Некоторые исследователи по праву называют Куликовскую битву днем образования нашего государства. Именно здесь произошло объединение русских княжеств и других народов вокруг Москвы для защиты от общего врага не только на тот исторический момент, но и на будущее. Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы…, а вернулись единым русским народом!
Готовилась эта победа задолго до 1380 года. Несмотря на то, что в 1378 году в сражении на реке Вожа русскими уже была одержана ощутимая победа над ратью Бегича, в воздухе еще носился миф о непобедимости ордынских воинов. Кроме того, как отмечают многие историки, присутствовал передаваемый из поколения в поколения страх перед «татарином». И немудрено, того ужаса, который пришлось пережить нашим предкам при нашествии Батыя, Русь просто не знала. Дикие орды живущих почти звериными инстинктами варваров как саранча ворвалась в города и веси: грабили, жгли, забирали в плен… Надругавшись над русскими женщинами, татаро-монголы вспарывали им животы и отрезали груди. Приходилось читать, что после взятия Киева в 1240 году, оставшиеся в живых жители города и его окрестностей еще несколько лет хоронили трупы погибших соплеменников – таково было опустошение! Известно, как в среде пришельцев наводилась дисциплина: за проступок воина уничтожалась весь десяток, за вину десятка – вся сотня и т.д. Своих не жалели, что уж говорить о чужих. Русь на многие десятилетия просто оцепенела от ужаса – произошедшее и виденное не укладывалось в головах! Как такое, вообще, могло быть?!
Осуществляя задуманное, Мамай заключил договор с Литвой и прочими заговорщиками, среди которых был изменник — князь Рязанский Олег Иванович. Собрано было невероятно огромное войско. Помимо приспешников были наняты войска «братьев» по вере католиков-фрягов — генуэзских наемников из Кафы (Феодосии) и Сугдеи (Судака), черкасов, ясов и буртасов (обобщенное название поволжских народов). Вместо одной орды стало как будто девять.
Из брянских бояр…
Великий князь Дмитрий вместе со своим братом князем Владимиром Андреевичем и другими русскими князьями, по совету духовника, отправился за благословением к преподобному старцу Сергию Радонежскому. Помолившись за Божественной Литургиею, преподобный окропил священною водою его со всем христианским воинством, благословил великого князя святым крестом и произнес: «Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником». А тайно предсказал ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству…Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь».
Великий князь сказал ему при этом: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с ними вместе поборешься». К тому времени оба они уже были весьма немолоды, но оставались сильными, а главное зрелыми, умудренными духовно и весьма опытными в боевом искусстве воинами.
Об Александре Пересвете и Андрее Ослябе известно немногое. Происходили они из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете вполне определенно говорится в самом древнем литературном памятнике — «Задонщине», откуда узнаем, что он был «бряньский боярин». Ослябя упоминается только в «Сказании о Мамаевом побоище»: он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Существует предположение, что он также был родом из Брянска; в одном месте даже сказано об обоих: «брянские бояре». С детских лет оба проходили суровую школу воинов. Были известными витязями: «Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались». При этом оба были боголюбивы. Избрав к концу жизни иноческий путь, оказались под духовным окормлением преп. Серги, в обители Живоначальной Троицы. Существует предание, согласно которому Александр Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на реке Устье, — обители, основанной по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.
Именно Александру Пересвету и выпала честь начинать битву, сразившись с непобедимым Мурзой Челубеем. Многие, под влиянием известной картины художника Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», до сих пребывают в уверенности, что инок выехал на поединок, облеченным в кованные ратные латы. Однако, по повелению и благословению прп. Сергия, Пересвет был одет лишь в матерчатую одежду схимника с нашитыми на нее крестами и «голгофами».
И после этого началась настоящая рубка. По минимальным оценкам, количество схватившихся в смертельной битве было 60-70 тысяч с русской сторон и 80-90 тысяч – с ордынской. Большая Советская Энциклопедия приводит другие данные: по 150 тысяч с обеих сторон.
Сеча длилась около девяти часов. Всю кровавость и тяжесть этого боя можно представить себе только приняв во внимание, что велся он исключительно холодным оружием: мечами, боевыми топорами и ножами, булавами, алебардами…Вид разожженных черепов, выколотых глаз, отрубленных рук и ног, перерубленных пополам тел с внутренностями, вывалившимися на землю, ручьями льющейся крови – при моральных силах, чтобы выдержать все это, нужны еще силы физические (попробуйте ради опыта помахать небольшой гирькой, хотя бы минут двадцать – поймете, о чем речь). И так девять(!) часов подряд! Только так можно понять величие подвига наших предков…
К слову, много позже, в германском вермахте существовали даже специальные знаки отличия за участие именно в рукопашных схватках — вплоть до дистанции броска гранаты: настолько психологически тяжелыми считались подобные схватки.
…После боя отыскали тело схимонаха Александра Пересвета; недалеко от него лежал и знаменитый богатырь Григорий Капустина. Восемь дней «стояли на костях»; хоронили героев за Веру и Отечество живот (жизнь) свой положивших.
Срубили церковку Рождества Богородицы над братской могилой у р. Непрядвы. Тогда же отслужили поминальную Великую ПАНИХИДУ о всех убиенных. Именно с тех пор, из года в год, в Русской Православной Церкви, вот уже более шести столетий, служится родительская суббота – так и названная, Димитровская. И будет служиться «покуда стоит Россия».
Современные татары и Орда
Современных татар, из-за некорректности научных терминов, ошибочно ассоциирую с потомками татаро-монгол. Научные исследования показывают, что предками нынешнего татарского этноса были либо волжские булгары, либо половцы-кипчаки, либо смесь этих двух народов, наряду с другими, менее значимыми племенами, которые так же, если не в большей степени, пострадали от орд Чингис-хана. Академик Академии наук Республики Татарстан М.З. Закиев предлагает, например, отказаться от этнонима татары, восстановив этноним булгары. Действительно, достаточно сравнить лица современных татар и тех же монгол: первых подчас с трудом можно отличить от русских – вполне европейский тип. Более того, половецкий хан Котян, чья дочь была женой одного из русских князей и который первым осознал размер надвигающейся с Востока опасности, ездил по воевавшим между собой удельным русским князьям и предупреждал их об угрозе. Кое-кто осознал это, и в битве при Калке в 1223 г. русские впервые встретились с захватчиками, выступив именно в союзе с половецким войском. Половцы тогда не выдержали удара и побежали, смяв ряды русских. Монголы воспользовались этим и наголову разбили союзников. По рассказу летописца, монголы собрали самых знатных убитых и раненых врагов, положили сверху настил, устроили пир и плясали на телах побежденных.
Храм в старом Симонове
Еще в 1370 году преподобный Сергий Радонежский, один из главных духовных авторитетов Московской Руси, благословил своего племянника Феодора основать монастырь на реке Москве в месте, прозываемым Симоново. Сам Преподобный Сергий срубил первый храм на этом месте и освятил его пророчески, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И именно Феодору Симоновскому, племяннику самого прп. Сергия, надлежало стать в эти кризисные годы духовником великокняжеской четы: Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны.
После битвы по повелению великого князя и по благословению преподобного Сергия тела схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби были принесены в Старое Симонове и погребены возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, тут же упокоились до светлого Второго славного Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия…
Храм был посещаем после кончины великого князя Димитрия, его вдовой в монашестве Ефросинией. В 1509 году на месте деревянного храма строится каменный, который стоит и доныне. В ХVIII-ХIХ веке к четверику храма пристраивается трапезная часть и место погребения героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби оказывается в самом храме.
Могилы героев Куликовской битвы всегда почиталось гражданами России и особенно ее правителями. Существуют свидетельства посещения мест упокоения Пересвета и Осляби великим князем Иоанном III, царем Иоанном Грозным и Феодором Алексеевичем. Императрица Екатерина II, после коронации посетившая Старое Симоново, выделила значительные средства на надгробную сень для Куликовских героев – она, к слову сказать, великолепна!
Сохранился особенно подробный протокол, связанный с посещением храма императором Николаем II с супругой в сопровождении московского губернатора великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Феодоровны в 1900 году.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были провозглашены покровителями Военно-Морского флота России. Два крейсера России носили имена «Пересвет и «Ослябя», оба они участвовали во многих сражениях. Думается также, что, если при будущем Царе, обетованном через святых и старцев Помазаннике Божием, Господу будет угодно создать в России военно-монашеские монастыри (не ставропигиальные, которые подчиняются напрямую Патриарху, а некие «симфонические» (от богословского понятия «симфония» как органического единения на Руси Патриаршей и Царской власти), с подчинением непосредственно уже Царю) — то общими покровителями этого «симфонического» монашества наверняка станут именно преподобномученики Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Всем, кто хочет поклониться святым мощам Куликовским героям, преподобномученикам Александру Пересвету и Андрею Ослябе, сообщаем адрес знаменитого храма Рождества Пресвятой Богородицы, где они нашли упокоение и до которого добраться очень просто:
Москва, ул. Восточная, дом 6,
тел. храма: 8(495) 675-70-11 (канцелярия). Проезд: м. «Автозаводская», последний вагон из Центра, в переходе – налево, по лестнице вверх, пешком идти прямо до парка и снова повернуть налево.
Алексей Анатольевич Чеверда