В восточной части Кефаллоньи (Остров в Ионическом море), невдалеке от деревни Маркопуло, находится небольшая церквушка в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь вот уже на протяжении многих лет ежегодно в праздник Успения происходит нечто необычное. С Преображения внутри и снаружи храма появляются змеи. Местные жители называют их змеями Пресвятой Богородицы.
С каждым днем количество змей возрастает, и накануне Успения они заполняют всю округу. В эти дни жители Маркопуло ходят по оврагу, на склоне которого находится церковь, и собирают змей, чтобы принести их Пресвятой Богородице. Откуда змеи появляются и куда исчезают после праздника, никто не знает. Для всех это поныне остается великой тайной.
Во время всенощной змеи свободно ползают среди людей — по стасидиям, аналоям, никого не пугаясь. — Если змея залезет вам за пазуху, — предупреждают деревенские жители паломников или туристов, — вы не бойтесь! Благодатью Пресвятой Владычицы Богородицы змеи никакого вреда вам не причинят. Возьмите их в руки, и они, словно котята, будут лизать ваши пальцы.
Действительно, за службой происходят невероятные вещи: змеи, как браслеты, обвивают руки верующих людей, ползают по иконе Пресвятой Богородицы и Распятию, по приготовленным для литии хлебам. Змея может даже заползти на Евангелие, которое читают на Литургии. Змеи, как представители животного царства, празднуют вместе с христианами, напоминая им о райском саде, в котором первозданные люди жили с животными единой семьей. По окончании праздника уходят и змеи.
Немецкие ученые исследовали этих змей, но ни к какому из известных видов не смогли их отнести. Они серого цвета, тонкие. В длину они не превышают одного метра, кожа у них бархатная. На голове у них изображен крест, как и на кончике языка.
Если в какой-нибудь из годов змеи не появлялись, это всегда было плохим предзнаменованием. Так было в 1940 и 1953 годах, когда на острове произошли сильные землетрясения.
Олень Божией Матери
Среднегорский монастырь в годы турецкого ига был спрятан за высокой горой, в стороне от проходившей на Арту дороги (Арта — город на западе Греции.).
К нему вела крутая и опасная тропа, по которой могли передвигаться только козы и местные жители. В древности монастырь славился своим великолепием, но в годы рабства, как и все остальные монастыри, пребывал в бедности. Рождество Пресвятой Богородицы было престольным праздником обители. Это было самое яркое торжество во всей округе.
В этот день монахи закалывали упитанного тельца, затем варили его в огромных монастырских чанах, а после Литургии угощали мясом всех верующих. Однако в какой-то промежуток времени монахи перестали отмечать престольный праздник с прежними торжествами и не делали этого несколько лет. В монастыре не было даже кусочка мяса, чтобы угощать паломников…
В монастыре в то время жил один седобородый монах, возрастом около восьмидесяти лет. Он вместе со всеми скорбел о тяжелом положении, в котором находилась обитель.
«Пресвятая Богородице, соверши чудо! — молился он денно нощно к Небесной Царице. — Соверши чудо, дабы люди увидели, что Ты не покидаешь нас, и не потеряли веры в Тебя».
Был канун праздника Успения Пресвятой Богородицы. Старый монах находился в своей келии, когда внезапно увидел видение.
Его келия наполнилась ярким светом, и не успел он прийти в себя, как увидел перед собой Богородицу. Она смотрела на него строго, но с любовью. Ее взгляд выражал печаль и одновременно покой. Она сказала: «Передай игумену и братии, чтобы в этом году Мой праздник праздновали торжественно, так как для людей нет большей потери, чем утрата веры. Пусть на Мой праздник соберутся жители всех деревень, и Я буду с ними». Сказав это, Она исчезла.
На праздник Успения из близлежащей деревни пришло множество паломников. Видение монаха передавалось из уст в уста, и вскоре о нем уже знали все деревни в округе. Святость жизни престарелого монаха была лучшим доказательством его подлинности. Даже епископ ставил этого монаха в пример для подражания.
… И вот, накануне престольного праздника монастырский двор начал заполняться народом. Большими группами приходили паломники из разных деревень, собрались все местные священнослужители, и началось торжественное богослужение.
Море народа разлилось по склону горы, поскольку маленький монастырский храм был не в состоянии вместить всех. Внезапно с покрытого лесом пригорка раздался шум, и перед удивленными людьми появился… олень, который, совершенно не пугаясь народа, быстрым шагом направился к монастырю. Люди были настолько удивлены, что никто даже не подумал что-либо предпринять.
Олень же, словно его вела невидимая рука, прошел между людьми и исчез в монастырских воротах. Здесь он подошел прямо к кухне и остановился.
Повар растерялся. Первым делом он дал оленю воды, и животное с жадностью напилось прохладной воды. Утолив жажду, оно легло в углу и вытянуло шею, подставляя ее под нож.
— Это дар Богородицы, — сказали старые монахи.
Обо всем сразу же был извещен игумен. Он сказал, что оленя нужно зарезать и раздать мясо людям, как благословение Пресвятой Богородицы.
Так и сделали. В тот год все паломники получили в качестве праздничного угощения оленье мясо. Весть о чуде, словно молния, облетела близлежащие села.
С тех пор ежегодно 8 сентября к монастырским воротам приходил олень, хотя никто не видел, чтобы вблизи монастыря водились олени. Олень пил воду, отдыхал, а затем ложился на бок и протягивал шею под нож.
С тех пор прошло много лет. Турки были изгнаны. Умерли также монахи, бывшие свидетелями чуда. На их место пришли другие, однако чудо не прекращалось.
Но как-то раз случилось так, что праздник уже близился к концу, а олень все не появлялся…Однако когда уже запели Херувимскую, внезапно появился олень. Монах, ожидавший с ножом в руках, облегченно вздохнул. Олень же, словно растерявшись, испуганно посмотрел налево, направо и направился к монастырю. К монастырским воротам он подошел весь взмыленный. Монахи схватили его и сразу же зарезали, чтобы успеть приготовить его к обеду.
— Олень больше не придет! — сказал один столетний старец. — Мы повели себя жестокосердно — не дали ему ни попить, ни отдохнуть, а сразу же отправили под нож. Это грех!
На слова старца никто тогда не обратил внимания. Однако ни на следующий год, ни потом олень больше не появлялся…
+ + +
В восточной части Кефалонии (Остров в Ионическом море), невдалеке от деревни Маркопуло, находится небольшая церквушка в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь вот уже на протяжении многих лет ежегодно в праздник Успения происходит нечто необычное. С Преображения внутри и снаружи храма появляются змеи. Местные жители называют их змеями Пресвятой Богородицы
Раньше, в прежние годы с каждым днем количество змей возрастало, и накануне Успения они заполняли всю округу. В эти дни жители Маркопуло ходят по оврагу, на склоне которого находится церковь, и собирают змей, чтобы принести их Пресвятой Богородице. Откуда змеи появляются и куда исчезают после праздника, никто не знает. Для всех это поныне остается великой тайной.
К сожалению, с каждым годом количество этих змей уменьшается. Раньше было 30-40. В наши годы 3-4; хорошо, если будет – 7 змеек! Этот год особый: 14 змей Богородицы приползли в храм, такого количества здесь давно не помнят.
Успение Богородицы здесь называют второй Пасхой. Август – месяц Богородицы. Жители деревни Маркуполо, которых здесь не больше 30, с самого утра помогают в храме. В очереди паломники со всего света, желающие посмотреть на чудо едва умещаются на небольшой площади у церкви.
Во время всенощной змеи свободно ползают среди людей — по стасидиям, аналоям, никого не пугаясь. — Если змея залезет вам за пазуху, — предупреждают деревенские жители паломников или туристов, — вы не бойтесь! Благодатью Пресвятой Владычицы Богородицы змеи никакого вреда вам не причинят. Возьмите их в руки, и они, словно котята, будут лизать ваши пальцы.
Действительно, за службой происходят невероятные вещи: змеи, как браслеты, обвивают руки верующих людей, ползают по иконе Пресвятой Богородицы и Распятию, по приготовленным для литии хлебам. Змея может даже заползти на Евангелие, которое читают на Литургии. Змеи, как представители животного царства, празднуют вместе с христианами, напоминая им о райском саде, в котором первозданные люди жили с животными единой семьей. По окончании праздника уходят и змеи.
Немецкие ученые исследовали этих змей, но ни к какому из известных видов не смогли их отнести. Они серого цвета, тонкие. В длину они не превышают одного метра, кожа у них бархатная. На голове у них изображен крест, как и на кончике языка.
Если в какой-нибудь из годов змеи не появлялись, это всегда было плохим предзнаменованием. Так было в 1940, когда Греция в ступила в войну, 1953 годах, когда на острове произошло сильные землетрясения, и 1974, когда турки захватили северную часть Кипра.
Ежегодно накануне Успения Божией Матери на острове происходит небольшое землетрясение (3-4 балла), а в самый день праздника идет дождь, который в это время года здесь большая редкость. Но это еще не главное чудо, а его предвестие. В день Благовещения Пресвятой Богородицы кефалоняне приносят в храм белые лилии, подобные той, с которой явился к Ней Архангел Гавриил. Эти цветы вкладываются в киот иконы Божией Матери «Панагия-Крини», где и остаются без воды вплоть до праздника Успения Богородицы. И вот тут происходит диво дивное: на сухих, растрескавшихся от жары стеблях лилий распускаются нежно-белые цветы — и это через пять месяцев после того, как они были срезаны! В праздник Успения Божией Матери после Литургии в церкви служится молебен, цветы освящаются и раздаются верующим, пришедшим в этот день в храм. Эти сухие стебли лилий подобны нашим душам, иссохшим от безверия и сомнения. Белоснежный цветок как бы напоминает нам, что для Бога нет ничего невозможного и что наша душа, погрязшая в грехах, тоже может расцвести и озариться благодатью Божией.
Следует учесть, что лилии являются библейскими цветами. В Евангелии от Матфея об этом свидетельствует Сам Господь: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6, 29).
В одном из монастырей на этом острове, хранится правая стопа святого апостола Андрея Первозванного.
Паломники так же посещают монастырь святого преподобного Герасима Кефалонийского, который подвизался на острове в XVI веке. Этот святой является небесным покровителем не только самого острова Кефалония, но и всех Ионических островов. Почитание святого Герасима можно сравнить с почитанием святого Серафима Саровского как в России, так и в Греции.
Кефалония — самый большой остров Ионического моря, имеет площадь 737 кв.км., находится между островами Закинтос и Лефкада. Кефалония является первым пунктом по пути следования в Италию, и, соответственно, всегда заинтересовывала тех путешественников, которые хотят проследить путь легендарного Одиссея, а также просто познакомиться с красотами Эгейского моря. Остров будто поднимается из моря, постепенно появляясь на горизонте. Сначала путешественник видит горную цепь Aenos, окруженную черными соснами, а потом появляется и сам остров — бесконечные заливы и роскошные пляжи, окруженные темно-синими водами Эгейского моря. Это – остров, полный тайн, контрастов и сюрпризов, происходящих из его геологической структуры и своеобразной натуры его жителей. Жители Кефалонии много путешествуют, это – сильные, активные и практичные люди, сочетающие в себе мягкость и грубость, любезность и дерзкий юмор, это очень гостеприимные люди, тот, кто однажды завоевал их расположение, всегда будет чувствовать себя здесь, как дома.
Аргостили – столица острова – современный город с богатым культурным наследием. Среди наиболее значительных геологических феноменов является пещера Мелиссани – подземное озеро с дикими голубями, вылетающими оттуда, как только солнечные лучи проникнут внутрь сквозь широкие отверстия. Другой достопримечательностью является пещера Дрогарати с красными сталагмитами и сталактитами. Странное зрелище можно увидеть в Аргостили – это пещера Агии Теодори, где огромные количества морской воды выходят на землю и исчезают в земных расщелинах для того, чтобы снова появиться, пройдя под землей 17 км., в Сами в озере Мелиссани. На севере острова, в Палики, находится еще один интересный феномен – Кунопетра – ритмично качающаяся скала…
Цветы и фруктовые деревья покрывают остров, наполняя его исключительными ароматами. Здесь живет множество птиц: утки, цапли и лебеди, которые обычно гнездятся в заливе Ливади в Ликсури и в лагуне Кутавас в Аргостили. На южном побережье острова откладывает яйца знаменитая черепаха Каретта-Каретта, а в северных скалах обитают средиземноморские тюлени.
История
На Кефалонии, также как и на Итаке, Закинтосе и Лефкаде наблюдался расцвет в Микенский период, когда жители этих островов активно путешествовали. В классическую эру Кефалония была разделена на 4 административных округа (сегодня это Крани, Сами, Пали и Прони) по имени четырех сыновей героя Кефалоса, имя которого и стал носить остров. Во время Дорийского периода войны продолжались, в результате чего на острове было возведено множество фортификационных укреплений. В византийский период на обитателей острова были наложены непомерные налоги, и в то-же время остров постоянно подвергался нападениям со стороны пиратов. Во время нормандского завоевания Кефалония была назначена административным центром. После французской и венецианской оккупации остров был захвачен турками, что привело к ужасным разрушениям. Венецианское владычество охарактеризовалось возникновением классовых различий, что стало важной вехой в истории острова, начиная с 1500 г. Начиная с того времени и до 1797 года, Кефалония стала важной стратегической точкой для венецианского флота. В 1757 году столица была перенесена в город Аргостили. С тех пор остров перешел к французам, которых встретили здесь, как освободителей. Несмотря на волнения и завоевание острова, Кефалония стала быстро развиваться в экономическом и интеллектуальном плане. Спустя какое-то время Кефалония отошла к туркам. С 1809 года установилось владычество британцев. Знаменитый каменный мост Drapanos, соединяющий Аргостили с противоположным берегом, был построен в 1813 году. В 1815 году был подписан договор, по которому остров переходил под британскую защиту. Кефалония, наряду с некоторыми другими ионическими островами была присоединена к Греции в 1864 году. С течением времени, после многочисленных завоеваний, Ионические острова накопили огромное историческое наследие, после чего многие историки стали называть их «Цивилизацией Семи Островов». Этот факт наложил отпечаток и на характеры людей, живущих на этих островах.
Кефалония — это остров св. апостола Павла! В 59 г. римский корабль перевозил св. апостола Павла из Кесарии в Рим на суд, по пути их настигла буря недалеко от Мальты, где св. апостол пробыл три месяца. В этом моменте следует задержатся и обратить наше внимание.
На о. Кефалония существуют два храма, с византийского периода, в честь св. апостола Павла! (по греческой традиции храмы и монастыри имеют несколько названий 1 — официальное — каноническое, 2 — народное в честь какого-то исторического события, также народное название имеет тенденцию изменяться со временем) несмотря на свою много вековую историю храмы ни разу не меняли своего первоначального названия, и еще на территории западной Греции это единственные древние храмы в честь св. апостола Павла. Само расположение храмов на острове уже говорит о многом! Один храм находится в Пессаде место где был центр проповеди апостола, второй храм находится на месте где в древности был порт, из которого корабли отправлялись в современную Италию.
Синод Элладской церкви в 2000 г. официально причислил церковь Кефалоньи к ряду церквей основанных св. апостолом Павлом.
На Кефалонии Благодать Божия и благочестие с апостольских времен никогда не прекращалась : тому пример множество храмов и святых обителей, в которых происходят чудеса и необъяснимые явления для сегодняшней науки!
Монастырь Успения Пресвятой Богородицы,или Фидетисы
На востоке Кефалонии есть небольшой женский монастырь, его появление связанно с чудом обретения иконы Пресвятой Богородицы. Как-то жители ближайшей деревни увидели, что горит лес в непосредственной близости от них. Когда встревоженные жители пришли бороться с пожаром, они увидели только одно сгоревшее дерево. А под ним была иконы Пресвятой Богородицы абсолютно нетронутая огнем. С великим благоговением они перенесли святой образ к себе в деревенский храм, но наследующее утро иконы в нем не было. Ее нашли опять на том же месте, под сгоревшим деревом, спустя некоторое время там был построен храм, а возле него стали появляться кельи, и так образовался женский монастырь!
Много чудес произошло от святого образа, но самое впечатляющее каждого и верующего и не верующего, это чудо связанное со змеями! Насельницы монастыря видя приближающуюся опасность в лице пиратов, которые хотели ограбить и надругаться над беззащитными монахинями, тогда сестры св. обители в молитвенном прошении обратились к своей Заступнице Пресвятой Богородицы, пираты подойдя к монастырю наткнулись на грозных защитников монастыря — это были змеи! До сегодняшнего дня каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы в монастыре появляются змеи. Никто ни знает, где они прячутся круглый год, откуда выползают и куда деваются потом, они заползают всюду и даже на пришедших паломников. Как говорят местные жители, это змеи Пресвятой Богородицы, и если они заползут на вас, не бойтесь! Их можно брать в руки, и они, как котята, будут лизать вам руки! Так каждый год Пресвятой Богородицы прославляет Свою обитель и смиренных насельниц!
Монастырь Пресвятой Богородицы Коронату или Дакригусас
В конце 15 века благородных кровей Леон Поликалас переехал из Пелопоннеса область Корони, на Кефалонию. Привез с собой икону Пресвятой Богородицы, которую с почестями оставили в храме для всеобщего поклонения там она и была, пока сильное землетрясение не разрушило храм. Спустя век, пастух из ближайшего поселения чудесным образом обрел св. икону висящей на дереве в ослепительном сиянии!
Несколько раз образ Пресвятой Богородицы исчезал из его дома и оказывался на месте обретения, после этого пастуху пришлось рассказать односельчанам о случившемся, и спустя некоторое время на этом месте опять был построен храм!
Постепенно со временем возле храма стали появляться монашеские кельи, благодаря трудам и заботам насельниц обитель превратилась в оазис душевный и духовный!
Обитель празднует трижды:
15 августа — Успение Пресвятой Богородицы,
23 Января — Пресвятой Богородицы Коронату или Дакригусас, спасение обители от землетрясения в 1967 г.
2 июля — Влахернской иконы Пресвятой Богородицы (икона Богородицы Ризы Иссаия) В монастыре сохраняется Афонский устав.
Святая обитель Кипуреон
Место, на котором стоит сегодняшняя обитель всегда было свято, здесь подвизались монахи отшельники. Если вы направите сюда свои стопы, то поймете почему!
Природа это места сама заставляет задуматься о вечности. Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1759 г., во времена своего расцвета братия составляла 80 человек. История обители 20 века, к сожалению, очень трагична, так по ошибке в 1915 г. монастырь был обстрелян французским крейсером; были нанесены огромное разрушение. Землетрясение 1953 г. разрушило практически полностью все строения. Но несмотря на это, в 1964 г. восстанавливается храм, и в 90-х годах отстраиваются корпуса.
В святой обители хранятся великие православные святыни, главы основателей монастыря св. Хрисанфа, св. Константина и св. Ефросина, чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы, возле которой каждый просящий получает Благословение Богородицы, частица Креста Господня — которая была подарена монастырю Владимиром Долгоруковым в 1862 г. В стеклянном сосуде хранится миро с мощей св. Димитрия Солунского, чудотворная икона св. Параскевы и частицы святых угодников Божиих!
Святая обитель Пресвятой Богородицы Сиссион
Монастырь был основан в 13 веке Франциском из Ассизии. Изначально монастырь подчинялся латинской епископии острова Кефалонии. В период средневековья в монастыре появляются и православные монахи, в последующих веках монастырь становится полностью православным. В обители хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Сиссион 15 века. Алтарные иконы храма представляют собой большое культурное наследие края.
Храм Ведение во храм Пресвятой Богородицы
Позолоченный купол является ни одной достопримечательностью, здесь хранится гроб и частица мощей св. мученика патриарха Константинопольского Григория 5, который был повешен турками 10 апреля 1821 г. на самый великий праздник Пасхи, на вратах храма, до сегодняшнего дня которые остаются закрыты в память о св. патриархе. Тихий и уютный храм располагает пришедшего к молитвенному созерцанию.
Храм св. Параскевы, Подворье Монастыря Пресвятой Богородицы Коронату или Дакригусас
При храме есть кельи для монахинь монастыря. Здесь хранятся чудотворная икона св. Параскевы, огромное собрание частиц мощей, также мощи новоявленного святого Панага 1801 — 1888 г.г. Монахиня Агафия очень много потрудилась, собирая все, что касалось святого, и когда было заседание по вопросу прославление во святые, то материалы, собранные монахиней Агафией, очень ускорили этот процесс.
Монастырь — Святый Герасимос
С первых веков христианства возле горы Омалон в прекрасной долине существовал монастырь с именем Святой Иерусалим. В период средневековья он прекратил свое существование, что явилось этому причиной нам неизвестно.
Но Господь не оставляет тех мест, где Ему служили праведники, так в 1560 г. сюда пришел монах Герасимос. Он происходил из благородной византийской семьи, которая имела родственные отношения с семьей Палеологов.
В 1579 г. отошел ко Господу святой Герасимос, а в 1622 патриарший синод прославил его в лике святых.
В монастырском храме хранятся мощи святого, у которых происходят частые чудеса.
Из монастыря есть вход в пещеру, где подвизался св. Герасимос. Туда может войти каждый, но вход очень узкий, надо, в прямом смысле, проползти через него. Именно здесь происходит чудо: любой кто — хочет, может поместится в проходе, и еще никто не запачкался от земли и пыли у входа в пещерку.