Старец… В Православии это не столько возрастное, сколько духовное понятие. Старцами называют лишь тех немногих, кто стяжал благодать сердечной молитвы, кто имеет особое дерзновение пред Богом молиться за весь мир и подавать духовные советы ближним. Подвижник-схиигумен Иероним (Верендякин, | 6 июня 2001 г.), был духовником Санаксарского Рождество-Богородичного мужского монастыря в Мордовии. По молитвам старца происходили чудеса исцелений, решались казавшиеся неразрешимыми житейские ситуации, страждущие получали духовные советы и утешение. Его имя стало известным по всей России. Тысячи людей обрели молитвенного предстателя пред Богом, а для многих из них схиигумен Иероним стал духовным наставником.
Скончался он в возрасте 69 лет в результате болезни. Его похороны прошли 8 июня 2001 года в Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре. Проститься со своим наставником прибыли более 300 духовных чад из Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга и других городов.
Похоронен о. Иероним на братском кладбище возле алтаря храма Воскресения Христова.
Духовные советы отца Иеронима:
Батюшка учил почитать Царственных мучеников: «Кто их не признает – не спасется», — говорил он.
Схиигумен и в отношении к Государю очень поддерживал нас.
Он всегда говорил о грядущем прославлении Царской Семьи, предсказывал и то, что имя убиенного Друга Царской Семьи, Григория Распутина, будет очищено от клеветы, а сам он, придет час, тоже будет прославлен.
Духовная дочь о. Иеронима Аня увидела в келье батюшки икону, на которой был изображен схимник, держащий бережно под руку мальчика, Схимонах в руке сжимал горящую свечу, а мальчик – крест.
— Кто это, батюшка? – спросила она.
— Григорий Распутин и Царевич Алексий, — ответил старец.
— А почему он в схиме? – удивилась я.
— Он был схимонах. Они ведь ничего не понимали. Страшно мучали его, а Григорий молился: «Господи, не вмени им в грех». Зверски убили его, но даже мертвое тело мученика им было страшно.
+ + +
Старец Иероним Санаксарский. Его пророческие слова.
Хотя был он оптимистом и верил, что еще будет Царь в России, еще будет расцвет в нашем Отечестве, и что Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия, но нас монашествующих, он наставлял готовиться к очень тяжелым временам.
— С 1997 года он предупреждал о пагубности ИНН. Говорил о том, что глобализация наступает, грядут времена, когда надо будет устоять в вере и не отречься от Христа. Потому что очень лукаво и хитро все будет сделано. И когда я спрашивала: «Батюшка, а как же спасаться?» — то он кулак сжимал, словно крепко зажимая в нем невидимое оружие, и отвечал: «Тот выстоит, кто имеет казацкую веру! А остальные мученичество будут принимать».
— Плакал, со слезами сетовал: «Как жалко Отечество! И как трудно вам будет — я не могу всего вам рассказать, что ждет нашу Родину!…»
— Отец схиигумен предупреждал, что ни при каких обстоятельствах нельзя принимать электронные карточки и ИНН, потому что все это — звенья одной системы, опутывающей весь мир, в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. И как тяжело потом будет в этом мире. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби, потому что антихрист не сможет прокормить всех, кончатся запасы, и как будут те люди потом страдать!
Будут потом вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Господь за наше нечестие попустит даже людоедство, как и было уже в безбожные годы, когда Господь покарал Россию голодом. Батюшка провидел, что при кончине времен такие времена повторятся. Но он и подбадривал нас, говорил, что это участь язычников, неверующих в Бога.
— Батюшка был убежден, что ни в коем случае нельзя допускать приезд Римского Папы в Россию и что не должно быть никаких договоренностей с Ватиканом. Очень скорбел о том, что сектам, уводящим людей от Бога, предоставлены в нашей стране большие права и возможность соблазнять Православный народ. Со слезами молился о людях, которые удаляются от Бога. Говорил, что Россия тысячу лет была Православной и основная религия в ней должна быть Православная. Тогда только можно говорить о духовном возрождении нашего Отечества.
— Хотя был он оптимистом и верил, что еще будет Царь в России, еще будет расцвет в нашем Отечестве, и что Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия, но нас монашествующих, он наставлял готовиться к очень тяжелым временам.
— Батюшка учил почитать Царственных Мучеников: «Кто их не признает — не спасется» — говорил он. У него в келье было много портретов и икон Государя, перед одним из образов постоянно горела свеча. Позднее я спросила батюшку, давно ли он почитает Государя Николая Александровича? Батюшка рассказал, что еще его дед всегда носил в кармане на груди монету с изображением Николая II, время от времени доставал ее и прикладывался к ней как к иконе.
— Благодаря батюшке у меня изменился взгляд на Императора Николая II . Еще за три года до канонизации отец Иероним называл его Святым Царем и советовал читать акафист Царю-Мученику Николаю II.
— О Григории Распутине говорил: что Царь Николай II после его смерти всегда носил при себе частицу его мощей.
«Лик Царя Николая»
Рассказ р. Б. Елены г. Одесса о видении Государя Николая II по молитвам отца Иеронима.
«Этот случай я сообщаю по благословению Архимандрита Ионы из Свято-Успенского монастыря г. Одессы. В мае 1996 года мне довелось побывать в Санаксарах. Я тогда еще ничего не знала об этом монастыре. Нашей группе посчастливилось попасть на молебен в келью к батюшке Иерониму. Мне сразу бросилось в глаза и очень поразило то, что в келье старца вместе с иконами находился портрет Царя Николая II .
Я тогда еще не знала, что Царь — святой. Нас в школе учили совсем иному… Я подумала: как же так, почему здесь портрет Царя возле икон? Начался молебен. И вдруг во время молебна я ясно вижу в видении перед собой такую картину: красивая узенькая речка с чистой водой, два зеленых берега, и по речке плывет плот. А в середине плота стоит человек в серебряной одежде — его лицо мне знакомо, это Батюшка Царь Николай II. Но в первый миг я подумала: почему у Иисуса Христа лик нашего Царя? (мне показалось сначала, что это Господь Иисус Христос).
Рядом с ним люди — тоже в белых серебристых одеждах. И хоругви у них в руках как будто серебряные. Я поняла, что это показан мне Царь во славе! Плот со всеми этими людьми приближался, я видела, какие у всех на плоту добрые лица. И вот этот плот приблизился настолько, что даже ударил мне по ногам. И я очнулась. Когда, спустя время, к нам в Одессу привезли икону Царя-Мученика, благоухающую и мироточащую, и стали говорить за прославление Царя, тогда я и поняла, что старец Иероним, очень почитавший Царственных Мучеников, ответил мне на мой вопрос: почему портрет тогда еще не прославленного Царя Николая стоит вместе с другими иконами. Уверена: это чудо произошло по его молитвам».
— Когда я побывала в Алапаевске, на месте убиения святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, а потом приехала к отцу Иерониму, он у меня попросил камушек с тех мест. Сказал, что там каждый камень кровью полит — Святая Земля! Батюшка сам туда ездил незадолго до смерти.
— Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, может, мне в Мордовию переехать. Он ответил: «когда переедете, это уже везде будет (имелись в виду голод и бедствия). Не поможет и деревня». «Молись непрестанно, молись», — советовал он.
Еще говорил про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: куда пришли, там и живите.
— Приведу пример из своего общения со старцем. Спрашиваю: «батюшка, жениться или не жениться». Ответ был таким: «Ищи спасения. Когда корабль тонет в море, матросы думают о спасении, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя — спасение, то женись и не сомневайся, а если это каюта на тонущем корабле, то это погибель. Ищи спасения, а там Господь все управит».
Далеко смотрел добрый батюшка. Ведь корабль — это наш тонущий мир, а каюта — это наши страсти. Если думать о женитьбе как о способе удовлетворения своих страстей, то это смерть, а если супружество — спасительный круг в море греха, то это — спасение.
— «Правды на земле нет, она на небе», «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное приложится вам», эти слова он часто повторял. Когда спрашивали его о болезнях, он так отвечал так: каким органом грешишь, тот и болит. И чтобы исцелиться, надо каяться и молиться больше.
— Еще он часто повторял: самое главное любовь — любовь покроет много грехов. Осуждающий приравнивается к чародеям. За чародеев молиться нельзя, нельзя верить им. Господь нас всех хочет под свое крыло собрать — говорил старец.
— Рубашка дальше от нас, чем Господь. Батюшка нас учил бесов не бояться, а Бога бояться. Мы каждую минуту согрешаем и надо стремиться к тому, чтобы видеть свои грехи так же ясно, как тарелку супа. Я не поняла, спросила: чьи грехи? Чужие? Он улыбнулся, ответил: зачем тебе чужие? Свои.
— Он говорил: себя не надо жалеть. Болеешь — сгнить лучше, но спастись для вечности.
— Советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).
— Батюшка говорил: большую силу имеет молитва, она может даже поезд остановить. Один монах читал Иисусову молитву. Впереди была дорога неисправная. Поезд остановился, и аварии не произошло. Спросили монаха, как его зовут. Он ответил: Иисусова молитва. Это батюшка моему отцу рассказывал.
— Еще батюшка говорил: каждому дан крест, его надо нести, не бросать. Сколько было вопросов: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и так далее. Ответ был один: крест твой такой, и чем тяжелее — тем лучше. Венчанный брак никому нельзя разрушать, терпеть нужно все скорби. Такова наша жизнь.
— Старец разъяснял: «Совесть у Адама пробудилась только тогда, когда он увидел Бога после вкушения запретного плода. Так и мы устыдимся Бога на Страшном Суде, если вовремя не покаемся. А что если завтра Страшный Суд?».
— Православный человек никогда и ни с кем не спорит. Православный в разговоре говорит либо «да-да», либо «нет-нет», ибо споры возмущают душу, и благодать уходит».
— «Берегите благодать, как драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какие деньги».
— «Господь нарисовал мир Своей рукой, и все мудро устроил ни с кем не советуясь, сотворив мир из ничего. Поэтому в природе нет ничего случайного. Будьте внимательны к любым мелочам в своей духовной жизни».
— «Мы только сняли первый пласт земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начертал Господь. Природа — это та книга, которую мы портим, еще не дочитав до конца».
— «Знания без Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадут духовные всходы, если будут посеяны семена веры».
— Три дара даны людям от Бога: разум, речь, труд — и должны служить Ему».
— Земля не может быть грязью, она — наша кормилица, а грязь — это то, что у вас на устах (показывал на губную помаду) или то, что срывается с грешных уст».
— «Линяет искусственное, а вечное — остается». «Педагогам: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь к сердцу каждого ученика».
— «Делание добра — это выращивание венца для Царства Небесного. Делаем доброе дело — сажаем цветок для такого венца. Делаем зло — срываем цветы с него. Какой венец получится, зависит от вашего труда — пышный или лысый».
— Очень строго батюшка относился к соблюдению поста. Шел Рождественский пост. По уставу Церкви в среду и пятницу не положено вкушать елей. Говорил: «Какое масло?». И хоть я еще пыталась объяснить, что у мамы боли в желудке, он не стал даже слушать: «Никаких послаблений! Веру крепко держите! — сказал на прощание старец и поднял вверх твердо сжатый кулак.
— На жалобы батюшка отвечал:
— Читай Псалтирь!
— Батюшка, в семье большие ссоры.
— Читай Псалтирь.
— Батюшка, на работе неприятности.
— Читай Псалтирь.
Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается. При проблемах с детьми благословлял читать акафист Богородице перед иконой «Взыскание погибших».
— Отец Иероним много не говорил никогда. Спросишь его конкретно: «Батюшка, как быть?» — он скажет, но только то, что необходимо. Всегда говорил: «Кайтесь. Кайтесь и кайтесь». Мало говорил он, конечно, по смирению своему, не хотел показывать, что в нем есть что-то такое.
По материалам книги Антона Жоголева «Старец ИЕРОНИМ»
+ + +
Духовное завещание старца Иеронима:
«Сын мой возлюбленный Валерий, твоя жена, ваши дети, все любящие и помнящие меня, недостойного старца во схиме раба Божьего Иеронима.
1. Слушай и не пугайся! В России уже нет Православных архиереев. По протоколу, у нас последний Патриарх, который уже не попадет в Царство Небесное.
Бог, меня, недостойного раба забирает к себе. Я уже в тот праведный мир опоздал. Здесь я никому не нужен, меня не поняли ни патриарх, ни архиереи.
Последний архиерей «гнусного времени» Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, получил знак от Бога — его ударили ножом в бок — это попущение Божие, знак нам всем, что больше нет архиереев праведных на Руси. Остались вместо верных архиереев одни «православные муляжи» с мешками в руках, в которых одно золото и серебро. Кто дал им это богатство? Как они им управляют?
Я просил Бога, чтобы Он меня недостойного взял к Себе, из-за страшного неверия архиереев в Веру Христову.
У нас уже был последний патриарх — Пимен. А этот, протокольный патриарх, не удержался перед вражеским племенем.
2. Храмы строить уже не надо. Было вчера уже поздно. Кому строить? Православных людей не осталось почти.
В церквах наличествуют попы в «красных подрясниках» — почти все жиды со звездами. Вместо хоругвей будет флаг всемирного масонства — звезда еврея Давида.
3. Вам о. Меркурий не нужен. Не нужен он и России, которую уже предали. Я его благословил в вечный затвор.
4. У России будет жизнь новая. Будет в жизни новой Патриарх с Афона Греческого. И снова поднимутся с Земли нашей праведники, и снова, в который раз, нам Богородица укажет, как поступить с Землей Российской.
Россия воскреснет, но через большие трудности — слезы и нищету. Будем бедные, но сильные духом — тем и спасемся.
5. Ваш игумен не отмолится: он имеет свою волю, он избрал свой путь — теряет Благодать, которую имел. Смотри и думай.
6. Слушай и крепись: последнее время живем (по Божьему смотрению). Мне дано: около 2003 года (видимо, Господь, по молитвам святых и Божией Матери, еще раз отодвинул время конца, — ред.) придет антихрист и три года и шесть месяцев будет нас и вас казнить руками «красных попов».
Особенно бойтесь 2005 года. Смотри и делай выводы: как только примут решение о строительстве Соломонова Храма в Иерусалиме — израильская всемирная жидовская ложа примется срочно за это дело. Будьте бдительны. Жиды уже купили в Индии семьсот килограмм золота для своего девятисвечника. Затем на ослике в этот, уже построенный Храм въедет антихрист под видом Мессии — всемирного царя. Как только нога ослика вступит в храм — бегите и цепляйтесь хоть за колесо поезда, который повезет христиан в ссылку. Успей своих родных посадить в этот поезд. Тем и спасетесь.
Ты должен спасти своих людей. Это я тебе поведал, дабы ты сделал выводы из сказанного.
Будет голод страшный — уйдёт вода. Золото выйдет наверх. Наступит жара неслыханная. Живые мертвых не будут успевать хоронить. Родители своих детей, а дети своих родителей — живыми съедать будут. Вокруг одно зловоние и трупы. (Людоедами станут жившие без Бога и те, кто не откажется от кодов и карточек, у них не хватит духовных сил противостоять злу – ред.). Черные вороны и шакалы будут от крови человеческой православной пьяны. А на трупах праведников, на их телах, будут пьяные от богатства и огромной власти, сребролюбия, играть в карты с девицами, обнаженными до наготы «красные попы».
Будут возле попов верные слуги — прокуроры, милиция, налоговая служба, налоговая полиция, юстиция, медицина. Как покажет «красный архиерей» пальцем, так все эти набросятся на нищих людей. И будут делать под видом прививок надрезы на руках, на вене. Надрезов будет три подряд. И назовутся они: «я — сын антихриста», так как это будет кровосмешение. К крови православных христиан будут примешивать кровь антихриста.
Вербы должны спасти христиан во время ухода воды. Они благословлены Богом. Откопайте корни и пейте капельки влаги. Вот и не будет жажды. Землю мокрую вокруг этого корня ешьте, и не бойтесь болезни. Это будет вам и хлеб и мед. Воды нигде не будет, а вы будете с водой. Ямку к утру засыпайте, а ночью снова откапывайте. Так от засухи и спасетесь. Земля-матушка нас, православных христиан спасет — по молитвам Богородицы.
В последние времена на руках, где вены возле ладони, старайтесь в церкви мазать миром, тогда вам надрезы на венах не страшны будут, даже если вы спите, или же находитесь в беспомощном состоянии.
Не торопитесь детей отдавать замуж или женить. Бог все устроит. Ох, трудно вам будет в последние времена! Вас, последних православных христиан будут унижать, преследовать, проклинать на каждом шагу. Не раз вы будете проливать слезы. Но, только вспомните меня, грешного Иеронима, и все пройдет.
У вас будут постоянно трудные дела. Не надо вам никакого богатства. У последних православных христиан будет другое богатство — молитесь и молитесь. Молитесь дома, лучше вечером и ночью, ходите в церковь настоящую только на исповедь и причастие. Десятой дорогой обходите новых попов. (Дополнение в одном из списков этого завещания: «Все без смущения взявшие номера и пластиковые карточки архипастыри и священники – это обновленцы нового типа. Но Бог их пока не оставил». (По всей видимости, речь идет о карточках банковских, социальных и т. д., потому что, начиная с УЭК и следующего за ней электронного пластикового паспорта, на лоб человека УЖЕ НАНОСИТСЯ ЛАЗЕРНОЕ НАЧЕРТАНИЕ, после которого возврата к Богу нет, и покаяние не принимается! – ред.)
Первым умру я, а затем и другие старцы: Кирилл, Николай, Иоанн, Владимир, Илий. Вы будете без старцев. Ох, как вам плохо будет! Но недолго.
Все крестите и крестите, особенно не пользуйтесь зарубежными напитками — они заколдованы.
Не бойтесь смерти. Надо завидовать тем, кто праведно ушел с этого заблудшего мира.
Обижать будут вас постоянно. Правды нет. Терпите и терпите. Не отвечайте на зло, отойдите, сделайте обидчикам добро. Тебе в душу плюют, а ты упрекай себя в своей неправоте. Считай себя всегда виноватым. Добром отвечай на зло.
Будет возможность — приезжайте на могилку ко мне. Просите, что вам надо — помогу.
Все — суета сует. Что пользы человеку от трудов его? Живите по возможностям. Истинно верующие в Господа Бога с голоду не умрут.
Любите ближнего. Кто не любит ближнего — сразу будет сожжён. Бог уже подготовил Рай. Он будет спущен на Землю в один миг. А перед этим Енох и Илия будут предтечей Страшного Суда, и будут побиты камнями. А Серафимушка будет попов обличать — в ад будет устлана дорога архиерейскими облачениями. Будут они соревноваться: кто первый выбросит золото и серебро — да поздно будет! Ангел крылом махнет, и всё их золото и серебро пред Престолом Божиим ляжет. Ох, и страшный Суд будет. Архиереи бросятся ноги мыть нищим, да ошейники их не пустят.
Евангелие на ночь ложите возле себя. Женщины должны ходить только в платках, особенно перед родителями, и особенно перед отцом. Про косметику забудьте: плацента женская в помаде — бесовщина. Пиво зарубежное не пейте: оно — заколдовано.
Ни кому, ни кому не делайте зла… Живи как можешь и никуда не вникай. Бог все управит. Не копите богатств земных, а только — небесных. (Дополнение в одном из списков завещания: «Идоложертвенные шрих-коды сдирайте и бросайте в мусор, не оскверняйте ими землю и свой дом»).
Благословляю на «Жизнь вечную» (Ин. 6: 27), помните и молитесь обо мне. Простите меня, грешника, старца Иеронима.
Духовное завещание о. Иеронима к рабу Божьему Валерию записано под диктовку 3. 06. 2001 года. Игумен Тихон, келейник о. Иеронима.
Анализируя различные предсказания о будущем Российской Федерации, можно прийти к выводу, что всем нам предстоит пережить страшные времена. Но, несмотря на все бедствия и лишения, наша страна выстоит и снова воскреснет, как это неоднократно случалось в прошлом.
+ + +
Из книги «Пророки всего мира о России». Из-во «ЭКСМО», 2010 г.:
Иеромонах Иероним Санаксарский о Священной Российской империи (2001 г.): «История и Земли и Человека в пределах разума на сей день не очерчена, тем не менее, вехи их развития уже обозначены.
История учит, что ничему не учит, и прогнозирование будущего по историческим аналогиям прельщает, но не утешает.
Пророчества грядут по воле Свыше: когда мера исполнится, Господь Вседержитель устрояет заблудшего человека к исправлению, ко спасению от погибели.
Пророчества предостерегают; а кто противится, на том сбываются.
Мир человека творится волею самого человека по благоизволению Божию. После сотворения мира Бог создал Рай — духовный сад, в котором поместил духовные образы: совершенные, нетленные, вечные.
По умножении же беззаконий Господь низвел на Землю потоп почти на год, и она распалась на материки. При этом ось земная сдвинулась в настоящее положение.
Сдвиг земной оси знаменовал перемещение на северный полюс и райских кущей, которые стали еще недоступнее.
Арктический ледяной материк буквально зиждется на водах и дает основание горе Небесной, горе Божией. Наверху Рай, основаяй Землю на тверди ея, не приклонится в век века,… покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню (Пс.;).
После потопа Господь оставался Богом для всех людей, и над каждым народом. Но не каждому народу был уготован венец богоизбранства.
Легендарный древний Израиль в своих сынах, по умножении в них греха, утратил эту честь, и она была передана Русскому народу, от сынов — младенцам.
Древний источник животных вод иссяк, забил новый. И весь мир потянулся к Русским, а Русские — по всему миру.
В итоге Третьей Мировой войны весь мир перейдет к русским.
В Третьей Мировой войне Россия так и останется в стороне от конфликта, не нанеся ответных ударов.
Основная схватка произойдет между США, Европой и Китаем, которые взаимно обескровят друг друга, ликвидировав управление, оборону, державный потенциал и разорив хозяйство. После войны только в России останется целостность и державный потенциал для глобального руководства.
Идя навстречу всеобщему прошению народов и взяв в руки жезл Удерживающего мировое зло, она объявит о мировом покровительстве, провозгласив образование Священной Русской Империи. При этом за собой, как за общемировой Державой, оставит единовластие: на оружие, на государственно-информационный аппарат, на военно-научно-промышленный комплекс, и, что самое важное, на Церковь Христову.
Времяисчисление, бумаги, деньги, техника, наука, образование и другие «блага» доапокалипстической цивилизации, сожженной всемирным огнем, среди населения Земли отпадут за ненадобностью как ложные, суть губительные кумиры. Это произойдёт повсеместно!..
Со временем в состав Священной Русской Империи войдут полностью территория Северной Америки и Евразия.
В Россию войдет в Азии: Монголия, часть Китая до хребта Пржевальского и Великой Китайской стены, Корея, острова Кюсю и Хоккайдо–Японии. Причем большую часть населения Японии серией подводных извержений смоет волнами.
На Ближнем Востоке Россия буквально ввалится в Индийский океан. К ней отойдёт часть между Русским (Черным) и Средиземным морями, Суэцким каналом, Чермным (Красным) и Аравийским морями, и выше реки Инд.
В Европе к России присоединятся исконно Славяно-Русские земли — часть Турции, Болгария, Югославия, Албания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Восточная Германия (Бавария), Скандинавия (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), а также Греция и Италия ниже реки Арно.
В Северной Америке к России отойдут земли выше 60-го градуса, а именно: штат Аляска (США), часть Канады, Гренландия и Исландия.
В народах мира, в том числе и на территории Священной Русской Империи, будут традиционные формы хозяйствования, власти, верований и национальной культуры.
В иерархии уже сложившихся традиционных верований Православная Церковь будет занимать господствующее положение. Высшие власть и священство будут у исключительно великорусов.
Противящиеся будут выселяться на пустынные пространства на милость Божию.
Африка, Южная Америка и Индоазия так и не смогут подняться до уровня самостоятельности мировых держав.
Священная Русская Империя будет зиждется на трех слонах — Колумбии (территория Южной Америки), Африке и Индии (Индо-Австралии). Слоны стоят на ките — Антарктиде.
Арктика служит основанием Горы Святой, недоступной вещественно. На вершине её — Рай, ад — в центре Земли. Это и есть изначальный образ Земли от Сотворения Мира.
Русь, воцаришася со Христом на тысячу лет (с 999 г. по 1999 г.), так и не поклонишася (Антихристу) зверю, (под руководством Царя) упасет народы жезлом железным.
Период с начала Третьей Мировой войны до провозглашения Священной Русской Империи образно означает Конец Мира в связи с полным исчезновением жидов.
Это объясняется тем, что Священное Писание содержит не только божественное, всемирное, вечное, но и человеческое, национальное, историческое, чему надлежит прейти в истории Мира.
Так в Библии пророчески писалось о жидовском племени: «Да исчезнут грешницы от Земли и беззаконницы, яко же не быти им. Благослови, душе моя, Господа».
+ + +
Воспоминания о старце:
6 июня на 70-м году жизни после продолжительной болезни умер духовник Санаксарского Рождество-Богородичного мужского монастыря схиигумен Иероним (Верендякин). Он был рукоположен в священники в 1974 г. Пензенским Владыкой Мельхиседеком. Служил на приходах в Пензенской епархии – в Спасске, в Пензе в Кафедральном соборе, в Клопинске. После принятия монашества стал в 1991 году духовником Санаксарского монастыря Мордовской епархии. Проводил молебны о здравии болящих и этим снискал большую известность среди верующих. В январе 1996 г. Православная газета “Благовест” опубликовала о нем духовный очерк, после чего в Санаксарский монастырь к старцу устремились со всей страны многочисленные паломники. Схиигумен Иероним также окормлял Михайловский женский монастырь Симбирской (Ульяновской) епархии. Старец Иероним похоронен на монастырском кладбище Санаксарского монастыря близ г. Темников в Мордовии.
…Умер отец Иероним! Мы знали, что он тяжело, неизлечимо болен. Знали – и все же надеялись, что Бог продлит его дни. Его – молитвенника и духовидца — своей пламенной молитвой стольких людей поднимавшего со одра болезни. После небольшой заметки в “Благовесте”, где сообщалось о болезни отца Иеронима и предлагалось всем миром молиться о его здравии, старец на некоторое время почувствовал себя лучше. Мы было вздохнули с облегчением, но вот пришла скорбная весть из Санаксарского монастыря…
Он ушел победителем — грозным для врагов Церкви воином Христовым. Схимником – молитвенником за весь мир. Духовником ставшей во многом его трудами одной из самых известных в России обители. Монахом, перед которым отступали в страхе духи злобы поднебесной, ведь по его молитвам страждущие испытывали облегчение от одержимости силами тьмы. Его имя поминают с любовью тысячи Православных, получивших духовную помощь от Санаксарского молитвенника. Он ушел известным на всю Россию старцем, ставшим для многих и многих верующих непререкаемым нравственным авторитетом. Он победил, и сейчас, верю, настало для него время наград, которых в его земной жизни было так немного…
Мы познакомились с отцом Иеронимом в декабре 1995 года в гостеприимном доме сейчас уже умершего протоиерея Иоанна Державина в с. Нероновка Сергиевского района Самарской области. Меня сразу пленила великая простота отца Иеронима. Его “некнижность” была сродни апостольской. А в его глазах – этих вечно юных глазах мудрого схимника, давно умершего для всего мирского – светилась, лучилась настоящая неотмирная любовь… В ту нашу первую встречу он произнес при прощании слова, которые могли бы стать эпитафией ко всей его жизни: “Желаю вам пройти земную жизнь не для телесной, а для вечной блаженной жизни… Кто служит падшему мертвому дьяволу, тот становится мертвецом. А кто служит безсмертному вечному Богу – тот сам становится вечным…”
Потом была еще одна встреча, и тоже в самарской Нероновке. Всю ночь отец Иероним говорил с нами, исповедовал, давал советы. Я смог прикоснуться душой к этому удивительному человеку, духоносному старцу, словно сошедшему с каких-то древних гравюр, осколку иного времени – не “изломанного”, цельного. Он усадил в тот вечер меня рядом с собой. И несколько раз давал пить чай из своего стакана. Для меня это было и непонятно, и непривычно. И только потом я ощутил, что отец Иероним так духовно укреплял меня перед грядущими испытаниями.
В ту ночь я стал свидетелем удивительного диалога двух замечательных людей – отца Иеронима и отца Иоанна Державина. Многие уже разбрелись спать в большом гостеприимном доме сельского батюшки. В комнате за столом оставалось совсем мало людей.
— А что, отец Иоанн, — неожиданно сказал старец, — хотели бы вы дожить до… Второго Пришествия Христова?
— Хотел бы… — ответил не слишком уверенно хозяин дома. Потом, помолчав, сказал уже тверже: — Да, хотел бы дожить, но не знаю…
— И я вот… не хочу умирать. Надеюсь дожить до этой великой минуты, — сказал задумчиво, словно не нам, а самому себе, отец Иероним. И добавил: — Как вы думаете, доживем или нет?
— Не знаю…
— А так бы хотелось…
Через два года умер отец Иоанн. Через пять – отец Иероним. А у меня оба они и сейчас как будто перед глазами. Ведущие “потусторонний” какой-то предутренний разговор. На пороге вечности. На пороге великой Тайны.
Была у нас с ним в Нероновке еще одна встреча – уже на похоронах отца Иоанна Державина в сентябре 1998 года. Возле храма была вырыта свежая могила. Я пошел к ней и по дороге столкнулся с отцом Иеронимом и его келейником – иеродиаконом Амвросием. Старец неожиданно снял со своей груди Царский серебряный рубль с изображением Последнего Императора и надел его мне на грудь, со словами: “Молись ему – Царь Святой” (это было за два года до канонизации Царственных Мучеников). Этот поступок старца сыграл в моей жизни и в жизни редакции особую роль. Тот серебряный рубль с профилем Царя-Мученика теперь всегда со мной.
Когда над Россией загремел гром новый беды – злополучной “идентификации” — многие монастыри вдруг превратились в своего рода крепости в борьбе с этим нежданным злом… В эти монастыри люди потянулись с вопросами, брать или нет этот пугающий “номер”. И вот когда многих из нас охватило уныние, когда даже некоторые известные старцы отмалчивались или, того хуже, обреченно “юродствовали” в ответ на прямо поставленный вопрос, тогда и раздался из Санаксар громкий голос отца Иеронима! И уже не горстка духовных чад, а вся Россия узнала, что есть в Санаксарах духовник, старец, и вот этот старец открыто не благословляет брать ИНН. А кто принимает “номер”, считает он, тот “повредит своей душе”… Быть может, это и был тот последний “раунд”, который должен был выстоять в земной жизни “на ринге” отец Иероним. Задолго до этого он говорил мне и читателям “Благовеста”: “Нужно успеть сплести драгоценный венок до кончины жизни нашей. И если успеем, то Господь даст нам спасение. Только вот мы не всегда постоянны. А надо всегда быть постоянным. Упал – вставай, беги. Лежишь? Все равно твори молитву! Если не успеешь встать, как на ринге в борьбе бывает, когда судья досчитает до десяти – значит, проиграл. А если даже и положили тебя на лопатки, но ты сразу вскочил, то ты еще не побежден, бой продолжается! Так и мы должны немедленно вскакивать, должны держаться до конца в неравном бою. Как доблестный воин должен бороться до последнего издыхания, так и мы должны побеждать врага – дьявола, который как лев хочет похитить каждую душу…” Не просто выстоял в неравном бою отец Иероним, а еще и помог выстоять многим из нас…
Промыслом Божиим в сознании многих верующих имя отца Иеронима связано с редакцией Православной газеты “Благовест”. Нас связывали долгие дружеские молитвенные отношения. Из Санаксар то и дело приходили весточки, что за нас без устали молится старец. Однажды в тяжелую минуту одна паломница передала мне подарок отца Иеронима – Великорецкую икону Святителя Николая. Видно, почувствовал на молитве старчик, что я нуждаюсь в поддержке…
Однажды я пришел к нему в келью, стал жаловаться, что тяжело, что сил нет, а он с мягкой улыбкой ответил: “Ничего, еще труднее будет…” Вроде бы, мало похожи эти слова на утешение! В его келье была в то время клетка с попугайчиком. Ребенок, бывший со мной в келье старца, во время нашей беседы просунул через решетку внутрь клетки палец и попугай стал клевать своим легким клювиком мальчишескую ладошку. “Клюется!” — с радостью шепнул мне мальчик. А отец Иероним, услышав эти слова, словно чему-то очень обрадовался. “Клюется, клюется!” — подхватил он, но уже, как мне показалось, говорил не о попугае, а о тех смешных, “детских” опасениях, жалобах, которые я принес в келью подвижника. “Клюется, а не больно!” — словно говорил он мне. “Терпи, ведь еще вполне можно терпеть! Разве это скорби?” Из кельи старца я вышел утешенным, укрепленным. Говорят, этого попугайчика вскоре извели в отместку хозяину колдуны, чтобы хоть чем-то насолить неприступному схимнику…
За несколько недель до смерти отца Иеронима мне, недостойному и грешному, привиделся необычный сон, который, при всей необходимой осторожности, все же не могу считать ничем иным, как завещанием старца и его духовным прощанием с молившимися за него читателями нашей газеты. Ведь свидеться в земной жизни нам уже не было суждено. Привожу с небольшими сокращениями запись из своего дневника.
“…Я нахожусь в каком-то небольшом городке, может быть, даже “режимном” городе вроде Сарова. На вокзале толпа встречает отца Иеронима. Я тоже стою среди людей. Храм находится вдалеке от вокзальной площади. И вот толпа двинулась в сторону храма, значит, отец Иероним приехал и идет вместе с нами. Я ищу взглядом старца и с трудом узнаю его, настолько он изменился! Постарел, осунулся, спал с лица – понимаю, это последствие тяжелой болезни. Ему сообщают обо мне, он кивает, говорит мне о том, что от многих людей слышал про ту заметку в “Благовесте”, где мы призывали молиться о его здоровье. И люди за него молятся. Он дает (хотя и не прямо) понять, что благодарен всем читателям за эти молитвы и нам, редакции, за поддержку (значит, все же не были напрасны наши молитвы! – А.Ж.). Мы идем с ним рядом, я правой рукой поддерживаю его, ослабевшего от недуга. Людей вокруг нас становится все меньше и меньше, до храма мы доходим уже вдвоем (храм большой, величественный, в стиле екатерининского “классицизма”) и продолжаем разговор уже в какой-то комнатке в гостинице при храме. Вот наш разговор.
— Что с ИНН? – спрашиваю я.
— Да, это плохо… — отвечает он. Впрочем, не развивает эту тему, как (хочется верить) уже теряющую актуальность.
— Батюшка, что, уже все, КОНЕЦ, и счет пошел на месяцы и, может быть, на годы? – неожиданно для самого себя задаю этот странный, пронизанный не свойственным мне апокалиптическим пессимизмом вопрос.
— Нет, не конец, — отвечает старец. – Будет еще подлинное возрождение России! Будет, но не теперь, а лет через двадцать… А сейчас будет по-разному. Будет и трудно. Мне один священник звонил, — продолжает старец, — и говорил в трубку, что “Ханкала опустеет”, “Прибалтика опустеет” — нигде там нельзя будет услышать русской речи… Не будет там наших. И вдруг – словно ему в ответ – телефонная трубка САМА вырвалась у него из рук и начала скакать, дергаться… Он ее ловит, а она снова вырывается у него из рук… Это оттого, что он сказал неправду…Он так испугался, так изумился…
На этом сон оборвался. Я проснулся с твердым ощущением, что отец Иероним, еще находясь на земле, пребывает уже в ВЕЧНОСТИ… И это был разговор с уже неземным человеком… Прошло чуть больше месяца, и он умер.
В пояснение к вышесказанному лишь замечу, что “геополитически” сон этот легко объясним: “Ханкала” — место дислокации русских войск на Северном Кавказе. Уйдут оттуда войска – и тогда, по-видимому, вскоре русской речи там и правда не услышишь… Прибалтика тоже не просто наше приграничье. Там живут сотни тысяч наших соотечественников – русских, Православных. Останутся ли они там, или будут “выдавлены” хозяевами — зависит от того, насколько сильна будет Россия.
Все мы очень часто спешим – и ждем вот теперь, немедленно, чего-то решающего: полного поражения или окончательной победы… А все происходит не сразу, не быстро. Но важно, что “время пошло”.
… Вот такое оставил нам завещание отец Иероним. И чтобы оно сбылось, надо всем нам много еще потрудиться.
Вечная ему память!
Антон Жоголев
“Благовест”, 08.06.2001
+ + +
Рассказ о Санаксарском старце схиигумене Иерониме:
Первая встреча
Впервые о старце Иерониме я узнал от протоиерея Иоанна Державина. А он познакомился с ним при весьма необычных обстоятельствах.
«Пасху 1994 года я по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II встречал в Иерусалиме, у Гроба Господня, — рассказал священник. — В день Святой Пасхи я со своей матушкой пришел на Голгофу. Там уже стоял неизвестный мне батюшка, русский, моих лет. Я поздоровался, спросил откуда он? Он ответил, что приехал из Мордовии, из Санаксарского монастыря, расположенного вблизи города Темникова. “Так мы с Вами соседи!” — обрадовался я и стал говорить ему про Самару.Чтобы в Великую Субботу видеть схождение Благодатного Огня на Гроб Господень, нужно почти за сутки занять место возле Кувуклии. Мы пошли ко Гробу Господню вместе. Заняли места, стали ждать. Увидев двух девушек из нашей группы — дочерей московского священника Вячеслава Марченкова, отец Иероним неожиданно сказал: “Вот эта девушка днем молится, а эта — и днем молится, и но ночам…” Они обе учились в институтах, обе молились днем. Но, как действительно оказалось, вторая девушка — Маша — любила молиться еще и ночами. В тайне от всех!
Старец Иероним был слабеньким от поста. Я его водил за руку по Кувуклии, когда там пели “Воскресение Твое, Христе Спасе”. А когда приехал я к себе домой, в Нероновку, то оказалось, что и в наших краях знают о санаксарском старце. О нем я узнал, что был он батюшкой на приходе в Мордовии. Что у него две дочери, одна из которых стала монахиней. И они с матушкой ушли в монастыри и приняли постриг. Я счастлив, что Господь послал мне такую встречу». Вскоре, как это обычно бывает, о схиигумене Иерониме заговорили повсюду. Слишком большая жажда в народе к общению с такими людьми. Многие самарцы уже побывали у старца в Санаксарском монастыре, в Мордовии. Другие туда только еще собирались. Я тоже захотел съездить к нему. Но предварительно решил взять благословение на поездку у нашей блаженной Марии Ивановны. Она ответила, что про старца Иеронима ей известно и я его непременно увижу. Вот только в дорогу почему-то не благословила. «К чему бы это?» — думалось мне. А в начале декабря мне сообщили, что старец Иероним неожиданно приехал в гости к отцу Иоанну Державину в село Нероновку Сергиевского района. И мне надо срочно ехать туда, чтобы повидаться со старцем. На следующий день я уже мчался на машине в Нероновку вместе с ректором Самарского Духовного училища священником Евгением Шестуном. «Вот почему Мария Ивановна не благословила поездку в Санаксарский монастырь», — думал я про себя. Все оказалось гораздо проще. И потому удивительнее. Когда мы подъехали к Казанской церкви в Нероновке, то увидели чью-то машину, слегка запорошенную снежком. «Значит, отец Иероним еще здесь!» — радостно екнуло у меня сердце. Вбегаю на крыльцо большого гостеприимного дома. Нас встречает радушный хозяин, а следом за ним — худой, с аскетичным лицом, монах. На меня, лучась добротой, смотрели глубоко посаженные мудрые глаза старца! Он радостно улыбнулся и по-монашески ласково обнял меня, дал благословение. (Я знаю таинственную силу объятий монаха! Вот так же в Оренбурге слегка приобнял меня при встрече известный афонец схиархимандрит Серафим Томин — и сразу все мои тревоги, опасения, всю мою городскую «нервозность» сняло как рукой). Мне уже давно ехать надо, но чувствую, словно кто-то меня удерживает, — простодушно объяснил схиигумен Иероним. — Значит, по Божией воле произошла наша встреча! Но все же надо спешить. Впереди у старца Иеронима еще долгая дорога: надо успеть заехать к блаженной Марии Ивановне в Самару, в Тольятти давно с нетерпением ждут его духовные чада… А времени остается немного. Через день духовника Санаксарского монастыря схиигумена Иеронима уже ждут в обители.
Батюшка! — взмолилась сопровождающая старца духовная дочь.
— Нас всюду ждут. Надо скорее ехать.
Когда выезжаем?
Через двадцать минут?
Давайте не будете загадывать, — отвечает старец.
Но женщина не отходит, все просит его ответить, когда же отъезд?
А он улыбается и говорит, что «надо обождать», хотя уже и стемнело…
Тут в разговор вступает отец Евгений Шестун, просит совета: что самое главное в становлении духовной школы?
Старец довольно подробно отвечает отцу ректору, и у нас создается такое впечатление, что для отца Иеронима все проблемы нашего Духовного училища (и не только, конечно, нашего) как на ладони.
Главное, — учит он, — это строгий отбор. Пусть будет меньше учащихся; важно, чтобы среди них не было случайных людей. Надо, чтобы не было на них канонических запретов. Чтобы все были людьми верующими, церковными. Чтобы утром и вечером молились неукоснительно, посты соблюдали. А то придут поступать — а молитв не читают, в церковь-то всего месяц назад в первый раз пришли…
А еще что важно? — спрашивает священник Евгений Шестун.
Строгость. Нужно, чтобы семинария мало чем отличалась от монастыря. Будущие пастыри должны жить изолированно, без нужды в город не выходить. Чтобы не было книг у них, кроме духовных. Не было всяких современных «кассет». Телевизор не надо смотреть. Нужно соблюдать целомудрие. И еще — нужно строго смотреть, чтобы спиртное в училище не приносилось.
…О Самаре отец Иероним говорит с уважением: «Много у вас в городе верующих. Больше, чем в других городах».
Нас пригласил к себе в монастырь. Что ж, если даст Господь, воспользуюсь приглашением старца!
Один из присутствовавших спросил отца Иеронима, правда ли, что странные стандартные этикетки-сертификаты, с недавних пор появившиеся на многих пищевых и непищевых продуктах, есть «предтечи» будущей печати антихриста?
За столом заспорили.
Одни говорили, что на эти этикетки не следует обращать внимание. Другие, напротив, убеждали, что это не так безопасно, как кажется. И нас приучают жить по стандартам, неизвестно кем устанавливаемым. Приучают нас к тому, чтобы все было «сосчитано», «пропечатано»…
Старец Иероним высказался по этому поводу последним.
Недавно, — сказал он, — мне внук говорит: «Деда, с этими полосками пищу нельзя есть».
Почему? — спрашиваю.
Нельзя. Потом болеть будешь…
Так что же, с этими знаками продукты нельзя есть? — спросил один из нас.
Старец задумался. И, помолчав, сказал: Сила креста все побеждает!
Батюшка, а скажите, чем вреден «новый стиль»? Многие православные Церкви (Элладская и другие) перешли на «новый стиль». Плохо это?
Очень страшно! Еще Спаситель не родился, а мы начинаем праздновать Его Рождество. Господь еще не воскрес, а мы справляем Пасху. В самые скорбные дни, когда страдает Иисус Христос, у «новостильников» веселье, праздник. Так же и с другими праздниками. Разве же можно, скажем, в день святителя Николая праздновать день, например, Саввы Освященного?! Грех это… Это все от Римского папы идет. Он говорит другим Церквам: «Если будете со мной иметь связь, то ни в чем не будет у вас недостатка. Я буду вам миллионы и миллиарды давать. У меня и деньги есть, и священники, и храмы». Вот потому и вводят там «новый стиль». Люди слабые, могут продаться за деньги. Многие неверующие люди, покаявшись, становятся верующими. Больные, покаявшись, становятся здоровыми. Я всегда говорю слова святого Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия, а остальное все приложится вам». Главное, чтобы мы заботились о спасении, а не о телесном здравии. А когда будем искать спасения, тогда узнаем, как освободиться от черных сил. Покаяние — правильный путь ко спасению.
Однажды пришли ко мне люди. До этого они никогда не каялись, что делали аборты. А ведь что такое аборт? Это есть убить человека. Если ты человека убил, то по мирскому закону расстрелу подлежишь или длительному тюремному заключению. А какое тебя за убийство младенца ждет наказание Божие?!
И вот когда начнешь им об этом говорить, они восклицают: «А мы этого не знали! Думали, в аборте греха нет!..»
Но ведь это убийство! Если убил человека, то должен нести хотя бы маленькую епитимью — в начале. А когда ты поймешь, какой великий грех совершила, то уже потребуешь сама большего наказания, большей епитимии.
Человек, возрождаясь духовно, получает спасение и исцеление. Человек может быть возвращен к жизни только в том случае, если он захочет жить по закону. Мы потому и наказываемся так строго, что мы нарушители закона. Через это Господь дает нам болезни, всякие искушения и наказания. Ежели бы мы никогда не согрешали, жили бы как Адам и Ева до грехопадения, то мы бы никогда не болели и жили бы вечно. Но был прародительский грех и мы продолжаем грешить и потому становимся подверженными греху, а значит болезням и смерти.
У меня есть внучка. Однажды в последние дни Великого поста мы решили все идти причаститься. С нами должна была идти и трехлетняя внучка. Мы молились, и она молилась вместе с нами. А потом, уже идя в церковь, она и говорит: «Я сейчас же хочу молока и даже сметаны!» Ну, хорошо, может быть, тебе тяжело с нами поститься. Мы дадим тебе молока и сметаны. Но только сначала пойдем причастимся.
И вот мы все причастились.
И говорим ей, пойдем купим тебе покушать — сметану и молоко.
«Как не стыдно! — закричала трехлетняя девочка. — Спаситель на кресте висит, а ты меня хочешь покормить скоромным!» С тех пор она уже никогда не нарушала пост.
Однажды в пост одна старушка дала ей конфетку.
Но девочка посмотрела на нее и говорит: «Как тебе не стыдно! Спаситель страдает, а ты не постишься».
Женщина эта потом призналась: «Тут меня как дубинкой ударили! Ведь я и правда не постилась…»
А девочка говорит ей: «Ведь ты умрешь скоро, а не постишься!»
Через полтора года эта старушка стала умирать. Позвала меня и сказала, что благодаря внучке моей она стала поститься, чище жить. Перед смертью она исповедовала свои грехи и причастилась.
С миром Господь взял ее душу. «Уста младенцев хвалу воздают!»
Пришло время прощаться. Старец поднялся из-за стола, благословил всех нас и сказал: «Желаю вам, чтобы пройти вам земную жизнь не для телесной, а для вечной блаженной жизни…
Кто служит безсмертному, вечному Богу, тот сам становится вечным.
А кто служит падшему мертвому диаволу — тот становится мертвецом».
Машина скрылась в ночи, увезя от нас старца. И уже кажутся почти нереальными и этот белый снег на черном фоне ночного неба, и величественный силуэт Казанского храма, и весь этот чудесный вечер, проведенный с отцом Иеронимом.
Вторая встреча
Я часто мысленно возвращался к той короткой декабрьской встрече. И все время думал о том, что надо отложить дела и отправиться в неблизкое паломничество в мордовский городок Темников — к схиигумену Иерониму. Но планам моим не было суждено сбыться. Старец Иероним вновь сам приехал в наши края, чтобы встретиться со своими духовными детьми.
И вот опять я еду в машине со священником Евгением Шестуном. Путь наш лежит в село Нероновку, где в хлебосольном доме протоиерея Иоанна Державина нас ждет отец Иероним. Там уже собрались послушать старца священники отец Димитрий из соседнего Сергиевска и отец Евгений из Малого Ишуткина, несколько паломников из Тольятти да молодой послушник из Санаксарского монастыря, сопровождающий старца.
И вот опять благословляет меня старец Иероним. Улыбается. Радуется нашей встрече. Смотрит из-под черного схимнического клобука мне в глаза своими чистыми лучащимися, по-детски счастливыми глазами. И мне вдруг становится неуютно под этим радостным взором. Ведь так не хочется выставлять напоказ греховность своего естества! А от ока старца не скроются никакие мои «червоточины»… Но знаю и другое: что бы ни прочитал он в тайниках моей души, он все равно будет любить меня — греховного и жалкого. Как любит и всех, собравшихся в этот день в гостеприимном доме. Любит всех нас — ровной монашеской любовью…
Я делаю усилие над собой и не прячу глаза. А вскоре вдруг замечаю, что мне не хочется отрывать взгляд от его вдохновенного лица, от его голубых радующихся глаз! И понимаю, что мне так будет не хватать потом именно этого лица, именно этого взгляда…
Даже не верится, что старец в этот раз пробудет до утра с нами. Целая ночь впереди! Сегодня у него было много дел: молился в нескольких самарских храмах, встретился с блаженной Марией Ивановной, отвечал на вопросы прихожан, узнавших его по фотографии, опубликованной в «Благовесте»…
А завтра будут новые встречи — в Ульяновске, Димитровграде. Будет поездка в Ташлу. Но это завтра. А сегодня, сейчас — мы вновь усаживаемся за большим столом, готовые слушать хоть до утра негромкую, берущую за душу речь старца…
Батюшка, помнится, вы в прошлый раз добрые времена предсказывали.Пока все слава Богу! Грех жаловаться.
А дальше? Что дальше нас ждет? — спросил один из нас.
Да, сейчас для Церкви благоприятные времена, — ответил старец. — Но нужно спешить. Нужно немедля строить храмы. Нужно скорее забирать из музеев церковное имущество, святыни. Куй железо, пока горячо! А потом уже поздно будет. Мы сейчас как перед потопом живем. Чего сейчас не сделаем, уже никогда не сделаем. Впереди нас ждут испытания…
А как быть с врагами Церкви? Ведь их вокруг все больше и больше.
Крестить их надо! — неожиданно отвечает отец Иероним. — Если сумеем такого человека окрестить, то он сразу помягчает сердцем. На глазах «сдуется» вся его злоба. Люди меняются с принятием святого Крещения. Сейчас такое время — перед ураганом затишье. Господь ждет от нас покаяния, ждет, что мы встанем на спасительный путь жизни. Господь дал нам время для покаяния, и мы должны это время прожить по-Божии. Никогда еще люди не подвергались таким тяжелым испытаниям и искушениям, как теперь. Но чем больше искушений, тем спасительнее наше время. Ни один человек сейчас не проходит по жизни без испытаний. Сейчас идет нагнетание прелестей дьявольских, много чародеев стало в миру. Это слуги диавола. С их помощью диавол сеет плевелы, чтобы антихристу прийти в мир. Но Господь удерживает его. Сейчас наступает последний срок для покаяния, последний шанс нам, чтобы мы покаялись и оставили греховный путь. Смотрите, какие сейчас встречаются грехи! Диавол расставил все сети. Жизнь сейчас подвергается полной компьютеризации, обработке телевидением. Каждый человек подвергается гипнотическому отравлению через блуд, вино, курение, наркотики… Но мы должны быть доблестными воинами Христовыми. Должны каждую минуту, каждый час следить за собой — какой мы путь прошли, какие перед нами поставлены преграды на пути ко спасению, какие мы грехи совершили…
И надо немедленно покаяться. Немедленно нужно исправиться, пока мы не погрязли полностью в грязи греховной. Нужно очиститься от греха и идти по Божиему пути. Господь безмерно любит нас. Без меры дает нам дары. Но как мало мы делаем для драгоценной своей души. Для пищи — как мы много готовим, для одежды — как много мы украшаемся. Как много сил и времени мы тратим на украшение своего жилища. А о душе своей — Невесте Христовой — как мы мало заботимся! Как мало мы ее украшаем! Мы так мало заботимся о ее чистоте, о ее красоте, о том, чтобы она чистой, а не в заплатах греха, пришла к своему Жениху…
Господь любит нас до ревности. Какие бы мы грехи не совершали, а Господь терпит нас. Как мы можем друг друга не терпеть, когда Господь терпит нас?! Мы стараемся спасать душу свою, а Он за нас отдал Свою душу, страдал за нас на Кресте. А разве мы с вами страдали? Разве шли на Крест, как Спаситель? Разве мы несли Крест, который нес Христос? Разве наш крест такой тяжести? Мы должны терпеть все искушения и испытания, как терпел Спаситель. И не только терпеть должны мы, а и с радостью переносить. Тогда мы достигнем спасения. Ведь мы все страдаем от духовных недугов. Кто-то тоской угнетается, кто-то унынием. А сколько безумства в себя принимает человек! Господь ждет, чтобы мы пришли к Нему, покаялись.
Впал в уныние — покайся! И избавишься от уныния.
Так и с другими недугами.
Самое главное — встать на путь спасения души своей.
Цари, священники, миряне — все нуждаются в покаянии.
Покаяние — дар Божий.
Покаяние — второе крещение, это путь ко спасению.
Даже для чародеев есть покаяние. Они уже в этой жизни живут, как в аду. Для них ад уже начался. Но и им можно покаяться, пока их полностью не поглотил диавол. Если они покаются от чистого сердца, то будут прощены.
Посмотрите, сколько сейчас людей лежит в психбольницах! Там люди, пришедшие в полное расстройство. А ведь это люди, нуждающиеся в духовной помощи…
Они могли исцелиться молитвой. Но они в свое время этим не воспользовались, а когда пришли в полное растление, полное опустошение, они уже не могут даже правильно говорить, у них отнялся разум, отнялось намерение идти по спасительному пути.
И потому помните: «Ищите прежде Царствия Небесного, а остальное все приложится вам». В этом спасение!
Вкусная пища — тоже дар Божий. В Самаре очень вкусный хлеб. Это для утешения братий. Думаю, это искусство хлебопечения — дар Божий, а не само по себе…
Бог дает нам утешение.
Все дает нам, чего у Него ни попросим. «Просите, и дастся вам, ищите и обрящете».
Однажды я сидел у себя в келии, был вечер.
А следующий день приходился на праздник — память святителя Тихона и апостола Иоанна Богослова.
И вот я думаю: «Боженька мой! Я вот хочу, чтобы мне рыбки поесть.
Иоанн Богослов был рыбак, и я люблю рыбку — пошли мне рыбку!»
И только успел я об этом подумать, как вдруг дверь в келию распахнулась и чья-то рука протягивает мне два больших леща! Я хотел было поблагодарить дарителя, выскочил за ним из келии, но никого уже не было…
Видно, кому-то Бог внушил дать мне рыбку. И сделать это именно в тот момент, когда я об этом попрошу.
Лещи были жирными, каждый по три килограмма.
Я позвал братию, и мы утешились.
Нам хватило одной рыбы, вторую мы уже не могли употребить. Отдали ее. Вот какая милость!
Я думаю, этих двух лещей мне прислали два великих угодника Божия — святитель Тихон и апостол Иоанн Богослов.
Пасха бывает один раз в год, а у меня каждый день бывает Пасха.
«Господи! — думаю я.
— Что это такое?
Наверное, я ненормальный?
Только младенцам все время прыгать хочется.
А я вот старик — и хочу прыгать. Хочу бегать, резвиться, радоваться. Отчего это?» Еще с детских лет ненормальным меня называли. Потому что еще в детстве, когда меня спрашивали, кем ты хочешь быть, я отвечал: «Попом буду!» Они смеялись надо мной, а я действительно попом стал. И в шесть лет, и в семь я говорил, что стану попом… Все братья мои, все дяди были грамотные. Были среди них и учителя. И они удивлялись, почему я не хочу учиться? А я стоял на своем: «Буду попом!» Дадут мне сумку с учебниками, а я зимой на этой сумке стану кататься с горки, книжки теряются, сумка рвется. Так катался. Господь меня сохранил…
Так вот и жизнь прошла, промелькнула. Шестьдесят пять лет прожил, а еще только начинаю жить, начинаю каяться — и все до сегодня каюсь. Хочу получить спасение. Прошли драгоценные дни жизни, а сейчас только думаю о своем спасении.
Сколько Господь даст времени жизни моей?
Сколько еще поживем мы?
А хочется увидеть второе Пришествие Христово.
Доживем или не доживем?
Кто знает?
Каждому человеку дана Богом мера спасения. Насколько мы будем смиряться, настолько будем приближаться к Богу. Вот почему смирением мы всегда, если пожелаем, сможем получить спасение.
Не жалей плоти — она есть лишь жилище наше.
А там, внутри, Невеста наша, которая будет встречаться с Женихом, с Богом.
Душа — Невеста Христова! Вот ее-то, Невесту, и нужно украшать цветами. Нужно сплести драгоценный венок. И нужно успеть сплести этот венок до кончины жизни нашей.
И если успеем, то Господь даст нам спасение. Только вот мы не всегда постоянны. А надо всегда быть постоянным.
Упал — вставай, беги.
Лежишь?
Все равно твори молитву!
Если не успеешь встать, как в борьбе бывает, когда судья досчитает до десяти, — значит, проиграл.
А если даже и положили тебя на лопатки, но ты сразу вскочил, то ты еще не побежден, бой продолжается!
Так и мы должны немедленно вскакивать, должны держаться до конца в неравном бою. Как доблестный воин должен бороться до последнего издыхания, так и мы должны побеждать врага-диавола, который, как лев, хочет похитить каждую душу.
Но мы — доблестные Христовы воины, мы с помощью Божией должны побеждать для спасения души.
В священники меня рукоположил в 1974 году Пензенский владыка Мелхиседек. Это случилось в день Благовещения. На Пасху я уже служил на своем приходе. В день моего рукоположения произошел такой случай.
Владыка послал телеграмму в другой город своим духовным чадам, чтобы они приехали в Пензу на мою хиротонию. А они в это время хотели ехать в Москву. Московский поезд обычно стоял на первом пути, вот они и пошли с билетами на этот поезд, стоящий на первом пути. Но в этот раз московский поезд встал на второй путь, а они сели в поезд, следующий в Пензу, думая, что он отвезет их в Москву.
Приехали они в Пензу — и только тут поняли, что ошиблись. Ну уж тогда решили повидать владыку и только потом ехать в Москву. Владыка встретил их в храме, удивился и говорит: «Как же вы могли так скоро приехать? Я дал вам телеграмму только два часа назад…
А вы уже здесь!» Они объяснили, что никакой телеграммы получить не успели, а приехали в Пензу по ошибке.
И — побывали на моем рукоположении!
Мой первый приход был в Спасске, я служил там в Покровском храме. Потом пять лет служил в Пензе в соборе. Потом служил в Колопино. Оттуда попал в Санаксарский монастырь, и пять лет назад меня поставили его духовником.
Люди часто приходят ко мне, утешения просят. Учу их правильно молиться, искать исцеления не тела, а души…
Мы — как работники последнего часа, которые были наняты самыми последними и трудились меньше всех. Не по трудам, а по милости Божией мы ожидаем себе награды.
…Всему в нашей жизни бывает конец. Пришел конец и этой удивительной ночи. За окнами темно, но это уже предрассветная темень. Звезды гаснут, на востоке заалела заря. Собаки перебрехиваются по-утреннему, в охотку. Глаза мои слипаются. Надо немного вздремнуть и ехать в Самару. Но так не хочется расставаться со старцем! Ведь кто знает, каким для нас станет грядущий день?
И будет ли впереди еще одна встреча?..
Антон Жоголев.
По материалам Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря
+ + +
Он ушел победителем — грозным для врагов Церкви воином Христовым!
Схимником — молитвенником за весь мир. Духовником ставшей во многом его трудами одной из самых известных в России обители. Монахом, перед которым отступали в страхе духи злобы поднебесной, ведь по его молитвам страждущие испытывали облегчение от одержимости силами тьмы. Его имя поминают с любовью тысячи православных, получивших духовную помощь от Санаксарского молитвенника. Он ушел известным на всю Россию старцем, ставшим для многих и многих верующих непререкаемым нравственным авторитетом. Он победил, и сейчас, верю, настало для него время наград, которых в его земной жизни было так немного…
Отец Иероним (Верендякин) был прост сердцем, кроток, сам вид его источал любовь. Посмотришь на такого человека — просто посмотришь! — и на душе становится светло. А уж кому довелось общаться с батюшкой, тот, конечно, знает, какой удивительный духовный аромат источал этот не слишком грамотный и вовсе не «книжный» священник. Но духовная мудрость его была сродни апостольской. Он еще при жизни достиг особого состояния Богообщения, которое во все времена являлось уделом лишь немногих великих подвижников, а в наши дни и вовсе стало неслыханной редкостью.
Вокруг отца Иеронима при жизни во множестве роились всевозможные слухи и мифы (это печальный удел почти всех настоящих подвижников). О нем говорили, что он был экзорцист и производил отчитки духовно болящих. Это не так. Он действительно знал законы духовной брани и, как аскет и молитвенник, к тому же защищенный великой схимой и священническим саном, был весьма грозен для нечистой силы. Но сокрушал он ее исключительно своей любовью к Богу и людям. Никаких отчиток он не производил, заклинательных молитв против нечистых духов не читал (видимо, по своему смирению — так как он не менее, чем кто-либо, имел на это право), а обращался напрямую к Богу, молитвенно испрашивая здравия для пришедших к нему за исцелением. И Бог слышал молитву Своего угодника! Вот почему бесы вопили и корчились на его молебнах, и многие одержимые получали исцеление. Исцелялись не только духовные раны, но и физические. И это было следствием подлинного молитвенного предстояния отца Иеронима пред Господом. Но его «лекарствами» были вовсе не отчитки, а молитва, пост, Таинства Покаяния и Евхаристии (болящим он советовал чаще причащаться).
ДУХОВНЫЕ СОВЕТЫ ОТЦА ИЕРОНИМА
С виду батюшка казался простачком: добрый такой, всегда улыбается. Но потом понимаешь, что это был очень строгий аскет-подвижник. Ел батюшка немного, учил, что воды надо поменьше пить. Надо себя не жалеть, а принуждать непрестанно молиться. Ночью, говорил он, обязательно надо молиться, хотя бы по одной главе Евангелия читать. «Встаньте, — говорил он, — сделайте поклон, почитайте Евангелие и ложитесь спать. Тем, кто молится с 3 до 4 часов — золотой венец, с 4 до 5 — серебряный, с 5 до 6 — бронзовый». Народ в толпе заулыбался, видимо, многие и в 7 часов молились…
Батюшка учил почитать Царственных Мучеников: «Кто их не признает — не спасется». Когда я побывала в Алапаевске, на месте убиения святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, а потом приехала к отцу Иерониму, он у меня попросил камушек с тех мест. Сказал, что там каждый камень кровью полит — Святая Земля! Батюшка сам туда ездил незадолго до смерти.
Про наше время говорил он так: «Сейчас корабль тонет, а вы в каютах хотите устроиться поудобнее…» Про браки говорил так, что венчаться надо только тогда, когда «плоть горит», про аборты — что это смертный грех. Батюшка говорил, что за один аборт нужно делать в день 50 поклонов, кушать один раз в день без растительного масла. Такую епитимию батюшка накладывал кому на год, кому на полтора. У кого много абортов, он говорил, что нужно делать 100-150 поклонов.
Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда», ехать нельзя «Молись, непрестанно молись», — советовал он. Еще говорил он про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: куда пришли, там и живите. Советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших».
«Делание добра-это выращивание венца, для царства Небесного. Делаем доброе дело–сажаем цветок для такого венца. Делаем зло срываем цветы с него. Какой венец получите, зависит от вашего труда – пышный или лысый».
(Схиигумен Иероним)