Большевики как никто другой придавали значение символике и лозунгам, видя в них эффективные средства пропагандистской «обработки» населения. Однако, когда советскому государству грозила опасность, идеологические соображения уступали место сугубо прагматическим.
Существует два варианта истории о том, как Сталин разрешил красноармейцам воевать «За веру, царя и Отечество». Одна из них приводится в мемуарах маршала Николая Яковлева. Как рассказывал военачальник, в сентябре 1941 года на стол Сталина легла телеграмма из некоего обкома. Региональные партийцы пожаловались, что с артсклада в кавалерийскую дивизию прислали шашки, которые украшала надпись «За веру, царя и Отечество».
Как уточнил Яковлев, такие клинки действительно сохранились со времён «империалистической» войны. На большинстве складов «крамольные» слова вытравили, но как оказалось, не на всех. В кабинете Сталина Яковлев признал свою вину за данное происшествие. Видимо, руководитель главного артиллерийского управления уже готовился к худшему, однако реакция «отца народов» оказалась неожиданной:
«Выслушав меня, Сталин усмехнулся. А потом спросил:
– А скажите, товарищ Яковлев, можно ли этими шашками рубить врага?
– Конечно можно, товарищ Сталин! – ответил я.
Верховный, снова усмехнувшись, махнул рукой и сказал:
– Ну и пусть рубят «за веру, царя и отечество», не жалко. Ну а Вы… Не обращайте внимание на телеграмму, товарищ Яковлев… – И тут же порвал её».
Другую версию этого исторического анекдота публицист Феликс Чуев записал со слов Вячеслава Молотова. Как рассказывал бывший министр иностранных дел, знаменательный диалог о шашках якобы случился уже во время битвы за Москву:
«Будённый (который сам служил в Царской армии, и даже был ПОЛНЫМ Георгиевским кавалером — ред.) сказал Сталину, что новых шашек нет, и кавалеристам выдали старые с надписью «За веру, царя и Отечество».
– А немецкие головы они рубят? – спросил Сталин.
– Рубят, товарищ Сталин.
– Ну дай же Бог этим шашкам – за веру, царя и отечество! – сказал Сталин».
Не исключено, что в действительности имели место оба этих эпизода, а главнокомандующий просто повторил Будённому почти то же, что ранее сказал Яковлеву.
Изымать целую партию холодного оружия из действующей армии было затратно и чревато. Наверняка, политработники просто объяснили кавалеристам, что имела место «промашка снабженцев».
К слову, историки отмечают, что родившийся в войну лозунг «За родину, за Сталина!» выглядит явной калькой с девиза «За веру, царя и Отечество!», использовавшегося ещё во время наполеоновского нашествия. У советского варианта даже были преимущества: лаконичность и персонифицированность.
Царское оружие в Красной Армии
К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии состояло немало оружия, оставшегося с царских времён. И это были не только шашки. Даже во время штурма Берлина красноармейцы пользовались винтовками Мосина образца 1895 года. Другим «старорежимным» оружием был пулемёт «Максим». Артиллерия била немца пушками-трёхдюймовками образца 1902 года. Дореволюционное происхождение имела и часть боеприпасов. Именно в годы Первой мировой войны русская промышленность создала запас снарядов и патронов, который пригодился в 1941-45 годах.
В книге исследователя Андрея Дзенискевича «Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда» рассказывается, что при организации обороны города в ход шло буквально всё, что нашлось на складах и у частных лиц, вплоть до пик и кинжалов.
«В 3-й пулемётной роте 1 с.п. 3-й гвардейской дивизии народного ополчения обнаружен станковый пулемёт, собранный из узлов и деталей различных лет, причём на некоторых из них стояло клеймо дореволюционного периода. Этот механизм больше годился для музея, чем для боевой стрельбы», — пишет автор, опираясь на архивные документы горкома партии.
Отметим, что, по свидетельствам участников интернет-форумов, дореволюционное оружие и боеприпасы сохранялись на армейских складах даже в 1990-2000-х годах.
Тимур Сагдиев
Русская Семерка, russian7.ru