году до н. э., то есть пять тысячелетий назад?
Орнаменты вышивки и тканых изделий Вологодской губернии. XIX век.
Еще в начале нашего века на этот вопрос пытался ответить выдающийся индийский ученый Бал Гангадхар Тилак, анализируя древние тексты в своей книге «Арктическая родина в Ведах», которая вышла в свет в 1903 году. По его мнению, родина предков индо-иранцев (или, как они себя называли, – ариев) находилась на Севере Европы, где-то около Полярного круга. Об этом свидетельствовали дошедшие предания о годе, который делится на светлую и темную половину, о замерзающем Молочном море, над которым сверкает Северное сияние («Блиставицы»), о созвездиях не только приполярных, но и заполярных широт, кружащихся длинной зимней ночью вокруг Полярной звезды. Древние тексты рассказывали о весеннем таянии снегов, о незаходящем летнем солнце, о горах, протянувшихся с запада на восток и делящих реки на текущие на север (в Молочное море) и текущие на юг (в Южное море).
Карта с названиями рек Вологодской губернии. 1860 год
Именно эти горы, объявленные рядом ученых «мифическими», стали камнем преткновения для исследователей, попытавшихся вслед за Тилаком определить более конкретно, где же все-таки находилась страна, описанная в Ведах и «Махабхарате», а также в священной книге древних иранцев «Авесте». К сожалению, индологи редко обращаются к русским областным диалектологическим словарям, практически не знают центральнорусской и тем более северорусской топонимики, не анализируют географические карты и почти не заглядывают в работы своих коллег из других областей науки: палеоклиматологов, палеоботаников, геоморфологов. Иначе они давно бы обратили внимание на отмеченные светло-коричневым цветом на карте Европейской части России протянувшиеся с запада на восток возвышенности, называемые Северными Увалами. Именно они, соединяясь с Тиманским кряжем, Приполярным Уралом на востоке и возвышенностями Карелии на западе, создают ту дугу возвышенностей, которая, как считали древние арии, делила их землю на север и юг. Именно на этих широтах помещал Птолемей (II век н. э.) Рипейскне, Гиперборейские или Алаунские горы, аналогичные священным горам Меру и Хара арийской древности. Он писал, что «внутри Сарматии живут алаунские скифы, они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами». Здесь имеет смысл обратиться к описанию ландшафтов Вологодской губернии, сделанному в 1890 году Н. А. Иваницким: «По южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская гряда, захватывающая уезды Устьсысольский, Никольский, Тотемский, Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы или плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской систем«. Надо полагать, что вологодские крестьяне, называвшие эти возвышенности (как и их отцы, деды и прадеды) Алаунскими горами, в основной своей массе, Птолемея не читали и едва ли подозревали о такой древности этого названия. Если бы , исследователи, занятые поисками арийской прародины и священных гор ариев, обратились к «Географии» Птолемея, работам северорусских краеведов прошлого и начала нынешнего веков или к трудам современных геоморфологов, то многие проблемы были бы давно сняты. Так, один из крупнейших геоморфологов нашего времени Ю. А. Мещеряков называл Северные Увалы «аномалией Русской равнины» и подчеркивал, что именно они являются главным водоразделом бассейнов северных и южных морей. Говоря о том, что более высокие возвышенности (Среднерусская и Приволжская) уступают им роль главного водораздельного рубежа, он сделал следующий вывод: «Среднерусская и Приволжская возвышенности возникли лишь в новейшее (неогенчетвертичное) время, когда Северные Увалы уже существовали и были водоразделом бассейнов северных и южных морей». И именно там, где протянулись с запада на восток Северные Увалы, в наибольшей степени сохранились до наших дней названия рек, озер, сел и деревень, объяснимые только при помощи священного языка ариев – санскрита. Именно здесь в ткачестве и вышивке русских крестьянок до середины XX века стойко сохранялась традиция древних геометрических орнаментов и сюжетных композиций, истоки которых можно найти в различных археологических культурах Евразии. И прежде всего это те орнаменты, зачастую очень сложные и трудно-выполнимые, которые были визитной карточкой арийской древности.
Во 2-м тысячелетии до н. э. (а возможно, и несколько раньше) пришли в северо-западную Индию племена земледельцев и скотоводов, именующих себя «ариями». Но ушли ведь не все. Какая-то часть, наверное, все-таки осталась на исконной территории.
В июне 1993 года мы, группа работников науки и культуры Вологодской области и наши гости – фольклорный коллектив из Индии (штат Западная Бенгалия), плыли на теплоходе по реке Сухоне, от Вологды до Великого Устюга. Индийским коллективом руководили две женщины с удивительными именами – Дарвини (дарящая свет) и Васанта (весна). Теплоход медленно шел по прекрасной северной реке. Мы смотрели на цветущие луга, вековые сосны, на деревенские дома – двух-трехэтажные хоромины, на полосатые отвесные берега, на тихую гладь воды, любовались пленительной тишиной белых северных ночей. И вместе удивлялись, как много у нас общего. Мы, русские, – тому, что наши индийские гости могут практически без акцента повторять за нами слова популярной эстрадной песни. Они, индийцы, – тому, как знакомо звучат названия рек и деревень.
А потом мы вместе рассматривали орнаменты, – выполненные именно в тех местах, мимо которых шел наш теплоход. Сложно описать то чувство, которое испытываешь, когда гости из далекой страны, указывая то на одну, то на другую вышивку XIX – начала XX века вологодских крестьянок, наперебой говорят: «Это есть в Ориссе, а это в Раджастхане, а это похоже на то, что делается в Бихаре, а это – в Гуджерате, а это, как у нас – в Бенгалии». Было радостно ощущать крепкие нити, связывающие нас через тысячелетия с далекими общими предками.
В 1914 году Валерий Брюсов написал стихи, подтверждением которых, видимо, станет не одна научная работа.
Не надо обманчивых грез,
Не надо красивых утопий:
Но Рок поднимает вопрос,
Мы кто в этой старой Европе?Случайные гости? Орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Все губит в бессмысленной злобе?Иль мы – mom великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита.
Наука и жизнь, 1997, №5
+ + +
ГОРНИЛО НАРОДОВ
Один из самых спорных вопросов, стоящих перед историками, археологами и лингвистами, — это вопрос о том, где следует искать доисторическую прародину большинства европейских и индоиранских народов. Где тот очаг, в горниле которого когда-то возник единый праязык, ставший основой большой семьи индоевропейских языков? Проблема, волнующая ученых уже не первый век. Последний раз журнал «Наука и жизнь» выступил с этой темой в № 5 1997 года (см. статью кандидата исторических наук С. Жарниковой «Мы кто в этой старой Европе?»). В этом номере журнала читателям предлагается обзор аргументов и доводов в пользу гипотезы, которая помещает прародину индоевропейских народов в центре Восточной Европы.
Индоевропейские языки распространены на огромной территории Земли — от Ирландии до Индии. В эту семью языков входят почти все европейские (исключение составляют угро-финнская группа и язык басков)
В 1924 году в Берлине вышла книга по истории Древней Европы известного тогда лингвиста и специалиста по германо-славянским связям профессора Ф. А. Брауна*. В ней профессор касается и такой сложной проблемы: «О прародине индоевропейцев много писали и спорили. Искали ее в Средней Азии, на Памире и западнее до Малой Азии, в бассейне Дуная, в северном Причерноморье, в центральной и даже северной Европе. Все эти кандидатуры приходится считать малообоснованными. Если можно выразиться более определенно, то прародину индоевропейцев приходится искать в средней России. Язык древних славян высокоархаичен и, следовательно, ближе других к праиндоевропейскому.
Если бы славянский язык дошел до нас не в формах IX века н. э., а в формах, современных языку индийских вед, он, вероятно, значительно превзошел бы последний древностью чекана«.
Данные археологии и палеонтологии тоже ложатся в систему доказательств гипотезы профессора Брауна о том, что местонахождение очага индоевропейских народов следует искать в Центральной России. Но обо всем по порядку и начнем издалека.
+ + +
То, что три братских народа — русские, украинцы и белорусы, составлявшие три четверти населения Российской империи, а затем — СССР, происходят из единого корня Древней Руси, известно всем. Достаточно широко известно и то, что общих предков и общую прародину имеет семья индоевропейских народов (их еще называют арийскими). В нее входят славяне, балты, германцы, романцы, кельты, греки, индоиранцы, армяне. Не так давно распространение получила идея родства и единого происхождения группы так называемых ностратических народов (от латинского «нострум» — наше; «маре нострум» — наше море). В нее входят все те же индоевропейцы, затем тюрки, угро-финны, картвелы, то есть практически все население России. Прародина ностратических народов совпадает с прародиной индоевропейцев — ядра всей этой группы. Но где находилась эта прародина?
Известный франко-германский исследователь профессор Страсбургского и Йенского университетов Теодор ПЈше еще свыше ста лет назад провел анализ общих корней индоевропейских языков, корней, лежащих в основе единого индоевропейского праязыка. Цель этого анализа — узнать, в каких природных условиях обитали далекие общие предки славян, балтов, германцев, латинян, греков и других арийских народов. Оказалось, что в индоевропейских языках есть общие названия для животных и растений северной и средней полосы — медведь, волк, береза, дуб и названия таких явлений, как снег, лед, зима. Но нет в языках индоевропейских народов общих слов для обозначения, например, тигра, верблюда, пальмы. И это говорит уже о многом.
Прежде всего о том, что прародину названных народов не следует искать, например, в Средиземноморье. Нет ее и в Западной Европе, поскольку не существует у индоевропейцев общего названия для бука — столь распространенной здесь древесной породы. Из возможных кандидатов приходится исключить и Крайний Север Европы, лежащий выше Петербурга и Вологды (спорное утверждение; об этом в комментариях чуть ниже — ред.), и восточные земли за Нижним Новгородом, где исчезает наиболее характерное для страны арийцев дерево — дуб. Исключаются также степные пространства южнее Киева и Воронежа, где кончается лес. Так, по мнению Т. ПЈше, вычленяются границы прародины индоевропейцев: они очерчивают территорию, ныне занимаемую Центральной Россией и Белоруссией.
Лингвистический анализ, продолжаемый далее исследователем, показывает: арийцы уже знали медь, золото, серебро (которые могли быть им известны по месторождениям Олонецкого края), они возделывали гречиху, а может быть, и пшеницу. Домашними животными у них были корова, коза, лошадь, свинья и собака. Счет родства они вели по мужской линии и отличались характерными для бронзового века патриархальными нравами. И были арийцы высокими, длинноногими, русыми и голубоглазыми людьми.
Основоположник русской антропологии А. П. Богданов (1834-1896) подтвердил выводы Т. ПЈше антропологическими находками в 1882 году. Сравнивая скелеты из захоронений последовательных исторических эпох, он отметил, что только в Центральной России прослеживается плавный эволюционный переход от самых ранних ее обитателей до современных. Тогда как в Западной Европе и Южной России антропологи наталкиваются на обрывы такой постепенности, что явно говорит о вторжении сюда пришлых племен и о резкой смене этнического состава населения.
С «арийской общностью» Т. ПЈше или «унитарным пранародом» А. П. Богданова некоторые археологи связывают так называемую фатьяновскую археологическую культуру «боевых топоров» бронзового века, названную так по деревне Фатьяново Ярославской области. Расположенная в центре России (Ивановская, Ярославская, Костромская, Московская области), эта культура принадлежит общим предкам индоевропейских народов эпохи бронзы — 3000 лет до новой эры и ранее. А дьяковская археологическая культура раннего железного века, открытая на западе Центральной России (Московская, Тверская, Смоленская области), отнесена исследователями к неразделившимся еще предкам славян, германцев и балтов, оставшихся в Центральной России после исхода оттуда предков индоиранцев, латинян и греков. Это ранний железный век, 2000 лет до новой эры.
На востоке Волго-Окского междуречья соседями арийцев были предки финно-угорских народов. Отсюда началось их расселение по пространствам Северной Европы и Сибири, отсюда предки венгров проследовали в нынешнюю Венгрию, на Средне-Дунайскую низменность. В Среднем Поочье, от Каширы до Мурома, располагалась прародина тюркских народов, расселившихся затем по Поволжью, Причерноморью, Средней и Центральной Азии.
Древние тюрки, как и угро-финны и арийцы, тоже были людьми высокими, светлоглазыми и светловолосыми. Именно такими китайские миниатюры рисуют Чингисхана, Бату-хана и их ближайших потомков (ссылка на интересную статью об этом опубликована ниже — ред.), установивших свое господство в Центральной Азии и проследовавших оттуда военными походами во главе покоренных народов до берегов Средиземного и Желтого морей. «Арийский облик» древних тюрков неоднократно описывал и Лев Николаевич Гумилев в своих работах.
+ + +
Для дальнейшей разработки проблемы весьма полезными оказались результаты, полученные экспедицией, руководимой Игорем Всеволодовичем Чернышом — талантливым педагогом и исследователем. Несколько лет подряд — с 1975 по 1986 год и в 1990 году — возглавляемая им группа, состоящая из старшеклассников подмосковной Балашихи, обследовала труднодоступные пещерные города Сарыкамышской впадины, лежащей у юго-восточной окраины плато Устюрт (Северная Туркмения). Эти пещерные поселения раннего железного века некогда возникли на том, вероятно, пути, по которому индоиранцы продвигались из Центральной России в нынешние Иран и Индию.
Начертание различных знаков из рунической письменности
Экспедиция открыла в некоторых пещерах Сарыкамыша рунические письмена, похожие по элементам и общему начертанию на письмена скандинавов и тюрков — обитателей Сибири и Средней Азии. За годы экспедиционной работы И. В. Черныш и его помощники скопировали в натуральную величину все настенные письмена и знаки — их более 20 тысяч, обоснованно опасаясь, что туристы, наведываясь в пещерные города, могут погубить надписи, сделанные на мягком, лессовом грунте.
Однако обнаруженные письмена оказались не скандинавскими и не тюркскими, пока они не поддаются прочтению. Но это открытие тем не менее интересно и важно. Возможно, оно указывает на область возникновения рунической письменности именно в срединной точке трех разнонаправленных лучей движения народов, поскольку в пещеры Сарыкамышской впадины индоиранцы, продвигающиеся из срединной России, принесли, по всей видимости, уже сформировавшуюся письменность. И в самом деле, еще при первом ознакомлении с графикой рун (а это было около трехсот лет назад) было высказано предположение, что такая графика могла возникнуть только как система письменности на бересте, подобно тому, как вавилонская клинопись появилась на глиняных табличках, а египетская или китайская иероглифика — в виде системы письменности на папирусе или бумаге.
В конце XVIII века, когда были опубликованы древнескандинавские географические и исторические предания, стало известно, что сами скандинавы страну предков, страну истоков своей культуры (равно как и римлян, греков и троянцев) называли Великий Свитьод, что по-древнескандинавски означает «Великий Улей». Она называлась также Скандик, что означает «богатая страна» (древнерусское «скот» — богатство, слово, которое в ином значении и сейчас существует в русском языке). Великий Свитьод древнескандинавских преданий — это то же, что «купол мира» библейских преданий, откуда берут начало великие реки Даугава (Западная Двина), Дюна (Северная Двина), Данпар (Днепр), Данаис (Дон), Данува (Волга, она же прежде древнерусский Дунай — название, перенесенное позднее на западноевропейский Истр).
Отсюда предки скандинавов под предводительством Одина, переплыв в ладьях Балтийское море, прибыли на новую землю, ставшую родиной их сынов. И в память о священной стране предков они назвали новоосвоенную землю Скандинавия, а первый очаг на ней — Малый Свитьод, позже Свенска (Швеция). (Интересно, что известный шведский путешественник Тур Хейердал также БЫЛ УВЕРЕН, что скандинавы вышли из России (смотрите видеосюжет, размещенный ниже). По древнескандинавским сагам он даже вычислил это место (как когда-то Генрих Шлиман по «Илиаде» Гомера определил местоположение древней Трои) — северное побережье Азовского моря и Донские степи. Там им в самом начале 2000-х годов были сделаны раскопки и ОБНАРУЖЕНО около ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ (по другим данным, 35 тысяч!) удивительных артефактов, повторяющих СКАНДИНАВСКИЕ — но при этом БОЛЕЕ ДРЕВНИЕ, чем последние! Удивительно, не правда ли?! Однако это открытие, скорее всего, стоило ему жизни: его внезапная смерть была очень подозрительна и наводила на мысль о том, что КОМУ-ТО очень НЕ ПОНРАВИЛОСЬ его сенсационное открытие! — ред.) Оттуда вышли готы, даны (датчане) и другие народы Севера. Осваивая новые земли, они часто давали им дорогие их памяти имена: например, открытая за Северным морем земля стала называться Скотланд (Шотландия), то есть «богатая земля» («скот», как уже говорилось, в древнерусском языке — богатство, а «лендина» — участок земли). Когда умер великий Один, его тело положили в погребальный костер, разожженный на огромной ладье, и ветер понес ладью под парусами от шведского берега на юго-восток, на священную родину предков.
За тысячу лет до записи первых скандинавских преданий великий ученый античности Клавдий Птолемей излагал в своей «Географии»: «За Сарматским разливом лежит огромный остров, который называют Скандия или Эритий. И это есть легендарная страна наших предков гипербореев («северян». — Прим. Р. Д.), горнило народов, кузница народов мира. Там с Ритейских гор исходят великие реки и вдоль их — славнейшие в мире луга с бесчисленными стадами скота. Там плодородные поля среди великих лесов, и нигде земля не дает больших урожаев. Отсюда распространилось умение обрабатывать землю и ковать металл». Центр Ритейских гор Птолемей определяет примерно на широте 55о и на 30-40о восточной долготы — примерно «как у гор Тавриды».
Обратите внимание на географические координаты, приведенные Птолемеем. Из них и описательной части его труда очевидно, что птолемеевский Эритий совпадает с территорией, ныне занимаемой Центральной Россией. Но при чем тут остров? Текст Птолемея проясняют арабские географы раннего средневековья, которым среди северных стран известен огромный «остров Русов» шириною в 30 дней пути, такой же, как длина Месопотамии. Месопотамия — «междуречье», или в арабских текстах — «джезире», то есть «остров» — страна между разливами двух великих рек, Тигра и Евфрата. Таким образом, «остров Русов» — междуречье Волги, Оки, Дона, Днепра. Сарматский разлив Птолемея — это не Балтийское море и тем более не Ледовитый океан, а пресноводное море весенних разливов Приднепровской низменности. Что это именно так, видно из следующего: Сарматский разлив, по Птолемею, находится от Понта Эвксинского (Черного моря) в 10 днях пути, то есть примерно в 250 километрах. Это и есть ширина Правобережной Украины, занятой высотами Подолья. (Интересное, но сомнительное объяснение. Скорее всего, Птоломей пользовался БОЛЕЕ РАННИМИ источниками, где речь шла именно об АРКТИЧЕСКИХ землях — тогда не затопленных Ледовитым океаном и имеющим мягкий климат: на Новосибирских островах и на острове Врангеля, например, до сих пор сохранились останки мамонтов и окаменевших деревьев, свойственных тропикам — ред.)
В «Рифмованной хронике» герцогов нормандских, написанной около 1175 года поэтом Бенуа де Сент-Мором (а это важнейший источник западноевропейского средневековья), есть такие строки:
«Между Дунаем, Океаном** и землей алан***
есть остров, называемый Сканси,
и я полагаю, что это земля Руси.
Как пчелы из ульев,
вылетают они огромными могучими роями
из тысяч и тысяч яростных бойцов,
и бросаются в бой,
выхватив мечи,
воспламененные гневом,
как один за всех и все за одного.
Этот великий народ
может нападать на большие страны,
и давать жестокие сражения,
и одерживать славные победы».
Почему же землям нынешней Центральной России в древности принадлежала такая выдающаяся роль? В 1934 году Институт археологии опубликовал работу известного нашего археолога Петра Николаевича Третьякова «Происхождение земледелия», к сожалению, мало оцененную до сих пор. Автор писал, что родину земледелия видят обычно лишь в долинах Месопотамии, Нила и Инда. Но, видимо, есть еще один центр. До изобретения плужного земледелия — а это довольно позднее событие в истории человечества — люди были слишком слабы, чтобы бороться с буйной сорной растительностью Юга. А в лесах Севера у древнего человека была могучая помощь в виде огня, способного глубоко прожигать почву, уничтожая сорняки, их корни и вместе с тем удобряя ее золой. На пережженных лесных землях первые три года получают небывалый для любой другой системы урожай с прибавкой до 150 раз против посеянного зерна — «сам 150».
Такая щедрая земля и могла стать прародиной многих народов мира. Ее не надо искать в Западной Европе, где из-за слишком обильных дождей у древнего земледельца урожай часто вымокал. Ее не могло быть в Сибири, где урожай побивали поздние весенние и ранние осенние заморозки. Остается срединная Восточная Европа — не только наиболее подходящая по климату для прародины земледелия, но и некогда обладавшая единственными в мире крупными массивами смешанных лесов — источником высококачественного топлива и золы. Первые сельскохозяйственные культуры всех южных древних стран — и Египта, и Месопотамии, и Индии, и Китая — это ячмень, полба, просо, репа. Все эти культуры по происхождению — среднеевропейские.
Остается пояснить, почему именно здесь началась и первая в мире выработка железа. В древности не умели получать металл из тех руд, с которыми работает современная металлургия. Эту технологию дал только XIX век. А до того железо выплавляли из озерно-болотных руд — самых легкоплавких и самых высококачественных из всех, которые известны на Земле. Три четверти запасов озерно-болотных руд Евразии сосредоточено в Центральной России, и там же — крупнейшие запасы сырья для древесного угля, с которым только и умела работать древняя и средневековая металлургия.
По выплавке железа Россия с незапамятных времен и до начала XIX века стояла на первом месте в мире, пока ее не обогнали Англия, Германия и США, освоившие выплавку металла на каменном угле, к тому же из относительно менее качественных, но несравненно более обширных по запасам руд (это данные из книги видного западноевропейского геолога 20-50-х годов нашего века С. Н. Бубнова «Геология Европы»).
Работая на южном обрыве Устюрта, экспедиция И. В. Черныша, о которой я уже упоминал, обнаружила на поверхности земли своеобразную полуразрушенную обвалом структуру, напоминающую закругленный наконечник огромной стрелы, обращенной к югу. Борта стрелы образовывал не очень высокий насыпной вал. В северной, расширенной, части наконечника находились симметричные углубления, видимо, предназначенные для сбора воды. Прежде такие гигантские наконечники встречались на мангышлакском плато Устюрта. Они тянутся друг за другом с севера на юг по дуге протяженностью в несколько сотен километров.
Ученые из Узбекской академии наук считают эти «наконечники» охотничьими загонами, оставленными средневековыми обитателями нижневолжских степей. С таким объяснением И. В. Черныш не согласен. По его мнению, это скорее всего — не просто загоны, а стойбища с загонами-раструбами. Стойбища принадлежали переселенцам индоевропейской группы, постепенно продвигавшимся по направлению «стрелы» — от нижней Волги в Среднюю Азию, в нынешние Иран и Индию. Когда происходило это переселение? Судя по тому, что южный обрыв Устюрта с пещерными обитателями раннего железного века рассекает стреловидное стойбище, оно относится к более раннему периоду, к неолиту. Итак, стреловидные стойбища, возможно, материализованные следы потока из Средней России к югу.
+ + +
Все, о чем говорилось в статье, по отдельным частям было известно давно, но так и не высеклось в искру открытия «нордического центра» — северной прародины арийских народов. Хотя, казалось бы, не составляло большого труда разобраться в широтах и долготах, положить на карту птолемеевскую «кузницу народов мира», решить загадку «острова Русов». Ведь речь идет о лейтмотиве всех географических и исторических сочинений европейского и арабского раннего средневековья. Правда, чтобы оценить их, надо было привлечь факты, объясняющие истоки агробиологии и древней металлургии.
И еще об одном. Любопытно, на мой взгляд, то, что в языках древних римлян, греков, евреев и других народов совпадают корневые основы в названии великой страны в центре европейского материка — прародины многих народов. У римлян — страна Рутения, народ — рос. У греков античности — остров Эритий, народ — русиос. У древних евреев — «купол мира», или Ар-Рут, народ — рос (рош). «Ар» в ностратических языках передает понятие старейшинства, превосходства: арии, аристократия, ареопаг — Ар-Рус, Ар-Рут. (Добавим, в армянском языке обращение «ара» означает «господин» — правда, сейчас оно нивелировалось — ред.)
Что означают Рутения и ее аналоги, видно из сравнения древнеславянского «ратай» (пахарь) и древнегерманского «rutten» (пахать землю), то есть земля в «горниле народов» — земля пахарей. «Рос» (рус), по Н. Я. Марру, — один из древнейших в мире этнонимов, означающий «воин», «мужчина». Производные от этой корневой основы до сих пор живут в словах «рослый», «русый».
Свой этноним — название страны предков выходцы из нее оставили во многих странах мира: в Швеции (Рослаген — берег росов), в Дании (древнейшая столица страны Роскиль — гавань росов). Из британских хроник: «Пришли англы и саксы, именующие себя русиями. Мы же называем их рогами«. Отсюда Эстроген («Западная Русия») — название Лондонского бассейна как геолого-географического понятия. Производные от этой корневой основы встречаются и в Альпах, куда ушла гвардия короля русов Одоакра, свергнувшего в 476 году последнего римского императора Ромула Августула, и в Сицилии, и в Малой Азии, и в горной твердыне Ближнего Востока — Урарту (ныне Армения) с ее высочайшей вершиной Арарат и династическим именем урартских царей Руса.
Прародину индоевропейцев, как уже отмечалось, искали во многих местах Земли. Ее искали в Малой Азии на том основании, что именно там сосредоточено большее, чем где бы то ни было, количество очень древних и вымерших к нашему времени индоевропейских языков (см., например, статью «Индоевропейцы» академика Т. Гамкрелидзе и доктора филологических наук В. Иванова в журнале «Наука и жизнь» № 5, 1988 г. и их же статью «Индоевропейцы: праязык и прародина» в сборнике «Наука и человечество». М., «Знание», 1989 г.). На мой взгляд, этот традиционный аргумент как раз свидетельствует не в пользу академической научной гипотезы. Любая прародительская общность мыслима лишь на достаточно крупной и однородной по природе территории, где условия среды были благоприятны для появления у их обитателей существенных преимуществ, выгодных в борьбе за существование. Именно такой территорией был богатый металлом мировой очаг земледельческих культур Центральной России. Окраинные по отношению к ней горные страны, в том числе Малая Азия, напротив, были убежищами-оплотами для народов, вышедших или вытесненных с Восточно-Европейской равнины. Малочисленные древние племена Малой Азии в конце концов были ассимилированы соседними, более сильными народами, сначала греками, затем тюрками.
Сторонники малоазиатской, кавказской, памирской, балканской и других версий, например, игнорируют довольно четкие указания таких первоисточников, как тексты «Авесты» (их еще называют книгой зороастрийцев), написанные в VI-IV веках до новой эры на персидском языке, и «Вед» — этого древнейшего памятника индийской религиозной литературы. А в них говорится, что арийская прародина — «Арийский Простор» — это страна истоков великой реки, где три месяца лето, остальные — зима, но откуда предки арийских народов вынесли священное искусство возделывать землю. В оригиналах «Авесты» читаем: «Арийана Вейо», а в «Ведах» — «Арьянам Вайя», которые переводятся «Арийский Простор», а дословно — «огромное обвеваемое пространство». В нашем языке это созвучие осталось в чисто глагольной форме, например, «веять зерно». И, наконец, о названиях. «Авеста» — Благая весть; «Веды» — знание, ведать — знать.
+ + +
В энциклопедической статье БСЭ издания 1937 года, в двадцать восьмом томе, на странице 395 академик Н. Я. Марр пишет: «Центральным вопросом в теме «индоевропейцы» является вопрос об их прародине. <…> В 1862 году Р. Г. Латам высказал мнение, что прародина индоевропейцев находилась в Европе, которая более пригодна служить первичным очагом, чем припамирские горные районы, откуда они, по мнению прежних авторов, некогда двинулись на юг (индусы) и на запад (остальные народы). Гипотеза европейской прародины получила развитие в исследованиях Отто Шредера, Теодора ПЈше и других, обративших свой взор к Восточной Европе».
Американский исследователь Колин Ренфрю в большой статье в журнале «Scientific American» (№ 12, 1989 г.) доказывает: широко распространенное мнение, будто индоевропейский праязык был принесен в Европу из Азии через Прикаспийский край и Причерноморье, неверно. В действительности, говорит он, распространение арийского языка сопутствовало мирному распространению земледелия. В его первичном очаге, в лесной зоне Севера, благодаря новому способу хозяйствования плотность населения возросла примерно в 50 раз, и избыточное население начало расходиться во всех направлениях со скоростью 15-20 километров за одно поколение — 25 лет. Распространение примитивного земледелия из лесов Севера в лесостепь способствовало возникновению пастушечьего хозяйства, и пастушечьи племена индоевропейцев, угро-финнов, тюрок и других ностратических народов вышли в степях Восточной Европы на арену истории.
В заключение приведу высказывание на эту тему ведущего индийского археолога академика и профессора Делийского университета С.-К. Дикшита.
С.-К. Дикшит в 1960 году писал: «Территория средней России может претендовать на то, чтобы считаться прародиной индоевропейцев. Люди, населявшие эти области, были теми самыми людьми, которые освоили древнейшее подсечное земледелие (более совершенное пахотное возникло уже в Индии, Месопотамии, Египте), изобрели древнейшие железные орудия, позволившие им начать свои завоевания и миграции. В Средней России более двух третей запасов бурого железняка, из которого до XIX века только и получали железо; кроме того, там крупнейшие запасы сырья для древесного угля, на котором до Нового времени базировалась вся металлургия. Во всяком случае, древнегреческие теогении и эпос говорят, что первичный очаг земледелия и железного века находится в киммерийских странах. Изобретатели земледелия и северного железа, по Библии, это «гимеру» — пахари и воины, то есть киммерийцы севера. Достигнуть более высокой степени благосостояния им и помогли орудия железного века. Поэтому вполне естественно предположить, что рост населения у них осуществлялся быстрее, чем в других современных им обществах, которые еще пользовались орудиями бронзового, а тем более каменного века.
Очевидно, именно этот факт содействовал миграции индоевропейцев, южная ветвь которых, пройдя через Кавказ, обосновалась в нынешнем Иране, в древности называвшемся Ариана, а оттуда проникла в нынешнюю северную Индию (в древности Ариаварта) под тем же именем ариев (арийцев)».
+ + +
Комментарии к статье
* Федор Александрович фон Браун — потомок ливонских рыцарей, выдающийся исследователь-лингвист. До 1917 года — профессор Петербургского университета, член-корреспондент РАН. После 1917 года — профессор Лейпцигского университета, саксонский академик, но, по его словам, оставался россиянином, полпредом российской науки на Западе. Был советником правительства РСФСР и СССР в Германии.
** Океан (Поток) в древности и раннем средневековье — система из Северного, Балтийского морей и великих озер Олонецкого края, где движение вод направлено с востока на запад.
*** Земля алан — Приазовье и Дон.
Доктор исторических наук Р. ДОМАНСКИЙ
Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/9493/ (Наука и жизнь, ГОРНИЛО НАРОДОВ)
+ + +
Подписывайтесь на наш канал «Мономах» в Телеграме: https://t.me/+IR8RETweYf8wOTdi (здесь материалов — еще больше!)
А также в Яндекс.Дзене: https://zen.yandex.ru/id/622238eb752d8862eb5927e1
«Мономах» — чат https://t.me/+fDMWJdltXTc5Njcy
Внимание! Требуются рекламные агенты. Звоните по телефону: 8-910-459-26-18
Внимание! Приглашаем рекламодателей для размещения баннерной рекламы на нашем сайте.
+ + +
P.S. Уважаемые читатели! Наше интернет-издание «Мономах» нуждается в вашей молитвенной и материальной поддержке. Будем признательны за любую помощь (в чем она может выражаться см.: http://monomah.org/archives/15712). Как перевести денежные пожертвования, можно выяснить, позвонив по т. 8-910-459-26-18 (Алексей Анатольевич).
Есть также отдельная просьба. Поскольку у нашего интернет-издания нет средств оплачивать работу специалиста по продвижению сайта, а людям надо доносить очень важную и нужную информацию, которую мы публикуем, просим вас ставить где только возможно ссылки на статьи нашего сайта в группах и личных аккаунтах разных людей во всех соц. сетях, а также в комментариях под сюжетами в Ю-тубе. ЭТИМ ВЫ ПОМОЖЕТЕ УЗНАТЬ ПРАВДУ ДРУГИМ ЛЮДЯМ!
+ + +
От Редакции: Читайте также:
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Европейское обличие и корни… Чингисхана! Один из величайших завоевателей мiра был… РУССКИМ АРИЕМ по своему происхождению!» — https://monomah.org/archives/10935.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: При вскрытии гробницы Гур-Эмир в Самарканде, в которой покоится Тамерлан, выяснилось, что великий завоеватель имел… СВЕТЛЫЕ ОТ ПРИРОДЫ волосы и был довольно высок ростом, а его внешние черты, как и у Чингисхана, больше соответствовали ИНДОЕВРОПЕЙЦАМ, нежели монголам! Оказывается, он носил длинные, «казачьи» усы, а не подстриженные над верхней губой, как это было принято правоверными последователями шариата!» — https://monomah.org/archives/20573.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Тайны Тисульской принцессы и найденного в Иране и… ожившего после почти 1200 лет анабиоза славянского жреца-мага Яромира (Родамира) — современника Рюрика!» — https://monomah.org/archives/16332.
«Знакомимся с Россией: «Принцесса Укока» — захоронение европейской женщины, сделанное на алтайском плато… 2,5 тысячи лет назад!» — https://monomah.org/archives/12726.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Древний санскрит — это… РУССКИЙ ЯЗЫК!» — https://monomah.org/archives/10349.
«В.А. Чудинов: «О Вагрии – крае варяжских «русиян»! Интересное и практически сенсационное исследование нашего весьма неординарного ученого, недавно ушедшего из жизни!» — https://monomah.org/archives/45495.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Кто такие «варяги» и «викинги», и почему последние, при всей своей воинственности и храбрости, никогда не ходили воевать на Русь — Гардарику, весьма многообещающую, с точки зрения наживы, «страну городов»!» — https://monomah.org/archives/21503.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: «Левиты, как и славяне, ведут свое происхождение от одного народа — ДРЕВНИХ АРИЕВ! Их общий гаплотип — R1a!» Короткое, но очень интересное интервью нашего выдающегося генетика, основателя ДНК-генеалогии, профессора Анатолия Алексеевича Клесова!» — https://monomah.org/archives/18157.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! «Чудь белоглазая» или «чудь заволочская»: Тайна исчезновения загадочного племени!» — https://monomah.org/archives/13053.
«Загадка сарматов, скифов и славян! Интересный диалог о происхождении и истории этих племен и этносов!» — https://monomah.org/archives/33665.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ? Кем был Петр Первый и состоялась ли… подмена его личности? Лекция Валерия Чудинова и фильм «Петр и Петр»» — https://monomah.org/archives/11317.
От Редакции: Читайте также другие интересные материалы: «ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: ЗАГАДКА ТОМСКОГО СТАРЦА ФЕДОРА КУЗЬМИЧА! Как Российский император Александр I Благословенный стал обыкновенным странником и… местночтимым святым!» — https://monomah.org/archives/15615.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Почему светлейший князь Меншиков скрывал тайну своего происхождения! Что было не так в биографии любимца Петра Первого!» — https://monomah.org/archives/27475.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Кутузов был… масоном высокого градуса посвящения, сознательно сдавшим столицу «брату-каменщику» — Наполеону! «Скажи-ка, дядя, ведь не даром, Москва, спалённая пожаром»… масонам отдана?» — https://monomah.org/archives/6279.
«АСТРАЛЬНЫЕ БИТВЫ ПАВШИХ ВОИНОВ, или Почему члены «Ку-клукс-клан» одеты в белые балахоны!» — https://monomah.org/archives/39988.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ и «Удивительное рядом…»! Феномен «Ангельского сияния»: Раны солдат, лежавших несколько суток на земле после крупного сражения в Гражданской войне США, стали неожиданно… светиться и быстро заживать! Что это было на самом деле?» — https://monomah.org/archives/28784.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Кто убил последнего льва на Руси? О далеком событии, которое, по всей вероятности, произошло в конце XI века, неподалеку… от Чернигова!» — https://monomah.org/archives/29503.
«В это трудно поверить, но в 1943 году в Сибири на кинопленку засняли… ЖИВОГО МАМОНТА! А в 2011 году эта история… повторилась!» — https://monomah.org/archives/11505.
«Йети. Встречи с таинственным существом» и «Полярные истории: «По следам снежного человека» — два фильма о таинственном существе, которого встречают в совершенно разных местах нашей Земли!» — https://monomah.org/archives/43303.
«Удивительное рядом…»: Самое черное в мiре существо!» — https://monomah.org/archives/30002.
+ + +
Блаженная старица Пелагия Рязанская предупреждала людей, что в последние времена появятся ОЧЕНЬ МНОГО различных КОЛДУНОВ и ЧАРОДЕЕВ! Множество людей начнут обращаться к «чернокнижию». О том же предрекал и старец Христофор (Никольский) из Тулы. Последний настоятельно заповедовал и ОЧЕНЬ ПРОСИЛ в течение дня 100 раз читать молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, избави мя от антихриста, насилия вражия и чародейства! Аминь!» Она обережет вас от негативного воздействия темных сил!
Кроме того, необходимо по 50 раз утром и вечером читать Иисусову молитву (вслух), а также молитву «Ангел-хранитель, защитник мой святый и все святые, молите Бога о мне» или лучше, кто может, «Ангелы-хранители, защитники наши святые и все святые, молите Бога о нас», подразумевая близких и родичей, а также ВСЕХ православных христиан (все — вслух)! Помимо этого, обязательно читайте 90-й Псалом — «Живый в помощи Вышнего…»
+ + +
Некоторые святые предрекали нам возможность такого, без преувеличения, радужного и счастливого варианта развития событий, когда в России в последние времена придет к власти настоящий РУССКИЙ ЦАРЬ — истинный Помазанник Божий, который защитит нашу Родину и присоединившиеся к ней народы и территории от властвующего во всем остальном мiре антихриста! Однако, чтобы это произошло и такая возможность реализовалась, нужна наша УСЕРДНАЯ МОЛИТВА к Богу: этого Царя можно только ВЫМОЛИТЬ! Поэтому обращаемся ко всем верным — сегодня УСИЛЬТЕ ВАШИ МОЛИТВЫ о ниспослании нам РУССКОГО ЦАРЯ!
+ + +
«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! СОБОРНАЯ МОЛИТВА ЗА ГРЯДУЩЕГО РУССКОГО ЦАРЯ И ЗА СХИИГУМЕНА СЕРГИЯ! Просим молиться КАЖДЫЙ день!» — https://monomah.org/archives/27687.
«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Каждый вторник, в 20:00 часов будет читаться Покаянный Акафист Царю Николаю II всем Кавказом. Присоединяйтесь все православные к Соборной молитве. Передавайте информацию всем!» — https://monomah.org/archives/29756.
«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Чудесное явление иеромонаху из российской «глубинки» святой царицы Ирины Византийской, созвавшей в свое время VII Вселенский Собор и пострадавшей за истину на острове Лесбос! Забытая святая, защитница гонимых за истину православных христиан оставила грозное предупреждение епископату, священству и тем мiрянам, которые надеются спастись через безрассудное и бездумное «послушание» еретичествующему и апостасийному духовенству!» — https://monomah.org/archives/28956.
«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Необходимые пояснение к словам святой царицы Ирины Византийской, которая в прошлом году чудесным образом явилась иеромонаху из российской «глубинки»! Именно эта святая созвала в свое время VII Вселенский Собор и позднее пострадала за истину на острове Лесбос!» — https://monomah.org/archives/30173.