Безсмертность имени Д’Артаньян принесла творческая плодовитость Александра Дюма, который менее чем за сорок лет написал 285 романов различной «пухлости» (в их число входят и особо знаменитые, вроде «Трех мушкетеров»), 22 тома мемуаров и десятки пьес. Однако имя литературного персонажа, приключениями которого зачитывалось не одно поколение людей почти всех стран мира, как оказывается, отнюдь не является продуктом богатой фантазии Dumas-pere (Дюма-отца) — как именуют автора «Трех мушкетеров», дабы отличить его от собственного сына, именующегося Dumas-fils (Дюма-сын), который, как известно, также не был обделен литературными дарованиями: достаточно вспомнить только его «Даму с камелиями».
Плагиат, господин Дюма?
Как выяснили дотошные исследователи, Александр Дюма позаимствовал имя главного героя «Трех мушкетеров» у некоего Гатьена Куртильес де Сандра, который столетием раньше написал в форме романа биографию реально существовавшего исторического лица. Произведение называлось «Мемуары кавалера Д’Артаньяна». Кстати, именно из этого литературного произведения были почерпнуты и некоторые детали сюжета, положенного в основу «Трех мушкетеров».
Так, например, известный эпизод со злополучной перевязью снобствующего Портоса, в случае, когда Д’Артаньян запутался в плаще этого отважного, но несколько простоватого умом барона, и открыл его «ужасную» тайну, касающуюся того, что скрытая от чужих глаз сторона данной части амуниции королевского мушкетера отнюдь не столь богато украшена золотом, как ее выставленный на обозрение «фасад», — этот эпизод почти полностью заимствован из произведения Гатьена Куртильес де Сандра. Отличие заключается лишь в том, что у последнего речь шла о гвардейце кардинала — некоем Жилло, — с которого в мае 1640 года Д’Артаньян вместе с друзьями сознательно сорвали плащ, дабы публично уличить того в грехе снобизма: именно у Жилло перевязь была украшена золотом только спереди. Естественным следствием такой откровенной неучтивости стала дуэль, в которой против четырех друзей-мушкетеров дрались четыре гвардейца Его Высокопреосвященства. Д’Артаньян нанес ранение своему дуэльному «визави» и спас Д’Атоса, с которым дрался лучший фехтовальщик кардинальской гвардии — некий Ла Пейри. Как раз после того случая герой будущего романа Александра Дюма заслужил благосклонность капитана мушкетеров, которого так же, как и в «Трех мушкетерах», звали де Тревиль.
В измененном виде, но все из того же источника, взяты великим беллетристом и имена других персонажей его знаменитого романа. Например, имена таких реально существовавших лиц, как Арман де Силлек, Д’Атос (упоминавшийся выше), Д’Отевиль и Анри Арамиц, которые были не только друзьями, но и родственниками самого де Тревиля. В их славной компании были также и некий Исаак Порто, служивший в роте Дезэсара. Как раз он-то и помог Д Артаньяну вступить в нее, что позволяло иметь пусть и небольшое, но стабильное жалованье, а также постигать военную науку — служба в роте была чем-то вроде учебы в нынешнем военном училище. Разумеется, в масштабах того времени.
«Пора-пора-порадуемся на своем веку…
По своему происхождению настоящий Д’Артаньян действительно был гасконцем. Его отец Бертран де Батц Кастельморо имел пятерых сыновей. Семейство владело небольшой деревушкой Липпиак — поместье довольно невзрачное. Именно поэтому самый старший из сыновей, Шарль, отправился в свое время в Париж, где и стал мушкетером Его Величества французского короля. В ту далекую эпоху казна не обеспечивала своих солдат и офицеров мундирами, портупеями, шинелями, сапогами и лошадиными седлами. Все обмундирование мушкетер должен был приобретать на свои средства — бесплатно он получал лишь мушкет. Естественно, денег у небогатого дворянина, каким был отец Шарля, не хватало. Именно поэтому второй сын, Поль, был вынужден идти на войну в Италию… обыкновенным солдатом.
Однако прототипом героя романа Александра Дюма стал все-таки не старший сын славного семейства де Батц Кастельморо — Шарль, который при поступлении на мушкетерскую службу взял фамилию дальнего родственника по матери Д’Артаньяна, а третий отпрыск рода, имя которого Гатьен Куртильес де Сандра даже не упомянул.
Именно он прибыл в Париж в апреле 1640 года (а не в 1625 году, как пишет Дюма) без единого гроша в кармане, но обуреваемый очень большими амбициями и ведомый весьма радужными надеждами. К тому времени его старший брат Шарль погиб на одной из очередных дуэлей, защищая свою честь французского дворянина, и поэтому будущий прототип героя «Трех мушкетеров» взял его имя себе — такое было принято.
Таким образом, он и стал тем самым Д’Артаньяном, биография которого стала основой романа Гатьена Куртильеса де Сандра, а заодно дала этому произведению и название — «Мемуары кавалера Д’Артаньяна».
…красавице и кубку, и острому клинку»
После смерти знаменитого кардинала Ришелье и Людовика ХIII кавалер Д’Артаньян неоднократно выполнял не подлежащие огласке поручения вдовствующей королевы. Одним из таких «спецзаданий» была, в частности, поездка в Англию — только не ради алмазных подвесок, хранящихся у герцога Бэкингема, а для оказания помощи британскому королю Карлу I, впоследствии мученически принявшего смерть на эшафоте: туманный Альбион уже стоял на пороге гражданской войны, когда чернь во главе с Кромвелем пошла на открытый бунт против Стюартов — династии английских королей и Помазанников Божиих.
Однако чем-то Д’Артаньян все-таки не угодил королеве, и в декабре 1643 года ею были подосланы семь убийц, задачей которых была физическая «ликвидация» этого дворянина. Так получилось, что вместо убийства состоялся бой — на помощь Д’Артаньяну пришли мушкетеры. Двое из его друзей были убиты. Одним из них оказался Д’Атос.
И все-таки королева сменила гнев на милость. Она не только не стала преследовать Д’Артаньяна, но даже, более того, позволила ему надеть столь вожделенную для него форму королевского мушкетера. Произошло это 1 ноября 1644 года. Уже будучи мушкетером, он служил кардиналу Мазарини. Д’Артаньян был настолько верен кардиналу, что, даже после роспуска роты мушкетеров в 1647 году и опалы Мазарини в 1651 году, когда тот бежал чуть ли ни нищим за границу, он продолжал служить Его Высокопреосвященству.
Однако Людовик XIV — знаменитый «король-солнце» — уже на следующий год милостиво разрешил Мазарини вернуться во Францию. После этого Д’Артаньян в течение долгих лет ездил по разным странам, выполняя секретные приказы кардинала и оставаясь его доверенным лицом. В Испании он даже был взят под стражу и приговорен к смерти, однако сумел бежать. После этого случая он получил чин капитана вновь созданной роты мушкетеров.
Смерть героя
Жизнь реального Д’Артаньяна закончилась на поле боя. Произошло это в 1673 году, когда французские войска осаждали крепость Маастрихт. 23 апреля голландский отряд совершил боевую вылазку и нанес контрудар по позициям французов. Д’Артаньян , к тому времени уже ставший полковником и «начальником королевской псарни» ( пусть вас не вводит в заблуждение «неблагозвучность» такого чина — по тем временам это была весьма и весьма почетная должность), вместе со своими людьми бросился в самое пекло боя…
На следующий день, 24 апреля 1673 года, граф Шарль де Батц Кастельморо Д’Артаньян скончался от полученных в бою ран. И хотя маршальского жезла, согласно версии Дюма, он так и не получил, реальный Д’Артаньян умер красивой смертью настоящего и благородного воина, а сама жизнь этого человека изобиловала настолько интересными приключениями, что они с успехом могут затмить любой литературно-художественный вымысел.
Подготовил Алексей Анатольевич Чеверда
+ + +
Анна Австрийская
Эпитет «Австрийская» достался дочери испанского короля Филиппа III в знак принадлежности к одной из влиятельнейших королевских династий — Габсбургов. О деталях семейной жизни королевской четы в знаменитом романе практически все правда. Этот династический брак был заключен, когда молодым исполнилось всего по 14 лет, и счастливым он не был. Правда, стоит отметить, что вина за это явно лежала не на одном Людовике XIII. Молодая Анна Австрийская не меньше супруга была склонна к изменам, интригам, и постоянно пыталась поддерживать Испанию, так что недовольство опытного политика Ришелье она вполне заслуживала.
Кстати, вот и портрет ее знаменитой подруги Мари Эме де Роган-Монбазон, герцогини де Шеврёз, которая действительно была удалена от королевского двора за множество политических интриг и преступлений, в числе которых было и потворство предполагаемой связи Анны Австрийской с герцогом Бэкингемом. Историки не считают этот роман историческим фактом. Скорее всего, Анна Австрийская отвергла поползновения английского сановника.
Людовик XIII Справедливый
Ставший правителем в 8 лет, этот король не был для Франции выдающимся историческим лицом. О его дурном характере известно из многих исторических источников. Так, например, Франсуа де Ларошфуко в своих «Мемуарах» дает королю следующую характеристику:
«Король Людовик XIII… отличался слабым здоровьем, к тому же преждевременно подорванным чрезмерным увлечением охотой. Недомогания, которыми он страдал, усиливали в нем мрачное состояние духа и недостатки его характера: он был хмур, недоверчив, нелюдим; он и хотел, чтобы им руководили и в то же время с трудом переносил это.»
Но также сохранились сведения о большом музыкальном и драматическом таланте короля. С 3 лет он прекрасно играл на лютне, а позднее – на клавесине и охотничьем рожке. Людовик XIII замечательно пел, танцевал и придумывал костюмы для выступлений. Кстати, в том самом «Мерлезонском балете» звучала и его музыка, а сам он охотно играл благородные и гротескные роли в дворцовых постановках.
Жан-Арман дю Пейре, граф де Тревиль
Судьба небогатого аристократа в первом поколении, покорившего Париж своими мужеством и верностью королю, в целом изложена в романе верно. С 1634 года он действительно являлся капитан-лейтенантом и фактическим командиром роты королевских мушкетеров, что для сына торговца оружием было просто невероятным везением.
Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье
О достижениях и заслугах этого действительно видного государственного деятеля своего времени можно говорить очень долго. Сам Александр Дюма, выводя его на страницы романа как персонажа, противостоящего главным героям, отмечает талант и достоинства герцога де Ришелье и считает на тот момент его самым влиятельным лицом в королевстве. Уже после смерти великого кардинала один из его принципиальных противников Франсуа де Ларошфуко написал о нем чуть ли не хвалебную оду:
«Как бы ни радовались враги Кардинала, увидев, что пришел конец их гонениям, дальнейшее с несомненностью показало, что эта потеря нанесла существеннейший ущерб государству; и так как Кардинал дерзнул столь во многом изменить его форму, только он и мог бы успешно ее поддерживать, если бы его правление и его жизнь оказались более продолжительными. (…) Такое величие в его замыслах, такая ловкость в осуществлении их должны взять вверх над злопамятством частных лиц и превознести его память хвалою, которую она по справедливости заслужила».
Люси Хей, графиня Карлайл
Именно эта придворная дама и камер-фрейлина королевы Англии считается одним из достоверных прототипов леди Винтер в романе Дюма. Современники восхищались ее красотой и остроумием, и знаменитые английские поэты той эпохи не раз воспевали в стихах этот милый образ. Впрочем, при любом королевском дворе простушки и блюстительницы морали явно не выбивались наверх, и графиня Люси не была исключением. Она принимала участие во многих политических интригах и была любовницей нескольких видных английских деятелей, первого министра Англии герцога Бекингема – в том числе. Правда, он вскоре ее бросил, и раздосадованная аристократка стала в отместку агентом и шпионом кардинала Ришелье.
Джордж Вильерс, 1-й герцог Бэкингем
Этот знаменитый покоритель женских сердец действительно предстает на портрете кисти Рубенса весьма интересным мужчиной. Современная толерантность и стремление к объективности заставляют упомянуть еще один исторический факт, о котором Александр Дюма умолчал. Дело в том, что этот замечательный общественный деятель покорял сердца не только дам. Его стремительный карьерный рост из небогатого дворянина в первого сановника королевства и фактически правителя страны объясняется горячей страстью короля Якова I. Об этой связи существует множество свидетельств, в том числе и откровенные письма престарелого монарха. После смерти одного короля герцог Бэкингем становится фаворитом его преемника Карла I, однако теперь уже, судя по всему, на дружеской основе.
Историки оценивают значимость правления этого государственного деятеля крайне негативно – результатом стали несколько провальных военных кампаний, опустевшая казна и ненависть народа. Поэтому его гибель от рук бывшего военного, обиженного на герцога, с точки зрения современников была достаточно закономерным финалом. Английский офицер Джон Фелтон дважды был представляем к должности ротного командира, но оба раза получил отказ. Тогда он подал прошение Бэкингему, где говорил, что не может жить без чина капитана. Герцог ответил, что в таком случае может приказать его повесить. Фелтон же купил в лавке нож за 10 пенсов, проник в прихожую штаба герцога и, улучив момент, ударил его ножом в грудь. После этого он сам отдался в руки правосудия и был приговорен к смертной казни.
Д’Артаньян и три мушкетера
Четверо главных героев знаменитого романа являются также историческими личностями и действительно каждый из них в разное время служил в королевской роте мушкетеров. Известно, что де Тревиль при наборе в роту предпочитал своих земляков, беарнских и гасконских дворян, в числе которых были его дальние родственники — Анри Д’Арамиц и Арман Д’Атос, а также Исаак де Порто и Шарль де Батц де Кастельмор, который под именем Д’Артаньян сделал блестящую карьеру и позднее возглавил роту мушкетеров при следующем короле — Людовике XIV. К сожалению, их достоверных портретов не сохранилось, кроме нескольких предполагаемых изображений Д’Артаньяна.
На главной площади города Кондом, который считается мушкетерской столицей Гаскони, установлен памятник героям романа Дюма. Приятно, что эти бронзовые мушкетеры имеют портретное сходство с кинематографическими образами, известными нам с детства.
https://kulturologia.ru/blogs/200219/42281/