Биологическое оружие против россиян может быть применено как государственными, так и негосударственными субъектами и быть замаскировано под естественные вспышки инфекционных заболеваний, среди людей, животных или растений. Такое заявление сегодня сделал замглавы МИД РФ Сергей Рябков, выступая на международной конференции по биологической безопасности.
По словам дипломата, на данный момент не существует объективных данных о соблюдении положений конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Поэтому необходимо иметь в готовности силы и средства быстрого реагирования, способные оперативно разобраться с ситуацией на месте и предпринять безотлагательные меры по купированию эпидемии, отметил Рябков.
Разработкой биологического оружия уже достаточно давно занимаются ряд стран, и уровень развития этих технологий находится на таком же высоком уровне, как и ядерные разработки. Поэтому возможность применения биологического оружия всегда существовала, пояснил газете «Колокол России» руководитель отдела интерферонов и лаборатории интерфероногенеза НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Феликс Ершов. «На практике биологическое оружие (БАК) уже неоднократно применялось против конкретных людей. Так ранее некоторые американские и европейские чиновники получали конверты с белым порошком, где на самом деле были споры сибирской язвы, однако, несмотря на панику среди американских граждан, тогда это не рассматривалось серьезно, как целенаправленная акция по массовому заражению населения. Однако даже без применения биологического оружия, вирусы сами по себе имеют свойство возвращаться и саморегулироваться. Так вирус Эбола был открыт еще 30 лет назад, а эпидемия случилась только два года назад, также и с другим вирусом – Зика», — пояснил эксперт.
Ранее Владимир Путин заявил, что кто-то с неизвестными целями собирает биоматериал россиян по всей стране, причем по разным этносам и людям. Это заявление вызвало бурную реакцию в обществе, после чего последовали самые различные мнения и комментарии по поводу угрозы нацбезопасности страны. В свою очередь, американская сторона прокомментировала эту информацию, заявив, что выбор россиян для сбора биоматериала для нужд США не был преднамеренным, работы связаны с изучением опорно-двигательного аппарата. Однако ряд российских экспертов сильно усомнились в безобидности таких заявлений, считая, что теоретически сбор биоматериала может быть использован для умышленного нанесения вреда, но при этом они разошлись в оценке перспектив таких атак. Так, по мнению бывшего главного санитарного врача страны Геннадия Онищенко, а ныне депутата Госдумы, расшифровка генома дает возможности преднамеренного нанесения вреда, в том числе и с военными целями.
Другие эксперты хотя и соглашаются с мнением Онищенко, однако говорят, что вряд ли кто-то в мире на практике занимается разработкой биологического оружия, используя геномные данные. Его идея подразумевает, что в геномах всех потенциальных жертв есть общие участки, на которые оно и будет нацелено. «Нельзя отрицать, что биологическое оружие рассматривается как один из способов уничтожения определенной группы людей. При этом это оружие с «позитивной точки зрения имеет массу преимуществ» над другими видами оружия. При его применении уничтожается исключительно только живая сила, а все остальное, в том числе и материальные ценности, остаются невредимыми.
При этом биологическое оружие не используется в широком понимании этого слова, как, к примеру, оружие массового поражения или иной вид вооружения против людей. Возможно, бактериологическое оружие ежегодно проявляется в виде вспышек новых вирусов или ранее уже появившихся. Сегодняшняя наука зашла настолько далеко, что практически в лаборатории можно вывести любой вирус со стопроцентной летальностью», — уверен Ершов.
В июле стало известно, что ВВС США планирует закупить образцы РНК — живых тканей россиян европеоидной расы. Однако сбор биологических материалов российских граждан — не первая попытка со стороны иностранных ведомств, и это может грозить созданием запрограммированного биологического оружия нового поколения, уверен военный эксперт Игорь Никулин. По его мнению, образцы РНК могут использоваться для разработки вирусов. «Разрабатываются новые виды биологического оружия. Ни для чего другого это в военном ведомстве не может служить. Скорее всего, это могут быть боевые вирусы», — сказал он.
По мнению вирусолога Феликса Ершова, тему биологического оружия сегодня политики ангажируют и используют по аналогии с ядерной программой Северной Кореи, при этом все прекрасно понимают, что применение ядерного оружия будет нести катастрофические последствия для всего человечества. «Таким образом, страхи применения оружия массового поражения были и всегда останутся, также никуда не денутся и запугивания людей биологическим оружием, потому что это самая понятная страшилка для большинства. Сегодня вся имеющаяся масса вирусов в несколько раз превосходит все живое на планете. Таким образом, человечество постоянно имеет БАК в виде потенциальной опасности, способное уничтожить все человечество, при этом все вирусы крайне трудно регулируются и в большинстве случаев ученые пока не знают, как предупредить их распространение», — резюмировал эксперт.
Сейчас ряд стран увеличивают финансирование микробиологических программ двойного назначения, проведение сомнительных экспериментов с возбудителями смертельно опасных заболеваний, особенно аэрозольными экспериментами, наращиванием военной медико-биологической активности за пределами национальной территории и другими факторами риска, сообщил замглавы МИД РФ Сергей Рябков. По мнению дипломата, чтобы предотвратить выход ситуации из-под контроля, необходимо принять Конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия, где были бы прописаны все юридически нормы.
Анатолий Молчанов