Корректная и благожелательная, но вместе с тем жёсткая отповедь Предстоятеля РПЦ современным болгарским политикам — это утверждение, как исторической правды, так и фундамента общего будущего всего православного славянства.
Республика Болгария. София. Резиденция президента Румена Радева. 4 марта 2018 года. Благожелательные улыбки, слова о вековых культурных и духовных связях и важности визита Предстоятеля Русской Церкви в Церковь Болгарскую, приуроченного к дням празднования 140-летия освобождения Болгарии. И вдруг Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произносит слова в не свойственном ему стиле. Эмоциональную речь, исполненную горечи и праведного негодования:
«Болгарию освободила Россия — не Польша, не Литва, не другие страны, а Россия. И хочу откровенно сказать, что для меня трудно было слышать ссылки на участие иных стран в освобождении Болгарии. Ни польский сейм, ни литовский сейм не принимали решения о начале войны с османской Турцией. Мы — за историческую правду, её мы завоевали своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, по которым сегодня эту правду следует замалчивать или ложно интерпретировать».
Но что же побудило нашего Предстоятеля дать отповедь болгарским правящим политикам в лице главы этой республики? Политикам, чьё поколение не несёт прямой ответственности за евроатлантический выбор, навязанный болгарскому народу без каких-либо референдумов и плебисцитов, но делающим всё, чтобы их брюссельские и заокеанские кураторы не усомнились в верноподданнических чувствах политической элиты Болгарии. Для этого стоит напомнить события дня предыдущего.
Субботний день, 3 марта, стал подлинным свидетельством торжества Русского и Болгарского Православия. Долгие часы, проведённые Святейшими Патриархами Кириллом и Неофитом на легендарном горном Шипкинском перевале, победа при котором стала для Русской императорской армии и Болгарского ополчения ключевым событием в освободительной для Болгарии русско-турецкой войне 1877-1878 годов, символически продемонстрировали наше единство. Единство, особенно проявившееся в совместных молитвах о многих тысячах русских воинов и болгарских ополченцев, плечом к плечу освобождавших Болгарию от многовекового османского рабства и проливших кровь за эту православную славянскую землю.
В тот день, по завершении благодарственного молебна в Шипкинском храме Рождества Христова, возведённом в память о наших общих героях, Святейший Патриарх Болгарский Неофит произнёс речь, которая не оставила и доли сомнения в том, благодаря кому его страна возродилась как свободное государство:
«Это храм, который воздвигнут у подножия исторической вершины Шипки, и в основании которого лежат останки сотен и тысяч русских и болгарских воинов, отдавших свои жизни за нашу свободу. Они будут вечно напоминать будущим поколениям об удивительном подвиге братской России и той жертвенной любви, которую засвидетельствовали её сыны, освобождая православный наш народ от векового иноверного ига».
Фото: www.foto.patriarchia.ru
Эти слова наглядно подтвердили десятки тысяч современных болгар, собравшихся в тот же день на самой вершине Шипки у памятника Свободы и места захоронения участников героической обороны этой земли. Десятки, сотни болгарских и русских знамён развевались в руках наших православных болгарских братьев, и это торжество православного славянского духа словно подчёркивало: никакого антирусского евроатлантического пути у Болгарии не было и нет, это лишь временное историческое недоразумение, которое скоро останется лишь кратким параграфом в учебниках истории наших братских стран. И даже болгарский президент в те торжественные минуты произнёс слова, выбивающиеся из навязанной Западом парадигмы:
«Под снегом в земле на вершине святого Николая, Околчице, Орлином гнезде и других окопных редутах покоятся останки погибших воинов, и 140 лет спустя трудно определить, какие из них болгарские, а какие русские. На этих костях, на русской и болгарской боевой славе построен фундамент болгарской свободы. Сегодня мы собрались на этой вершине, чтобы поклониться героям болгарской свободы и отдать дань уважения нашему общему прошлому…»
Евроатлантическая болезнь болгарской элиты
Общее прошлое. Общие герои. Одна вера. Один церковнославянский язык, на котором наши народы обращаются к Богу. Что может быть важнее? И что способно поколебать это единство, спаянное как железом и кровью, так и, что самое главное, Любовью во Христе? Но прошли считанные часы после этой демонстрации православного славянского единения, как на торжественной воинской церемонии в Софии прозвучали слова о вкладе в освобождение Болгарии не единой Русской императорской армии, а таких стран, как… Польша, Литва и Финляндия.
«Постойте! — скажет любой, кто знает историю хотя бы на уровне хорошиста средней школы. — Какие Польша, Литва и Финляндия в 1877-1878 годах?» И будет прав. Разумеется, такие же мысли возникли и у Патриарха Кирилла. Мог ли Предстоятель Русской Церкви дипломатично промолчать? Конечно. Ведь «Церковь вне политики». Но не вне исторической правды. Можно только предполагать, о чём думал Святейший владыка в последующие часы, но все мы знаем, что он сказал на следующий день президенту Радеву:
«Я очень прошу Вас сделать всё для того, чтобы память о героической роли Русской Церкви, Болгарской Церкви и русского народа сохранялась в болгарском обществе вне зависимости от политической конъюнктуры…»
Дискуссии не получилось, глава Болгарии явно был в замешательстве, он смог произнести лишь нечто невыразительное: «Но русская армия была многонациональной, и мы чтим память каждой нации». По свидетельствам участников приёма, Румен Радев был явно не рад сложившейся ситуации и хотел как-то загладить расшаркивания перед странами-членами НАТО и идейно близкой к ним Финляндии: «Мы уважаем свою историю. В ней написано, что это была русско-турецкая освободительная война, а не польско-турецкая или какая-либо другая».
Историческая правда как лекарство
Фото: www.foto.patriarchia.ru
Но не будем столь жестокосердны к современным болгарским политикам. Ведь их становление пришлось на время, когда ельцинский режим отвернулся от вчерашних союзников, по сути, предав их. А сегодня они вынуждены лавировать между нашим общим прошлым, памятью наших героических предков и утилитарно-прагматической реальностью, теми же еврогрантами, которые получают за пребывание Болгарии в НАТО. Способны ли мы, Россия, сегодня предложить братьям-славянам альтернативу? В свете постоянно меняющейся ситуации и волевой позиции главы Государства Российского хочется верить, что да.
Без малого полтора столетия назад Фёдор Достоевский в своём «Дневнике писателя» с болью предрекал:
«Не будет у России и никогда ещё не было таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными!.. Особенно приятно будет для освобождённых славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации…»
Увы, в этих словах оказалось немало правды. Но глядя на то, как сегодня, несмотря на многолетнее навязывание подобной антирусской историософии, простые болгары стремятся сохранить наше единство, понимаешь, что не всё потеряно. Главное — чаще обращаться к урокам истории, таким, какой преподал болгарской элите Святейший Патриарх Кирилл. Уверен, его слова не будут забыты. А верить в это позволяет и то, что в той же Болгарии в последние годы значительно усиливает свои позиции национальное движение «Русофилы», глава которого Николай Малинов в своём недавнем интервью нашему каналу сказал:
«Если вы, Россия, находитесь в тылу, то мы, болгары, сербы и греки, — на фронтовой линии той атаки, которая идёт на православную цивилизацию с Запада. Мы очень надеемся, что вы — наш тыл, ну а то, что Болгария сейчас находится в НАТО, — это не наша вина, это наша беда. Надеюсь, что временная».
Дай-то Бог.
Михаил Тюренков