Письмо в Редакцию: «Хорошо жить хорошо? Отношение к богатству у людей бывает двух типов: ветхозаветное и новозаветное» — размышления читателя нашего сайта, православного человека!

images (48)

«Хорошо жить! А хорошо жить — ещё лучше!»

Так никто и не спорит! Всё, что делается людьми в их повседневной жизни, ведь и направлено именно на это.

Люди получают образование, повышают квалификацию, пытаются расти по службе, пишут и рассылают резюме, сочиняют бестселлеры, сходятся и расходятся по расчёту, поступают на содержание к богатым «папикам», мошенничают, обсчитывают, обвешивают и обманывают, «подсиживают» коллег, планируют и осуществляют «подставы» на дорогах, грабят банки и взламывают чужие компьютеры как раз для того, чтобы не просто жить, а хорошо жить…

Но, при всеобщем желании жить лучше, чем получается, само отношение к богатству у людей бывает двух типов: ветхозаветное и новозаветное.

Ветхозаветное понимание богатства и личного успеха основывается на убеждении, что Бог лично по Своему усмотрению распределяет жизненные блага среди людей. Захочет, — даст кому-то. Передумает, — отнимет. Ещё раз передумает, — и вернёт всё, да ещё и в большем размере, как это произошло, например, со святым праведным Иовом Многострадальным (Библия, Книга Иова).

Ешё Моисей перед входом в землю обетованную сразу предупредил своих единоплеменников о том, что жизненное благополучие будет следствием их благочестия, а отступление от Бога приведёт к бедствиям (Втор.28).

Не случайно, поэтому, Ветхий Завет, описывая своих героев, непременно приводит подробную калькуляцию всего их имущества – овец, тельцов, рабов, жён и детей, золота и серебра. Вплоть до того, что указывает количество белых и чёрных животных. Для ветхозаветного человека эти сведения чрезвычайно важны, потому что на их основе определяется ценность отдельных людей перед Богом, а значит, и степень уважения от людей. Богат и благополучен, — стало быть, праведен, а, значит, и Богом любим, и людьми уважаем! Где-то «прокололся», — незамедлительно следует полная конфискация Богом всего движимого и недвижимого имущества вплоть до лишения жизни близких людей, а, соответственно, и потеря уважения окружающих. Бедность и несчастия человека, таким образом, — это следствие его неугодности Богу. Сам виноват! Бог почему-то никак не хочет давать ему счастья!

213426.x

Евангельский богач, у ворот которого валялся в струпьях и болячках несчастный Лазарь (Лк.16), может, и не был жадным и бессердечным по своей натуре человеком, но он просто не имел ветхозаветного морального права милосердствовать Лазарю. Чужая душа — потёмки, но не для Бога, и если уж Он решил почему-то не давать Лазарю хорошей жизни, то разве вправе кто-то из людей этому как-то противодействовать! Решения Бога, что ли, корректировать будем!

Так и сегодня современные российские олигархи тоже не торопятся никому помогать просто потому, что являются, в большинстве своём, — по крови и менталитету, — наследниками ветхозаветных представлений.

Ясно, что мир Ветхого Завета, помешанный на имуществе, никак не мог принять за долгожданного Мессию человека, не имевшего в личном пользовании не только ни одной овцы, а, вообще ничего!

Как уважать человека, если он гол, как сокол! Что, вообще, он может сказать, если его, судя по всему, и Бог не любит, и люди презирают! Вот он, — «иудеям соблазн»!

Православный люд тоже, бывает, иногда богатеет, но, при этом, вместо гордости за себя, всегда чувствует некое трудновыразимое душевное неудобство, кожей ощущаемое несоответствие первоначальной идее о человеке.

Кто там, в Ветхом Завете, такой непостоянный, капризный, ревнивый и переменчивый даёт, — отнимает, — и снова возвращает людям имущество в зависимости от их поведения, — это ещё надо хорошенько подумать, но вот Христос, Истинный Бог наш, предельно ясно сказал раз и навсегда: «Не собирайте себе сокровищ на земле…» (Мф.6:19).

Если Католичество и Протестантизм придерживаются ветхозаветного понимания богатства в жизни человека, то Православие ориентировано на новозаветное, которое рассматривает богатство как большое доверие, но при этом и искушение, с которым далеко не каждый человек может справиться.

udobnee-verblyudu-projti-skvoz-igolnye-ushi-nezheli-bogatomu-vojti-v-czarstvo-bozhie

Придя на землю, Господь наш Иисус Христос избрал Своими учениками исключительно небогатых людей. Видимо, Он учёл, что «сытое брюхо к ученью глухо». В том числе, и к Его учению. Лишь однажды Он ненавязчиво пригласил следовать за Собой некоего состоятельного юношу (Лк.18). Результат был ожидаем: юноша отошёл опечаленный, «потому что был очень богат» (Лк.18:23). «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Лк.18:24-25 ), — подвёл итог Господь.

В Царство Божие проходят тесными вратами и узким путём (Мф.7:13-14), и толстый бумажник, туго набитый деньгами, очень затрудняет шествие по этому узкому пути.

Но, при этом, надо всё-таки понимать, что «хорошая жизнь» — это вовсе не приговор в ад. Это — призыв остановиться и немного задуматься.

Известен пример из XIX века. В храме очень печалилась и плакала перед иконами хорошо одетая молодая дама явно благородного сословия. Когда её спросили, что же такое страшное случилось с ней, она отвечала: «Я счастлива в браке, наше семейство богато, муж легко продвигается по службе, дети здоровы. У нас нет никаких искушений. Видимо, Бог оставил нас!»

Логика этой дамы проста и очень православна. Известно же: «Сделал доброе дело — готовься к искушениям!» Нет искушений, — значит, и добрых дел нет! А раз нет добрых дел, — то, значит, и вера твоя мертва (Иак.2:26). А без живой веры ведь и спасение невозможно. Есть чему опечалиться!

Но вообще, надо сказать, что как только даже у глубоко православного человека финансовые дела начинают идти в гору, он инстинктивно начинает искать лазейки в Православии, потому что хочет, чтобы у него и в этой жизни всё было, и чтобы и в будущей жизни ему за это ничего не было…

Не случайно, поэтому, в конце XV века именно в двух богатейших городах православной Руси, — ганзейском торговом Новгороде Великом и столичной Москве, — возникла ересь, вошедшая в историю как «ересь жидовствующих». Небедные горожане с готовностью откликнулись на уговоры заезжего иудея Схарии (Захарии) совместить для своего же личного удобства и душевного спокойствия новозаветные понятия с ветхозаветными.

big_587398

Эта ересь в России была жестоко подавлена. В Европе же она вскоре восторжествовала в виде Реформации. М.Лютеру, У.Цвингли и другим «молодым реформаторам» удалось легализовать её на государственном уровне. Протестантизм ведь иначе и называют Иудео-Христианством. Ни тебе Литургии, ни апостольского преемства, ни священства, ни монашества, ни постов, ни даже личных грехов! Только церковный налог не забывай платить. Почти всё, как у ветхозаветных фарисеев. Зато и земная жизнь налажена и беспроблемна, как у фарисеев…

Западные христиане ещё тысячу лет назад начали оглядываться и ориентироваться на иудаизм. Католические священники даже кипу себе на голову водрузили. Накопившиеся особенности привели к разрыву с восточными христианами в 1054 году. И это был не просто мирный развод, вызванный неким взаимным недопониманием. Всё было гораздо серьёзнее! Восточная церковь, оценив глубину падения западной, ни много ни мало, попросту предала её анафеме, которая не снята до сих пор!

А уж протестанты пошли ещё дальше католиков…

И к католикам, и к протестантам Православная церковь в своё время прямо применила термин: «сатанино воинство».

В России «ересь жидовствующих» тоже тогда не насовсем умерла, а просто притворилась. Когда же «Союз нерушимый республик свободных» начал агонизировать, она незаметно для всех ожила и начала исподтишка действовать.

Так, тогдашний популярный протоиерей Александр Мень попытался представить Новый Завет младшим братом и логическим продолжением Ветхого.

Много чего набогословствовал батюшка. В том числе, предсказуемо заявил, что Иисус — это вовсе даже и не Сын Божий, а простой сын еврейского народа, обычный религиозный новатор и диссидент, творивший чудеса вовсе не силой Своего Божества, а за счёт неординарных парапсихологических способностей. И Христианство, таким образом, — это не самостоятельная мировая религия, а всего лишь иудейская секта. Некоторые, не самые умные русские люди, к сожалению, поверили протоиерею и захотели вернуться к древним языческим богам…

Зато западные «партнёры» были очень рады стараниям А.Меня.

Но, на свою беду, отец Александр затеял свою сомнительную миссию не абы где, а именно в самом сердце тысячелетней православной России, в «русском Ватикане», — Загорске (ныне Сергиев Посад), совсем рядом с Лаврой…

Доселе не установленные следствием лица положили этому конец…

Ересь опять была жестоко подавлена. Пастырь был поражён и рассеялись овцы стада (Мк.14:27)…

Отца Александра по-человечески, конечно, очень жаль, но почитать его мучеником за Христа его, всё-таки не стоит, несмотря даже на прозрачные намёки единокровных ему некоторых иерархов церкви…

Не надо думать, что с гибелью протоиерея А.Меня ересь прекратила своё существование. Дело её, хотя у нас пока что и не побеждает, но живёт. И не просто живёт, а хорошо живёт!

Всякий человек, завидующий роскоши католических храмов, или свободе нравов и уровню жизни протестантов, или мечтающий вернуться к древнеславянским языческим богам, или симпатизирующий идеям экуменизма, автоматически оказывается мобилизованным в «сатанино воинство», даже подчас и не подозревая об этом!

Так всё-таки, хорошо жить хорошо или лучше уж и не начинать?

Хорошо жить хорошо, если знаешь, как распорядиться богатством и понимаешь, для чего оно дано именно тебе.

Если можешь направить его на пользу не только себе, но и людям.

Если в Бога богатеешь, а не в свои похоти.

Если помнишь слова, сказанные евангельскому богачу, но адресованные-то именно тебе: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:20-21).

Богатство — это не награда за хорошее поведение, как предполагает Ветхий Завет, а акт высокого Божьего доверия. Бог даёт богатство, надеясь, что человек сумеет правильно распорядиться им. Но высокое доверие предполагает и высокую ответственность. Богатство обязывает.

Так что, хорошо жить, — действительно, очень хорошо, но при этом и очень ответственно, потому что «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48). Не каждый человек может сделать всё правильно…

Но дай Бог нам оправдать доверие, если оно оказано, и не смущаться, если это трудное дело нам не поручено! Богу ведь виднее, что каждому из нас полезнее и как нас спасать…

Андрей Большаков