Стремишься придти пораньше, занять место поближе к президиуму (все равно с верхних рядов настойчиво пригласят спуститься). Непременно справа – отсюда поближе к трапезной, где в перерыве участников собрания ждет чай с пирожками. Зал храма Христа Спасителя плотно заполнен духовенством. Широкий диапазон ликов собравшихся: высоких сухощавых и небольших полноватых, маститых старцев и совсем юных, недавно рукоположенных, с внушительными гривами волос, похожих на львов и рафинированных интеллигентов с короткой стрижкой и небольшим пятнышком щетины на подбородках. Поблескивают не только цепочки от крестов, но и ордена и медали – их велено одеть по такому случаю. У некоторых на груди целый « иконостас». В первом ряду белеют «кувшинки» митрополичьих клобуков. В разных местах раздаются громкие восклицания приветствий, щелкают вспышки фотоаппаратов.
В прошлые годы старался показаться на глаза начальству, в нынешнем сижу тюфяком – стал труден на подъем. Раньше бывало , что появление Патриарха предварялось записью колокольного звона или голосом, похожим на левитановский, чеканилось: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Сейчас Предстоятель вошел как-то по будничному. Как человек творческий, он никогда не действует по шаблону, нащупывает новые формы коммуникаций с залом. Не было длинных монотонных речей из одних уст по всем аспектам церковной жизни. Патриарх ограничился кратким выступлением, сказав о главном, и затем предоставил слово нескольким священнослужителям, доложившим о состоянии дел на своих участках. Патриаршее выступление было разумно дополнено полным текстом в виде брошюры (они были розданы каждому участнику собрания). Что касается традиционно приводимой статистики – дай Бог запомнить, не упустить, основные параметры – сколько, например, храмов в Москве? Начнешь вспоминать основную цифру – наплывают и другие параметры – часовни, монастырские храмы, ставропигиальные, строящиеся и уже освященные и начинаешь плавать — то ли их 400, то ли 800. Четко зафиксировал главное – храмов в Москве 500 (это в 10 раз больше, чем было в канун перестройки). Надо еще не забыть, что архиереев в Москве 26, а монастырей 9. И всего храмов в РПЦ МП около 37 тысяч, а монастырей под тысячу.
Помянули усопших, пропев им «Вечную память». За прошедший год ушли «в путь всея земли» два знаменитых старца — Кирилл и Наум. Неожиданным для меня было то, что умер протоиерей Геннадий Нефедов – преподаватель Литургики в Московских духовных школах и восстановитель Богоявленского монастыря. И особенно смерть архимандрита Дионисия (Шишигина) — совсем недавно, еще не прошло 40 дней. Батюшка был одним из ближайших помощников трех последних патриархов, первым настоятелем церкви Покрова в Рубцово, на базе которой был создан Патриарший Центр древнерусской богослужебной традиции.
Два главных события за истекший год: в начале его – столетие явления Державной иконы Богородицы, а в конце – столетие восстановления патриаршества. На праздник Введения в храме Христа Спасителя служили почти все Предстоятели Поместных Православных Церквей – было ли еще когда-нибудь подобное торжество в Москве?! Из поездок Патриарха запомнилось: внутри – в Курганскую область на малую родину архимандрита Антонина (Капустина), во вне – в Румынию (смотрел по каналу «Союз»). Программа «200 храмов» приближается к преполовению. Отметил грамотность языка большинства докладчиков. Иногда вслушивался в «музыку» их речей в ущерб содержанию (вспомнил, как поет певица Ваенга: «и не важно что ты сказал, а как»). Патриарх признался, что иногда слушая по каналу «Союз» некоторых проповедников ему бывает трудно оторваться – заслушаешься. Очень мило и по- человечески близко нам рядовым труженикам духовного фронта. Еще сказал важные слова: «Если проповедь не трогает слушающих , значит она не трогает и самого проповедника, значит он не пережил то, о чем говорил». Да, это аксиома, что все необходимо делать с душой, что важно участие сердца. Вот только что приехал на такси, у водителя было включено радио «Дача», запомнилось : «Шелковое сердце не болит, шелковое сердце любить не может». Сам недавно, щелкая каналы, вдруг замер слушая ответы на вопросы о духовничестве о. Андрея Овчинникова.
«Необходимо кратко разъяснять по ходу молитвенных последований их смысл и значение». Согласен только отчасти – лучше это делать перед значительной частью какого-нибудь последования, а не по ходу. Если речь идет, например, о Таинстве Крещения, то перед чином оглашения, перед собственно крещением, начинающимся с великого освящения воды и перед миропомазанием. Отрадно, что заработали пастырские конференции по актуальным вопросам, например, о семейной жизни священнослужителей. Важны и планируемые встречи матушек. Курсы по подготовке консультантов для приходящих в храмы (у нас после каждой службы проводятся экскурсии, после которых ее участников приглашают на чай).
Иеромонах Онисим рассказал о взаимодействии со средними школами столицы – их здесь около 800, половина из них выбрала модуль православной культуры. Перед своим выступлением о. Онисим раздал сидящим в президиуме митрополитам буклеты и пригласил смотря в них реагировать на видеоряд. Я подумал: «Неужто батюшка решил устроить викторину архиереям Божиим?»
О социальной проблематике. К сожалению, на сегодняшний день только менее чем в половине лечебных учреждений Москвы есть храмы или часовни. Очень важным было решение подстраховаться от неожиданностей через внесение в договоры между больницами и храмами гарантий того , что при смене руководства в первых не возникнет угрозы закрытия или существенных ограничений для вторых. И правильно, чтобы эти договоры в идеале заключались бы на более высоком уровне.
В одном из выступлений прозвучало предложение, чтобы в отправлении Богослужений приходские храмы ориентировались на практику Покровского храма Московских Духовных школ – а ведь там службы существенно сокращаются со ссылкой на занятость студентов учебой… Нерешенных проблем еще немало – как внешних , так и внутренних. По первой категории например, о статусе парковок около храмов – не логично ли их считать парковками у социального объекта с соответствующими льготами? Не следует ли их сделать бесплатными в воскресные и праздничные дни и в кануны их?
По внутренним проблемам – не пора ли издать авторизированный устав о поклонах, о внешнем поведении в храме? Вывесить материал в каждом храме, по максимуму везде опубликовать, в идеале раздать каждому верующему. В духовных школах проводить экзамены по этой теме. Пока у нас кто во что горазд. В качестве примера прозвучало: диаконы после возгласа «Святая святым» кланяются народу – получается, что в этот важный момент они акцентируют внимание на себе, а не на происходящем в алтаре.
О. Георгий Бреев поднял вопрос о кремации, приведя жуткие подробности процесса , очевидцем которого он был. После его рассказа отталкивающее чувство от этого явления стало еще больше. Важным был пассаж Патриарха в отношении церковных финансов. Смысл: слухи и предположения об их фантастической величине сильно преувеличены. Более того: возросли расходы на духовные школы, на финансирование строительства новых храмов, сравнительно с 90-ми годами резко сократился объем пожертвований от благодетелей.
В целом впечатление от собрания было благоприятным. Патриарх в тонусе, он собран, динамичен, целеустремлен. Речь энергичная, дикция отличная, залом вполне владеет. Я иногда мямлю – рядом стоящий не слышит. Диктую чуть ли не на ухо – масса искажений. В детстве родители называли меня «мямликом» («шустриком» был младший брат), хотя наши берсеневские грузинки не раз говорили: «Батюшка , темперамент у Вас, особенно когда Вы взрываетесь, вполне грузинский». Поистине Патриарх виртуоз в организаторском плане. Это и не удивительно – ведь за свою жизнь он провел многие сотни разных собраний. Многих участников называл по имени и фамилии. Удивительно. Я, например, иногда, очень устав, смотрю «сквозь» сотрудника обратившегося ко мне с вопросом. И не слыша его, задумчиво спрашиваю: «Кто Вы? Что Вам нужно? И как Вы вообще здесь оказались?» После каждого выступления была возможность задать вопросы, выйдя к микрофону. Поступали и записки – на большую их часть (анонимные не приветствовались) был дан ответ. В частности, была опровергнута информация о том, что якобы в Скорбященском, что на Ордынке храме во время пения Символа веры слово «Соборную» заменяют на «Вселенскую» (Церковь). Я послал три записки – зачитана была только одна. Две другие, по причине их анонимности и плохого почерка, не прозвучали (как я не пыжился, выводя буквы, все равно получилось коряво).
В заключении хотел бы высказать три пожелания: 1. Чтобы на общецерковном уровне был поднят вопрос о непомерных тарифах на ЖКХ для храмов. 2. Чтобы участникам собраний каждый год показывали по видеофильму по актуальным церковным проблемам, например, на тему необходимости совершать крещение через полное погружение или о снятии клятв на старые обряды (ничто не сравнитьсяс визуальным воздействием). 3. Чтобы на подобных собраниях могли бы присутствовать со статусом наблюдателей представители от старообрядцев.
Игумен Кирилл (Сахаров),
настоятель храма свт. Николы на Берсеневке