Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет.
На горе, где сейчас расположен монастырь, поселились два инока в 1340 году. Один инок после молитвы пошел к вершине горы и, вдруг, увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Он взбежал на гору, и они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы.
В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства.
Чудотворная икона стала называться Почаевской. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.
Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля/5 августа было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон.
Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.
Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери.
С первыми словами “Взбранной Воеводе” над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, “омофор белоблистящийся распуская”, с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал.
Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.
В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: “Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!” Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.
+ + +
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к
Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской
Православной Церкви о документах Критского Собора
Ваше Святейшество!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
На основании решений Священного Синода РПЦ от 15 июля 2016 года о рассмотрении документов так называемого Критского собора, прошедшего на острове Крит летом 2016 года, мы, насельники Свято-Успенской Почаевской Лавры, являясь верными чадами Православной Церкви, обращаемся к Вам, членам Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и просим рассмотреть вышеупомянутые документы в свете православного вероучения. Направляем Вам данное письмо, не желая замалчивать Истину, ибо молчанием предается Бог.
Замечания к принципам организации и проведения Собора на Крите:
Способ проведения данного собора не отвечает православной традиции и званию Собора по следующим причинам:
– участие малого количества епископов (всего 25 епископов от каждой Поместной Церкви);
– присутствие неправославных наблюдателей на соборе;
– отсутствие представителей 4-х Поместных Церквей;
– непринятие во внимание отказа 35 присутствовавших на соборе епископов по различным причинам подписать соборные документы и нерассмотрение их замечаний во время собора;
– механизм составления повестки дня собора и рассмотрения тем, включенных в нее для обсуждения, не предусматривал принципа рецепции со стороны Церкви, и поэтому собор, по сути, не был в состоянии выразить мнение Православной Церкви как таковой.
– признать способ организации и проведения Критского собора неправославным с учетом того, что данный факт был частично отмечен в решении Синода РПЦ (от 15 июля 2016 года, журнал 48 п. 3):
«Констатировать, что проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус».
Замечания по поводу итоговых документов Критского собора:
Опираясь на вероучительные источники нашей Православной Церкви и на богословский анализ итоговых документов вышеназванного Собора, мы со всей уверенностью утверждаем, что ряд документов Критского Собора и его решения являются еретическими и не соответствуют православному вероучению. Главный удар данных решений приходится на принцип соборности Церкви и на Ее экклесиологическое учение, таким образом закладывается основа для искажения православного вероучения.
Ввиду вышеизложенного призываем Архиерейский собор:
1. Отвергнуть решения Критского собора по примеру Антиохийской, Болгарской и Грузинской Православных Церквей. Осудить данный собор как «собор нового типа», разрушающий святоотеческую традицию и преемственность в Православной Церкви.
2. Отменить первые четыре пункта постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2–3 февраля 2016 года о признании не нарушающими чистоту православной веры проектов документов, подготовленных к Собору на о. Крит, так и не ставшему Всеправославным.
3. Не участвовать представителям Русской Православной Церкви в работе заявленного организаторами собора на Крите постоянно действующего института Всеправославного Собора, так как такое участие неизбежно означало бы признание прошедшей Критской встречи и принятых на ней итоговых документов.
С любовью о Господе,
__________________________
Владимир, Митрополит Почаевский,
Викарий Киевской Митрополии,
Наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры
с братией
+ + +
Земляки-инакомыслящие, опомнитесь!
(Почаевский листок)
В последнее время областная пресса изобилует лжесплетениями о Свято-Успенской Почаевской Лавре, чем будоражит верующих и прихожан, настраивает против Святыни.
Науськиваемые «истинными патриотами», уважаемые журналисты поносят наш монастырь и его насельников. За что, скажите? За какой грех?
Может за то, что, благодаря Богу, мы выстояли в Советские времена гонений и не продались, не дав возможности безбожникам превратить обитель в музей? За то, что дали православному миру еще одного молитвенника и ходатая стоящего ныне у престола Господня – преподобного Амфилохия, которого KэГэБисты в дни атеистического разбоя в монастыре вытащили из кельи, заткнули рот тряпкой и завезли в Будановскую психбольницу. За что, скажите? Почему потом не позволили ему молиться в монастыре, а отправили монаха в село.
За что приклеили инокам ярлыка «враг народа», за что судили, в тюрьмы сажали, выписывали, вывозили, выгоняли? Из двухсот монахов осталось только двадцать, – где они делись, за что пострадали? Знайте! За чистоту веры! За дом Божий, за свой дом, за обитель преподобного Иова. А гнали их, мучили ваши же предшественники, прикрываясь гуманностью, строительством светлого коммунистического будущего. Это они, об этом в Почаеве все хорошо помнят, за одну ночь разобрали 300-летнюю трехкупольную часовню Александра Невского, а в забранном у Лавры доме (бывшей монашеской гостинице, теперь там Духовная семинария) разместили музей атеизма. И с этого сатанинского центра за высокую плату травили души и старикам, и детям, поносили Святую Лавру. А в праздничные дни так называемые «патриоты» – комсомольцы, коммунисты стояли на воротах и следили, а то и не пускали, кто шел в Лавру. Было и такое: в центре города на видном месте на прицепах кино бесплатно «крутили», чтобы только отвлечь людей от Святой Лавры. Руководители Музея в образе Андриюка и Сторчика вместе со своими сотрудниками (учеными в кавычках) все то писали, оговаривая, как и теперь, на страницах тогдашней советской прессы святую гору и насельников ее. Чего добивались они? А чего добиваются нынешние писцы?
Оборотень Андриюк уже в начале 80-х годов хотел даже возвести два высотных дома перед Лаврой в саду, чтобы закрыть ее от людей. Рабы Люцифера запланировали было еще и танц-площадку в лаврском саду, а затем и большой свинокомплекс. Братия не терпела, не молчала, стучала в двери от низких до высоких инстанций, чтобы только не осуществили своих планов безбожники.
Не удалось. Обошлось только небольшим телятников на монастырской экономии, как и не удастся сейчас реализовать нечестивые планы, потому что, кроме человеческого ума, еще высший разум – сила и воля Господня, есть защитники горы Почаевской.
История учит, что на всех, кто протягивал или протягивает руки к Святыни, сбывается завещание Анны Гойской, основательницы монастыря на горе: «… на всяком таковом, кто только нарушил бы в чем-либо волю мою ко вреду того монастыря, да пребывает анафема и всякое неблагословение с проклятием …»
Непросто было в те времена устоять, многих и захватило светлое коммунистическое будущее – не нужно было думать о душе, об ее спасении, хотя Господь напоминал, творил чудеса. Еще помнят в Почаеве, как Ичанский – первый секретарь райкома партии, – закрывая Монастырский Скит, со словами: «Если есть Бог, то пусть отнимет у меня самое дорогое», срывал с стен скитских храмов иконы. Господь забрал. Через два часа он получил телеграмму с сообщением о гибели дочери во время опытов в химической лаборатории Львовского научного института. После похорон богоборец в Почаев больше не показывался …
Еще один из сотрудников КГБ, заручившись обещанием перед органами власти закрыть монастырь, помутился рассудком и застрелился собственным пистолетом.
Если все то вы забыли, то напоминаем, а когда не знали, то знайте, делайте определенные выводы. Опомнитесь. Всем здравомыслящих понятно, что, прикрываясь ура-патриотизмом, вы сводите клевету на Лавру, на иноков, но какую же цель преследуете, чего хотите? Тогда мы были врагами Советского Союза, а теперь, выходит, вашими? Но, как тогда, так и теперь мы служим Богу, а вам, знайте, служить никогда не заставите.
Вы выставляете нам целый ряд претензий: прежде вас беспокоит духовное единство с Русской Православной Церковью; вы не понимаете служб на церковнославянском языке; вам хочется государственные гимны в церкви слышать, так, может, и предложите флаг вместо хоругвей? Вам даже проповеди, произносимые нами на украинском языке, слышатся на русском. Не являясь в нашей семье, не общаясь с нами, откуда вы взяли, что насельники – москали? И, наконец, откуда вы взяли, что Московский Патриархат, которому подчинена Украинская Православная Церковь, намерен взять в собственность нашу Лавру? Особенно «обеспокоены» депутаты из фракции «Наша Украина» в областном совете. Поднимите, уважаемые, документы и вдумчиво вчитайтесь: «… заявляю, Московская Патриархия не имеет никаких претензий на какое бы ни было движимое или недвижимое церковное имущество Украинской Православной Церкви». (Алексий II Министру Юстиции п. Онопенко В.В. от 29.12.1993г. № 1388).
А еще лучше было бы, если бы вы занялись решением злободневных вопросов народа нашего, который теряет свою нравственность… Мы же своего нелегкого назначения не меняем, монашеский подвиг смиренно несем, каждый вознося молитвы Господу и за вас, грешных, и за землю нашу, и за народ. И носим один и тот же клобук и не меняем, как вы свои шапки, в случае смены власти или государственного устройства.
Трудно устоять в чистоте, искренности в истине. Трудно потому, кто не имеет веры в Бога, а живет надеждой на собственные силы. Поэтому-то так мало монастырей, так мало иноков – хотя желающих много. Приходят, чтобы избежать многих мирских проблем, и не выдерживают испытаний – искуса. С послушников только один процент остается нести непростой подвиг монаха. И все это по воле Божьей, а вы, сознательно, а может и нет, и скорее, нет, идете против воли Его, усложняя и без того трудный жизненный подвиг иноков, на который никогда и не решились бы. И грешите, навлекая на себя гнев Божий. Опомнитесь! Ваш «патриотизм» – это настоящая клевета на ни в чем неповинных молитвенников, и это большой грех.
«Патриоты» и богоборцы, опомнитесь!
Архим. Авель Станкевич,
(четырежды судимый и трижды заключенный за Почаевскую Лавру в 60-70 годах)
+ + +
Воспоминание о чуде возмущения воды в полночь на Иордань 1979 года в колодце преподобного Иова Почаевского. Архимандрит Аввакум (Давиденко)
Есть в Священном Писании слова, которые являются источником жизненного вдохновения для многих миллионов людей, читающих Библию: «Жаждущие идите к водам, и почерпите с веселием, от источников спасения!» – Пророк Исаия. Солнечно светоносная игра слов: пустыня — источник — вода — веселие — спасение…
Почаев. Колодец преподобного Иова, 43 метра глубины
Когда недостойный наследник приснопамятной Анны Гойской, граф Фирлей, отобрал земли у Почаевского монастыря, преподобный Иов с братией стали копать колодец прямо на вершине скалы. Были среди братии «Фомы неверующие», которые говорили преподобному, что из этой затеи ничего не получится. Но игумен Иов Железо — это тот случай, когда фамилия полностью совпала с характером, был поистине железен волей и непреклонен. Он давал указ за указом продолжать работы. И вот на глубине 43-х метров, сквозь скальные породы просочилась вода…
Прошло четыреста лет и сегодня многочисленные паломники, наводняющие Лавру, берут оттуда воду во исцеление недугов.
И память рисует: Лавра, 1978 год, поздний вечер после трапезы
На посудомоечной ярко горит свет, звонко брязкают моющиеся тарелки, в ванной налита горячая вода, и вот мы на послушании моем посуду. Вокруг зима, довольно таки холодно, но здесь от горячей воды и яркого света тепло. Миша Баль с Полтавщины и Александр (будущий иеродиакон Савва), как специалисты по промышленности, моем посуду. Отец Игнатий (архидиакон Иларион), трапезник, кричит, ругается, что много посуды бьем пока моем. «Что это у вас, понимаешь, не мытье, а битье! Вот я покажу, как надо мыть!» Подбежал к ванной, взял в руки тарелку, — хрёп! — и сам разбил. Ушел-убежал, смешно гримасничая посрамленный.
Подошел послушник Игорь Брус и говорит мне заговорщицки: «Сегодня ночью не спи, а то так все Царство Небесное проспишь! Приходи в 12 часов ночи к колодцу! Будем смотреть на дно и увидим, если Господь даст нам, знамение — как закипает, освящаясь, вода. Иордань ведь завтра, разве не знаешь?»
Усталость была неимоверная, но любопытство тоже. Я, превозмогая сон, пришел. Думал, что смотреть в колодец мы будем с Игорем вдвоем. Но ошибся. Тут уже подошли архимандрит Алипий, игумен Апеллий, монах Нестор регент, старшие иеродиаконы Кассиан и Роман. Просфорник послушник Василий. Окружили колодец так, что едва локтями можно протолкаться. У отца Апеллия был красный мощный прожектор на шесть батарей. По тем временам — вещь мощная и редкая. У других батюшек фонарики тоже были, но послабее. Он осветил им все пространство колодезя.
Разговариваем, ожидая двенадцати часов ночи. Разговор льется своим чередом, неспешно, неторопливо. Говорят, один год видели, а прошлый и позапрошлый год ничего не было…
…Не знаю, настало ли 12 часов или нет, но как в чудесном сне мы начали замечать необычное —
…маленькие искры, летающие в пространстве колодезной шахты. «Что это?» «Смотри дальше, увидишь!» — говорит отец Апеллий. Искры — как звездочки инея, совершенно белые. Сначала были поодинокие, редкие, затем все больше и больше. В колодце поднималась словно метелица. Долетая по одной до водного плеса, до водной глади самого дна колодца и соприкасаясь с ним, вода там вдруг оживала и с шумом закипала. Слышен был шум, но не клокотания, а легкого тихого шипения, даже гудения, как бы множества насекомых. Мы, все присутствующие, были оживлены и возбуждены, говорили, перебивая друг друга, младшие старших и ничего. У всех при виде сего таинства необычайно поднялось настроение, пропал сон, усталость, сонливость. Пели многократно: «Во Иордане крещающуся тебе Господи…»
Я, как и все, был сполна и с избытком вознагражден за почти бессонную ночь.
«Глас Господень на водах вопиет глаголя, придите примите вси Духа…»
Прошло уже много лет, но я помню ту приснопамятную ночь! И буду, наверное, помнить, до конца дней…
Архимандрит Аввакум (Давиденко)