Почти детективная история создания знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница», или Почему Сталин тайно осматривал этот памятник перед отправкой его на Всемiрную выставку 1937 года, в Париж!

 

1-24-465x342-2

Весной 1937 года как-то поздним вечером к московскому опытному заводу Института машиностроения и металлообработки подкатил черный бронированный «Паккард». Из него вышел собственной персоной Иосиф Виссарионович Сталин, и неторопливо направился в один из цехов завода, где завершался монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница».

Композицию осветили прожекторами, и вождь какое-то время молча смотрел на двух колоссов, выступающих их полумрака цеха. Затем так же молча вернулся в машину и уехал.

Через несколько дней скульптуру разобрали на 65 фрагментов, погрузили в вагоны – их потребовалось 28 – и повезли в Париж. На Всемирную выставку.

Соцреализм и наследие античности

В мае 1937 года в Париже открывалась Всемирная выставка. СССР впервые получил приглашение принять в ней участие. Разумеется, в таком случае никак нельзя было ударить в грязь лицом. За два года до открытия выставки стартовал архитектурный конкурс на создание проекта павильона нашей страны. Победил архитектор Иофан, предложивший лаконичную, без излишеств, галерею. С учетом особенностей местности, где павильон предстояло выстроить, архитектор разработал высокое и очень длинное здание – 34 на 165 метров. Его должна была увенчать скульптура рабочего и колхозницы, олицетворяющих новых хозяев страны. Создание этой композиции было поручено скульптору Вере Мухиной.

загруженное (45)

Источником вдохновения для художницы, создавшей эталонное произведение соцреализма, стала античная скульптура, и, прежде всего – статуи «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская». В самом-самом первом варианте фигуры юноши и девушки были нагими, однако, строгая комиссия распорядилась их одеть.

Мухина не сразу нашла натурщиков для своей статуи. Моделями для мужской фигуры послужили танцор Игорь Басенко (тело) и физкультурник Сергей Каснер (лицо). Моделью для девушки стала телефонистка Анна Богоявленская, которая была типичной для тех лет спортивной красавицей-комсомолкой. Аню Мухина встретила на прогулке в парке, Каснера углядела среди марширующих физкультурников, а танцовщика приметила на сцене, во время спектакля.

После того, как миниатюрная модель будущей скульптурной группы была утверждена, приступили к созданию самой композиции. Чтобы оценить масштаб стоящей перед Мухиной и ее помощниками задачи, стоит вспомнить основные параметры «Рабочего и колхозницы»: высота — более 24 метров, вес — более 63 тонн.

images (40)

Композиция была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали. Отдельные ее фрагменты крепились на внутренний каркас, для облицовки взяли металлические листы толщиной 0,5 миллиметра. Проект был окончательно утвержден в ноябре 1936 года. До открытия выставки оставалось менее шести месяцев. За это время нужно было изготовить все детали статуи, смонтировать, затем разобрать, погрузить в вагоны, доставить в Париж и там собрать снова – уже на крыше павильона.

К этой колоссальной во всех отношениях работе приступили на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки. Каркас изготавливали на заводе «Стальмост». Из-за крайне сжатых сроков, а также по причине того, что Мухина, как и любой творец, была крайне придирчива к результатам и требовала самого точного исполнения своего замысла, работать приходилось в три смены, без перерывов и выходных.

Зачем приезжал Сталин

Известно, что измученные рабочие и другие сотрудники завода частенько роптали. В конце концов, директор Тамбовцев, напуганный сжатыми сроками и грозящими ему в случае неудачи карами, написал на Мухину донос: что она, мол, саботирует выполнение работы бесконечными переделками, и что в самом проекте есть крамола, поскольку лицо рабочего — вылитый портрет Троцкого.

По другой версии, лицо Троцкого «разглядели» в складках одежды колхозницы. И, наконец, говорят и о том, что, вроде бы, профиль Льва Давыдовича просматривается в развевающемся шарфике.

Кстати, этот шарфик и без всякого антисоветского подтекста не глянулся членам многочисленных комиссий. Молотов так и распорядился: шарф убрать! Но Мухина, прекрасно понимавшая, что без этой многотонной «загогулины» (так называли шарф рабочие) скульптура лишится полетности, энергии движения вперед, ответила: «Эта деталь нужна для равновесия». «Техническое» обоснование Молотова убедило. «Загогулину» оставили.

Так вот, считают, что Сталин приезжал в цех именно для того, чтобы проверить – нет ли на статуе и в самом деле лица Троцкого? И не обнаружив ничего похожего, распорядился не давать доносу ход.

Впрочем, возможно, все намного проще. Накануне завершения монтажа «Рабочего и колхозницу» навещали многие из первых лиц государства, в том числе и нарком обороны Ворошилов. Приехал и Сталин, чтобы осмотреть все хозяйским взглядом – на кону стоял престиж страны!

Как «Рабочего и колхозницу» хотели купить французы

Усилия Веры Игнатьевны Мухиной и коллективов двух заводов увенчались полным успехом. Эффект, произведенный в Париже нашим павильоном, и, в особенности, статуей «Рабочий и колхозница», был ошеломительным.

загруженное (44)

Напротив нашего павильона, случайно это вышло или нет, стоял павильон Германии. Немцы дождались окончания работ над советской конструкцией, и достроили свой павильон – на несколько метров выше. А крышу увенчали фигурой орла. Но эта идея не выстрелила. Орел из-за высоты здания казался мелким и незначительным. Так, птичка какая-то.

images (39)

Зато наши «Рабочий и колхозница» словно парили над выставкой, привлекая к себе восхищенные взгляды. Из-за особенностей материала, скульптурная группа меняла цвет в зависимости от освещения и времени суток. На рассвете она была розовой, днем – серебристо-стальной, вечером, в закатных лучах – золотой. Французы, как известно, большие эстеты.

загруженное (43)

Скульптура им очень понравилась, французская пресса объявила «Рабочего и колхозницу» величайшим произведением XX века. Парижские власти выразили желание купить монумент. Но Сталин отказал, заявив, что «гиганты» должны вернуться на Родину. Так и случилось. «Рабочий и колхозница» заняли свое место у входа на ВДНХ.

images (38)

В 2003 году скульптурную композицию размонтировали для реставрации, которая завершилась в 2009. В настоящее время монумент установлен на павильоне – точной копии того, что был в Париже. В нем развернута экспозиция, посвященная Вере Мухиной и ее главному творению.

(Не все знают, что на официальной эмблеме «Мосфильма» (утвержденной еще в 1948 году), изображены не оригинальные «Рабочий и колхозница», а их глиняная копия, изготовленная Мухиной специально по заказу киностудии. Объяснение довольно простое: из-за внушительных размеров «оригинала» при съемке под углом его пропорции искажались. Создание «компактной» версии скульптуры решило эту проблему — ред.)

Ольга Ельникова

 Русская Семерка, russian7.ru

+ + +

От Редакции: Читайте также материал: «Сталинские высотки: Малоизвестные факты о легендарных московских небоскрёбах!» — https://monomah.org/archives/13233.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: «Дело волчат», или Как «кремлёвские дети», симпатизировавшие нацистам и Третьему Рейху, готовили в 1943 году… ФАШИСТСКИЙ ПЕРЕВОРОТ!» — https://monomah.org/archives/18671.

«Дело «Голубой лошади»: Зачем американцы финансировали… советских «стиляг», или Откуда появилось словечко «чувак», означающее «Человека, Усвоившего Высшую Американскую Культуру»!» — https://monomah.org/archives/27073.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *