Царь Иоанн Васильевич Грозный, покровитель донского и запорожского казачеств, основатель Войска Донского и Запорожской Сечи.

????????? ?????????. ?????? ??????????? ???? ????? ?????????? IV, ??????? ??? ?????? ???????????? ????, ????? ?????????????? ???????? ???????????? ? ???????? ?????????????? ??????

В одной из первых книг по истории казачества «История или повествование о Донских казаках», вышедшей впервые в 1778 году благодаря трудам генерал-майора Александра Ивановича Ригельмана (1720 – 23 октября 1789) сказано, что «Когда, де, Донцы сведали, что Московский Царь, Иван Васильевич, ведет уже семь летъ съ Татарами войну и желал отъ нихъ взять Казань, то, въ разсуждении держимой съ нимъ одной веры Греческаго исповедания, вознамерились, во взятии онаго города, помочь Его Величеству».[1]

А.И. Ригельман также отмечает, что после взятия Казани «Царь, пришедшихъ воиновъ оныхъ дарилъ казною и другими, полученными добычами, но Донцы ничего того не взяли, а просили чтобъ только пожалованы были рекою Дономъ до техъ местъ, какъ имъ надобно, что имъ и не отказалъ. Онъ имъ реку оную пожаловалъ и грамотою утвердить изволилъ».[2]

В исследовании историка донского казачества Евграфа Петровича Савельева (18 декабря 1860 – 1930) «Древняя история казачества. Историческое исследование», которое вышло в четырех выпусках в 1913-1918 гг., также особо отмечается, что

«По летописным сказаниям второй половины XVI в. казаки принимали весьма деятельное участие во всех войнах, которые вела Москва со своими соседями: казанцами, астраханцами, крымцами, Польшей и Ливонией. Цитируя эти летописи, многие русские историки нарочито замалчивают, а другие просто, по неведению, не говорят, какие именно казаки участвовали в той или другой войне. Карамзин отмечает, что при взятии Казани «Государь велел сделать подкоп от каменной Даировой бани, занятой нашими казаками». Далее: «Иоанн распорядился сделать приступ: велел быть впереди атаманам с казаками».  То же говорит и Соловьев: «Стрельцы и казаки, закопавшись во рвах перед турами, не давали казанцам входить на стены, снимая их оттуда меткими выстрелами».[3] О каких казаках тут идет речь, эти историки умалчивают. То же делают и другие. Из грамоты Иоанна Грозного донским казакам 1552 г. за их великую службу мы знаем, что при покорении Казани были и донские казаки, ходившие туда с атаманом Сусаром Федоровым и многими другими. Приказ о приступе был дан 1-го октября; на рассвете 2-го октября были взорваны стены, и Казань пала. Грамота о пожаловании казакам реки Дона, т.е. о закреплении за ними на вечные времена фактически уже занятой ими реки, всегда читалась в казачьем кругу 1-го октября, в день Покрова Пресвятыя Богородицы, как и последующие жалованные Царями грамоты.

Следовательно, день Покрова был долго памятен на Дону, как день великого подвига, совершенного казаками для России при взятии Казани.

Мы видим, что под Казань ходили казаки и с Дона, и с Волги, и с Терека и с Яика (Урала). Следовательно, и Урал, и Терек к половине XVI в. были уже заняты казаками. Первые поселения казаков на Урале относятся к концу ХIV и началу XV вв., занятие же устьев Терека следует отнести к концу первой половины XVI в., т.е. ко времени, предшествовавшему покорению Казани, а окончательное утверждение после покорения Астрахани, т.е. во второй половине XVI в.»[4]

По утверждению Е.П. Савельева, что когда весной 1554 года по указанию Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича было снаряжено 30-ти тысячное войско под командованием князя Юрия Пронского-Шемякина для присоединения к России Астраханского ханства, то «узнав об этом, Донские казаки поспешно двинулись к Переволоке под начальством своих походных атаманов Федора Павлова, Андрея Шадры и Ляпуна и, вступив в передовой отряд русской рати, руководимой князем Вяземским, устремились вперед и близ Черного острова нанесли такое поражение астраханцам, что они не попали даже в город и остановились в 5 верстах ниже его; но преследуемые казаками, бежали в степи. Атаман Павлов настиг в Базцыж-Мачаке жен и дочерей царских и забрал их в плен. Сам царь Ямгурчей, преследуемый казаками до самого Азова, едва успел вскочить в него с 20 всадниками».[5]

1556. Апрель – май. По повелению Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича на Днепр было направлено войско во главе с головой Матвеем Дьяком Ржевским, к которому присоединился отряд запорожских казаков из Канева, численностью в 300 человек. На легких речных кораблях, изготовленных на реке Псел, московские и запорожские воины спустились вниз по Днепру, разорили окрестности турецких крепостей Ислам-Кермена и Очакова и благополучно вернулись назад. Одновременно с войском Ржевского на Дон были посланы воеводы Данила Чулков и Иван Мальцев. Спустившись к Азову, русские воеводы уничтожили крымский отряд в 200 человек и, захватив «языков», с важными сведениями вернулись обратно. В том же году, впервые атаковали Крымское ханство донские казаки. Их походное войско во главе с атаманом Михаилом Черкашенином на стругах пересекло Азовское море и разорило окрестности Керчи.[6]

1556. Июнь. К Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу  от запорожских казаков прибыл атаман Михаил Ескович. От имени каневского старосты князя Дмитрия Вишневецкого, оставившего литовскую службу, он просил Царя принять под свою руку устроенное им казачье поселение на острове Хортица (будущая Запорожская Сечь). По указанию Царя Иоанна Васильевича на Днепр были срочно отправлены дети боярские Андрей Щепотев, Нечай Ртищев и принятый на государеву службу атаман Михаил Черкашенин. Они везли запорожским казакам щедрое Царское жалованье и Царскую грамоту их предводителю.[7]

1556. 16 октября. Царские посланцы Андрей Щепотев и Нечай Ртищев вернулись в Москву с Днепра с сообщением о том, что князь Дмитрий Вишневецкий  «пошел воевать крымские улусы служа Царю и Великому Князю». Во время этого похода князю Дмитрию Вишневецкому удалось захватить Ислам-Кермен, уничтожить гарнизон и, захватив все находившиеся там турецкие пушки, вывезти их на Хортицу.[8]

1557. Весна. Крымский хан Девлет-Гирей, с большим войском атаковал казачий городок на острове Хортица. 24 дня татары пытались овладеть островом, но, потерпев поражение, отошли «с великим срамом».[9]

1558. Январь. Вероломное нападение крымцев вынудило принять ответные меры. По указанию Царя  князь Дмитрий Вишневецкий вновь был отправлен на Днепр «на Хартущу» (Хортицу), чтобы закрепиться в Запорожье и атаковать татарские и турецкие владения. Войско Вишневецкого усилили отрядами испытанных русских воевод и атаманов Игнатия Ушакова Заболоцкого, Даниила Чулкова, Ширяя Кобякова, Матвея Дьяка Ржевского, Андрея Щепотева, Михаила Павлова, и несколькими приказами московских стрельцов, а также служилыми казаками. Русские и черкасские (запорожские) полки, уничтожая татарские поселения и отряды, вновь прошли вниз по Днепру вглубь неприятельских владений и, на считанные версты не дойдя до Перекопа, вернулись к Монастырскому острову, превращенному князем Дмитрием Вишневецким в новую запорожскую крепость.[10]

1558. Январь-февраль. По указанию Царя  Иоанна Васильевича на реке Псел в месте впадения ее в Днепр начинает строится русская крепость – «Псельский город», ставший опорным пунктом в возобновившихся военных действиях против Крыма.[11]

1559. Февраль. По указанию Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича князь Дмитрий Вишневецкий был отправлен на Донец, чтобы, построив здесь суда, «приходить на крымские улусы  от Азова на Керчь». Тогда же по Царскому указу было отправлено войско во главе с окольничим Даниилом Адашевым также «промышляти на крымские улусы». Царь заботился об освобождении полоненных крымскими татарами христиан, разгроме Крымского ханства, постоянно совершавшего набеги на Русь, а также о возвращении России Крыма как прародительской Отчины (Тмутараканской волости).

Царем Иоанном Васильевичем на Дон был отправлен и думный дворянин и постельничий Царя Игнатий Вешняков, который должен был «сходится на Дону  с князем Дмитрием Вишневецким». Игнатий Вешняков получил Царский указ поставить на Дону крепость – опорный пункт для будущих походов на Крым.[12]

 1559. 11 марта. По повелению Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича собранное на Донце войско должно было двинутся на Крым.[13]

1559. Март-сентябрь. Думный дворянин Игнатий Вешняков и окольничий Даниил Адашев во главе 8-тысячного войска с воеводой Игнатием Ушаковым-Заболоцким  от Кременчуга спустились на небольших судах по Днепру в Черное море, где захватили несколько турецких кораблей. Русское войско высадилось на западном берегу Крыма и в нескольких стычках разгромило крымские татарские отряды. Было освобождено большое количество русских из турецкого плена. Разорив побережье Крыма русское войско нанеся серьезные потери крымским татарам на днепровских переправах вернулось вверх по Днепру к южным границам государства. В честь побед русского оружия по указу Царя в Москве было проведено торжественное богослужение. «Ныне же Государя нашего у Бога прошением… морем его Царское воинство… ходящее и корабли емлюще и воюючи… и немножества воинства, на великую орду внезапу нападшее и повоевав и мстя кровь хрестианскую поганым, здорова отъидоша».

1562. Июль. Бывший предводитель запорожских казаков князь Дмитрий Вишневецкий преступил клятву и изменил Царю и Великому Князю. Послушавшийся уговоров своего брата князя Михаила Вишневецкого он переметнулся на службу к польскому королю.[14]

1570. 3 января. Грамота Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича донским казакам о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и донские казаки слушали Царского посла Ивана Новосильцева, едущего в Царьград через Дон и Азов, и «тем бы вы Нам послужили…, а мы Вас за вашу службу жаловать хотим». Данная Царская грамота считается днем официального образования Войска Донского для защиты южных границ России.[15]

1571. 16 февраля. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич утвердил первый в России воинский устав – Устав сторожевой и станичной службы, составленный воеводой князем Михаилом Воротынским.[16]

1572. 29 июля-2 августа. Русские объединенные земские и опричные войска около 30 тысяч под командованием земского воеводы князя Михаила Воротынского и опричного воеводы князя Дмитрия Хворостинина разгромили 120-тысячное войско крымских татар и турок-османов при Молодях на реке Лопасне. Это сражение стало одним из величайших сражений в истории России наравне с Куликовской битвой, Полтавой и Бородино, потому что Османская империя и Крымский хан пытались завоевать всю Русь в союзе с Речью Посполитой, Швецией и ногайской ордой.  В сражении русские полководцы использовали для борьбы с татарской конницей «гуляй-поле» – подвижную крепость на возах, за стенами которой укрывались пушкари. Не выдержав ударов русских войск, турки и татары отступили, понеся в боях колоссальные потери. Среди погибших оказались сыновья хана Девлет-Гирея, а при штурме «гуляй-города» полегла вся турецкая янычарская пехота. Из огромной крымско-турецкой армии в 120 тыс., перешедшей в июле 1572 г. русскую границу, в Крым вернулось около 20 тыс. человек. Потерпев крупнейшее и сокрушительное поражение, крымские татары и турки-османы в дальнейшем два десятилетия не решались на походы на Москву.[17]

1576. Май-июнь. Поход Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича против крымских татар. Государь встал с войсками в Калуге, распределив полки на «берегу» и «по украинным городом». На реках верхнего Дона готовилась «судовая рать». На Днепр к запорожскому гетману Богдану Ружинскому Царь Иоанн Васильевич послал большую денежную казну, запасы пороха и свинца. На помощь гетману выступили отряды московских служилых казаков во главе с атаманами Андреем Веревкиным, Яковом Прончищевым и Федором Шахом. Летом войско Богдана Ружинского, усиленное отрядами русских служилых людей, пошло на крепость Ислам-Кермен. В произошедшем под стенами этой крепости сражении татары были разбиты и бежали, очистив город. О взятии Ислам-Кермена 15 августа сообщили Царю Иоанну Васильевичу атаманы Андрей Веревкин, Яков Прончищев и Федор Шах.[18]

 Заложенные Царем Иоанном Васильевичем Грозным основы  казачьей  службы государству российскому просуществовали на протяжении четырех столетий, являются примером и для нас ныне живущих потомков.

Василий Вадимович Бойко-Великий, Президент Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого

Павел Геннадьевич Петин, кандидат исторических наук

+ + +

[1] Ригельман А.И. История или повествование о Донских казаках. – М.: Университетская типография, 1846. – С. 4.

[2] Ригельман А.И. История или повествование о Донских казаках. – М.: Университетская типография, 1846. – С. 5.

[3] Соловьев  С.М. История России с древнейших времен. – Т. 6. – М.: «Мысль», 1989. – С. 453.

[4] Савельев Е.П. Древняя история казачества. – Ч. II. – Новочеркасск, 1915. – С. 238-239.

[5] Савельев Е.П. Древняя история казачества. – Ч. II. – Новочеркасск, 1915. – С. 224.

[6] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 109.

[7] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 110.

[8] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 111.

[9] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 116.

[10] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 121.

[11] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 121.

[13] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 126.

[14] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 143.

[15] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 176.

[16] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 182.

[17] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 188.

[18] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. – М.: Русский Издательский центр, 2017. – С. 201-202.

http://rossiyaplyus.info/pokrovitel