ПОСЛЕДНЯЯ ЛИТУРГИЯ В ХРАМЕ СВЯТОЙ СОФИИ: «Она будет продолжаться целые столетия, до самого того времени, в которое Христиане снова возьмут Константинополь. Тогда отворятся святые врата и выйдет священнодействовавший архипастырь и, приняв Святые Дары, помянет благочестивейшего Государя!»

sofijskij-sobor-v-konstantinopole-stambul_11

У всех почти греческих историков, описывавших взятие Константинополя, находится следующее сказание. Когда Мехмед-завоеватель въехал в храм Святой Софии, духовенство служило в нем литургию, и клир пел херувимскую песнь. Тогда невидимая рука затворила царские врата алтаря. С тех пор, как говорит предание, никто не смеет проникнуть в сей алтарь, а литургия будет продолжаться целые столетия, до самого того времени, в которое Христиане снова возьмут Константинополь. Тогда отворятся святые врата и выйдет священнодействовавший архипастырь и, приняв Святые Дары, помянет благочестивейшего Государя (…), и после сего отойдет на вечный покой вместе со священнодействовавшими пресвитерами. Эту тему мы уже затрагивали http://monomah.org/archives/7842 , и обещали рассказать об этом важном событии более подробно!

Греки убеждены в справедливости этого предания и с твердою верою, надеждою и любовью ожидают того великого, святого дня, в который услышат во храме Св. Софии христианское Богослужение. Придет наконец время, когда по воле Божией восстанет Святая София, и водрузится над ее куполами победоносный Крест Господень; и снова обогатится сокровищами Матерь Царяграда, украсится и освятится ликами и мощами святых Божиих; опять в сем храме будут совершаться величественные, торжественные Богослужения и снова услышится в нем умилительное христианское пение.

Вышесказанное предание до такой степени укоренилось не только в Греческом, но и в Турецком народе, что в 1849 году, когда возобновляли Софийскую мечеть, никто не решился выломать заветную дверь, страшася появления четырехсотлетнего духовенства.

Istanbul_Hagia_Sophia_IMG_7406_1800

Пророчество на надгробии святого царя Константина Великого
По кончине святого Императора Греческого Константина I Великого, в 337 г., воцарился сын его именем тоже Константин. Он перенес тело родителя своего из Никодимии в Константинополь и погреб его с честью, приличествовавшей Царской особе, во храме Святых Апостолов. И до сего времени в Константинополе, у мечети Османие показывают саркофаг из цельного порфира, имеющий около полутора сажени в длину; на нем нет никакой надписи; но верхняя порфирная плита, на которой была, без всякого сомнения, надпись, потеряна. Общее поверие приписывает его Константину Великому, и Турки показывают гроб Императора, как трофей с гордостью завоевателей и охотно верят Греческому сказанию.

В то время, когда тело Константина было привезено в Царьград, то нашлись некоторые благочестивые и прозорливые мужи, которые на крыше гроба его начертали по-гречески письмена, пророчествующие о будущей судьбе и разрушении Турецкого царства. Но чтобы сокрыть до времени смысл этого писания, они в словах, опуская гласные буквы, поставляли только согласные. Эта надпись долгое время казалась непонятною, но впоследствии, в царствование Иоанна Палеолога, премудрый старец Геннадий, патриарх Цареградский, истолковал значение оного пророчества, добавив к согласным буквам пропущенные гласные.

Патриарх Геннадий, добавив буквы, изъяснил эту надпись, которая, будучи переведена на русский язык, означает следующее речение:

«В первый индикт, царство Измаила, завоеванное Магометом, долженствует победить род Палеологов. Седмихолмие разорит, в Константинополе воцарится, премногими будет обладать народами и все опустошит острова, даже до Евксинского понта, разорив и самых ближних соседей.

В осьмой индикт в северных странах долженствует воевать.

В десятый индикт Далматов (Сербов) победит и малое время пребудет без брани; по сем же Далматами паки воздвигнет великою войну, и часть некая (Далматов) сокрушится (1). Многие народы, совокупясь с Западными, соберут ополчение на море и суше и Измаила победят. Наследие его поцарствует весьма мало. Русский же народ, соединись со всеми языками, желающими мстить Измаилу, его победят вторично и Седмихолмие возьмут со всеми его принадлежностями (2) В сие время междоусобную возставят битву, которая продолжится даже до девятого часа. Тогда глас возопиет трижды:

«Станите, станите со страхом! Бегите скорей, в десных странах обрящете мужа знаменитого, чудного и мужественного. Его имейте владыкой; друг бо Мой есть, и, взявши его волю, Мою исполняйте»…»

Здесь индикты и часы должны считаться не по обыкновению; ибо это есть пророчество, а должны приниматься иносказательно, как седмицы Данииловы (3). Под именем Палеологов разумеются Греческие Императоры, а под именем Измаила — Турецкий народ.

————————————————————————————————


1 В пророчествах священномученика Космы Равноапостольного (XVIII в.) об этом говорится следующее: «Придут времена, когда враги наши заберут у нас все, даже золу от вашего очага. Но не теряйте веры, подобно другим. (…) Мы увидим людей, летающих по воздуху, подобно черным птицам, и сбрасывающих огонь на землю. Люди побегут к могилам и закричат: «выходите вы, мертвецы, дайте нам лечь в ваши могилы». (Пророчества о последних временах священномученика Космы. «Ангел Валаама» № 2, 1992 г.).

2 Из письма, написанного собственноручно преп. Серафимом Саровским Н.А. Мотовилову: «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа Иисуса Христа. Во времена антихриста они совершенно отвергнут и не признают его Мессией, и за то удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного Русско-Славянского не будет на земле». («Литературная учеба». Кн. 1. 1991 г. С. 134).

3 Из пророчества преподобного Авеля о последнем Царе-победителе: «И восстанет в изгнании из рода Князь Великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское. Облик его будет державен и светел, и никто же речет: «Царь здесь или там», но все: «Это — он». Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит свое призвание». (Преподобный Авель Тайновидец «Жизнь вечная» № 22, 1996. С. 4). Священное Писание говорит о нем так: «Всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Апок. 6; 2), «[он] праведно судит и воинствует. Из уст же его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железные». (Апок. 19; 11, 15).

 

Предсказание арабского ученого Муста-Эддина
Султан Амурат, внук султана Сулимана, был страстный любитель наук и занимался преимущественно астрономией. Он пригласил к своему двору знаменитого арабского ученого Муста-Эддина и, по его желанию, построил для него обсерваторию в Константинополе. Амурат часто посещал Эддина в обсерватории и спрашивал о замеченном им.

Однажды спросил его султан, не видал ли он какого-нибудь знамения на небе.

«Видел я знамение, — отвечал Эддин, — которое предвещает, что великий твой визирь ныне же погибнет жестокою смертью от руки своего невольника». Действительно, не прошло и нескольких часов, как доложили Амурату, что верховный визирь его убит.

В другой раз астроном сказал султану: «Вскоре над твоими безчисленными войсками Персы одержат блистательную победу». И во второй раз предсказанное Эддином сбылось: вскоре султан узнал, что паша, отправленный против Персии с 80.000 воинов, разбит наголову, потерял много тысяч убитых и сам умер от горя.

Эти верные предсказания внушили Амурату безусловное доверие к словам мудрого Эддина, так что он решился однажды предложить ему вопрос: «Благополучно ли будет мое царствование, и долго ли будет существовать Оттоманская империя, и кем она будет разрушена?» На этот вопрос Муста-Эддин отвечал: «Государь! Ты будешь жить в мире до тех пор, пока сам того пожелаешь. Ты победишь всех своих неприятелей; никакой народ тебе и царству твоему не будет страшен, и никто не одержит победы над тобою; но только дотоле, пока ты будешь сохранять мирные сношения с народом, живущим от полуночи к востоку. Народ этот силен и славен, и имя его будет греметь по всему свету, и все ему будут покоряться. От сего-то великого народа падет держава наследия твоего — такова воля Всевышнего!»

Амурат, выслушав это предсказание, предложил его мнения совету, который нашел, по сравнению со словесными преданиями и некоторыми рукописями, что оно с ними согласовалось, и поэтому считал его верным; но в то же время совет сказал Амурату, что должно умертвить Муста-Эддина для того, чтобы он не разгласил предсказания своего народу. Султан послал Капиджи-пашу с отрядом невольников, чтобы взять астронома и бросить его в море.

Муста-Эддин, встретив убийц у входа своего дома, сказал им:

«Мир вам! Суд Божий никогда не минует. Я знаю, что сегодня же буду добычею морских рыб; а вами и всем царством овладеет народ Северный». После сих слов ученого схватили, связали и бросили в море между Галатою и Константинополем.

Подобных предсказаний и преданий очень много в Константинополе, между мусульманами. Упоминаем о некоторых из них: 1) Придет назначенное Аллахом время, когда Мекка и Медина и другие Аравийские города будут завоеваны, и все это сделает некий Христианский Царь, который придет из стран Севера. Он займет Египет и Палестину. 2) Царство Магомета продлится только до пришествия белорусых юношей, белых сынов Севера, по пророчеству, которое гласит так:

«В десятый индикт придет из северных стран Царь, возьмет Эпталофон, и в нем воцарится, и будет величайшая брань. 3) Сами Турки сознаются и говорят, что в их Коране есть подтверждение того, что Константинополь будет взят Христианами. Эти подтверждения суть:

а) Первый халиф был Аббасс, то и имя последнего халифа будет начинаться теми же буквами; б) Турки должны опасаться того Христианского народа, который в названии своем имеет начальную букву «Р»; в) Пред падением Стамбула произойдут три кровопролитные битвы, Христиане одержат верх над всеми и возьмут город, и жители его погибнут от глада и меча. Остальные будут прогнаны прежде до Алеппо, потом до Дамаска. Иерусалим и все принадлежащие к нему страны будут завоеваны Христианами.

Эти верования распространились по всей Турции. Они часто встречаются не только у простолюдинов, но и проникают в высшие слои народа Турецкого. Столичные Турки из преимущественной любви к Азии, колыбели их религии и нации, предпочитают хорониться на Азиатском берегу. Но более побудительная причина любви Турок погребаться в Азии заключается в следующем: у Турок сушествует много предсказаний о долженствующем быть падении Оттоманской империи, особливо же распространены между ними предсказания султана Сулимана и арабского астронома Муста-Эддина, что всем царством овладеет народ Северный. Они верят этим предсказаниям и считают временным свое пребывание в Европе; ибо неизбежно должно наступить то время, когда Христиане, русые победители возьмут во власть свою Стамбул, и изгонят их в Азию. Для того-то все сколько-нибудь зажиточные магометане стараются хоронить своих родных на Азиатском берегу, дабы их могилы не были попираемы чужими стопами, когда они, по воле Аллаха, снова возьмут Константинополь. Вероятно, на сем то основании султан Абдул-Меджид сказал про Златые врата зодчему, который возобновлял Софийскую мечеть в 1849 году: «Закрасьте мозаики как можно легче, чтобы всегда можно было стереть краску. Кто знает, может быть, мой преемник захочет совершенно открыть их».

Sobor-Svyatoj-Sofii-Stambul

ИСТОРИЯ И ПРЕДАНИЯ ВЕЛИКОГО ХРАМА СВЯТОЙ СОФИИ

Храм Святой Софии в Стамбуле – вершина византийского зодчества, построенная с небывалым блеском и роскошью. «Соломон, я превзошёл тебя!», — произнес император Юстиниан, войдя в собор. Великолепие храма до такой степени поражало людей, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил.

В 324 году римский император Константин Великий основал Константинополь и спустя 2 года построил церковь во имя святой Софии. С одной стороны, храм посвящен святой, жившей во втором веке, с другой же, это название трактуется как Премудрость Божия. Сын Константина Великого перестроил и расширил построенный отцом храм, но спустя сто лет собор сгорел во время восстания. Император Аркадий восстановил храм, но очередное кровопролитное восстание в 531 году не оставило от постройки камня на камне.
Тогда за дело взялся Юстиниан, который решил возвести самый великолепный храм в мире, превзойдя легендарный Иерусалимский храм, возведенный Соломоном. Проект разрабатывали 100 архитекторов, а главный зодчий был еще и выдающимся изобретателем. В то же время есть легенда, что план храма был передан ангелами императору Юстиниану Великому во сне. После того, как проект был утвержден, ангелы являлись ему во снах и советовали, как надо поступать в сложных случаях.
Есть еще одна полусказочная история. После литургии император подошел за просфорой, но кусочек просфоры упал на пол и был унесен пчелой. Тогда император приказал всем открыть свои ульи и главный зодчий увидел, что пчелы внутри его улья построили из воска прекрасный храм. Двери этого храма были открыты, и через них было видно, что на восковом престоле лежала украденная пчелой просфора. Зодчий пригласил императора, и тому так понравился восковой храм, что он приказал строить Святую Софию по этой модели.
Когда началось возведение храма, то 10 тысяч рабочих трудились на стройке, не покладая рук. Проект поглотил три годовых дохода Византии: со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Совершенно уникальным являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых же столпах. Для его изготовления были использованы также яхонты, смарагды, бисер, алмазы и другие драгоценные камни, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка.
Во время строительства храма применились уникальные технологии. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде. Для изготовления отделочного материала использовали жемчуг, топазы, рубины и сапфиры.
Храм строили 5 лет, а освящен собор был 26 декабря 538 года. По словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Особенно поражал огромный купол диаметром более 30 метров, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали светом внутреннее пространство храма, а после заката его освещали лампы в виде кораблей. Во мраке южной ночи храм озарял все вокруг подобно грандиозному пожару, показывая мореплавателям, что они близки к цели. В храме несли службу 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников.
Есть в Святой Софии еще одна удивительная достопримечательность — «запотевающая колонна». Она находится в нижней части храма справа от входа. В колонне есть отверстие, из которого вытекает влага. Если вставить туда большой палец руки и повернуть кисть на 180 градусов, можно загадать желание, и оно исполнится. Считается, что если прикоснуться к колонне больным местом, боль утихает.
В 869 году в Константинополе случилось землетрясение, разрушившее часть здания, а спустя еще 100 лет очередное землетрясение разрушило купол. Здание подперли контрфорсами, а обвалившийся купол перестроили, причем он стал еще более высоким. В 1054 году в Софийском соборе произошло разделения церквей на католическую и православную, а до 1204 года в соборе хранилась имеющая мировую известность Туринская плащаница.
В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота, был вынесен из святилища и дальнейшая его история неизвестна. В 1346 году очередное землетрясение обвалило восточный полукупол и часть большого купола, и 7 лет длились восстановительные работы.
В 1453 году 200-тысячное войско турецкого султана Мехмеда II Завоевателя осадило Константинополь. Последняя христианская служба прошла в храме Святой Софии вечером 28 мая 1453 года, когда Константин XI со слезами на глазах принял причастие. Он возглавил отряд последних защитников Византийской империи, но бойцов было всего 14 тысяч и турки, истребив их, ворвались в город…
1 (1)

СТАМБУЛ: ЛЕГЕНДЫ О ЗАВОЕВАННОМ ГОРОДЕ

29 мая 1453 года Константинополь пал, и Византийская империя оказалась завоевана турками. Мечта о том, что однажды турецкий Стамбул снова станет греческим Константинополем, остается для многих греков такой же актуальной, как и пять веков назад. В годовщину взятия Константинополя мы беседуем со специалистом по греческому фольклору к.ф.н. Ксенией Климовой о легендах, связанных с жизнью Города.

– Ксения, нынешнее название Константинополя – Стамбул правда родилось в день падения города?

– Конечно же, насчет дня говорить сложно, но, в общем, оно действительно возникло во время осады Константинополя. Вспомним, что Константинополь – столица Византии – резко выделялся для ее жителей среди остальных городов империи, поэтому часто его называли просто И Поли (Η Πόλις), то есть Город, в памятниках письменности – с большой буквы.

Святая София
Святая София

Согласно самой распространенной версии, когда турки осаждали Константинополь, греки, отступая. Кричали «ис тин Полин» (εις την Πόλιν), то есть «в город!» Турецкие солдаты не очень оперировали топонимическими понятиями и посчитали, что византийцы выкрикивали название города и так и назвали его – Истамбул или Стамбул.

– Город занимал особенное место в сознании византийцев?

– Да. Описания Константинополя встречаются в официальных хрониках, например, есть известный трактат «О постройках» греческого историка Прокопия Кесарийского, который очень подробно повествует о различных постройках времен императора Юстиниана Великого, в том числе о Святой Софии. Но у меня как у фольклориста наибольший интерес вызывают народные предания и легенды.

Главной константинопольской постройкой всегда был храм Святой Софии, который стал «героем» многих легенд. Самые ранние возникли уже в период постройки храма. Считается, что план храм не был придуман зодчими, а был передан ангелами императору Юстиниану Великому во сне. И когда возникали споры по поводу постройки, ангелы снова являлись ему во сне и говорили, как надо поступить.

По всей Греции рассказывают о том, что очень долго не могли придумать план храма. Главный зодчий предлагал императору разные варианты, но ни один не нравился императору. И в один прекрасный день случилось чудо.

После литургии император первым подошел за просфорой, но кусочек просфоры упал на пол, его подхватила и унесла пчела. Но нельзя было допустить, чтобы просфора оставалась у пчел. И император приказал всем открыть свои ульи и посмотреть, нет ли ее там внутри. Главный зодчий тоже открыл свой улей, и увидел, что пчелы внутри него построили из воска прекрасный храм. И сделали его настолько искусно, что снаружи он был украшен рельефами, а внутри все было устроено как в настоящей церкви. Двери храма были открыты, и через них можно было увидеть, что на восковом престоле лежала унесенная пчелой просфора. Зодчий удивился, пригласил императора, и византийскому правителю так понравился восковой храм, что он приказал строить Святую Софию по этой восковой модели.

Уже потом, когда София была построена, возникли другие предания, например, о плачущей колонне в нижней части храма справа от входа. Она так называется потому, что в ней есть отверстие, из которого вытекает влага. Если вставить туда большой палец руки и повернуть кисть на 180 градусов, можно загадать желание и оно исполнится. Считалось, что колонна обладает целебной силой, к ней можно было приложить голову – и она переставала болеть.

– Падение Константинополя тоже нашло отражение в легендах?

– Да. Причем связанных все с той же Святой Софией. Например, на высоте 4-х примерно метров от пола в храме виден отпечаток руки. По поводу его происхождения есть две версии – турецкая и греческая.

Согласно греческой легенде, во время этой последней литургии над молящимися появилась Богородица, простерла свой покров над христианами и прикоснулась к одной из стен своей рукой.

Турки считают, что это отпечаток руки султана Мехмеда II, который взял Константинополь. Во время осады Города в софийском храме служили литургию. Турки ворвались внутрь и перерезали всех молящихся. Так что султан въезжал внутрь уже по трупам, то есть на определенной высоте от земли. Его конь испугался такого количества мертвых тел, встал на дыбы – и Мехмед, чтобы не упасть, оперся рукой о стену. Рука была в крови, и остался отпечаток.

– Но говорят, что турки перерезали не всех…

– Да, существует предание. Что священник, который тогда служил литургию, не успел ее завершить и вошел вместе с Чашей в стену храма. Если приложить к ней ухо, в любое время суток услышишь шум, напоминающий шепот – это священник продолжает читать молитвы и будет читать их до тех пор, пока Константинополь не вернется обратно к грекам. Тогда он выйдет из стены и завершит свою литургию…

Про престол Святой Софии тоже сочиняют много легенд. Говорят, что он не мог попасть в руки турок, поэтому, когда турки подходили к городу, греки его вынесли, чтобы на корабле отвезти на материковую Грецию. Но по дороге корабль утонул. И хотя там, где он затонул, всегда были бури, сейчас море в этом месте всегда спокойно. И говорят, что когда Константинополь вернется к грекам, престол достанут со дна моря и отнесут в Святую Софию.

– Никто не пытался его достать?

– Не знаю. Но мне кажется, что на самом деле престол все-таки не вынесли. Эти рассказы не имеют исторических оснований. И потом, как бы священник мог без престола служить литургию?

Что касается всяких незавершенных действий. Рассказывают про недожаренную рыбу. Некто – в некоторых вариантах император, в других – монах или старец – в день падения Константинополя жарил на сковороде рыбу. Когда к нему пришли и сказали, что город пал, человек не поверил и ответил: «Скорее рыба оживет и спрыгнет со сковородки, чем падет Город». И рыба ожила, выпрыгнула со сковородки и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбины, поджаренные с одной стороны. И когда Константинополь вернется к грекам, они прыгнут обратно на сковородку, их дожарят – и все встанет на свои места.

– Что говорят легенды о судьбе последнего византийского императора Константина IX?

– Это одни из самых известных константинопольских легенд. Что случилось с императором, точно не знает никто. Сам султан после финального сражения пообещал большую награду тому, кто принесет голову Константина IX, и было отмыто от крови множество голов и трупов, но императора так и не удалось среди них обнаружить. По одной версии, его видели убитым у ворот Константинополя. По другой, голову императора нашли сразу и отнесли султану. Он насадил ее на кол и отослал ко дворам разных мусульманских правителей, чтобы похвастаться победой.

Еще рассказывают, что тело императора якобы опознали по носкам, на которых были вышиты золотые кресты. В то же время известно, что приближенные императора не видели ни его тела, ни его головы. Поэтому возникает вопрос о том, действительно ли его принесли ко двору султана, или все же где-то похоронили.

Раньше туристам в одном из заброшенных уголков Константинополя, на площади Вефа, показывали место, которое якобы было могилой последнего византийского императора. Над ней горела лампада, а паломники приносили и зажигали рядом с ней свечи. Сейчас это место почти не посещают.

По другой легенде, император Константин был похоронен в бывшем храме святой Феодоры, нынешней мечети Гюль-джами. В переводе «Гюль-джами» значит «мечеть роз». В мае 1453 года накануне падения Константинополя был праздник святой Феодоры, и император Константин повелел украсить освященный в ее честь храм розами и вместе с патриархом молился там весь вечер. По легенде, когда турки ворвались в город, храм оставался украшенным множеством роз. Красота храма так поразила султана Мехмеда II что он назвал его Гюль-джами.

– А это что за известная легенда о мраморном царе?

– Это самое известное предание о судьбе последнего византийского императора. Согласно этой версии, когда турецкий солдат занес руку с мечом, чтобы отрубить Константину IX голову, внезапно появились ангелы и унесли императора в неизвестном направлении. Но христиане знают, что отнесли его к Золотым воротам, парадному входу в Константинополь, и спрятали в подземной пещере. Там император уснул и превратился в мрамор. Мраморный царь будет спать до тех пор, пока не придет время и Константинополь не освободится от турецкого владычества. Тогда он проснется, и ангелы дадут ему его меч, и император встанет и победит турок и прогонит вражеское войско до Красной Яблони.

– Почему до Красной Яблони?

– Что такое Красная Яблоня, сказать очень сложно. Это какой-то мифологический топоним. По одной из версий, в турецком языке было слово, которое можно перевести как «красная яблоня», обозначало оно большой город. Можно предположить, что красная яблоня – или относимое к ней красное яблоко – это такая метафора, которая означает или далекий город, из которого пришли турки, или вообще истоки мироздания. В любом случае, очень далекое от Константинополя место.

– А как турки относились ко всем этим легендам?

– Легенду о мраморном царе они восприняли буквально и стали искать пещеру, но найти не смогли. Тогда, поскольку согласно легенде император войдет с триумфом в город через Золотые ворота. Они замуровали ворота, и сначала оставили в них маленькую дверку. А потом заложили камнями и ее. Вокруг ворот построили Семибашенную крепость, в которой располагалась городская тюрьма. Это была самая укрепленная постройка в Стамбуле. И впоследствии там стали хранить городскую казну. Так что через Золотые ворота никак нельзя было пройти. Больше того, вокруг они насадили огороды, чтобы там не было даже никакой дороги. Таким вот образом решили себя обезопасить от мраморного царя!

– А правду говорят, что турецкие султаны – потомки византийских императоров?

– Есть известная легенда о том, что после завоевания Константинополя султан Мехмед II женился на вдове Константина IX, а она была 6 месяцев как беременна. Султан уехал в поход, а императрица родила сына, окрестила и назвала Панагис. Когда султан вернулся и спросил, как зовут мальчика. Императрица ответила, что он может называть его Хан. Хотя мать воспитывала сына в греческой вере и дала ему греческое образование, он возненавидел греков и стал Коран почитать больше, чем Евангелие, а впоследствии, когда повзрослел, стал ходить только в мечеть и всю свою злобу направил против христиан. Тем не менее, согласно этой легенде, по крови турецкие султаны – потомки византийских правителей.

– Во многих преданиях присутствует мысль о том, что однажды Константинополь вернется к грекам…

– Да, и даже в плачах о завоеванное Константинополе, которые можно записать в любом уголке Греции, всегда есть мысль о том, что однажды Город снова станет греческим.

Σημαίνει ο Θιός, σημαίνει η γης, σημαίνουν τα επουράνια,
σημαίνει κι η Αγιά Σοφιά, το μέγα μοναστήρι,
με τετρακόσια σήμαντρα κι εξήντα δυό καμπάνες.
Κάθε καμπάνα και παπάς, κάθε παπάς και διάκος.
Ψάλλει ζερβά ο βασιλιάς, δεξιά ο πατριάρχης,
κι απ’ την πολλή την ψαλμουδιά εσειόντανε οι κολόνες.
Να μπούνε στο Χειρουβικό και να ‘βγει ο βασιλέας,
φωνή τους ήρθε εξ ουρανού κι απ’ αρχαγγέλου στόμα:
«Πάψατε το Χερουβικό κι ας χαμηλώσουν τ’ άγια,
παπάδες πάρτε τα ιερά, και σεις κεριά σβηστήτε,
γιατί είναι θέλημα Θεού η Πόλη να τουρκέψη.
Μόν’ στείλτε λόγο στη Φραγκιά, να ‘ρθούν τρία καράβια,
το ‘να να πάρει το Σταυρό και τ’ άλλο το Βαγγέλιο,
το τρίτο το καλύτερο, την Άγια Τράπεζά μας,
μη μας την πάρουν τα σκυλιά και μας τη μαγαρίσουν».
Η Δέσποινα ταράχτηκε και δάκρυσαν οι εικόνες.
«Σώπασε, κυρά Δέσποινα, και μη πολυδακρύζης,
πάλι με χρόνους, με καιρούς, πάλι δικά μας είναι!»
Звонит Бог, звонит земля, звонят небеса,
бьет в колокола и Святая София, великий монастырь,
в четыреста колокольцев и шестьдесят два колокола.
На каждый колокол – по попу, на каждого попа – по дьяку.
Поет слева царь, справа – патриарх,
и от этих псалмов дрожат колонны.
Вот уже поют Херувисткую и выходит царь,
как голос им послышался с небес из архангельских уст:
«Прекратите Херувимскую, и пусть смолкнут песнопения,
попы, заберите Дары, а вы – погасите свечи,
потому что воля Господа, чтобы Город стал турецким.
Только пошлите гонца в Венецию, чтобы пришли три корабля:
один заберет Крест, другой – Евангелие,
а третий, самый лучший – наш Святой Престол,
чтобы собаки не притронулись к нему и его не осквернили».
Богородица испугалась и заплакали иконы.
«Не плачь, госпожа Богородица, и слез не проливай,
пройдут года, пройдут века, и снова Город будет нашим!»

И эта фраза – о том, что однажды город снова станет нашим – нередко используется националистически настроенными партиями как лозунг во время предвыборных компаний. Так что многие легенды живы и по сей день.

А вообще есть особый пласт преданий о возвращении Константинополя. Например, рассказывают, что однажды над Святой Софией показался сияющий крест, который турки никак не могли узнать. Это было знамением того, что однажды София снова будет греческой.

Еще до падения, в момент упадка Византии появились предания о том, что восстановить былое величие и свободу грекам поможет светловолосый народ, который придет с севера. Спустится через Балканы и прогонит их врагов. До этого случится война, в которую будут вовлечены шесть балканских народов.

Особенно популярно предсказание якобы Льва Премудрого, начертанное на крышке гробницы Константина Великого: «…множество народов западных соберутся, нанесут войну Исмаилу морем и сушей и победят его. Потомки его будут царствовать мало времени. Род же русых вместе с прежними обладателями победит Исмаила и овладеет семихолмным».

Другое известное предсказание – Мефодия Патарского, в котором прямо упоминается «великий князь Московский».

Эти предсказания были известны русским царям, и каждый раз, когда начиналась война России с Турцией, эти легенды оживали в памяти. Тем более, что жена Ивана III София Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина IX, что способствовало стремлению русских царей отвоевать византийское наследие.

Сейчас в Греции есть журналист Демосфенис Льякопулос, который очень любит всякие мифические откровения и постоянно говорит о том, что Россия поднимается, и скоро русские придут и освободят Константинополь. Так что все это очень даже живо.

Паисий Святогорец, например, говорил, что русские скоро спустятся с севера и освободят Константинополь, это одно из самых известных его пророчеств.

– Греки как-то отмечают 29 мая?

– Для любого грека это памятная дата. Как правило, в этот день показывают фильмы и передачи о Константинополе. Его истории и завоевании, рассказывают обо всяких легендах, связанных с Городом…

Кстати сказать, 29 мая 1453 года был вторник. Поэтому сочетание 29 числа и вторника считается неблагоприятным днем для начала дел. Не таким, как пятница 13. Но что-то в этом роде.

– Есть ли какие-то указания на год или день освобождения Константинополя?

– Сложно сказать, в разных легендах по-разному. Но, в общем, говорится, что это должно произойти лет через 500-600 после его падения.

– Случайно в Греции не служат молебнов об освобождении Города?

– Не знаю. Ничего подобного пока не встречала.

С Ксенией Климовой
беседовала Ольга Богданова

«Татьянин День»

http://www.pravoslavie.ru/38312.html

2 Comments

  1. monomoh

    Паисий Святогорец, например, говорил, что русские скоро спустятся с севера и освободят Константинополь, это одно из самых известных его пророчеств… Кода же это произойдет, интересно?

  2. Небо

    Кажется невероятным, что может сбыться предсказание о завершении службы, после стольких-то лет, но что-то в этом все же есть…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *