Министр обороны России Сергей Шойгу заявил о создании сплошного радиолокационного поля вокруг России впервые в истории нашей страны. Это заявление было сделано еще 22 декабря на итоговой коллегии оборонного ведомства.
В прошлом году успешно прошли государственные испытания 3 новых радиолокационных станции высокой заводской готовности «Воронеж»: в Орске, Барнауле и Енисейске. С применением технологий высокой заводской готовности доработаны 3 действующие радиолокационные станции в Барановичах, Мурманске и Печоре.
«Всё это позволило впервые в истории новой России создать по периметру нашей границы сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении на всех стратегических воздушно-космических направлениях и по всем типам траекторий полёта баллистических ракет», – сказал Шойгу.
Помимо этого, в Вооружённых Силах сформировано 38 воинских частей и подразделений беспилотной авиации.
Всего на вооружении находится более 600 комплексов с 2000 беспилотных летательных аппаратов. Для сравнения: в 2011 году в Вооружённых Силах было только 180 устаревших беспилотных систем.
Кроме того, Шойгу добавил, из-за активности НАТО наши военные вынуждены были увеличить патрулирование территории.
Сплошное радиолокационное поле над территорией страны необходимо для организации и ведения разведки за действиями средств воздушно-космического нападения противника (СВН) в мирное время, вскрытия момента начала удара СВН противника при начале войны и обеспечения информацией управления и целеуказания огневых средств противовоздушной обороны (ПВО) при ведении боевых действий по отражению удара СВН противника. Организация такого информационного поля требует создания плотной сети радиолокационных подразделений, пунктов наведения истребительной авиации и аэродромов. Вот именно этого поля у нас до настоящего времени и не было.
Как ни странно, уничтожено оно было не в 91-м, во времена безумных сокращений, а в 1998-м, когда было принято решение сократить отдаленные подразделения радиотехнических войск (РТВ) и истребительной авиации противовоздушной обороны (ИА), не имеющие возможности железнодорожного снабжения. Эти подразделения обеспечивали нижнюю границу радиолокационного поля (и потребные коэффициенты перекрытия) на более чем 50% территории страны. СССР имело поле по западной границе с нижней границей 500-1000 м. на ракетоопасных направлениях от 100 м., над всей территорией страны 500-2000 м., в отдельных труднодоступных районах до 3 000 м. Потом этого поля не стало, а то что было — это не поле, а решето. Сплошного радиолокационного поля (РЛП) во многих районах не было даже для высот 10 000 м.
Стратегическую авиацию США с севера мы могли увидеть только по обнаружению крылатых ракет у объектов удара, сами носители в радиолокационном поле не фиксировались, т. к. этого самого поля на маршрутах их полета просто не было (маршруты через Северный полюс, рубежи пусков крылатых ракет по целям промышленной зоны Урала — Новая Земля, Таймыр).
Начаты и работы по восстановлению аэродромной сети. Подлетное время от рубежа пуска крылатой ракеты до зоны Среднего Урала (при условии обнаружения носителей в районе Новой Земли) – 1,5 – 2 часа. Однако «собрать» уже выпущенные технически не возможно (старичок В-52 это 20 АLKM, B-2 это 16 AGM-158), необходимо сбить носитель до момента пуска КР (в этом случае время сокращается до 10 мин., то есть нужны аэродромы на Новой Земле, Амдерме, Комсомольском и постоянно дежурящие в зонах барражирования истребители ПВО).
С заступлением на боевое дежурство всех станций Россия завершила формирование единой интегрированной системы предупреждения о ракетном нападении на основе РЛС нового поколения «Воронеж». Кольцо замкнулось и теперь под оперативный контроль фактически поставлено воздушное и космическое пространство по всему периметру российских границ на глубину до 11 тысяч км.