20 декабря минувшего года Сретенскую духовную семинарию и Сретенский монастырь с группой студентов Духовного училища посетил старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Целью посещения было знакомство с процессом обучения и его методикой в этой духовной школе РПЦ МП (входит в пятерку самых престижных).
Сопровождал гостей насельник обители иеромонах Силуан и преподаватель церковной истории профессор А.К. Светозарский.
Детально были осмотрены оба монастырских собора – в честь Сретения Владимирской иконы Богородицы и в честь Воскресения Христова и Новомучеников. Во Владимирском соборе (70-е годы 17 века) особое внимание привлекли настенные фрески и икона Преображения (15 век). В новом соборе – роспись в каноническом стиле и прекрасный баптистерий в нижнем храме. Около года Владимирским собором владели обновленцы. Когда в 1923 году его вернули православным, собор был освящен великим чином. Настоятелем обители был ближайший сподвижник патриарха Тихона архиепископ Илларион (Троицкий). В 1999 г. он был причислен к лику святых, мощи его почивают в новом соборе. В декабре 1925 года в монастыре принял иноческий постриг будущий патриарх Пимен. После закрытия обители в ней находилось общежитие офицеров НКВД. На территории проходили расстрелы. В 1991 году Патриархии был передан Владимирский собор.
Первые три года после передачи собора в нем проводило службы братство о. Георгия Кочеткова. С 1994 года действует монастырь (в настоящее время в нем проживает более 40 насельников). Читается Неусыпаемая Псалтырь (в чтении принимают участие и студенты семинарии). Периодически проходят ночные службы. Действует Центр по изучению Туринской плащаницы. Весьма известен сайт Православие.ру. Восстановлены пять деревенских храмов. В Рязанской области функционирует колхоз «Воскресение», получивший не так давно премию имени Столыпина, как лучшее сельхозпредприятие в России.
В монастырской трапезной состоялась беседа с ректором семинарии, наместником монастыря епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым).
Интересно, что среди преподавателей семинарии – известный представитель федосеевского согласия М.О. Шахов – он проводит здесь занятия по юридическим вопросам. После того как состоялся обмен подарками, епископ Тихон особо отметил церковный календарь РПСЦ, содержащий ценные богослужебные указания. Состоялся разговор по широкому спектру вопросов. Отмечу сначала те моменты, которые касаются старообрядчества.
О Патриархе Никоне. Сначала владыка под влиянием известного церковного историка протоиерея Льва Лебедева испытывал определенный пиетет перед его личностью, хотел даже сделать постановку о нем. По мере же изучения реформы, проведенной им, убедился в ее насильственном характере, поспешности и недоброкачественности (в качестве примеров были приведены тексты Херувимской песни и покаянной молитвы прп. Ефрема Сирина).
«Все разумные православные христиане в Московском Патриархате абсолютно с Вами согласны – убеждать их не надо. В дореформенных текстах более ясный смысл. Раскол был трагедией» — отметил владыка Тихон. Прозвучали слова о безусловном значении погружательного способа крещения. Запомнились еще следующие моменты из рассказа владыки: «Необходимость строительства собора была вызвана ростом количества прихожан – до 40 % их уже не вмещалось внутри собора и люди были вынуждены стоять на улице. Причащали из девяти Чаш. Хотелось построить светлый храм в знак победы Христа». В новом соборе причащали до 2-х тысяч человек. Предусмотрено все, чтобы в особых случаях проводить службы на монастырском дворе. При этом в качестве алтаря будет использоваться притвор.
«До 60 % наших прихожан – мужчины, очень много молодежи. Вначале мы были вынуждены совершать крещения через обливание, затем стали отправлять людей на Пюхтицкое подворье, где появился баптистерий».
«Лучше иметь одного восприемника при крещении, как предписано канонами. Бывает, что кум и кума захотят впоследствии вступить в брак — возникает острая коллизия. Крестим мы протестантов и тех, о ком неизвестно, крещены ли они. Что касается крещеных обливанием – я считаю, что в этом вопросе механика не первостепенна. Если всех перекрещивать, то поднимется огромная волна, ведь до 80 % членов РПЦ, начиная с архиереев и духовенства, крещены обливанием. Как мне рассказывал о. Иоанн Крестьянкин, после войны было до двухсот крещений в день – священники не выходили из храма до глубокой ночи».
Рассказал владыка о княгине Анне Ярославне (11 век), которая была чуть ли не единственным грамотным человеком в Париже, регулярно молящейся. Французские короли присягали на Евангелии, принадлежащем княгине Анне. Это Евангелие они называли « Ангельской книгой», т.к. не было понятно, на каком языке она написана. Думали, что на ангельском и что никто не сможет ее прочитать. Когда же Петр 1 побывал в Париже и ему об этом сказали, то он сразу стал читать Евангелие, сказав при этом: «Это наше славянское Евангелие». Копию этого Евангелия В.В. Путин подарил президенту Франции Макрону, когда приезжал в Париж в связи с юбилеем установления дипломатических отношений между нашими странами. При этом Владимир Владимирович бегло прочитал несколько Евангельских строк.
По поводу книги «Не святые святые» (тираж 3 млн. экземпляров, доход 12 млн. долларов): «Я изготовитель «костылей» для тех, кто нуждается в особом подходе, кому необходимо помочь отнестись к нам с доверием».
Удивила благоустроенность библиотеки, учебных классов и жилых помещений семинарии. Каждый из классов оформлен особо — есть классы «писателей», «Святой Земли» и т.д.
«Мы стремились к тому, чтобы студенты жили и трудились в красивом художественном пространстве». « Каждая парта стоит около 20 тыс. рублей. За все время не было ни одного акта вандализма, ни одной царапины».
О строительстве нового собора: «Я лично, как прораб, все курировал. Если бы этого не было, расходы могли бы быть в 3,5 раза больше».
Об о. Андрее Кураеве: «От его разоблачительных статей много соблазна: он многих приводит к Богу своими лекциями, но многих и уводит такими статьями».
Гости были под большим впечатлением от увиденного и услышанного, благодарили за теплый прием.
Игумен Кирилл (Сахаров),
настоятель храма свт. Николы на Берсеневке