УБІЙСТВО ЦАРСКОЙ СЕМЬИ. ОНО СЛУЧИЛОСЬ ВЪ НОЧЬ НА 17 IЮЛЯ
Царская семья была въ домѣ Ипатьева до ночи на 17 іюля
Чѣмъ устанавливается, что царская семья была въ домѣ Ипатьева до этой роковой ночи?
Священникъ С т о р о ж е в ъ показываетъ: «Въ воскресенье 20 мая (2 іюня) я совершилъ очередную службу — раннюю литургію — въ Екатерининскомъ Соборѣ и только что, вернувшись домой около 10 часовъ утра, расположился пить чай, какъ въ парадную дверь моей квартиры постучали.
Я самъ открылъ дверь и увидѣлъ передъ собой какого-то солдата, невзрачной наружности съ рябоватымъ лицомъ и маленькими бѣгающими глазами. Одѣтъ онъ былъ въ ветхую тѣлогрѣйку защитнаго цвѣта, на головѣ затасканная солдатская фуражка. Ни погонъ, ни кокарды, конечно, не было. Не видно было на немъ и никакого вооруженія.
На мой вопросъ, что ему надо, солдатъ отвѣтилъ: «Васъ требуютъ служить къ Романову». Не понявъ, про кого идетъ рѣчь, я спросилъ: «Къ какому Романову?» — «Ну, къ бывшему Царю», — пояснилъ пришедшій.
Изъ послѣдующихъ переговоровъ выяснилось, что Николай Александровичъ Романовъ проситъ совершить послѣдованіе обѣдницы.
«Онъ тамъ написалъ, чтобы служили какую-то обѣдницу», — заявилъ мнѣ пришедшій…
Выразивъ готовность совершить просимое богослуженіе, я замѣтилъ, что мнѣ необходимо взять съ собой діакона.
Солдатъ долго и настойчиво возражалъ противъ приглашенія о. діакона, заявляя, что «комендантъ» приказалъ позвать одного священника, но я настоялъ, и мы вмѣстѣ съ этимъ солдатомъ поѣхали въ Соборъ, гдѣ я, захвативъ все потребное для богослуженія, пригласилъ о. діакона Буймирова, съ которымъ въ сопровожденіи того же солдата поѣхали въ домъ Ипатьева.
Съ тѣхъ поръ, какъ здѣсь помѣщена была семья Романовыхъ, домъ этотъ обнесли двойнымъ дощатымъ заборомъ. Около перваго верхняго деревяннаго забора извозчикъ остановился. Впереди прошелъ сопровождавшій насъ солдатъ, а за нимъ мы съ о. діакономъ.
Наружный караулъ насъ пропустилъ; задержавшись на короткій срокъ около запертой изнутри калитки, выходящей въ сторону дома, принадлежавшаго ранѣе Соломироскому, мы вошли внутрь второго забора, къ самымъ воротамъ дома Ипатьева.
Здѣсь было много вооруженныхъ ружьями молодыхъ людей, одѣтыхъ въ общегражданское платье, на поясахъ у нихъ висѣли ручныя бомбы. Эти вооруженные несли, видимо, караулъ.
Провели насъ черезъ ворота во дворъ и отсюда черезъ боковую дверь внутрь нижняго этажа дома Ипатьева.
Поднявшись по лѣстницѣ, мы вошли наверхъ къ внутренней парадной двери, а затѣмъ черезъ прихожую въ кабинетъ (налѣво), гдѣ помѣщался комендантъ.
Вездѣ, какъ на лѣстницахъ, такъ и на площадкахъ, а равно и въ передней были часовые — такіе же вооруженные ружьями и ручными бомбами молодые люди въ гражданскомъ платьѣ.
Въ самомъ помѣщеніи коменданта мы нашли какихъ-то двоихъ людей, среднихъ лѣтъ, помнится, одѣтыхъ въ гимнастерки. Одинъ изъ нихъ лежалъ на постели и, видимо, спалъ, другой молча курилъ папиросы. Посреди комнаты стоялъ и столъ, на немъ — самоваръ, хлѣбъ, масло. На стоявшемъ въ комнатѣ этой роялѣ лежали ружья, ручныя бомбы и еще что-то.
Было грязно, неряшливо, безпорядочно.
Въ моментъ нашего прибытія коменданта въ этой комнатѣ не было. Вскорѣ явился какой-то молодой человѣкъ, одѣтый въ гимнастерку, брюки защитнаго цвѣта, подпоясанный широкимъ кожанымъ поясомъ, на которомъ въ кобурѣ висѣлъ большого размѣра револьверъ; видъ этотъ человѣкъ имѣлъ средняго «сознательнаго рабочаго».
Ничего яркаго, ничего выдающагося, вызывающаго или рѣзкаго ни въ наружности этого человѣка, ни въ послѣдующемъ его поведеніи я не замѣтилъ.
Я скорѣе догадался, чѣмъ понялъ, что этотъ господинъ и есть «комендантъ» дома особаго назначенія, какъ именовался у большевиковъ домъ Ипатьева за время содержанія въ немъ семьи Романовыхъ.
Комендантъ, не здороваясь и ничего не говоря, разсматривалъ меня (я его видѣлъ впервые и даже фамиліи его не зналъ, а теперь запамятовалъ).
На мой вопросъ, какую службу мы должны совершить, комендантъ отвѣтилъ: «Они просятъ обѣдницу».
Никакихъ разговоровъ ни я, ни діаконъ съ комендантомъ не вели, я лишь спросилъ, можно ли послѣ богослуженія передать Романову просфору, которую я показалъ ему.
Комендантъ осмотрѣлъ бѣгло просфору и послѣ короткаго раздумья возвратилъ ее діакону, сказавъ: «Передать можете, но только я долженъ васъ предупредить, чтобы никакихъ лишнихъ разговоровъ не было».
Я не удержался и отвѣтилъ, что я вообще разговоровъ вести не предполагаю. Отвѣтъ мой, видимо, нѣсколько задѣлъ коменданта и онъ довольно рѣзко сказалъ: «Да, никакихъ, кромѣ богослужебныхъ рамокъ».
Мы облачились съ о. діакономъ въ комендантской, при чемъ кадило съ горящими углями въ комендантскую принесъ одинъ изъ слугъ Романовыхъ (не Чемодуровъ, — я его ни разу не видѣлъ въ домѣ Ипатьева, а познакомился съ нимъ позднѣе, послѣ оставленія Екатеринбурга большевиками).
Слуга этотъ высокаго роста, помнится, въ сѣромъ съ металлическими пуговицами костюмѣ…
Итакъ, облаченные въ священныя ризы, взявъ съ собой все потребное для богослуженія, мы вышли изъ комендантской въ прихожую. Комендантъ самъ открылъ дверь, ведущую въ залъ, пропуская меня впередъ, со мной шелъ діаконъ, а послѣднимъ вошелъ комендантъ.
Залъ, въ который мы вошли, черезъ арку соединялся съ меньшимъ по размѣрамъ помѣщеніемъ — гостиной, гдѣ ближе къ переднему углу я замѣтилъ приготовленный для богослуженія столъ.
Но отъ наблюденія обстановки залы и гостиной я былъ тогда отвлеченъ, такъ какъ, едва переступилъ порогъ залы, какъ замѣтилъ, что отъ оконъ отошли трое — это были Николай Александровичъ, Татьяна Николаевна и другая старшая дочь, но которая именно, я не успѣлъ замѣтить.
Въ слѣдующей комнатѣ, отдѣленной отъ залы, какъ я уже объяснилъ, аркой, находилась Александра Ѳедоровна, двѣ младшія дочери и Алексѣй Николаевичъ.
Послѣдній лежалъ въ походной (складной) постели и поразилъ меня своимъ видомъ; онъ былъ блѣденъ до такой степени, что казался прозрачнымъ, худъ и удивилъ меня своимъ большимъ ростомъ. Въ общемъ видъ онъ имѣлъ до крайности болѣзненный, и только глаза у него были живые и ясные, съ замѣтнымъ интересомъ смотрѣвшіе на меня, новаго человѣка.
Одѣтъ онъ былъ въ бѣлую нижнюю рубашку и покрытъ до пояса одѣяломъ. Кровать его стояла у правой отъ входа стѣны, тотчасъ за аркой. Около кровати стояло кресло, на которомъ сидѣла Александра Ѳедоровна, одѣтая въ свободное платье, помнится, темно-сиреневатаго цвѣта.
Никакихъ драгоцѣнныхъ украшеній на Александрѣ Ѳедоровнѣ, а равно и на дочеряхъ я не замѣтилъ.
Обращалъ вниманіе высокій ростъ Александры Ѳедоровны, манера держаться, манера, которую иначе нельзя назвать, какъ «величественной». Она сидѣла въ креслѣ, но вставала (бодро и твердо) каждый разъ, когда мы входили, уходили, а равно и когда по ходу богослуженія я преподавалъ «миръ всѣмъ», читалъ Евангеліе, или мы пѣли наиболѣе важныя молитвословія.
Рядомъ съ кресломъ Александры Ѳедоровны, дальше по правой стѣнѣ, стали обѣ младшія дочери, а затѣмъ самъ Николай Александровичъ; старшія дочери стояли въ аркѣ, а отступя отъ нихъ, уже за аркою, въ залѣ стояли: высокій пожилой господинъ и какая-то дама (мнѣ потомъ объяснили, что это былъ докторъ Боткинъ и состоящая при Александрѣ Ѳедоровнѣ дѣвушка).
Еще позади стояло двое служителей: тотъ, который принесъ намъ кадило, и другой, внѣшняго вида котораго я не разсмотрѣлъ и не запомнилъ. Комендантъ стоялъ все время въ углу залы около крайняго дальняго окна на весьма, такимъ образомъ, порядочномъ разстояніи отъ молящихся. Болѣе рѣшительно никого ни въ залѣ, ни въ комнатѣ за аркой не было.
Николай Александровичъ былъ одѣтъ въ гимнастеркѣ защитнаго цвѣта такихъ же брюкахъ при высокихъ сапогахъ. На груди былъ у него офицерскій Георгіевскій крестъ. Погонъ не было.
Всѣ четыре дочери были, помнится, въ темныхъ юбкахъ и простенькихъ бѣленькихъ кофточкахъ. Волосы у всѣхъ у нихъ были острижены сзади довольно коротко; видъ онѣ имѣли бодрый, я бы даже сказалъ, почти веселый.
Николай Александровичъ произвелъ на меня впечатлѣніе своей твердой походкой, своимъ спокойствіемъ и особенно манерой пристально и твердо смотрѣть въ глаза.
Никакой утомленности или слѣдовъ душевнаго угнетенія въ немъ я не примѣтилъ.
Показалось мнѣ, что у него въ бородѣ едва замѣтны сѣдые волосы (борода, когда я былъ въ первый разъ, была длиннѣе и шире, чѣмъ 1 (14) іюля, тогда мнѣ показалось, что Николай Александровичъ постригъ кругомъ бороду).
Что касается Александры Ѳедоровны, то у нея изо всѣхъ видъ былъ какой-то утомленный, скорѣе даже болѣзненный.
Я забылъ отмѣтить то, что всегда особенно останавливало мое вниманіе — это та исключительная — я прямо скажу — почтитительность къ носимому мною священному сану, съ которой отдавали каждый разъ поклонъ всѣ члены семьи Романовыхъ въ отвѣтъ на мое молчаливое имъ привѣтствіе при входѣ въ залъ и затѣмъ по окончаніи богослуженія.
Ставъ на свое мѣсто передъ столомъ съ иконами, мы начали богослуженіе, при чемъ діаконъ говорилъ прошенія ектеніи, а я пѣлъ.
Мнѣ подпѣвали два женскихъ голоса (думается, Татьяна Николаевна и еще кто-то изъ нихъ), порой подпѣвалъ низкимъ басомъ и Николай Александровичъ (такъ, онъ пѣлъ, напримѣръ, «Отче нашъ» и друг.).
Богослуженіе прошло бодро и хорошо, молились они очень усердно. По окончаніи богослуженія я сдѣлалъ обычный отпустъ со Святымъ Крестомъ и на минуту остановился въ недоумѣніи: подходить ли мнѣ съ Крестомъ къ молившимся, чтобы они приложились, или этого не полагается, и тогда бы своимъ невѣрнымъ шагомъ я, быть можетъ, создалъ бы въ дальнѣйшемъ затрудненія въ разрѣшеніи семьѣ Романовыхъ удовлетворять богослуженіемъ свои духовныя нужды.
Я покосился на коменданта, что онъ дѣлаетъ и какъ относится къ моему намѣренію подойти съ Крестомъ.
Показалось мнѣ, что и Николай Александровичъ бросилъ быстрый взглядъ въ сторону коменданта.
Послѣдній стоялъ на своемъ мѣстѣ въ дальнемъ углу и спокойно смотрѣлъ на меня. Тогда я сдѣлалъ шагъ впередъ, и одновременно твердыми и прямыми шагами, не спуская съ меня пристальнаго взора, первымъ подошелъ къ Кресту и поцѣловалъ его Николай Александровичъ, за нимъ подошла Александра Ѳедоровна, всѣ четыре дочери, а къ Алексѣю Николаевичу, лежащему въ кровати, я подошелъ самъ.
Онъ на меня смотрѣлъ такими живыми глазами, что я подумалъ: «Сейчасъ онъ непремѣнно что-нибудь да скажетъ», но Алексѣй Николаевичъ молча поцѣловалъ Крестъ. Ему и Александрѣ Ѳедоровнѣ діаконъ далъ по просфорѣ.
Затѣмъ подошли къ Кресту докторъ Боткинъ и названные служащіе — дѣвушка и двое слугъ.
30 іюня (13 іюля) я узналъ, что на другой день 1 (14) іюля — воскресенье — о. Мелединъ имѣетъ служить въ домѣ Ипатьева литургію, что о семъ онъ уже предупрежденъ отъ коменданта, а комендантомъ въ то время состоялъ извѣстный своею жестокостью нѣкій Юровскій — бывшій военный фельдшеръ.
Я предполагалъ замѣнить о. Меледнна по Собору и отслужить за него литургію 1 (14) іюля.
Часовъ въ 8 утра 1 (14) іюля кто-то постучалъ въ дверь моей квартиры, я только что всталъ и пошелъ отпереть. Оказалось, явился опять тотъ же солдатъ, который и первый разъ пріѣзжалъ звать меня служить въ домѣ Ипатьева.
На мой вопросъ: «Что угодно», солдатъ отвѣтилъ, что меня комендантъ «требуетъ» въ домъ Ипатьева, чтобы служить обѣдницу.
Я замѣтилъ, что вѣдь приглашенъ о. Мелединъ, на что явившійся солдатъ сказалъ: «Мелединъ отмѣненъ, за Вами прислано».
Я не сталъ разспрашивать и сказалъ, что возьму съ собой о. діакона Буймирова — солдатъ не возражалъ — и явлюсь къ десяти часамъ.
Солдатъ распростился и ушелъ, я же, одѣвшись, направился въ Соборъ, захватилъ здѣсь все потребное для богослуженія и въ сопровожденіи о. діакона Буймирова въ 10 часовъ утра былъ уже около дома Ипатьева.
Едва мы переступили черезъ калитку, какъ я замѣтилъ, что изъ окна комендантской на насъ выглянулъ Юровскій. (Юровскаго я не зналъ, видѣлъ лишь его какъ-то раньше ораторствовавшимъ на площади).
Когда мы вошли въ комендантскую комнату, то нашли здѣсь такой же безпорядокъ, пыль и запустѣніе, какъ и раньше; Юровскій сидѣлъ за столомъ, пилъ чай и ѣлъ хлѣбъ съ масломъ.
Какой-то другой человѣкъ спалъ одѣтый на кровати. Войдя въ комнату, я сказалъ Юровскому: «Сюда приглашали духовенство, мы явились, что мы должны дѣлать?»
Юровскій, не здороваясь и въ упоръ разсматривая меня, сказалъ: «Обождите здѣсь, а потомъ будете служить обѣдницу».
Я переспросилъ: «Обѣдню, или обѣдницу?» — «Онъ написалъ обѣдницу», — сказалъ Юровскій.
Мы съ діакономъ стали готовить книги, ризы и проч., а Юровскій, распивая чай, молча разсматривалъ насъ и, наконецъ, спросилъ: «Вѣдь Ваша фамилія С-с-с», и протянулъ начальную букву моей фамиліи, тогда я сказалъ:
«Моя фамилія Сторожевъ». — «Ну, да, — подхватилъ Юровскій — вѣдь Вы уже служили здѣсь». — «Да, — отвѣчаю — служилъ». — «Ну, такъ вотъ и еще разъ послужите».
Въ это время діаконъ, обращаясь ко мнѣ, началъ почему-то настаивать, что надо служить не обѣдню, а обѣдницу.
Я замѣтилъ, что Юровскаго это раздражаетъ и онъ начинаетъ метать на діакона свои взоры.
Я поспѣшилъ прекратить это, сказавъ діакону, что и вездѣ надо исполнять ту требу, о которой просятъ, а здѣсь, въ этомъ домѣ надо дѣлать, о чемъ говорятъ.
Юровскій, видимо, удовлетворился. Замѣтивъ, что я зябко потираю руки, Юровскій спросилъ съ оттѣнкомъ насмѣшки, что такое со мной. Я отвѣтилъ, что недавно болѣлъ плевритомъ и боюсь, какъ бы не возобновилась болѣзнь.
Юровскій началъ высказывать свои соображенія по поводу лѣченія плеврита и сообщилъ, что у него самого былъ процессъ въ легкомъ.
Обмѣнялись мы и еще какими-то фразами, при чемъ Юровскій держалъ себя безо всякаго вызова и вообще былъ корректенъ съ нами…
Когда мы облачились, и было принесено кадило съ горящими углями (принесъ какой-то солдатъ), Юровскій пригласилъ насъ пройти въ залъ для служенія. Впередъ въ залъ прошелъ я, затѣмъ діаконъ и Юровскій.
Одновременно изъ двери, ведущей во внутреннія комнаты, вышелъ Николай Александровичъ съ двумя дочерьми, но которыми именно, я не успѣлъ разсмотрѣть.
Мнѣ показалось, что Юровскій спросилъ Николая Александровича: «Что у васъ всѣ собрались?» Николай Александровичъ отвѣтилъ твердо: «Да, всѣ».
Впереди за аркой уже находилась Александра Ѳедоровна съ двумя дочерьми и Алексѣемъ Николаевичемъ, который сидѣлъ въ креслѣ-каталкѣ, одѣтый въ куртку, какъ мнѣ показалось, съ матросскимъ воротникомъ.
Онъ былъ блѣденъ, но уже не такъ, какъ при первомъ моемъ служеніи, вообще глядѣлъ бодрѣе.
Болѣе бодрый видъ имѣла и Александра Ѳедоровна, одѣтая въ то же платье, какъ и 20 мая (стараго стиля).
Что касается Николая Александровича, то на немъ былъ такой же костюмъ, что и въ первый разъ. Только я какъ-то не могу ясно себѣ представить, былъ ли на этотъ разъ на груди его Георгіевскій крестъ.
Татьяна Николаевна, Ольга Николаевна, Анастасія Николаевна и Марія Николаевна были одѣты въ черныя юбки и бѣлыя кофточки. Волосы у нихъ на головѣ (помнится, у всѣхъ одинаково) подросли и теперь доходили сзади до уровня плечъ.
Мнѣ показалось, что какъ Николай Александровичъ, такъ и всѣ его дочери на этотъ разъ были — я не скажу: въ угнетеніи духа, но все же производили впечатлѣніе какъ бы утомленныхъ.
Члены семьи Романовыхъ и на этотъ разъ размѣстились во время богослуженія такъ же, какъ и 20 мая ст.ст. Только теперь кресло Александры Ѳеодоровны стояло рядомъ съ кресломъ Алексѣя Николаевича — дальше отъ арки, нѣсколько позади его; позади Алексѣя Николаевича стала Татьяна Николаевна (она потомъ подкатила его кресло, когда послѣ богослуженія они прикладывались къ Кресту), Ольга Николаевна и, кажется (я не запомнилъ которая именно), Марія Николаевна. Анастасія Николаевна стояла около Николая Александровича, занявшаго обычное мѣсто у правой отъ арки стѣны.
За аркой въ залѣ стояли докторъ Боткинъ, дѣвушка и трое слугъ: высокаго роста, другой низенькій полный и третій молодой мальчикъ. Въ залѣ у того же дальняго угольнаго окна стоялъ Юровскій. Больше за богослуженіемъ въ этихъ комнатахъ никого не было.
По чину обѣдницы положено въ опредѣленномъ мѣстѣ прочесть молитву «Со Святыми упокой».
Почему-то на этотъ разъ діаконъ, вмѣсто прочтенія, запѣлъ эту молитву, сталъ пѣть и я, нѣсколько смущенный такимъ отступленіемъ отъ устава, но едва мы запѣли, какъ я услышалъ, что стоявшіе позади меня члены семьи Романовыхъ опустились на колѣна…
Послѣ богослуженія всѣ приложились къ Св. Кресту, при чемъ Николаю Александровичу и Александрѣ Ѳеодоровнѣ о. діаконъ вручилъ по просфорѣ. (Согласіе Юровскаго было заблаговременно дано).
Когда я выходилъ и шелъ очень близко отъ бывшихъ Великихъ Княженъ, мнѣ послышалось едва уловимое слово: «Благодарю» — не думаю, чтобы это мнѣ только показалось…
Молча мы дошли съ о. діакономъ до зданія Художественной Школы и здѣсь вдругъ діаконъ сказалъ мнѣ: «Знаете, о. протоіерей, у нихъ тамъ что-то случилось».
Такъ какъ въ этихъ словахъ о. діакона было нѣкоторое подтвержденіе вынесеннаго мною впечатлѣнія, то я даже остановился и спросилъ, почему онъ такъ думаетъ. — «Да, такъ», говоритъ діаконъ: «они всѣ какіе-то другіе точно, даже и не поетъ никто».
А надо сказать, что дѣйствительно за богослуженіемъ 1/14 іюля впервые никто изъ семьи Романовыхъ не пѣлъ вмѣстѣ съ нами».
Въ понедѣльникъ 15 іюля отъ профессіональнаго союза были посланы женщины мыть въ Ипатьевскомъ домѣ полы. Удалось допросить двухъ: Стародумову и Дрягину. Онѣ показали:
С т а р о д у м о в а: «Если не ошибаюсь, въ понедѣльникъ 15 іюля сего года отъ союза послали четырехъ женщинъ мыть полы въ домѣ, гдѣ жилъ Государь съ семьей… Отъ дома Ипатьева насъ послали въ домъ Попова, гдѣ жила Государева стража.
Здѣсь начальникъ караула Медвѣдевъ приказалъ намъ вымыть полы въ помѣщеніи команды, а потомъ повелъ насъ въ домъ Ипатьева, который назывался домомъ особаго назначенія.
Насъ провели во дворъ и по лѣстницѣ, ведущей изъ нижняго этажа въ верхній, насъ пропустили въ верхній этажъ, гдѣ жилъ Царь со своей семьей.
Я лично мыла полы почти во всѣхъ комнатахъ, отведенныхъ для царской семьи; въ помѣщеніи коменданта мы половъ не мыли. При нашемъ появленіи въ домѣ Государь, Государыня и всѣ дѣти были въ столовой…
Княжны помогали намъ убирать и передвигать въ ихъ спальнѣ постели и весело между собой разговаривали. Мы сами ни съ кѣмъ изъ царской семьи не разговаривали; почти все время за нами присматривалъ комендантъ Юровскій. Я видѣла, что онъ сидѣлъ въ столовой и разговаривалъ съ Наслѣдникомъ, справляясь объ его здоровьѣ».
Д р я г и н а: «Я также мыла полы въ домѣ Ипатьева вмѣстѣ съ Маріей Стародумовой и другими женщинами. Было это, насколько помню, въ понедѣльникъ 15 іюля с. г.; въ домъ насъ провелъ разводящій Павелъ Медвѣдевъ. Въ домѣ я видѣла Государя, Государыню, Наслѣдника, четырехъ Княженъ, доктора и какого-то старичка. Наслѣдникъ сидѣлъ въ креслѣ-коляскѣ; Княжны были веселы и помогали намъ переставлять въ ихъ комнатѣ постели».
Охранники Проскуряковъ, Летеминъ и Якимовъ объяснили:
П р о с к у р я к о в ъ: «Въ послѣдній разъ я видѣлъ всю царскую семью, кромѣ Государыни, за нѣсколько дней до ихъ убійства. Они тогда всѣ гуляли въ саду и гуляли, какъ есть, всѣ, кромѣ Государыни. Значитъ, тутъ были самъ Государь, сынъ, дочери: Ольга, Татьяна, Марія и Анастасія; тутъ же былъ докторъ, лакей, поваръ, горничная и мальчикъ… Въ какой именно это было день, я не могу припомнить, но было это незадолго до ихъ смерти».
Л е т е м и н ъ: «16 іюля я дежурилъ на посту № 3 (во дворѣ у калитки), съ 4 часовъ дня до 8 часовъ вечера, и помню, что, какъ только я вышелъ на дежурство, б. Царь и его семья возвращались съ прогулки, ничего особеннаго я въ этотъ разъ не замѣтилъ».
Я к и м о в ъ: «Послѣдній разъ я видѣлъ Царя и дочерей 16 іюля. Они гуляли въ саду въ 4 часа дня. Видѣлъ ли я въ этотъ разъ наслѣдника, не помню. Царицы я не видѣлъ. Она тогда не гуляла».
Н. А. Соколовъ († 1924 г.)
(Изданіе 1-е. Берлинъ: Издательство «Слово», 1925).
https://russportal.ru/index.php…
+ + +
Лучезаренъ и свѣтелъ державный вѣнецъ,
Много въ немъ красоты и блистанья,
Онъ рождаетъ надежды у чистыхъ сердецъ
И волнуетъ безумцамъ мечтанья.
Недоступенъ онъ страсти и злобе людской,
Не сплетенъ онъ изъ листьевъ лавровыхъ,
Въ немъ сокрытъ величавый, священный покой,
Тайна муки страданій терновыхъ.
Въ немъ алмазные слезы, играя, блестятъ,
Какъ созвѣздья въ часы озареній,
Въ немъ кровавые капли рубиновъ горятъ
Вѣчнымъ символомъ горькихъ мученій.
Передъ нимъ преклоняется воинъ простой
И мудрецъ съ сѣдинами, какъ пѣна.
Вкругъ него добродѣтель цвѣтетъ съ красотой
И гнѣздятся порокъ и измѣна.
Кто по милости Божьей вѣнецъ тотъ надѣлъ,
Кто вознесся душой благодатной,
Для того не заманчивъ нашъ жалкій удѣлъ,
Грѣхъ и злоба вражды необъятной.
Не дурманитъ Его лучезарный вѣнецъ,
Неподкупенъ Онъ злату и лести,
И не вѣдаетъ сердце Владыки сердецъ
Ни упрековъ, ни ярости мести.
Благодатенъ Его свѣтозарный приходъ,
Сладко бремя святой Его воли.
Онъ болѣетъ душой за родимый народъ
И состраждетъ скорбящимъ въ неволѣ.
Преисполнены правдой и лаской уста,
Чуждъ Онъ гнѣву и казнямъ суровымъ,
И грядетъ Онъ на подвигъ стезею Христа,
Озаренный сіяньемъ терновымъ.
Сергѣй Бехтеевъ
Новый Садъ. 1924 годъ
+ + +
Если каждая человѣческая душа по природѣ своей христіанка, то русская душа — по природѣ своей — православная христіанка.
Быть истинно русскимъ, значитъ быть православнымъ. А быть православнымъ, значитъ и идею власти разрѣшать съ церковно-православной точки зрѣнія, т. е. истинною властью считать только власть Богоотвѣтственную, а всю соціальную проблему — проблемой религіозной.
Православынй русскій человѣкъ никогда не долженъ забывать прямыхъ и ясныхъ словъ Священнаго Писанія:
Б о г а б о й т е с ь, Ц а р я ч т и т е! (1 Петр. 2, 17).
Для истинно православнаго русскаго человѣка, правильно понимающаго іерархію цѣнностей и стремящагося все въ жизни разсматривать съ высшей религіозной точки зрѣнія, никакого сомнѣнія въ выборѣ принципа государственной власти нѣтъ.
Ни одинъ церковно-православный русскій человѣкъ, знакомый съ элементами православной аскетики, не сомнѣвается въ томъ, что никогда нельзя надѣяться только на себя и строитъ жизнь на началахъ только своей воли.
Наоборотъ, всегда памятуя молитву Господню, необходимо молиться Господу: Да будетъ воля Твоя!
То, что истинно для каждаго отдѣльнаго человѣка, истинно и для цѣлаго народа, особенно въ дѣлѣ установленія принципа государственной власти.
«Воля народа», столь восторженно воспѣтая демократіей, съ религіозной точки зрѣнія никакъ не можетъ быть принята за первоверховную цѣнность и за высшую инстанцію въ разрѣшеніи вопроса объ «истинномъ благѣ народа».
«Воля народа», какъ высшая и окончательная инстанція — безсмысленна и представляетъ собою
к о л л е к т и в н о е с а м о в л а с т і е, если она не обращена къ абсолютнымъ религіознымъ цѣнностямъ.
Богъ предоставилъ человѣку (и человѣческому обществу-народу) лишь с в о б о д у в ы б о р а между Добромъ и Зломъ (между Своей волей и своеволіемъ человѣка), но не предоставилъ абсолютной свободы дѣйствія по отношенію къ Себѣ и Своимъ законамъ.
Такимъ образомъ, Онъ не допустилъ возможности уничтоженія Божественной любви, истины, добра, красоты и религіозно понимаемой свободы.
«Воля народа» можетъ в ы б и р а т ь между двумя принципами жизни:
1) Да будетъ воля Твоя, Господи, и 2) Да будетъ воля моя, внѣ зависимости отъ воли Господней.
По отношенію къ государственной власти воля Господня извѣстна: во главѣ народа долженъ быть Царь-помазанникъ Божій, который въ своей дѣятельности руководится не «волей народа», а волей Бога!
При православномъ русскомъ самодержавіи народъ избираетъ Царя, котораго Церковь затѣмъ помазуетъ на царство.
Этому Царю-помазаннику Божію народъ, желающій жить по Божьему, т. е. по правдѣ, добровольно, по своей свободной волѣ, ввѣряетъ всю полноту государственной власти.
Царь-помазанникъ послѣ этого руководствуется уже не «волей народа» (т. е. демократическимъ принципомъ), а волей Божіей и своей совѣстью, какъ голосомъ воли Божіей.
Православный русскій Царь-помазанникъ ч р е з в ы ч а й н о отвѣтственъ предъ Богомъ!
Достаточно вспомнить замѣчательныя молитвы, которыя читаетъ Царь и народъ при совершеніи Священнаго Коронованія и Мѵропомазанія Государя, чтобы понять глубочайшій религіозно-нравственно-политическій смыслъ православнаго русскаго самодержавія.
«Буди сердце мое въ руку Твоею», — молится самъ государь, — «еже все устроити къ пользѣ врученныхъ мнѣ людей и къ Славѣ Твоей, яко да и въ день Суда Твоего непостыдно воздамъ Тебѣ слово…»
Сердце свое Царь отдаетъ въ руки Божіи, а потому и пользу ввѣреннаго ему народа онъ понимаетъ лишь въ соединеніи со славой Господней.
За народъ свой Царь-помазанникъ обѣщаетъ отвѣтить на Страшномъ Судѣ. Народъ же въ это время устами первосвятителя Православной Церкви, помазующей царя, молится:
«Умудри и настави Его непоползновенно проходить великое сіе къ Тебѣ служеніе: даруй Ему разумъ и премудрость!»
Народъ понимаетъ возложенное Богомъ бремя царской власти, какъ «великое служеніе Богу».
Каждый народъ имѣетъ свою мистическую и историческую миссію, которую онъ (самъ народъ) можетъ и не знать и не понимать до исчерпывающей глубины.
Царская власть есть посредничество между Богомъ и народомъ — Господь пріоткрываетъ глубины народной миссіи и помогаетъ ея осуществленію.
Царь и народъ, вѣнчающіеся въ этомъ многозначительномъ чинѣ Церковью на своеобразный б р а к ъ, съ мужскимъ главенствомъ и отвѣтственностью Царя и съ женственной жертвенностью, чистотой и страхомъ народа, — взаимно даютъ обѣты вѣрности и, молясь смиренно о помощи свыше, соглашаются добровольно передъ лицомъ Божіимъ «нести тяготы другъ друга».
Послѣ этого б р а к а Царь и народъ становятся однимъ государственнымъ тѣломъ, взаимоотвѣтственнымъ передъ Богомъ.
Совершенно ясно, что Церковь, вѣнчающая Царя съ народомъ, никакъ не можетъ быть «отдѣлена» отъ государства.
Ибо Царь-помазанникъ Божій, помазующая его на царство Церковь и обвѣнчанный церковно съ Царемъ народъ представляютъ собою нераздѣльное цѣлостное тріединство строя Россійскаго государства.
Отсюда совершенно понятнымъ становится и исконный историческій священный лозунгъ Россіи въ ея подвижнической борьбѣ съ врагами внѣшними и внутренними:
«З а В ѣ р у, Ц а р я и О т е ч е с т в о!»
За свои ошибки и прегрѣшенія и за страшные грѣхи всего своего народа Помазанникъ Божій заплатилъ мученичествомъ не только личнымъ, но и всей своей Семьи, включая несовершеннолѣтняго невиннаго отрока сына-Наслѣдника.
Народъ же русскій за прегрѣшенія своего государя и за безмѣрные свои грѣхи передъ нимъ и передъ Богомъ получилъ отъ Господа такое возмездіе, которому не видно конца.
Ибо — кто, поднявъ руку па Помазанника Господня, останется не наказаннымъ? — говоритъ Господь (1 Цар. 26, 9) и неужели не умретъ за то, что злословилъ Помазанника (2 Цар. 19, 21).
Царская Россія — это Солнце съ Востока — несомнѣнно, имѣла на себѣ и темныя пятна. Но сущность солнца не въ пятнахъ, и уничтожать солнце во имя борьбы съ его пятнами — безсмысленно и непростимо преступно.
Поэтому февральская революція 1917 года, породившая кошмарный октябрь, не можетъ имѣть никакого религіознаго оправданія!
Не б у н т о м ъ (каковымъ является всякая революція по отношенію къ Царю-помазаннику), а м о л и т в о й долженъ отвѣчать народъ за грѣхи своихъ царей.
Многихъ, даже пріемлющихъ идею монархіи, смущаетъ вопросъ о наслѣдственной формѣ власти.
Только съ безрелигіозно-этической точки зрѣнія можетъ казаться болѣе справедливымъ и, главнымъ образомъ, страхующимъ (по-человѣчески) отъ злоупотребленій принципомъ — принципъ избранія главы государства на опредѣленный срокъ. Но съ религіозной точки зрѣнія становится все яснымъ.
Да, при наслѣдственной монархической власти могутъ быть разные цари: и святые и грѣшные, и умные и простецы, и сильные и слабые. Но послѣ помазанія (которое совершается надъ каждымъ новымъ членомъ династіи отдѣльно!), — они всѣ получаютъ особую помощь и благодать отъ Бога, Который можетъ превратить грѣшнаго въ святаго, слабаго въ сильнаго, простеца въ мудреца.
Сама жизнь царя всецѣло въ рукахъ Божіихъ!
Но самое главное, о чемъ никогда не слѣдуетъ забывать, это — п р о в и д е н ц і а л ь н о с т ь ниспосланія народу въ р а з н ы е моменты его исторической жизни —
р а з н ы х ъ царей. Народъ при династическомъ наслѣдованіи монарха получаетъ отъ Бога такого Царя, какого онъ заслуживаетъ!
Самое страшное и жуткое въ наше лукавое и тяжкое время — это и з м ѣ н а православному русскому принципу самодержавія со стороны нѣкоторыхъ представителей самой Православной Церкви.
Духъ красной обновленческой реформаціи и церковной революціонности, этотъ самый страшный духовный ядъ, пророчески предсказанный, какъ признакъ приближающагося конца міра, начинаетъ все настойчивѣе проявляться въ жизни Православной Русской Церкви.
Масса волковъ въ овечьихъ шкурахъ пытается отнять отъ понятія «Царь» его религіозный корень, старается заставить насъ забыть все то, что говорится о Царѣ въ Священномъ Писаніи.
Къ счастью, самъ народъ русскій начинаетъ отрезвляться и научается отличать «пастырей добрыхъ» отъ «пастырей злыхъ».
Идея православнаго русскаго самодержавія, несмотря на непрекращающуюся пропаганду враговъ Бога и Россіи т. н. лѣвыхъ круговъ (или, можетъ быть, именно благодаря этой пропагандѣ!) начинаетъ привлекать все большее и большее количество православныхъ русскихъ сердецъ, смертельно тоскующихъ по Хозяину Русской Земли, Царю-Помазаннику Божію.
Если русскій народъ будетъ этого достоинъ, Господь возвратитъ ему Своего Помазанника.
Проф. И. М. (Андреевъ) Андреевскій († 1976 г.)
https://russportal.ru/index.php?id=monarchy.andreev1951_01
+ + +
ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧЪ.
СВѢТЕ ТИХІЙ…
«Пусть приближается низина, пусть грозитъ нежеланное, неудобное, отвратительное или страшное. Мы не должны помышлять о бѣгствѣ или проклинать свою судьбу. Напротивъ, надо думать о томъ, какъ одолѣть бѣду и какъ побѣдить врага» (Проф. И. А. Ильинъ — изъ его книги «Поющее сердце», стр. 131).
Авторъ этихъ строкъ не историкъ. Матеріала для историческаго освѣщенія личности Государя Императора Николая II Александровича нѣтъ подъ рукой, но есть нѣкоторыя мысли, долгими годами выношенныя, о томъ, какъ постепенно, лукаво и хитро накапливающіяся силы зла развязали свой ударъ по Россіи въ 1917 году и какъ первой жертвой этого удара сталъ Императоръ Николай II съ Его Августѣйшей Семьей.
Силамъ зла, готовымъ къ прыжку, эта жертва была нужна какъ сигналъ, во — первыхъ, ихъ побѣды надъ Свѣтомъ правды и милости и, во-вторыхъ, начала ихъ уже открытаго и ликующаго наступленія на міръ въ планѣ его БЕЗ — препятственнаго разложенія духовнаго, государственнаго и культурнаго.
Всѣмъ христіанскимъ принципамъ былъ объявленъ смертный приговоръ.
Обликъ Государя Императора исторически трагиченъ не только его личными безмѣрно-мучительными переживаніями, но и моментомъ всерѣшающаго значенія для будущаго народовъ земли.
Съ выпаденіемъ Православной и Царской Россіи изъ международной жизни весь внѣшній міръ послѣдовательно былъ окованъ цѣпями лжи и насилія. Историческая Россія была послѣднимъ этапомъ въ завершеніи этого побѣднаго шествія силъ зла. Теперь уже никто этимъ силамъ не мѣшалъ, — передъ бѣсами растилалась открытая дорога.
Вѣнценосная Личность Императора была послѣдней Личностью свободнаго и сильнаго Монарха, стоящаго у грани стараго міра. Съ уходомъ этой Личности ушелъ и старый міръ съ его свободой, закономъ и порядкомъ, съ его совѣстью и справедливостью.
Старый міръ шагъ за шагомъ поглощался омутомъ политическаго разврата. Въ общемъ вихрѣ бѣсовскаго формированія «новаго міра» все завертѣлось ликующимъ хороводомъ — пошлость и цинизмъ, взаимное недовѣріе и подозрѣніе, групповое самосластіе и своекорыстный произволъ, широкое безбожіе и безмѣрная разнузданность, психозъ преступленія и потеря человѣчности.
Чѣмъ внимательнѣе, спокойнѣе и глубже присматриваться къ Личности Императора, ЧТО было при Немъ и ЧТО стало послѣ Него во всемъ мірѣ, то сразу же осязательно увидимъ и почувствуемъ рѣзкій конецъ одного и грубое начало другого.
Конецъ личности человѣка и начало толпы. Или другими словами, — развитіе идеологіи современнаго демократизма….
Личность Государя Императора несла въ себѣ благородство духа, поистинѣ благоденствіе и мирное житіе, то нераздѣльное цѣлостное тріединство Церковь — Царь — Народъ, которымъ строилось Государство Россійскаго Царствія. Именно въ этомъ заключалась сущность Національно-исторической Россіи на всемъ продолженіи ея многотруднаго тысячелѣтняго бытія.
Въ 1917 году Россію постигла не только историческая, но и мистическая трагедія, ибо Царь былъ властью не только земной. Церковь, вѣнчая Царя на царство, посвящала Его на служеніе Богу, Власти и Народу.
И Царь былъ олицетвореніемъ чистоты и вѣрности, — Ему вѣрили всѣ безраздѣльно. И тѣ, кто былъ преданъ Ему, и тѣ, кого мутилъ духъ «оппозиціи». Пусть Царь стоялъ въ условіяхъ неограниченной свободы, какъ Самодержецъ Всероссійскій, но одновременно Онъ былъ поставленъ въ условія неограниченной нравственной отвѣтственности.
Всѣмъ своимъ положеніемъ Царь былъ ограниченъ Православнымъ міровозрѣніемъ. Эта великая тяжесть была священна, но это все-таки была тяжесть, незнакомая современнымъ правителямъ. И до конца своихъ суровыхъ дней эту тяжесть Императоръ Николай II несъ свято, на себя одного возлагая всю отвѣтственность за судьбы Родной Земли.
Отсюда естественно, Православная Монархія являлась религіозной цѣнностью. Она вплотную подходила къ сердцу народному и, какъ лампада передъ святой иконою, тихо охраняла уютъ, смыслъ и радость великой страны.
Вотъ гдѣ лежатъ корни нашей мистической трагедіи, — судьбы Россіи, а вмѣстѣ съ нею и судьбы всего міра. Погасла лампада Святой Руси, погасъ и миръ на землѣ.
Святое Православіе свѣтло и привѣтливо, въ немъ нѣтъ ничего угрюмаго и страшнаго, что пугало бы и потому сдерживало бы. Въ немъ заложена крѣпкая увѣренность и крѣпкая, даже радостная убѣжденность въ томъ, что любовь и правда все равно возьмутъ свое.
Въ слово «правда» русскій человѣкъ какимъ — то стихійнымъ порывомъ разъ и навсегда вложилъ и то, что есть и то, чего еще нѣтъ, но должно быть обязательно.
Правда сегодняшняго дня и правда Божіяго обѣщанія о будущамъ сливаются у насъ въ одно понятіе. И это сліяніе вынашивается нами вѣками исключительно для того, чтобы Божію правду превратить въ правду реальной дѣйствительности.
Русскій Царь всей глубиною своего сердца, повинуясь таинственному, но могучему инстинкту русской государственности, стремился какъ можно ближе подойти къ этой правдѣ, что видно хотя бы по тому, какъ Онъ подготовлялъ возстановленіе въ Россіи патріаршества…
Положеніе о томъ, что «мы, русскіе, есть моральная аристократія міра», имѣетъ основаніе во многомъ.
Ясно, что если бы моральной глубины русскій народъ не имѣлъ, цѣнность ея не сознавалъ и ее не хранилъ, то его нравственное начало практически не выдержало бы испытанія десятковъ вѣковъ.
Вспоминается книга нѣмецкаго философа и историка Вальтера Шубарта — «Европа и душа Востока»:
— Англичанинъ хочетъ видѣть міръ какъ фабрику, французъ какъ салонъ, нѣмецъ какъ казарму, русскій какъ церковь. Англичанинъ хочетъ зарабатывать на людяхъ, французъ хочетъ импонировать, нѣмецъ ими командовать и только одинъ русскій не хочетъ ничего. Онъ не хочетъ дѣлать ближняго своего средствомъ. Это есть ядро русской мысли о братствѣ и это есть Евангеліе будущаго.
Пусть Шубартъ идеализируетъ, но какая внутренняя сила сохранила и до сихъ поръ сохраняетъ русскій народъ? Отвѣтъ только одинъ — Святое Православіе.
И мученически убитый коммунистами Государь Николай II Александровичъ — послѣдній Императоръ Всероссійскій, стоявшій у грани стараго міра, нашего русскаго стараго міра, былъ тотъ СВѢТЕ ТИХІЙ, который охранялъ каждаго изъ насъ въ нашемъ русскомъ, государственномъ и семейномъ уютѣ.
М. М. Спасовскій.
https://russportal.ru/index.php…
+ + +
По точному замѣчанію извѣстнаго эмигрантскаго публициста Ивана Солоневича Февральская революція 1917 года явилась одной сплошной великой фальшивкой.
Въ этой революціи фальшиво и поддѣльно все, начиная отъ ея якобы безкровнаго характера и будто бы вызваннаго ею всенароднаго энтузіазма и кончая ея оффицiальными документами, состряпанными творцами революціи для прикрытія совершеннаго преступленія и оболваниванія довѣрившихся имъ «народныхъ массъ».
Нынѣ пришло время разоблачить очередную февральскую фальшивку — такъ называемый «прощальный приказъ по Арміи» Государя Императора Николая II съ призывомъ повиноваться Временному Правительству.
Оффиціальная или «каноническая» версія происхожденія этого «Приказа» такова. (См. по ссылке)
Взглянемъ на текстъ «Приказа», который приводится практически во всѣхъ книжкахъ и воспоминаніяхъ, посвященныхъ Февральской революціи и сверженію монархіи въ Россіи.
Какъ видимъ, абсолютно ничего враждебнаго къ Временному правительству въ текстѣ «Приказа» нѣтъ. Напротивъ, тутъ и признаніе законности «отреченія» и перехода всей власти къ Временному правительству, и призывъ повиноваться этому правительству, и пожеланіе ему всяческихъ успѣховъ, и указаніе на необходимость продолжать войну до побѣднаго конца вмѣстѣ съ союзниками.
Все полностью въ руслѣ февральской идеологіи.
Н е с л у ч а й н о в с ѣ п о с л ѣ д у ю щ і я п о к о л ѣ н і я ф е в р а л и с т о в ъ и м е н н о э т о т ъ п р о щ а л ь н ы й «П р и к а з ъ» л ю б и л и и с п о л ь з о в а т ь д л я
о п р а в д а н і я с в о е й и з м ѣ н ы Ц а р ю:
Дескать, мы бы рады были выступить на защиту Царя, но разъ онъ самъ въ своемъ приказѣ по Арміи призвалъ повиноваться Временному правительству, то мы и повиновались.
Такъ чего же перепугался февралистъ Гучковъ?
Ларчикъ, какъ всегда, открывается просто. Прощальный «Приказъ» Государя по Арміи такая же фальшивка, какъ и «Манифестъ» объ «отреченіи».
Но подготовленная на этотъ разъ Алексѣевымъ безъ всякаго согласованія съ Гучковымъ, чего послѣдній допустить никакъ не могъ, почему и наложилъ на распространеніе этой фальшивки свой начальственный запретъ.
«Приказъ» сочиненъ штабными дѣльцами Ставки путемъ «творческаго» редактированія неоконченнаго обращенія Государя къ войскамъ, написаннаго имъ собственноручно, а затѣмъ изъятаго Алексеевымъ.
Подлинникъ черновика, который былъ использованъ мошенниками изъ Ставки въ качествѣ заготовки для сочиненія «Приказа», находится въ Государственномъ архивѣ Россійской Федераціи (ГАРФ) въ фондѣ 601 («Николай II»), опись 1-я, дѣло 2415-ое.
Совсѣмъ недавно намъ удалось получить съ него копію, хотя и на самаго лучшаго качества. Любой желающій можетъ ознакомиться съ этимъ документомъ въ ГАРФ, т.к. фондъ 601 находится въ открытомъ доступѣ.
Вотъ текстъ черновика, написанный рукой Государя: (см. по ссылке)
Перепечатаемъ написанное для удобства чтенія.
Вверху текста надпись рукой какого-то штабиста: «Подшить къ дѣламъ Штаба В. Гл-щаго». Затѣмъ почеркомъ Государя Николая II написано слѣдующее:
«Въ послѣдній разъ обращаюсь къ вамъ, горячо любимыя войска.
Въ продолженіи двухъ съ половиною лѣтъ несете вы ежечасно тяжелую боевую службу.
___________________
Къ вамъ, горячо любимыя мною войска, обращаюсь съ настоятельнымъ призывомъ отстоять нашу родную землю отъ злого противника. Россія связана со своими доблестными союзниками однимъ общимъ стремленіемъ къ побѣдѣ.
Нынѣшняя небывалая война должна быть доведена до полнаго пораженія враговъ. Кто думаетъ теперь о мирѣ и желаетъ его тотъ измѣнникъ своего Отечества, предатель его.
Знаю, что каждый честный воинъ такъ понимаетъ и такъ мыслитъ. Исполняйте вашъ долгъ, какъ до сихъ поръ. Защищайте нашу великую Россію изъ всѣхъ силъ. Слушайте вашихъ начальниковъ. Всякое ослабленіе порядка (дисциплины) службы только на руку врагу.
Твердо вѣрю, что не угасла въ вашихъ сердцахъ безпредѣльная любовь къ нашей Родинѣ. Да благословитъ васъ Господь Богъ на дальнѣйшіе подвиги, и да ведетъ васъ отъ побѣды къ побѣдѣ Свъ. Великомуч. и Побѣдоносецъ Георгій».
+ + +
По всему видно, что составленіе даннаго текста далось Государю нелегко.
Итакъ, что имѣемъ въ итогѣ? Имѣемъ неоконченный Государемъ черновикъ, который сами чины Ставки именуютъ простой «запиской отрекшагося отъ престола Императора», мѣсто которой — въ штабныхъ дѣлахъ.
Это не «Приказъ» и не «Обращеніе», съ которыми заговорщики изъ Штаба никогда бы не позволили Государю обратиться къ вѣрнымъ войскамъ.
Н е д л я т о г о, в ъ к о н ц ѣ к о н ц о в ъ, о н и е г о с в е р г а л и.
Но самое интересное начинается при попыткѣ сопоставить текстъ «записки» съ текстомъ «Приказа», который ген. Алексѣевъ, внезапно исполнившійся вѣрноподданническаго чувства, разослалъ фронтамъ для передачи въ войска (одновременно не забывъ извѣстить Государя объ арестѣ).
Для удобства сопоставленія сведемъ оба текста въ таблицу:
Т е к с т ъ а р х и в н а г о д о к у м е н т а:
Въ послѣдній разъ обращаюсь къ вамъ, горячо любимые войска
П о в с е м ѣ с т н о р а с п р о с т р а н е н н ы й т е к с т ъ:
Въ послѣдній разъ обращаюсь къ вамъ, горячо любимые мною войска.
Т е к с т ъ а р х и в н а г о д о к у м е н т а:
(Пусто)
П о в с е м ѣ с т н о р а с п р о с т р а н е н н ы й т е к с т ъ:
Послѣ отреченія Моего за Себя и за Сына Моего отъ престола Россійскаго, власть передана Временному Правительству почину по почину Государственной Думы возникшему. Да поможетъ ему Богъ вести Россію по пути славы и благоденствия
Т е к с т ъ а р х и в н а г о д о к у м е н т а:
Въ продолженіе двухъ съ половиной лѣтъ несёте вы ежечасно тяжёлую боевую службу. Къ вамъ, горячо любимыя мною войска, обращаюсь съ настоятельнымъ призывомъ отстоять нашу родную землю отъ злого противника. Россія связана со своими доблестными союзниками однимъ общимъ стремленіемъ къ побѣдѣ.
П о в с е м ѣ с т н о р а с п р о с т р а н е н н ы й т е к с т ъ:
Да поможетъ Богъ и вамъ, доблестныя войска, отстоять нашу Родину отъ злого врага.
Въ продолженіе двухъ съ половиной лѣтъ вы несли ежечасно тяжелую боевую службу, много пролито крови, много сдѣлано усилій, и близокъ часъ, когда Россія, связанная со своими доблестными союзниками однимъ общимъ стремленіемъ къ побѣдѣ, сломитъ послѣднее усиліе противника.
Т е к с т ъ а р х и в н а г о д о к у м е н т а:
Нынѣшняя небывалая война должна быть доведена до полнаго пораженія враговъ.
П о в с е м ѣ с т н о р а с п р о с т р а н е н н ы й т е к с т ъ:
Эта небывалая война должна быть доведена до полной побѣды.
Т е к с т ъ а р х и в н а г о д о к у м е н т а:
Кто думаетъ теперь о мирѣ и желаетъ его — тотъ измѣнникъ своего Отечества, предатель его. Знаю, что каждый честный воинъ такъ понимаетъ и такъ мыслитъ.
П о в с е м ѣ с т н о р а с п р о с т р а н е н н ы й т е к с т ъ:
Кто думаетъ теперь о мирѣ, кто желаетъ его — тотъ измѣнникъ Отечества, его предатель. Знаю, что каждый честный воинъ такъ мыслитъ.
Т е к с т ъ а р х и в н а г о д о к у м е н т а:
Исполняйте вашъ долгъ, какъ до сихъ поръ. Защищайте нашу великую Россію изъ всѣхъ силъ. Слушайте вашихъ начальниковъ. Всякое ослабленіе порядка (дисциплины) службы только на руку врагу.
П о в с е м ѣ с т н о р а с п р о с т р а н е н н ы й т е к с т ъ:
Исполняйте же вашъ долгъ, защищайте доблестно нашу Великую Родину, повинуйтесь Временному Правительству, слушайтесь вашихъ начальниковъ, помните, что всякое ослабленіе порядка службы только на руку врагамъ.
Т е к с т ъ а р х и в н а г о д о к у м е н т а:
Твёрдо вѣрю, что не угасла въ вашихъ сердцахъ безпредѣльная любовь къ нашей Родинѣ. Да благословитъ васъ Господь Богъ на дальнѣйшіе подвиги, и да ведётъ васъ отъ побѣды къ побѣдѣ Св. Великомуч. и Побѣдоносецъ Георгій.
П о в с е м ѣ с т н о р а с п р о с т р а н е н н ы й т е к с т ъ:
Твердо вѣрю, что не угасла въ вашихъ сердцахъ безпредѣльная любовь къ нашей Великой Родинѣ. Да благословитъ васъ Господь Богъ и да ведетъ васъ къ побѣдѣ Святой Великомученикъ и Побѣдоносецъ Георгiй.
Различія бросаются въ глаза сразу. Помимо чисто редакціонныхъ «улучшеній» (удаленіе и добавленіе отдѣльныхъ словъ) главными дополненіями въ «Приказѣ» являются новый абзацъ о передачѣ власти Временному правительству и Божьей помощи этому правительству, а также призывъ ему повиноваться, которые отсутствуютъ въ исходномъ текстѣ.
Всё это привнесено въ текстъ мошенниками изъ Штаба.
Причемъ орудовали въ данномъ случаѣ, скорѣе всего, тѣ же лица, которые сочиняли и проектъ «Манифеста», переданный затѣмъ въ Псковъ. На это указываетъ фраза «близокъ часъ, когда Россія … сломитъ послѣднее усиліе противника».
Она фактически позаимствована изъ «Манифеста», гдѣ звучитъ такъ: «близокъ часъ, когда доблестная армія наша … сможетъ окончательно сломить врага».
Въ исходномъ текстѣ Государя такой фразы нѣтъ.
Такимъ образомъ, вырисовывается слѣдующая картина. Завладѣвъ неоконченнымъ черновикомъ Государя съ обращеніемъ къ войскамъ, ген. Алексѣевъ и его окруженіе рѣшили использовать его какъ заготовку для сочиненія прощальнаго «Приказа», призывающаго отъ имени Государя повиноваться Временному правительству какъ законной государственной власти.
Вызвавъ умѣльцевъ изъ штабной канцеляріи, сочинявшихъ ранѣе «Манифестъ», заговорщики попросили ихъ изготовить поддѣльный «Приказъ», что послѣдними и было исполнено.
Поддѣлка показалась Алексѣеву настолько удачной и соотвѣтствующей «политическому моменту», что онъ рѣшилъ, не спрашивая согласія «старшихъ товарищей» изъ Временнаго правительства, немедленно разослать «Приказъ» въ войска.
Масонъ Гучковъ осадилъ не въ мѣру разошедшихся младшихъ «братьевъ» и эту разсылку отмѣнилъ.
Однако поддѣлка всё равно пошла гулять по бѣлому свѣту, проникла практически во всѣ историческія и даже художественныя произведенія.
И до сихъ поръ вводитъ въ заблужденіе многихъ людей, продолжающихъ искренне вѣрить, будто свергнутый съ Престола Государь Императоръ Николай II полностью призналъ государственный переворотъ и даже въ прощальномъ «Приказѣ» по Арміи спеціально просилъ войска подчиниться самозванцамъ.
Въ дѣйствительности ничего подобнаго не было никогда.
Царь-Мученикъ Николай II никогда не отрекался отъ Престола, а былъ съ него свергнутъ, и никогда не призывалъ подчиняться самозваному Временному правительству ни устно, ни письменно, ни печатно.
Всѣ документы такого рода, вышедшіе за подписью Государя, являются самыми обыкновенными фальшивками, изготовленными нечистыми на руку «борцами за свободу» и измѣнниками Родины.
А. Кузнецовъ,
г. Москва.
8/21 iюня 2012 года
http://virtus-et-gloria.com/Menu.aspx?book=texts/Obr.html
Самодержецъ Всероссійскій Государь Императоръ Николай II никогда не составлялъ отреченіе, не писалъ его отъ руки и не подписывалъ.
Документъ также не былъ завѣренъ Фредериксомъ.
Такимъ образомъ, Государь не имѣетъ никакого отношенія къ собственному отреченію, институтъ монархіи не былъ упраздненъ, и всѣ политическіе режимы, возникшіе въ Россіи послѣ февраля 1917 года, абсолютно незаконны. (Если по поводу «Приказа» все предельно ясно — это ФАЛЬШИВКА, состряпанная генералами-предателями в Ставке, то по поводу «Отречения» — не все так однозначно. Некоторые считают, что оно было — и даже целых ДВА! Первое было написано в пользу брата Михаила. И оно было отослано в Петербург (Петроград). Однако сам Михаил передал вопрос формы государственного строя России… на усмотрение Учредительному собранию. Что вызвало возмущение Государя! В своем Дневнике он записал тогда примерно такую фразу: «Один Бог ведает, кто надоумил Михаила написать эту гадость…» Документ о собственном отречении был переписан — уже в пользу Цесаревича Алексея. Но все те же генералы-предатели это новое Отречение задержали в Ставке, и в столицу оно так и не попало. Далее последовал арест Царя-Мученика…
Кроме прочего, слова Государя,написанные в Дневнике, подтверждают версию исследователей по поводу фальсификации «Приказа по армии»: Царь и не думал, что-либо ПЕРЕДАВАТЬ НА УСМОТРЕНИЕ — ни ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, ни УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ. Сохранение монархического строя подразумевалось В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ. Никакого «отречения» якобы «от лица династии» — даже и НЕ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ! Государь лишь (по своему смирению) передавал все ту же САМОДЕРЖАВНУЮ власть — вначале брату Михаилу, а потом — сыну Алексею. Именно поэтому он никак не мог «призывать» войска «подчиниться» Временному правительству я (как считает, например, «ковидный богослов» проф. Осипов! — https://monomah.org/archives/29807 — ред.)
https://russportal.ru/index.php…
+ + +
ПОСЛЕДНЯЯ ЛИТУРГИЯ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ
103 года назад. Екатеринбург. Этот день в 1918 году был Воскресным
«…Без всяких объяснений привели местного священника, чтобы совершить Литургию. Вся Семья и домочадцы исповедались и причастились. Когда дошли до Заупокойных Молитв, вся Семья неожиданно встала на колени, а одна из Великих Княжон зарыдала» (Из книги монахини Нектарии (Мак Лиз)).
В Ипатьевском Доме служил протоиерей Иоанн Сторожев и диакон Василий Буймиров. В октябре 1918 г., вспоминая об этой службе, отец Иоанн рассказывал: «Мне показалось, что как Николай Александрович, так и все Его Дочери на этот раз были – я не скажу, в «угнетении духа», – но все же производили впечатление как бы утомленных. <…> Став на свое место, мы с диаконом начали последование обедницы. По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитвословие «Со Святыми упокой». Почему-то на этот раз диакон, вместо прочтения, запел молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от Устава. Но, едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади нас члены Семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная Молитва. Еще в большей степени дано было пережить это, когда в конце Богослужения я прочел молитву Богоматери, где в высоко поэтических, трогательных словах выражается мольба страждущего человека поддержать его среди скорбей, дать ему силы достойно нести ниспосланный от Бога Крест.
После Богослужения все приложились к Святому Кресту, причем Николаю Александровичу и Александре Федоровне о. диакон вручил по просфоре. (Согласие Юровского было заблаговременно получено). Когда я выходил и шел очень близко от бывших Великих Княжон, мне послышалось едва уловимые слова: «Благодарю». Не думаю, что это мне только показалось»…..
…«Молча дошли мы с отцом диаконом до здания Художественной школы, и здесь вдруг отец диакон сказал мне: «Знаете, отец протоиерей, — у Них там чего-то случилось». Так как в этих словах отца диакона было некоторое подтверждение вынесенного и мною впечатления, то я даже остановился и спросил, почему он так думает. «Да так, Они все какие-то другие точно. Да и не поет никто». А надо сказать, что действительно за Богослужением 1/14 июля впервые (о. диакон присутствовал при всех Служениях, совершаемых в Доме Ипатьева), никто из Семьи Романовых не пел вместе с нами».
О последних днях Царственных Мучеников камердинер Государя Т. И. Чемодуров впоследствии говорил, что «Он (Царь) как бы окаменел и не выдавал своего состояния, Государыня страдала и все молилась».
+ + +
ПОСЛЕДНЯЯ ПАНИХИДА
THE LAST REQUIEM
Перед тем, как кровавая станет заря,
Идет Панихида в Семье у Царя.
Им сроки открыты, и Путь завершён,
И молит Царица за милых Княжон.
Стоит на коленьях Святая Семья,
Сегодня Они отпевают Себя,
И новое смутное время грядет,
Народ помраченный и блудный народ.
На Жертвенник — Сын и Любовь, и Семья,
Сегодня Они отпевают Себя.
Но участь свою не меняя, как встарь —
Россию несет на плечах Государь.
Как выкуп — и Царство и Жизнь, и Семья,
И Царь отпевает сегодня Себя.
И Бремя Его не подъемно
И вот, Он Голос услышал и Голос зовет,
И Божия Матерь оплакала Их,
И Небо раскрылось и Голос затих.
+ + +
Before the bloody dawn comes,
There is a Memorial Service in the Family of the Tsar.
For them, the terms open, and the Path is completed,
And Tsarina pray for the cute Princesses.
Kneeling Holy Royal Family,
Today They are funeral Requiem Himself,
And the new time of troubles to come,
People darkened and prodigal people.
On the altar — the Son and Love, and Family,
Today They are funeral Requiem Himself.
But their fate is not changing, like in old days —
Sovereign carries on his shoulders the Russia.
As the redemption — the Kingdom, and the Life, and the Family,
And the Tsar Himself funeral service today.
And His burden is not possible to raise
And so, He heard the Voice and Voice calls,
And the Mother of God mourned over Them,
And the Heaven opened up and the Voice trailed away.
https://www.youtube.com/watch?v=WeUDsC1Cy2M (это видео мы выставили ниже).
«Последняя Панихида»,
слова Анна Константинова, музыка Николай Дейнега.
Исполняет Валерий Малышев, альбом «Царский Путь».
Картина: «Гибель Империи», Карпенко Ю.П.
+ + +
От Редакции: Знакомьтесь с нашим материалом: «Что из себя на самом деле представляло собой ужасное убийство св. Царской Семьи, совершенное в подвале дома Ипатьева сатанистами!»
«Великолепие Царской России: «Я хочу, чтобы все были счастливы…» Глава из книги «Царская семья. Возвращение»! 12 августа 1904 г. в Петергофе родился наследник престола Российской империи Цесаревич Алексей!» — https://monomah.org/archives/24769.
Читайте также опубликованный нами материал: «ПРОСТИ НАС, ГОСУДАРЬ! Ровно 99 лет назад произошло РИТУАЛЬНОЕ убийство Царской Семьи, а также их приближенных и слуг в г. Екатеринбург!»
А также другой материал: «Убийство Царской семьи носило характер ритуальной казни, и имела темную мистическую подоплеку! Страшные подробности этого чудовищного преступления!»
Кроме того, еще одну публикацию: «Освежая память: Хасиды и Нарусова потребовали отказаться от исследования версии о ритуальном убийстве Царской семьи! ФЕОР и мать Ксении Собчак обвинили еп. Тихона (Шевкунова) в разжигании межнациональной розни за его слова о необходимости рассмотреть все версии убийства Государя Николая II…»
«Как предательство Царя изменило наши ДНК, зачем надо каяться в грехе цареубийства и почему необходимо всем сердцем желать восстановление Царской власти!» — читайте об этом в другом нашем материале.
Рекомендуем также ознакомиться: «Преподобный Серафим еще много лет назад передал повеление Божией Матери соборно молиться о спасении Святой Руси и даровании Православного Царя Владычице Ченстоховской! Благодать спасти Святую Русь перешла от Державной иконы Богородицы к Ченстоховской! А в 2004 года в Боголюбово был явлен новый образ Ченстоховской Одигитрии — в ШЛЕМЕ и КОЛЬЧУГЕ! Этот Богородичный образ получил название «Русская» или «Взбранная Воевода»!»
«Боже, Царя храни!»: По молитвам св. Государю Николаю II и членам его святой Семьи почти сто лет совершаются чудеса, подобные тем, что уже шестнадцать веков происходят по молитвам другому чудотворцу — святителю Николаю Мирликийскому! Смотрите также клип на замечательную песню группы LV «Православный Царь-Мученик»!» — предлагаем ознакомиться и с этой публикацией.
А также с другой публикацией: «По признанию одного из современников, наследник «обещал быть не только хорошим, но и ВЫДАЮЩИМСЯ монархом»! Цесаревич не дожил лишь нескольких недель до своего 14-летия! Очень интересные воспоминания и факты из жизни наследника российского престола св. Алексея Николаевича, публикуемые в канун 151-й годовщины рождения его отца — св. Государя-мученика Николая Александровича!»
«Воспоминания о св. мученике Цесаревиче Алексее и подборка прекрасных фотографий о нем и св. Царской Семье» — https://monomah.org/archives/3287.
Предлагаем также ознакомиться с этим любопытным материалом: «Интересные и малоизвестные подробности покушения на св. Государя-Императора Николая Александровича во время путешествия по Японии, в бытности его цесаревичем и наследником престола!»
И следующей публикацией: «Явление Пресвятой Богородицы в мае 2009 г. и св. Царя-искупителя Николая Александровича! Что ими было сказано и о чем они предупреждали! Важное пророчество буддистского отшельника и предсказателя Теракуто святому Государю при посещении им Японии в бытности его Цесаревичем!»
«Отречение Государя Императора от Престола Государства Российского. Что мы, Христиане, можем о нём знать!» — https://monomah.org/archives/29807.
«Я остаюсь с Царём!» К дню рождения Евгения Сергеевича Боткина — одного из тех приближенных св. Государя-искупителя, кто предпочел до конца остаться с Ним и Его Семьей — и принять мученическую кончину от рук убийц-сатанистов в подвале Дома Ипатьева!» — https://monomah.org/archives/31553.
«Апостасийные времена! «Митро-политик», которого многие прочат на место будущего патриарха, заявил, что «НЕ ЗНАЕТ» ни о каких пророчествах по поводу БУДУЩЕГО ЦАРЯ!» — https://monomah.org/archives/32653.
+ + +
Читайте также другие наши материалы:
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Удивительно точные и правильные слова, сказанные крупным английским учёным, сэром Родериком Импи Мэрчисоном в лондонском Гайд-парке, в 1853 году, на многолюдном митинге против вступления Великобритании в Крымскую войну!» — https://monomah.org/archives/31866.
«Великолепие Царской России: Что было бы с Россией, если власть Государя-Императора не была бы свергнута. А Ленин и большевики не захватили бы Российское государство?» — https://monomah.org/archives/28253.
«Какие территории Российская Империя не получила в свое владение из-за революции 1917 года и заключенного «ленинцами» сепаратного мира с Германией, и как изменилась карта России после прихода большевиков к власти!» — https://monomah.org/archives/26128.
«И возведение ДнепроГЭСа, и разработка плана ГОЭЛРО по электрификации страны были начаты еще во времена… Царской России, при св. Государе-Императоре Николае Втором! Революция лишь ЗАДЕРЖАЛА реализацию этих проектов, а большевики осуществили их ценой больших страданий, присвоив славу их первоначальных разработчиков себе!» — https://monomah.org/archives/7030.
«Император как реформатор: При св. Государе Николае II были заложены основы ВСЕХ «великих строек коммунизма», которые потом ставили себе в заслугу… большевики!» — https://monomah.org/archives/17632.
«В чем Россия или русские были первыми в мiре! «О героях былых времен…»: Как прошёл первый беспосадочный перелёт женского экипажа из Москвы на Дальний Восток и кто из женщин СССР впервые в истории получили звания Героя Советского Союза!» — https://monomah.org/archives/12578.
+ + +
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! В июле 1918 британский дипломат (резидент английской разведки) Локкарт записал в своем дневнике, что Лондон сделал ставку на красных. Всего за 10 лет (1930-1940) американцы создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность; крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции! За все это — расплачивались хлебными поставками, что вызвало в стране ГОЛОД!» — https://monomah.org/archives/31219.
+ + +
Некоторые святые предрекали нам возможность такого, без преувеличения, радужного и счастливого варианта развития событий, когда в России в последние времена придет к власти настоящий РУССКИЙ ЦАРЬ — истинный Помазанник Божий, который защитит нашу Родину и присоединившиеся к ней народы и территории от властвующего во всем остальном мiре антихриста! Однако, чтобы это произошло и такая возможность реализовалась, нужна наша УСЕРДНАЯ МОЛИТВА к Богу: этого Царя можно только ВЫМОЛИТЬ! Поэтому обращаемся ко всем верным — сегодня УСИЛЬТЕ ВАШИ МОЛИТВЫ о ниспослании нам РУССКОГО ЦАРЯ!
+ + +
«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! СОБОРНАЯ МОЛИТВА ЗА ГРЯДУЩЕГО РУССКОГО ЦАРЯ И ЗА СХИИГУМЕНА СЕРГИЯ! Просим молиться КАЖДЫЙ день!» — https://monomah.org/archives/27687.
«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Каждый вторник, в 20:00 часов будет читаться Покаянный Акафист Царю Николаю II всем Кавказом. Присоединяйтесь все православные к Соборной молитве. Передавайте информацию всем!» — https://monomah.org/archives/29756.
«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Чудесное явление иеромонаху из российской «глубинки» святой царицы Ирины Византийской, созвавшей в свое время VII Вселенский Собор и пострадавшей за истину на острове Лесбос! Забытая святая, защитница гонимых за истину православных христиан оставила грозное предупреждение епископату, священству и тем мiрянам, которые надеются спастись через безрассудное и бездумное «послушание» еретичествующему и апостасийному духовенству!» — https://monomah.org/archives/28956.