Это удивительно, но ПОЧТИ ВСЕ православные люди до сих пор не знают, что еще на Поместном Соборе РПЦ 1971 года были СНЯТЫ ВСЕ КЛЯТВЫ со старого, дониконовского обряда — он был признан «РАВНОЧЕСТНЫМ и РАВНОСПАСИТЕЛЬНЫМ» по отношению к той обрядовости, которой придерживается наша Церковь сегодня — со времен патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Сегодня понятия «Раскола» и «раскольников» в отношении старообрядцев — НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Они остались в употреблении лишь как исторические термины — но при этом, к сожалению, ВЕСЬМА ТРАГИЧЕСКИЕ!
Можно также упомянуть решение Синода Русской Православной Церкви 1999 г., где говорилось о том, что Церковь ценит наше древнее наследие, призывает относиться к нему с пониманием, и более того — ПРИВЕТСТВУЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ отдельных древних чинов в нашей богослужебной практике!
Но для начала мы все-таки предлагаем просмотреть этот небольшой сюжет, приведенный ниже, а потом уже прочитать наш комментарий к нему.
Авторы ролика пытаются всячески уверить нас, что случай, описанный в нем, якобы «неопровержимо» доказывает «нелюбовь» Небес к старому обряду. Да ничего он ровным счетом НЕ ДОКАЗЫВАЕТ! Во-первых, под видом Богородицы и святых старообрядцу могли явиться нечистые духи (дедушке — уже за 80!)
Во-вторых, речь, скорее всего, шла ИМЕННО О НЕМ и о каких-то его личных грехах, но не о «старом обряде» в целом. Остальное уже домыслил уважаемый владыка Виталий и сам автор сюжета — особенно делая при этом совершенно необоснованный вывод о том, что прп. Серафим, по известным словам Богородицы, «Нашего рода» (т. е. Небесного) только ПОТОМУ, что — пребывал в НОВОМ ОБРЯДЕ! Ну, что за глупость! А прп. Сергий Радонежский, который служил в старом обряде и к которому Божия Матерь тоже являлась, был «не Их рода», что ли?! А прп. Стефан Пермский? А прп. Александр Свирский, к которому являлась Сама Святая Троица — единственному, после Авраама? А св. блгв. Александр Невский? А прпп. Антоний и Феодосий Печерские — родоначальники русского монашества?! Да целый сонм святых в нашей Церкви СПАСАЛСЯ ИМЕННО в «старом обряде»…
Между прочим, свт. Серафим (Чичагов), который написал «Дивеевскую летопись», за что прп. Серафим приходил к нему НАЯВУ, признавался, если не ошибаемся, что как раз одна из причин ПРОТИВЛЕНИЯ Синода того времени в прославлении святого заключалась в том, что прп. Серафим (вопреки расхожему мнению!) ОЧЕНЬ УВАЖАЛ старый обряд — даже носил ЛЕСТОВКУ вместо четок (она изображена на фото слева — для тех, кто не знает, как она выглядит).
Пару-тройку заезженных историй, в которых преподобный якобы «вразумлял» старообрядцев и которые перепечатываются из книги — в книгу, лучше не вспоминайте: не беремся утверждать точно, но вполне возможно они представляли собой «социальный заказ» определенных сил того времени. (Люди постарше помнят, как, например, в широко распространяемой тогда агитационной брошюре «Малая земля» приведен эпизод, в котором маршал Жуков якобы ездил под Новороссийск, специально к «дорогому Леониду Ильичу» — и все для того, чтобы ему, маршалу, попросить какого-то «совета» у обычного политработника, да еще не самого высокого уровня).
Вот пример одной из них: «…Однажды пришли к нему (к преп. Серафиму – ред.) четыре старообрядца спросить о двуперстном сложении. Только что они переступили за порог келии, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял перваго из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь Грекороссийскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль имеющий многия снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ея – учители Церкви, архипастыри – суть преемники Апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю».
Если бы святой считал «старый обряд» реальным злом для русского народа — он бы «раскатал» его в пух и прах — и ДВА-ТРИ раза при этом! Случаев его критики было бы зафиксировано намного больше, чем те пара-тройка эпизодов, о которых так любят вспоминать все критики Старого обряда. Можно даже не сомневаться…
Вспомните при этом, что как раз именно в его время наша Церковь продолжала очень ЖЕСТКО (и даже ЖЕСТОКО!) БОРОТЬСЯ со староверием, к чему приложили руку даже многие известные святители, например, тот же Тихон Задонский, Игнатий (Брянчанинов) или Феофан-Затворник (очень спорные цитаты двух последних мы приведем ниже)…
В третьих, речь могла также идти о НЫНЕШНИХ старообрядцах, а не, опять же, о «старом обряде» в целом — а это далеко не одно и тоже! Среди них сейчас своих «средостений» хватает…
Мы уже упоминали, что в «старом обряде» спасались такие великие святые, как прп. Сергий Радонежский, прп. Александр Свирский, св. благ. Александр Невский и другие наши ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ. Здесь особо уместно вспомнить еще и св. Анну Кашинскую, которая, уже будучи в мощах, постоянно перекладывала пальцы из ТРОЕПЕРСТИЯ в ДВУПЕРСТИЕ! Сегодня это себе трудно представить, но ее — даже временно «деканонизировали» за ЭТО! Нашлись и такие «умники» в те времена…
Не будем забывать также, что ВЕЛИЧАЙШИЙ св. Царь Иоанн Грозный (предвидя будущие нападки на обрядовость предков) даже осознанно ЗАКРЕПИЛ двуперстие и весь «старый обряд» в знаменитом «Стоглаве» — а наш святой Самодержец, мягко говоря, был «не дурнее» владыки Виталия (при всем уважении к последнему!)
Сегодня мало кто знает, что много позже «новый обряд» усиленно предлагалось принять царю — уже из рода Романовых — Алексею Михайловичу якобы для того, чтобы он впоследствии стал обладателем титула… Византийских базилевсов (императоров) и превратился в формального главу ВСЕХ православных с тем, чтобы потом «уломать» его подчиниться Ватикану — как религиозному центру всего ХРИСТИАНСТВА! Отсюда его рвение в «унификации» обрядовости в «рамках» Вселенского Православия (в этом смысле, уместнее говорить об «Алексеевской» реформе, а не «Никоновской» — Никон лишь пошел на поводу у этого царя, и особого рвения в этом деле не имел! Его уже потом, после ссылки на Соловки, иноки спрашивали о том, какой обряд лучше — «новый» или «старый»? И «разжалованный» патриарх отвечал, что, мол, и в одном, и в другом случае можно спасаться. Другими словами, уже ТОГДА, по существу, озвучил… постановление Поместного Собора 1971 года!)
Те уговоры, на которые поддался Алексей Михайлович, оказавшись обманутым, как «воробей на мякине» (говорим это не в ОСУЖДЕНИЕ — Царей, как предостерегал великий Старец Николай Гурьянов, осуждать нельзя! — а в РАССУЖДЕНИЕ), отверг в свое время св. Царь Иоанн Грозный. А «покровительство» Ватикана ему обещал ни кто иной, как небезызвестный папский легат (посланник) Антонио Поссевино (да, к слову, и советник английской королевы Елизаветы I, таинственный Джон Ди, чернокнижник и сатанист, побывавший в те времена в России, тоже наверняка делал Царю свои «заманчивые» предложения — вроде того, чтобы начать создание на основе нарождающейся Российской Империи «Нового Мiрового Порядка», сиречь царства антихриста, — что было, по всей видимости, тоже ОТВЕРГНУТО нашим Великим Государем св. Иоанном Грозным, и тогда царство «сына погибели» стало выстраиваться на основе БРИТАНСКОЙ Империи; правда, сынок этого чародея, Артур Ди (Артемий Дий) все-таки втерся в доверие к другому царю — Михаилу Федоровичу, и долгое время находился при его дворе!)
Именно после того, как св. Царь Иоанн Грозный отверг предложения Поссевино, на него стала возводиться яростная хула на Западе. Как раз Поссевино запустил слух о якобы убийстве св. Царем… своего сына. Потом появились небылицы о якобы ослеплении св. Государем зодчих Бармы и Постника, возведших знаменитый собор Василия Блаженного; о якобы «распутстве» св. Царя; о якобы его «пьянстве» (хотя именно он запретил продавать на Руси «польское вино» — ВОДКУ; поляки, кстати, до сих пор требуют вернуть им владение на это «брендовое» название) и так далее и тому подобное. Хотя в тайных «инструкциях» западным послам говорилось об обратном: о ВЫСОКИХ моральных, интеллектуальных и волевых качествах Русского Самодержца! (Читайте обо всем этом в материале на нашем сайте: https://monomah.org/archives/14526)
Многие до сих пор искренне считают, что наши предки якобы осмелились ИСКАЗИТЬ древние и изначальные обряды Вселенского Православия. Однако все — с точностью до наоборот! И это доказали книги, выкупленные еще начала «Никоновской реформы» на Афоне и привезенные в Россию.
Именно греческие епископы, главенствующие во все времена практически во всех Поместных Церквах и отличающиеся вольнодумством, и внесли «новшества» в те самые обряды, по которым служила Церковь в древности и которые, собственно, и привели, как мы помним, в духовный восторг посланников св. князя Владимира: «Не знаем, где были — то ли на земле, то ли на Небесах!» Именно их (боясь «расплескать» эту полученную в дар «чашу») и хранили Святая Русь и «Третий Рим» — и сохранили, в отличие от других Поместных Церквей!
Как утверждает в одной из своих проповедей нынешний подвижник Православия схиархимандрит Даниил (Филиппов), по крайней мере, с 8 по 12 века в Византии служба велась именно по СТАРОМУ ОБРЯДУ!
Древний обряд — БОЛЕЕ БЛАГОЧЕСТИВ! В нем практически все богослужения — с ЗЕМНЫМИ поклонами. На «Мариино стояние», например, наши предки «кидались» в ноги Богу… около ТЫСЯЧИ раз! А «Знаменный распев» — бесы просто ненавидят (об этом рассказывал в одной из передач Юрий Воробьевский)!
С «новым» же обрядом в нашу церковную жизнь были внесены различные «сокращения» в службах и молитвах; партесное пение на клиросах, со всеми его «красивостями» — почти опереточными; митры у епископов — по форме напоминающими «головные уборы» членов… того самого СИНЕДРИОНА, который распял Христа (для чего, спрашивается, переняли именно ТАКУЮ форму?); прохождение крестных ходов вокруг церквей сегодня осуществляется «противосолонь» — как нам объясняют, якобы «навстречу» солнцу (но при этом, по логике, солнце, рано или поздно, уходит «за спину», в одну сторону, а народ во главе со священником — идет в другую, в «область тьмы» — так получается!), а наши предки в «старом обряде» ходили только «посолонь», за солнцем: куда Свет — туда и они, и никаких при этом разночтений и двойных смыслов (что, кстати, очень любит именно дьявол!)…
Русское Православие всегда было КОНСЕРВАТИВНЫМ и НИКОГДА БЫ НЕ ОСМЕЛИЛОСЬ что-либо ИСКАЖАТЬ в полученной от Византии обрядовости! И наоборот, именно греки — «модернисты», всегда «любили новшества»; как раз именно они и могли ПОСМЕТЬ внести в изначальный, «старый обряд» существующие сегодня изменения! В пользу этого говорят, например, такие факты: в Греции нынче позволено причащаться БЕЗ ИСПОВЕДИ! Зашел в храм, увидел, что идет служба — и подходи, не стесняйся, сразу к Чаше! Приходилось слышать, что некоторые священники даже открыто покуривают, а из монашествующих ВСЕХ Поместных Церквей мясо сегодня не вкушают… только иноки Русской Православной Церкви (знали ли вы об этом?)! И вы после этого верите в то, что мы, в лице наших предков, могли «изменить» некий древний обряд, «самочинно» перейдя на двуперстие, «посолонь» и прочее?!..
Читайте об этом всем очень важное исследование: https://monomah.org/archives/13890.
Так что, дорогие братья и сестры, — НЕ ГНЕВИТЕ Бога ХУЛОЙ НА СТАРЫЙ ОБРЯД! Можете получить большую и грозную «ответку» с Небес! После того, как на Поместном Соборе РПЦ 1971 года «старый обряд» был признан «РАВНОЧЕСТНЫМ и РАВНОСПАСИТЕЛЬНЫМ», была с новой силой возобновлена практика так называемых «единоверческих» приходов — это когда храм и община с настоятелем принадлежат РПЦ, но службы в церквах ведутся… по «старому обряду». Таких приходов сегодня насчитывается в нашей Церкви, если не ошибаемся, около четырех десятков!
Кстати, владыка Виталий, будучи порядочным человеком, не обошел вниманием особенности иерейского и архиерейского благословения — а ведь это фактически ДВУПЕРСТИЕ, которое «хитромудрыми» греческими епископами в других поместных Церквах было просто ОТНЯТО у простого народа. А наши благочестивые предки крестились так, что крестное знамение отличалось от благословения духовного «начальства» только тем, что один лишь МИЗИНЕЦ БЫЛ ПРИЖАТ К ЛАДОНИ: а остальное все было — один в один! Вот и думайте, почему св. Царь Иоанн Грозный особо и «на века» (как считал) закрепил двуперстие в Стоглавом соборе, предав АНАФЕМЕ всякого, кто посмеет изменить постановления «Стоглава». И вот, через столетие с довеском находятся «умники», которые… «анафематствуют» тот самый Собор уже на своем «соборе» — будучи сами фактически… под АНАФЕМОЙ! Воистину, смех и грех…
И последнее: на ПЕРЕХОДЕ на «новый обряд» (еще во времена Смуты, за полвека до Никоновской Реформы) почему-то ОЧЕНЬ НАСТАИВАЛИ ИЕЗУИТЫ! А когда — объясните мне — эти известные «доброхоты» желали добра России?!! Так что, думайте сами что мы потеряли со «старым обрядом»…
P. S. У некоторых возникает вопрос: а смогут ли объединиться Православие и Древлеправославие? Вряд ли. И дело даже не в тех жестоких обидах, которые православные нанесли старообрядцам. Их, в конце концов, можно простить. Но последние НИКОГДА не примут наших святых: для староверов Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Матрона Московская, Государь Николай Второй — просто НИКТО! И в свои святцы этих и других светильников Православия — они, увы, НИКОГДА не внесут!
Да и не нужно это объединение, по большому счету. Хотя Московская Патриархия всячески «обхаживает» старообрядческие согласия (прежде всего, так называемые «поповские» (есть еще и «безпопоповцы»); но и те, и другие, наоборот, не спешат в «жаркие объятия» нынешних «никонианцев»). Речь идет об РДЦ (Русская Древлеправославная Церковь или «Новозыбковское согласие», духовным центром которого является прекрасный московский Покровский собор, недалеко от станции метро «Павелецкая») и РПСЦ (Русская Православная Старообрядческая Церковь или «Белокриницкое согласие», которое «базируется» в столичном «Рогожском поселке» — знаменитой «Рогожке»). Особенно «тесные отношения» руководство РПЦ старается выстроить именно с последними — как наиболее многочисленной Церковью староверов! Именно «Рогожку» в свое время посещал и Путин.
При будущем Царе, скорее всего, все эти попытки «объединения» будут прекращены (поскольку нынешним властям — и церковным, и светским — это нужно в сугубо ЭКУМЕНИСТИЧЕСКИХ целях, чтобы потом переподчинить эти уже объединенные религиозные структуры ЕДИНОМУ Мiровому правителю — сиречь АНТИХРИСТУ!)
Русский Царь — непременно пресечет это! Старообрядческие согласия, по всей видимости, останутся в том виде (и с той автономией), в каких существуют сегодня (но при выделении им помощи государства). А вот внутри РПЦ количество единоверческих приходов (в которых будут служить по «старому обряду»), скорее всего, будет увеличено — для тех чад Русской Православной Церкви, кто ищет более высокого уровня БЛАГОЧЕСТИЯ в служении Богу! (Хотя надо добавить в качестве исторической справки, что сами староверы отнеслись к созданному еще при Екатерине Второй «единоверчеству» (и к тем, кто в него переходил) как… к ПРЕДАТЕЛЬСТВУ! Для них это было чем-то вроде новой Ферраро-Флорентийской унии, и к тем членам своих общин, кто, вместо ПРИНЯТИЯ СМЕРТИ (а это реально и всегда угрожало им во время гонений!), уходил в «единоверчество», «под омофор» Московского Патриархата, относились примерно так, как всегда относились мы, православные, — к «униатам»! И по-своему, это было справедливо…
Но время все-таки доказало НУЖНОСТЬ и даже НЕОБХОДИМОСТЬ существования единоверческих приходов. И уверены, что при будущем Царе они непременно станут центрами особо благочестивой духовной жизни внутри Русского Православия!
Алексей Анатольевич Чеверда
P. P. S. На портале «Москва-Третий Рим», на котором, наряду с очень важными и нужными публикациями, часто выкладываются статьи, гневно «разоблачающие» старый обряд, были опубликованы и такие, очень сомнительные, с точки зрения Истины, цитаты свт. Феофана-Затворника. При всем уважении к этому, безусловно, выдающемуся архиерею нашей Церкви, мы не должны забывать, что ОШИБАТЬСЯ могут даже святые люди (это признавал даже прп. Серафим Саровский).
Кроме того, не будем забывать, что в Православии во все времена боялись впасть в грех ереси и раскол, которые, как известно, не смывается даже мученической кровью. Не был исключением, и это очевидно, и святитель Феофан — именно по этой причине и придерживался выработанной и общепринятой «генеральной линии» РПЦ того времени, связанной с отношением к старообрядчеству. (К тому же, наверняка сказалась и неполная и неправильная осведомленность в даном вопросе самого иерарха).
И последнее. НЕПРАВОТУ свт. Феофана и других святителей фактически ПОДТВЕРДИЛ и УТВЕРДИЛ Поместный Собор нашей Церкви 1972 года, который признал Старый Обряд РАВНОЧЕСТНЫМ и РАВНОСПАСИТЕЛЬНЫМ!
(СВТ.ФЕОФАН ЗАТВОРНИК, «О ПРАВОСЛАВИИ С ПРЕДОСТОРОЖНОСТЯМИ ОТ ПОГРЕШЕНИЙ ПРОТИВ НЕГО», ГЛ.17):
+ + +
От Редакции: Читайте также:
ЦЕРКОВHАЯ «РЕФОРМА» XVII ВЕКА: ТРАГИЧЕСКАЯ ОШИБКА ИЛИ ДИВЕРСИЯ? Очень интересное исследование церковного историка об истоках и причинах ужасающего Русского Раскола: http://monomah.org/archives/13890.
Смотрите также: «Старообрядцы. Фильм об истории церковного раскола». Режиссер Аркадий Мамонтов» — http://monomah.org/archives/25452.
«Знакомимся с Россией: «Как должен жить человек! Староверы Сибири»! «Язьва — река, где живут староверы»! Как живут старообрядцы Псковщины!» — https://monomah.org/archives/45982.
«Памяти Соловецких страдальцев! В этом году исполняется 350 лет со времени начала «Соловецкого сидения» — осады Соловецкой обители, отказавшейся принять реформу патриарха Никона. Сотни насельников приняли тогда лютую мученическую кончину от… своих!» — https://monomah.org/archives/9968.
О Соловецких событиях читайте также другой наш материал: http://monomah.org/archives/11119.
«Призыв к оздоровлению. Чем полезен для старообрядчества конфликт между митрополитом РПСЦ и общиной его кафедрального собора!» — https://monomah.org/archives/32637.
+ + +
«Репост! 10 июня праздновался день памяти великого Русского Самодержца — святого Царя Иоанна Грозного! Акафист святому благоверному Государю Иоанну IV Васильевичу!» — https://monomah.org/archives/38672.
«О месте упокоения и облике великого святого Государя Иоанна Грозного (в монашестве — Ионы)! Уникальные кадры вскрытия его гробницы и изучения его мощей!» — https://monomah.org/archives/14498.
«Кому и зачем было выгодно оклеветать выдающегося Русского Самодержца — святого благоверного Царя Иоанна IV Грозного!» — https://monomah.org/archives/14526.
«СЛОВО В ЗАЩИТУ ГРОЗНОГО ЦАРЯ!» Протоиерей Николай Борисов» — https://monomah.org/archives/14823.
«Царь Иоанн Васильевич Грозный, покровитель донского и запорожского казачеств, основатель Войска Донского и Запорожской Сечи» — https://monomah.org/archives/4456.
«Святой Государь Иоанн Васильевич Грозный осудил резню, устроенную его современником — французским королем в печально известную «Варфоломеевскую ночь»!» — https://monomah.org/archives/11006.
«Какую музыку сочинил св. благоверный Царь Иоанн Васильевич. Грозный Государь не только очень любил слушать церковное пение и участвовать в его исполнении лично, но и сам творил духовные песнопения!» — https://monomah.org/archives/11255.
В этом материале тоже затронута тема св. Иоанна Грозного: «Падение Англиканской Церкви, или Как Британская королева легализовала… однополые браки!» — https://monomah.org/archives/10675.
+ + +
P.S. Уважаемые читатели! Наше интернет-издание «Мономах» нуждается в вашей молитвенной и материальной поддержке. Будем признательны за любую помощь (в чем она может выражаться см.: http://monomah.org/archives/15712). Как перевести денежные пожертвования, можно выяснить, позвонив по т. 8-910-459-26-18 (Алексей Анатольевич).
Есть также отдельная просьба. Поскольку у нашего интернет-издания нет средств оплачивать работу специалиста по продвижению сайта, а людям надо доносить очень важную и нужную информацию, которую мы публикуем, просим вас ставить где только возможно ссылки на статьи нашего сайта в группах и личных аккаунтах разных людей во всех соц. сетях, а также в комментариях под сюжетами в Ю-тубе. ЭТИМ ВЫ ПОМОЖЕТЕ УЗНАТЬ ПРАВДУ ДРУГИМ ЛЮДЯМ!
+ + +
Подписывайтесь на наш канал «Мономах» в Телеграме: https://t.me/+IR8RETweYf8wOTdi (здесь материалов — еще больше!)
А также в Яндекс.Дзене: https://zen.yandex.ru/id/622238eb752d8862eb5927e1
«Мономах» — чат https://t.me/+fDMWJdltXTc5Njcy
Внимание! Требуются рекламные агенты. Звоните по телефону: 8-910-459-26-18
+ + +
Блаженная старица Пелагия Рязанская предупреждала людей, что в последние времена появятся ОЧЕНЬ МНОГО различных КОЛДУНОВ и ЧАРОДЕЕВ! Множество людей начнут обращаться к «чернокнижию». О том же предрекал и старец Христофор (Никольский) из Тулы. Последний настоятельно заповедовал и ОЧЕНЬ ПРОСИЛ в течение дня 100 раз читать молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, избави мя от антихриста, насилия вражия и чародейства! Аминь!» Она обережет вас от негативного воздействия темных сил!
Кроме того, необходимо по 50 раз утром и вечером читать Иисусову молитву (вслух), а также молитву «Ангел-хранитель, защитник мой святый и все святые, молите Бога о мне» или лучше, кто может, «Ангелы-хранители, защитники наши святые и все святые, молите Бога о нас», подразумевая близких и родичей, а также ВСЕХ православных христиан (все — вслух)! Помимо этого, обязательно читайте 90-й Псалом — «Живый в помощи Вышнего…»