27 марта 1953 года, спустя 22 дня после смерти Сталина, вышел печально известный «бериевский» указ «Об амнистии». Единовременное освобождение миллиона уголовников обернулось невиданным всплеском преступности в СССР. Особенно страшные масштабы бандитский разгул приобрёл летом 1953 года в столице Бурят-Монголии Улан-Удэ.
В 1930-40-х годах территория исторического Забайкалья покрылась цепочкой «островов архипелага ГУЛАГ». В 1937 году здесь было образовано территориальное управление ГУЛАГа по Бурят-Монгольской АССР. В годы Великой Отечественной войны численность заключённых, подведомственных управлению, не превышала 4,5 тысяч человек, но затем контингент стал расти. В 1949 году, по данным историков, он насчитывал 5 694 человека. Впрочем, учитывая, что до 1951 года в Бурятии имелось восемь колоний и пять тюрем в реальности эта цифра могла быть и больше.
Наряду с «территориальными» лагерями в республике действовал Джидинский ИТЛ (Джидинлаг или Джидалаг), расположенный в посёлке Джида-строй Закаменского аймака. Он входил в систему ГУ лагерей горнометаллургических предприятий. По состоянию на 1945 год в Джидалаге содержались 9 393 человека, которые добывали руду и выпускали вольфрамовый и молибденовый концентрат на Джидинском комбинате.
Хаос 1953 года
С июня 1953 года в Улан-Удэ стали прибывать освободившиеся уголовники. В первую очередь, это были зэки ИТК из пригородных посёлков Стеклозавода и Мелькомбината. Но значительно больше оказался наплыв амнистированных с железнодорожных станций. Улан-Удэ представлял собой крупный транспортный узел. Сюда прибывали освобождённые ээки с Колымы и Дальнего Востока. а также из Монголии, где 46 тысяч советских узников трудились на благо «дружественной республики». Самый же лютый контингент поступал из китайской Внутренней Монголии – в лагерях там содержались особо опасные преступники.
Тысячи бездомных и безработных заполонили улицы города. Среди них хватало ожесточившихся людей, желавших во что бы то ни стало «урвать радостей жизни» в полном соответствии с «идеологией» урки Барона из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего»: «Я не работаю, а беру, сколько надо, и ещё вдвое. И живу красиво».
Столицу Бурят-Монголии захлестнули разбои, кражи, грабежи и убийства. Уголовники уничтожали запасы продуктов в столовых, магазинах и ресторанах, выгребали кассы предприятий. Под удар попали и рабочие общежития – зеки захватывали их, чтобы массово насиловать женщин.
Безнаказанность уголовникам гарантировала их многочисленность и нехватка рук у милиции. Тревожную повседневную обстановку тех дней ярко передаёт отрывок из рассказа «Грехи» бурятского писателя и историка Александра Пакеева: «Местные жители, особенно Городка, наглухо закрывали окна, тщательно запирали двери, дворы, спускали с цепей собак, снимали недосохшее белье… По Городку по одному, по двое-трое и большими группами бродили освободившиеся зеки. Жители боялись лишний раз появляться на улице. Старались ходить тоже группами. Мало ли чего…»
Ещё одно свидетельство о тех событиях оставила заслуженный юрист РФ Надежда Куршева. Её воспоминания были опубликованы в 2012 году в газете «Совершенно секретно». По словам Куршевой, летом 1953 года госучреждения Улан-Удэ перешли на осадное положение. «В нашем Министерстве юстиции в кабинетах были установлены раскладушки, на которых мы спали, – рассказывала очевидица. – Окна первого этажа были заложены мешками с песком, и здание постоянно охранялось автоматчиками».
В городе не умолкало радио – жителей предупреждали о том, что им не следует выходить из дома. Погромы и беспорядки продолжались несколько недель. Утихомирить бандитов смогли лишь войска из соседних регионов, пришедшие на подмогу улан-удинской милиции. При этом властям пришлось отступить от «норм социалистической законности». Хотя официально смертная казнь в Советском Союзе была отменена, в Улан-Удэ преступников попросту отстреливали на улицах. С 10 вечера до 8 утра в городе действовал комендантский час, и всех, кто его нарушал, ждала пуля. Точное количество убитых в те дни зеков неизвестно – все бумаги по событиям в Улан-Удэ были немедленно засекречены.
Отголоски
Всплеск преступности из-за амнистии ещё долго аукался жителям Улан-Удэ. По данным исследователя Елены Бартановой, официально в 1953 году количество совершенных в Бурят-Монголии уголовных преступлений выросло по сравнению с 1952-м годом на 7,4%. Особенно много стало разбойных нападений – в конце 1953 и в начале 1954 года в народные суды поступало в 2,4 раза больше дел подобной направленности, чем в предшествующие периоды. Многие преступления, по-видимому, даже не фиксировались.
Часть уголовников прочно осела в бурятской столице. Уровень преступности здесь продолжал расти и в следующие годы, вплоть до 1958 года. Например, в 1955 году милиционеры задержали в Улан-Удэ 82 преступные группы, насчитывавшие 187 человек.
«Здесь каждый третий – вор, бандит, И каждый день ты будешь бит», – пелось тогда в дворовой песне об Улан-Удэ. Исследователь Александр Махачкеев называет рабочие предместья города (ПВЗ, Машзавод, Стеколка, Батарейка) одним из трёх «центров криминальной субкультуры» той эпохи. Молодёжь, подражавшую освобождённым зекам, в Улан-Удэ называли «чавами» (от цыганского «чаво» – «парнишка»). Они носили характерные кепки-«бакланки», тапочки на босу ногу, запахнутые телогрейки, а между собой общались исключительно на «фене».
Тимур Сагдиев
Русская Семерка, russian7.ru
+ + +
От Редакции: Читайте также:
«Трагическая история лагеря «АЛЖИР» — «Акмолинского лагеря жен изменников Родины»!» — https://monomah.org/archives/11078.
««Сталинизм» — ЭТО ЗЛО! «Мамочный» лагерь: «Малыши даже плакать не смели. Они только кряхтели по-стариковски и — гукали. Это страшное гуканье целыми днями неслось из детских кроваток. Дети лежали на спинках, поджав ножки к животу, и издавали эти странные звуки, похожие на приглушенный голубиный стон»!» — https://monomah.org/archives/27109.
«О героях былых времен…»: Борис Коверда — русский герой, застреливший в Варшаве одного из организаторов зловещего ритуального убийства Царской Семьи!» — https://monomah.org/archives/4116.
«О героях былых времен…»: Дерзкий побег царского офицера, бывшего штаб-ротмистра Лейб-гвардии драгунского полка, из ада советских лагерей!» — https://monomah.org/archives/25571. А в июле 1934 года Ивану Солоневичу и его сыну Юрию также удалось, казалось бы, невозможное — совершить побег из СССР, да еще из лагеря «Беломорско-Балтийский комбинат» — полторы сотни верст сквозь чащу карельских лесов, топи и болота…
«Стахановцы» расстрельных команд НКВД: Блохин, Магго, братья Шигалевы и другие…» — https://monomah.org/archives/12560.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Один из убийц святой Царской Семьи — Шая Голощекин — был… половым извращенцем-содомитом и официально расстрелян советской властью в т. ч. за то, что «занимался педерастией»!» — https://monomah.org/archives/12405.
«Герои» нашего времени! «Фурия красного террора»: История жизни небезызвестной Розалии «Землячки» (Залкинд), жутко лютовавшей после Гражданской войны в Крыму и творившей жестокость совместно с другим изувером — «пламенным коммунистом» Белой Куном!» — https://monomah.org/archives/24558.
«Русский писатель Владимир Солоухин: «Знало ли ваше поколение, что ЧК первых лет революции, вся ЧК, кроме, может, рядовых часовых, состояла не из русских людей? Все!» Страшный отрывок из произведения «Последняя ступень»!» — https://monomah.org/archives/27685.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Что стало с чекистом по имени Исай Берг, который задолго до немцев придумал советские «газенвагены» — газовые машины-душегубки!» — https://monomah.org/archives/17547.
«Всесильный глава ВЧК Дзержинский: Что странного было в протоколе вскрытия «Железного Феликса»!» — https://monomah.org/archives/30050.
И. Володский: «Истоки зла (Тайна коммунизма)». Интересная книга о происхождении и сути того учения, которое принесло столько горя и страданий нашему народу! — https://monomah.org/archives/11875.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: СИФИЛИС ЛЕНИНА — правда или миф?» — https://monomah.org/archives/21282.
«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Тайная тюрьма товарища Сталина! Спецобъект № 110 — секретный острог «вождя» — находился не в далекой Сибири, а под… Москвой!» — https://monomah.org/archives/11439.