О месте упокоения и облике великого святого Государя Иоанна Грозного (в монашестве — Ионы)! Уникальные кадры вскрытия его гробницы и изучения его мощей! (Видео)

Иван_гр

После того как Репин написал эту свою самую знаменитую и пасквильную картину «Иван Грозный и его сын Иван», у него отсохла правая рука! Художник Мясоедов, который позировал в образе св. Царя, в беспричинной ярости чуть не прикончил своего маленького сына, тоже Ивана. А писатель Всеволод Гаршин — с него Репин писал царевича — вскоре сошел с ума, и выбросился в лестничный пролет.

Так почему у Репина рука отсохла? Потому что своей ложью он причинил огромный вред России и её народу. И Всеобъемлющее Высшее Управление сказало своё слово…

А теперь взгляните на картинку ниже:


Справа фотопортрет Бенито Муссолини. Слева — реконструкция лица по черепу св. Государя Иоанна Грозного (без усов и бороды).

Реконструкция его лица была сделана в 60-х годах XX века великим русским антропологом М. Герасимовым.

Св. Иван IV Грозный.
Вы увидели неожиданно для себя реконструкцию внешнего вида без столь привычных всем нам волос и бороды. Обратите также внимание на могучую стать св. Грозного Царя.

Как это сильно отличается от образов, навязанных нам, — полубезумный доходяга с горящим взором!

Иван Грозный Эйзенштейна, 1945 года.

Конечно же, интересует причина смерти еще не старого св. Царя — ему было всего 53 года, когда он ушел из этой жизни.

Вскрытие гробниц св. Царя Ивана IV Грозного и его сына Феодора, а также князя Скопина-Шуйского было проведено в Архангельском соборе в мае 1963 года.

Интерьер Архангельского собора.

Гробница св. Царя и его сыновей в соборе (на самом деле захоронения находятся под ними, в подвале собора).

При изучении гробницы св. Царя, обнаружился небольшой пролом в известняковой плите, покрывающей саркофаг. На краях пролома сохранились следы копоти от светильника, использованного горе-грабителями. Скорей всего, они пробили наспех дыру в гробнице в надежде добыть сокровища. Однако св. Царь был похоронен в простом монашеском одеянии (перед смертью он принял постриг с именем Иона) без каких-либо драгоценностей. Вероятно, гробница была потревожена в XIX веке людьми, проводившими ремонт в склепе. Мародеры лишь сдвинули кости левой ступни царя, поднять плиту они все же не рискнули.

Вот так выглядели останки св. Царя в саркофаге. Голова повернута влево, правая рука как будто поднята в благословляющем жесте. У головы — небольшой кубок синего венецианского стекла, вероятнее всего, из-под миро (ароматическое церковное масло).

Судя по остаткам одежды, св. Царь был одет весьма скромно.

  

Но вот сам скелет удивил антропологов — он был весьма противоречив. С одной стороны у св. Царя были прекрасные зубы (вы можете видеть сами), что, казалось бы, противоречило указанному возрасту смерти, ведь и в наше время трудно найти человека с такими зубами перешагнувшего полувековой возраст. А с другой, перед нами глубокий инвалид — по свидетельству Герасимова, он бы определил возраст человека с такими костными наростами (остеофитами) — как человека глубоко за 70. Особенно это было заметно на позвонках, с такими наростами человек должен был испытывать сильную боль в суставах и практически не мог нормально двигаться.

При этом антрополог отметил необычно высокий рост св. Царя для своего времени — 178-180 см и весьма крепкое сложение. Можно сказать, что в молодости св. Иван Грозный отличался физической силой и статью — широкими могучими плечами, что, кстати, подтверждают и современники. Вот описание его по словам посла германского императора:
«Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые всё наблюдают самым тщательным образом. Челюсть выдающаяся вперёд, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой. В руке посох с тяжёлым набалдашником, символизирующий крепость государственной власти на Руси и великое мужское достоинство самого Царя».

Интересно, что никаких следов сифилитического поражения костей не было обнаружено. Почему это так важно отметить особо? Дело в том, что в историографии о причинах «неадекватного» поведения нашего св. Царя выдвигается именно эта причина. Якобы в молодости св. Государь подцепил срамную болезнь от гулящих девок, до которых якобы по неумеренности своего нрава и разгулу был особо жаден. И якобы именно эта запущенная болезнь, а точнее, лекарства на основе свинца и соединений ртути вызвали перепады настроения и симптомы, столь характерные для отравления тяжелыми металлами.

Как мы можем узнать, насколько реконструкция Герасимова соответствует реальном облику св. Царя? Для реконструкций лиц известных личностей XVIII века, такой проверкой могут служить портреты. Хотя они в той или иной степени льстят заказчикам, но, конечно же, отражают в целом облик этих людей.

Увы, в случае со св. Царем изображения в книгах и летописях оказываются более поздними портретами, как например, вот этот конца XVI века:

А вот его отец Василий III (изображение с иконы), вторая половина XVI века:

Налицо как и фамильное сходство, так и сходство с реконструкцией. Но… эти изображения сделаны хоть современниками, но все же после смерти царей. Насколько им можно доверять?

На самом деле существует одно точно прижизненное изображение св. Ивана Грозного. И стало о нем известно лишь в мае 2017 года.

Ученым удалось «проявить» единственный прижизненный портрет Ивана Грозного. Он был размещен на переплете первопечатной книги «Апостол», изданной в 1564 году. Со временем изображение стерлось, и стало практически неразличимым. Однако его удалось восстановить и узнать, как в действительности выглядел царь. Вот, что об этом известно:

«Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного — одной из самых ярких фигур в истории России — был выполнен, вероятно, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола 1564 года Ивана Фёдорова вместе с двуглавым византийским орлом — новым гербом русских государей. Со временем, тисненый рельеф практически исчез: в XIX в. он был едва виден, а его контур был скопирован в общих чертах».

«В случае с восстановлением портрета Ивана Грозного речь шла о том, чтобы увидеть микротопографию поверхности переплёта: мельчайшие неровности, трещины и углубления. Для этого наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон — в частности, в данном случае поверхности снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нм (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом). Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф.

В результате обработки полученных снимков на изображениях «проступили» очертания лица. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет св. Царя Ивана IV. Он был выполнен на специальном подносном экземпляре Апостола — знаке благодарности Ивана Фёдорова св. Царю за поддержку печатного дела. «Однако кто автор этого портрета, ещё предстоит установить. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI в. западную технику гравюры на меди — Феодосий изограф, сын знаменитого живописца Дионисия».

Подробнее читайте тут.

Вот собственно и само изображение:


Узнаваемый большой нос с горбинкой, борода, высокие заметные скулы. Да, и в этом изображении сходство с реконструкцией определенно просматривается. (Об этом смотрите в размещенном ниже сюжете — ред.)

А вот это реконструкция внешнего облика матери св. Иоанна Грозного — царицы Елены Глинской:

А теперь посмотрите на бабку св. Иоанна Грозного, жену Ивана III, византийскую принцессу Софью Палеолог:

Вот это да! Сходство — просто невероятное. Все домыслы, что Елена Глинская якобы родила сына не от Ивана III разбиваются об это удивительное фамильное сходство.

Это практически одно лицо — только женский вариант, более грацильный (изящный).

Сравнение в профиль:

Костные наросты превратили Ивана Грозного в глубокого инвалида, неспособного передвигаться без чужой помощи уже, как минимум, за 5-6 лет до его смерти в 1584 году. Именно с этой точки зрения вызывает сомнение версия убийства им сына Ивана в 1581 году. Но тогда от чего умер его сын? А вот это весьма интересно.

В свое время его мать Елена Глинская отстранила от власти его опекунов, и стала править от имени младенца Ивана IV сама. Красивая, умная, властная женщина — первая единоличная правительница Руси со времен княгини Ольги. И вдруг она умирает в 30 лет, оставив своего малолетнего сына сиротой. В случайность ее смерти верится с трудом. Однако, в ее останках обнаружено количество свинца и ртути превышающее все разумные пределы. Казалось бы, налицо прямые доказательства отравления ее боярами, ненавидящими иноземку (литвинку) у власти. Однако, далеко не все историки согласны с этим — с их точки зрения все это объясняется неумеренным употреблением ядовитой косметики на основе соединений свинца и даже ртути.

Но вот беда, сторонники «ядовитой косметики» не могут объяснить многократное превышение нормы концентрации тяжелых металлов в останках сына св. Царя Ивана! Похоже он стал жертвой отравления заговорщиков, как и его бабушка.

Анализы останков св. Ивана IV дали практически те же показатели содержания ртути, свинца и мышьяка, как и у его сына. Богатырское здоровье св. Царя помогло ему продержаться дольше, чем сыну, но и его конец был неизбежен. Кто именно и как травил св. Царя и его наследников неизвестно, но если следовать принципу «кому это выгодно»…

Существует и еще одна маловероятная версия. В старину бытовало убеждение, что к ядам… можно привыкнуть, принимая их малыми дозами! В те времена это было весьма распространенное заблуждение. Некоторые исследователи полагают, что св. Царь якобы… дозированно принимал яды именно с этой целью. Но это представляется совсем уж невероятной версией!

Антрополог Герасимов М.М. реконструирует облик Ивана IV.

Смотрите также сюжет: https://www.youtube.com/watch?v=fsr4-ZF8zxI