Это, конечно, безпоповцы. Так исторически сложилось в Прибалтике. Поповцы были неподалеку – на Ветке (территория нынешней Гомельской области Белоруссии). В Литве есть несколько семей старообрядцев-поповцев. За духовным окормлением они ездят в Латвию, в город Екабпилс к о. Василию Волкову – бывшему поморскому наставнику. Изначально безпоповцы в Прибалтике были федосеевцами. К 1823-му году был оформлен чин благословления брака и начался переход федосеевцев в поморское согласие, признававшее брак. На сегодняшний день в Прибалтике остались только три федосеевские общины – одна в Латвии и две в Эстонии. В Литве их нет.
Лекция о старообрядчестве в Литве прошла в Доме причта Рогожской общины в воскресенье 19 марта. Читала лекцию профессор Н. Морозова из Института литовского языка. Из-за отсутствия митрополита Корнилия (он совершал молебен в соборе) с началом лекции произошла задержка. Не привыкший бить баклуши, я за время паузы зашел в Никольский храм (бывший единоверческий). На меня обратил внимание молодой клирик храма о. Александр. Разговорились. Рассказал ему, как еще в 70-е годы в храме мы с будущим архимандритом Иринархом (Денисовым) пели и читали на крылосе. О. Александр сказал, что в храме службы совершаются по полному чину без сокращений. И что настоятель поощряет пение по крюкам. Имеется два баптистерия для погружательного крещения взрослых: один в отдельно стоящей крестильне, а другой в Покровском приделе храма. Полюбовался внешним видом храма со стороны бывших прудов (они были засыпаны в советское время; на их месте был стадион и ипподром). Прошел до резиденции митрополита: с 20-х годов 19-го века это была часовня, в советское время – склад и домоуправление (после войны это здание было передано Старообрядческой епископии). Обратил внимание, что металлическое ограждение резиденции совсем невысокое, просматривается беседка и вообще весь участок – не очень уютно.
В конференц-зале Дома причта полистал номера газеты Ржевской общины: о паломнических поездках прихожан во главе с о. Евгением Чуниным; о молебнах, совершенных им на местах разрушенных старообрядческих храмов; о юбилее епископа Викентия и пр. В статье о единоверии в Торжке запомнился пассаж о том, как единоверческие священники «закладывали» старообрядцев перед гражданскими властями – стало как-то неловко.
Конечно, вспомнилось о моих поездках в Литву, начиная еще с 80-х годов. Первый раз в 1986-м году с митрополитом Филаретом (Вахромеевым). Кстати, тогда в вильнюсском Свято-Духовом монастыре я познакомился с о. Илларионом – нынешним митрополитом Волоколамским. Тогда мы оба были иеродиаконами. Особенно памятна поездка в юбилейном 1988-м году. Довелось тогда пообщаться с двумя столпами литовского старообрядчества – председателем Высшего Старообрядческого Совета Егоровым Иваном Исаевичем и председателем Духовной комиссии Иосифом Ивановичем Никитиным. Последний был корифеем в области Церковного устава и канонического права. С ним я общался как у него дома, так и в моленой города Каунаса, где он служил. Присутствовал при совершении им крещения младенца. С Иосифом Ивановичем также общался в домашней обстановке. Некоторые называли его «человеком с двойным дном». Я этого не почувствовал. Контактный, благожелательный был старец. Несколько даже сентиментальный. Помню, во время беседы несколько раз была такая сцена: дочь Егорова вдруг восклицала: «Папочка!» Иван Исаевич вставал, и в свою очередь: «Доченька!» На праздничной службе по случаю юбилея Тысячелетия Крещения Руси я находился на хорах. От сильного переутомления и духоты меня разморило, клонило в сон. В беседе с наставником из Харькова выяснилось, что я тоже был участником трапезы. Беззлобно-сокрушенно он заметил: «Значит, Вы нас замирщили». А я, опустив голову, подумал: «Братцы, но вы же сами меня посадили за стол. Дали бы отдельную «поганую» миску — я бы не обиделся».
Помню, как еще на Соборе в Вильнюсе между местными, более либерально настроенными, старообрядцами и делегатами из России произошло средостение, споры по поводу мер строгости в отношении внешнего мира. О. Иоанн Миролюбов, с которым я тогда был в Вильнюсе, скептически смотрел на все это. Я подумал: «Да, без авторитетных иерархических чинов трудно удержать в рамках мирянскую стихию».
Меж тем, как я предавался воспоминаниям, подошел владыка, и лекция началась. Из нее мы узнали, что в настоящее время в Литве имеется 61 поморская община. В основном, их храмы находятся в сельской местности восточной части республики. Службы в них совершаются нерегулярно (в некоторых, вообще, считанные разы в году). Кстати, по количеству общин старообрядцы в Литве на втором месте после католиков. В Эстонии старообрядческие моленые, в основном, находятся в Причудье, а в Латвии – в Латгарии. Здесь, в городе Даугавпилсе у них целых шесть храмов. Первым старообрядцем на литовской земле был Трофим Иванов (1679 г.) – стрелецкий десятский, участник осады Соловецкого монастыря. В 1710-м году в деревне Пуща появляется первый старообрядческий храм (впоследствии он был перенесен в деревню Бобринки). К концу 18-го века в Литве было уже около 200 тысяч старообрядцев.
Поскольку таких гонений, как в России, здесь не было, то после выхода Указа о веротерпимости в 1905-м году не было и бурного возрождения. Только после того, как Литва после Октябрьского переворота стала независимой, в ней заметно активизировалась церковная жизнь старообрядцев. Выходили журналы «Родная старина» и «Вестник Высшего Старообрядческого Совета». Функционировали Духовные курсы. Заработали благотворительные общества. В школах преподавался Закон Божий. Действовали церковные хоры (в репертуаре одного из них был старообрядческий духовный гимн и гимн Литовской республики на русском языке). После прихода Советов многие старообрядческие наставники были сосланы в Сибирь и Казахстан (некоторые вернулись после освобождения). После получения Литвой независимости старообрядцам вернули церковное имущество и земли. Местные власти относятся к ним хорошо – более благожелательно, чем к РПЦ и, вообще, к «советским русским». По официальной статистике, старообрядцев в Литве около 23-х тысяч (количество их уменьшается). По неофициальным данным, число старообрядцев в 2 раза больше. Опекаются старообрядческие общины девятью духовными наставниками (есть еще и четверо исполняющих обязанности таковых). За последние годы построено несколько новых храмов, в частности, в городе Клайпеда.
Свято-Успенско-Михайловский поморский храм в г. Клайпеда освящен 21 ноября 2015 года
Самый большой старообрядческий храм находится в Вильнюсе (построен он был в начале 20-го века). В Литве почти до ста лет дожил знаменитый иконописец Михайлов (он написал несколько тысяч икон).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (ДПЦ). Вильнюс
Заключительное слово, как всегда, произнес митрополит Корнилий. Владыка снова удивил своей неутомимостью. За время лекции он ни разу не прикрыл глаза, в то время как мы с о. Николой Бобковым несколько раз проваливались в сон – а ведь владыка и старше нас и устал не менее, чем мы.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николая на Берсеневке, Москва