7 сентября 1859 года завершился штурм аула Гуниб (Дагестан). Аул располагался на вершине неприступной горы, подняться на которую можно было лишь по единственной узкой тропе. Там засел отряд из 400 горцев, вооруженный четырьмя пушками. Командовал штурмом сам главнокомандующий Кавказской армией князь Барятинский.
Зачем было всесильному князю лично заниматься одной из многочисленных дагестанских горных крепостей? Ответ прост: в Гунибе находился сам имам Шамиль, почти 30 лет возглавлявший войну кавказских горцев против Российской империи. Шамиль, и горстка сохранивших ему верность мюридов. Падение Гуниба означало конец Шамиля, прекращение существования созданного им горского государства – имамата, и завершение кровопролитной кавказской войны. Барятинский добился своего: Шамиль согласился сдаться. Он отправился в Россию, где его ждал почетный плен.
Кем был Шамиль
Иногда у людей, мало знакомых с историей войн на Кавказе, складывается впечатление, что имам Шамиль – не более, чем один из многочисленных горских абреков, бесстрашный, жестокий и коварный лидер отрядов таких же жестоких бородачей с кинжалами. Это ни в малейшей степени не соответствует истине.
Шамиль был человеком с подлинно государственным мышлением, сумевший создать из разрозненных племен Дагестана и Чечни государственное образование, в котором уделялось внимание социальному обеспечению и образованию. Почти тридцать лет он умело противостоял огромной Российской империи, при этом успешно лавируя между турецкими и британскими посулами и предложениями о сотрудничестве. Сын простого кузнеца, Шамиль получил прекрасное мусульманское образование, знал философию, риторику, богословие, говорил и читал по-арабски, по-русски и на многих кавказских языках.
В русском плену
Из Гуниба Шамиль отправился в длительное путешествие в Россию. Шамиль прибыл сначала в Чугуев, где впервые встретился с Александром II, затем в Москву. В Москве он был принят Ермоловым – два старых воина отнеслись друг к другу с большим уважением. Из Москвы имам приехал в Санкт-Петербург, где в Царском Селе был представлен императорской семье.
Император определил Шамилю местом жительства Калугу. На содержание плененного имама, его двух жен, сыновей и дочерей ежегодно выделялось 20 тысяч рублей, не считая пенсии в 15 тысяч, положенной лично Шамилю.
Калужское общество принимало почетного царского пленника очень доброжелательно, с ним в прекрасных отношениях были местный губернатор, начальник полиции и даже архиепископ. В 1866 году в Калужском дворянском собрании в присутствии первых лиц губернии имам Шамиль и два его сына приняли российское подданство, принеся присягу на верность императору. В 1869 году государь Александр II пожаловал имаму потомственное дворянство.
О периоде почетного плена Шамиля в России ходит немало «анекдотов» (анекдотом в XIX веке называли короткий рассказ о каком-то интересном случае). Например, такой: показывая Шамилю свой дворец, царь спросил горца, видел ли он еще где-либо подобную красоту. Шамиль ответил на это, что его дворцом были горы, прекраснее которых нет на свете ничего, а потолком ему служило высокое небо. Еще говорят, что Шамиль, рассуждая о тяготах войны, заявил, что он все время спал на пуховой постели и ел мед и масло. Удивленный царь спросил, как же ему удавалось создавать такие условия? Шамиль отвечал, что устав, он засыпал на земле, подложив под голову камень, и спалось ему лучше, чем в любой кровати, а проголодавшись, ел кусок лепешки, и это было вкуснее любых яств.
И, наконец, есть и такая история: государь спросил, как мог Шамиль почти 30 лет противостоять России? Имам смиренно сказал, что если бы знал, как огромна и сильна Россия, он ни за что не поднял бы против нее оружия.
Завещание Шамиля
Иногда можно встретить текст, который носит название «Завещание Шамиля». Там есть и такие строки: «Бедный мой народ, вы вместе со мной искали покоя в войнах, переживая одни несчастья. Оказывается, покой и счастье можно обрести только в мирной жизни!… В отношениях с русскими следуйте моему примеру, ибо их деяния, если поставить на чашу весов справедливости, перетянут в сторону добра». Историки Патимат Тахнаева и Хаджи Мурат Доного утверждают, что этот текст не имеет никакого отношения к имаму Шамилю, а принадлежит перу профессора Магомедова, автора театральной постановки, посвященной легендарному имаму. Для этой пьесы указанные слова и были написаны.
Речь идет, как видим, о завещании детям, а не всему народу.
Но так ли много значит эта разница?
cyrillitsa.ru