Мы предлагаем вашему вниманию материал о двух святителях — Иннокентии Иркутском и Иннокентии Камчатском, чья жизнь на земле разделена примерно веком. Но как похожи они в величии своих миссионерских дел! Известный старец о. Николай (Гурьянов), например, был настолько проникнут уважением к последнему, что кланялся в ножки его потомку — так же епископу Иннокентию (Вениаминову) — и целовал их только потому, что в нем текла кровь его великого деда-святителя!
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия. В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. 14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам.
Святитель Иннокентий Иркутский, Дни памяти: 9 февраля, 10 июня (Сибир.), 10 октября (Волын.), 26 ноября
Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.
Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы — монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство — подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.
Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.
В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, — говорил святитель, — должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, — засуха прекратилась.
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.
Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.
В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение».
https://days.pravoslavie.ru/Life/life3229.htm
Свт. Иннокентий (Вениаминов), епископ Камчатский.
(Вениаминов Иван Евсеевич; 26.08.1797, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ.- 31.03.1879, Москва), свт. (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня — в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых), митр. Московский и Коломенский, миссионер. Родился в семье пономаря церкви с. Анга Евсевия Попова. В 6-летнем возрасте лишился отца и был отдан на воспитание дяде, диак. Димитрию Попову. В 1806 г. переехал в Иркутск и через год поступил в семинарию, где учился до 1818 г. и был одним из лучших учеников. В 1814 г. ректор архим. Павел (Некрасов) присвоил юноше новую фамилию — Вениаминов в память о недавно скончавшемся Иркутском еп. Вениамине (Багрянском). В 1817 г. Иван женился на дочери священника Е. И. Шариной. В семье было 7 детей, один из которых стал впоследствие протоиереем (см. Г. И. Вениаминов). 13 мая 1817 г. рукоположен во диакона для служения в Благовещенской ц. Иркутска, 18 мая 1821 г.- во иерея к той же церкви. В 1818 г. назначен учителем 1-го класса церковноприходской школы, снискал расположение прихожан.
В 1823 г. Иркутский еп. Михаил (Бурдуков) получил предписание от Святейшего Синода отправить на Алеутские острова, входившие в состав владений России, миссионера для христианского просвещения местных жителей. Никто из местного духовенства не хотел ехать, предложение принял лишь свящ. Иоанн. 7 мая 1823 г. он вместе с семьей выехал из Иркутска. Путь пролегал по р. Лене, затем от Качуги до Якутска, на лошадях до Охотска, далее по Охотскому морю и Тихому океану до о-ва Баранова (Ситка). 29 июля 1824 г. свящ. Иоанн прибыл на о-в Уналашка. К моменту его приезда многие алеуты были крещены, но не имели наставника. Вениаминов возвел на о-ве Уналашка деревянную церковь в честь Вознесения Господня, соорудил престол, иконостас, который покрыл позолотой. Ему помогали алеуты, обученные им плотничеству, столярному и кузнечному делу, каменной кладке. 29 июня 1826 г. освятил церковь и совершил в ней 1-ю литургию. Насадил на безлесном острове рощу (сохр., охраняется местными властями). В 1826-1833 гг. инспектировал свой приход (острова Уналашка, Прибылова и Лисьи), проводил пастырские беседы, крещения. В 1829 г. совершил 2 плавания на Аляску в сел. Нушагак, где проповедовал среди лисьевских алеутов. Для местных жителей свящ. Иоанн открыл воскресные и церковноприходские школы, больницы, богадельни, сиротский дом, помогал строить удобные деревянные жилища.
Он отмечал в алеутском народе некоторые качества, создававшие благодатную почву для усвоения христ. учения. В результате распространения Православия исчезали такие обычаи, как убийство престарелых родителей, алеуты отказывались от многоженства и беспорядочных половых связей, старались жить по новым нравственным правилам. Одним из слагаемых успеха проповеди пастыря было то, что он избегал насилия в вопросах веры: терпеливо ждал, когда местные жители добровольно изъявят желание креститься, не поощрял крещеных подарками. Свящ. Иоанн считал важным сохранять национальную самобытность народов, не подчинять миссионерскую проповедь задаче русификации: «…надобно стараться вывесть дикаря из его грязной жизни; но, очищая нечистоту с его тела, надобно быть осторожным, чтобы не содрать с него и природной его кожи и тем не изуродовать его. Надобно выводить дикарей из мрака невежества на свет познаний, но осторожно, чтобы не ослепить их…» (Творения. 1888. Т. 3. С. 485).
Свящ. Иоанн освоил алеутский язык, создал алеутский алфавит на кириллической основе, сформулировал основы грамматики. При помощи алеута И. Панькова перевел на алеутский язык «Начатки христианского учения, или Краткую священную историю, и Краткий катехизис» свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского (книга изд. в С.-Петербурге в 1834 и стала 1-й опубликованной на алеутском языке). Перевел Евангелие от Матфея, наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения, составил и в 1836 г. опубликовал Первый алеутский букварь. Среди проповедей свящ. Иоанна на Алеутских о-вах наиболее известны «Слово на день святителя Николая и тезоименитства государя императора Николая Павловича» (1827), «Слово в неделю Сыропустную и в день святителя Иннокентия» (1828), «Слово в великий пяток» (1836), «Слово в неделю пятую Святого поста» (1838) и др. Его главный катехизаторский труд «Указание пути в Царство Небесное» (1833) был сначала написан на алеутском языке и представлял собой огласительные беседы с алеутами; впоследствии переведен на русский (выдержал более 50 изданий), якутский, алтайский, шорский, монгольский и др. языки и стал одним из лучших пособий для православных миссионеров.
За успешные пастырские труды свящ. Иоанн в 1834 г. был награжден наперсным крестом и переведен на о-в Баранова в порт Новоархангельск — административнй центр Русской Америки. Совершал службы в церкви архангела Михаила, собрал большие часы для колокольни. В 1834-1839 гг. проповедовал у колошей (тлинкитов), которые относились к Православию недоверчиво. В 1836-1837 гг. о-в Баранова был охвачен эпидемией оспы. Свящ. Иоанн призывал тлинкитов делать прививки, чем не только спас, но и подвиг многих из них к обращению в Православие. На острове организовал несколько духовных училищ, больницу и сиротский дом. В 1836 г. совершил поездку в Калифорнию, в Форт-Росс, где служил в Троицкой часовне.
Приехав в Русскую Америку, свящ. Иоанн занялся географическими, этнографическими и лингвистическими исследованиями, которые легли в основу ряда его трудов. Первое место среди них занимают фундаментальные 3-томные «Записки об островах Уналашкинского отдела», за которые автор в 1841 г. был награжден Демидовской премией. Исследование содержит материал по истории, этнографии, лингвистике, минералогии, флоре и фауне Алеутских островов, а также архипелага Александра. Из материалов трехтомника сложились отдельные очерки «Население русских владений в Америке и разделение его», «Мифологические предания и суеверия колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки», «Способности и браки алеутов» и др. Свящ. Иоанн выдвинул гипотезу, что алеуты были первым народом, населявшим Алеутские острова, и пришли туда из Азии. Путем опросов собрал данные о первых русских поселениях на островах, привел статистические сведения о русском, креольском и об аборигенном населении Русской Америки. Отметил существенные сдвиги в материальной и духовной культуре алеутов и тлинкитов, вызванные русским влиянием. Писатель И. А. Гончаров отзывался о «Записках…»: «…прочтя эти материалы, не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края. Нет недостатка ни в полноте, ни в отчетливости по всем частям знания: этнографии, географии, топографии, натуральной истории; но всего более обращено внимания на состояние церкви между обращенными… Книга эта еще замечательна тем, что написана прекрасным, легким и живым языком» (Гончаров. 1986. С. 533). К другим крупным научным трудам свящ. Иоанна относятся «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка» (в 1836 рукопись была послана в С.-Петербургскую АН; удостоилась положительной рецензии востоковеда Я. И. Шмидта и получила поощрительную премию АН) и «Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских, с присовокуплением российско-колошенского словаря». Свящ. Иоанн первым исследовал неизвестные лингвистике языки, изучил их грамматику. Его анализ показал, что алеутский язык сильно отличается от языков американских индейцев и имеет родство с эскимосскими языками («языками гренландского корня»), в XX в. этот факт стал общепризнанным.
8 нояб. 1838 г. свящ. Иоанн отправился в С.-Петербург, чтобы ходатайствовать перед Синодом об организации в Сев. Америке постоянной миссии и о разрешении печатать собственные переводы священных книг на алеутский язык. В столице в июне 1839 г. был принят Новгородским и С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) и обер-прокурором Святейшего Синода гр. Н. А. Протасовым, которому представил «Обозрение православной церкви в Российских поселениях в Америке, с своим мнением об улучшении состояния оной». В «Обозрении…» свящ. Иоанн предлагал учредить в Северной Америке постоянную миссию, увеличить количество церквей и численность причта, изменить условия работы и оплаты труда миссионеров-священников. Ввиду отдаленности территории от епархиального центра (Иркутска) он настаивал на расширении властных полномочий благочинного, чтобы тот мог перемещать священников в зависимости от нужд епархии, за недостойное поведение наказывать вплоть до запрещения в священнослужении и высылки без предварительного донесения епархиальному начальству. Свящ. Иоанн поехал для сбора пожертвований в Москву, где познакомился со свт. Филаретом (Дроздовым), с прот. И. Н. Рождественским, с представителями фамилий Шереметевых, Свербеевых, Чаадаевых, с благотворительницей Т. Б. Потёмкиной, с К. С. Аксаковым и А. С. Хомяковым. В Москве свящ. Иоанн занимался публикацией своих научных трудов и переводов. В 1839-1840 гг. вышли из печати «Краткий христианский катехизис» и Евангелие от Матфея на алеутском языке, а также «Указание пути в Царствие Небесное» и др.
25 дек. 1839 г. в С.-Петербурге Вениаминов был возведен в сан протоиерея. В нач. 1840 г. получил известие о кончине супруги в Иркутске. 30 апр. 1840 г. Синод по его записке вынес определение об образовании постоянной миссии в Сев. Америке и об «учреждении благочиннического ведомства над местным духовенством». Прот. Иоанну поручалось составить и представить Синоду особую инструкцию, определяющую права и обязанности духовенства в Сев. Америке. Исполняя это поручение, он в сент. 1840 г. написал «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру» (утверждено указом Синода от 10 янв. 1841). «Наставление…» стало инструкцией для мн. поколений православных миссионеров. Прот. Иоанн требовал от них твердой веры и любви к обращаемым, смирения и кротости в беседах и проповедях, дружелюбного отношения к тем, кто не желают принять Крещение. Он указывал: «…догматов веры и сущности деятельного учения держаться надлежит так твердо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть. Но снисхождение новообращающимся, яко младенцам в вере, в рассуждении некоторых недостатков обрядовых необходимо надлежит оказывать, частию по местным обстоятельствам, частию в ожидании утверждения их в вере и в жизни» (Избранные труды свт. Иннокентия. 1997. С. 171).
Митр. Филарет (Дроздов) убедил прот. Иоанна принять постриг. 29 нояб. 1840 г. в церкви прп. Сергия на Троицком подворье в Москве митр. Филарет постриг его в монашество с именем Иннокентий в честь Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого); 30 нояб. в той же церкви возвел его в сан архимандрита. 1 дек. 1840 г. состоялась его аудиенция у императора Николая I, который сообщил, что утвердил постановление Синода от 29 нояб. 1840 г. об учреждении отдельной Камчатской епархии и решил по представлению Синода назначить Иннокентия епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. 13 дек. состоялось наречение, а 15 дек. в Казанском соборе С.-Петербурга прошла хиротония, которую возглавил митр., экзарх Грузии Иона (Василевский). 10 янв. 1841 г. И. выехал в Москву, 30 янв. побывал в Троице-Сергиевой лавре, МДА, где убедил некоторых студентов поехать в Америку, познакомился с инспектором академии архим. Евсевием (Орлинским; впосл. архиепископ Могилёвский). По пути в Америку останавливался во Владимире, в Н. Новгороде, Казани, Перми, Екатеринбурге, Томске, Тобольске, Иркутске, Якутске, служил в соборах, знакомился с местными епископами, духовенством и мирянами. 27 сент. 1841 г. прибыл на о-в Баранова в Новоархангельск, ставший центром новой епархии.
Миссионерская и просветительская деятельность владыки распространялась на народы Аляски и Алеутских островов, а также Восточной Сибири и Дальнего Востока: якутов, тунгусов (эвенков), чукчей, камчадалов, коряков и др. В 1842 г. по его инициативе на р. Нушагак на Аляске была основана Нушагакская миссия с центром в Ново-Александровском редуте под руководством его зятя, свящ. Илии Петелина. В 1843 г. направил свящ. Романа Верещагина на р. Анадырь для миссионерской работы среди чукчей, таким образом было положено начало деятельности Анадырской миссии. В 1844 г. основал Куикпакскую миссию в междуречье Куикпака (Юкона) и Кускокуима среди юпиков и атабасков, во главе поставил свящ. прав. Иакова Нецветова. В 1845 г. Иннокентий поддержал деятельность основанной в 1841 г. Кенайской миссии, отправив на полуостров Кенай иером. Николая, приглашенного им в Америку из Вифанской ДС. Об успешной деятельности образованных им миссий Иннокентий сообщил митр. Филарету в письме от 22 июля 1847 г.: «…посильные действия и труды наших миссионеров Господь благословляет видимыми успехами. В 1845 г. и половине 1846 г. окрещены тысяча человек. В том числе более ста чукчей азиатских (в Анадырске). Самое большое число обращено в Квихпакской миссии (298 душ), и осталось много оглашенных» (Барсуков. 1883. С. 238).
Необходимость личного участия в делах миссий и приходов побуждала Иннокентия отправляться в далекие рискованные путешествия по Камчатскому краю и Восточной Сибири. В 1842-1843 гг. он объехал всю епархию. Выехал из Новоархангельска 8 мая 1842 г., в пути побывал на островах Уналашка, Еловый (ныне Спрус), Атка, Унга, Прибылова и Беринга. 19 авг. прибыл в Петропавловск (ныне Петропавловск-Камчатский), где служил в соборе св. апостолов Петра и Павла, 17 сент. освятил в нем придельный храм. Затем совершил переход через Чукотку до Охотска на собаках и оленях. Занимался устройством епархиальных дел, организацией миссий среди местных народов. Преодолев более 5 тыс. верст, 6 сент. 1843 г. вернулся на о-в Баранова. Результаты поездки отразились в путевом журнале Иннокентия, представленном им в Синод. В нем были охарактеризованы особенности усвоения Православия местными жителями, а также определены задачи миссии: утверждение благочестия в пастве, повторное обращение отпавших от Православия, просвещение язычников.
В 1845-1846 гг. И. осуществил 2-е путешествие по Камчатской епархии, 2 июня 1845 г. прибыл в Петропавловск. 1 дек. того же года открыл в Новоархангельске Духовную семинарию на базе Духовного училища вместо закрытой им ранее семинарии в Петропавловске. В ней обучались креолы и туземцы. Как и основанная Иноентием в 1843 г. миссионерская школа в Новоархангельске, она послужила укреплению Православия среди алеутов, тлинкитов и креолов, населявших Аляску и примыкавшие к ней острова. 2 июля 1845 г. он писал обер-прокурору Протасову, что задачей просвещения должно стать укоренение прежде всего благочестия и нравственности среди детей: «Измерение просвещения народного числом грамотеев, кажется, очень может быть ошибочно, потому что грамотность без нравственности у простого народа есть то же, что нож у своевольного ребенка. Кто, большею частию, причиной различных расколов? — Безнравственные грамотеи. И, следовательно, кто опаснее для спокойствия Отечества? — Безнравственные грамотеи» (Избранные труды свт. Иннокентия. 1997. С. 202). Иннокентий считал необходимым обучение детей при церквах и возложение преподавания на священников под надзором благочинных и архиереев.
С мая 1846 по авг. 1847 г. владыка путешествовал по Камчатке и Охотской области с длительной остановкой в Аяне, занимался осмотром и строительством церквей и часовен, рассматривал донесения от миссионеров Кенайской и Куикпакской миссий. К 1848 г. под наблюдением Иннокентия был возведен новый, 3-престольный кафедральный собор архангела Михаила в Новоархангельске; в 1841-1850 гг. построены церковь в архиерейском доме и церковь для тлинкитов в Новоархангельске, храмы в Кенае, Нушагаке и Куикпаке. В мае 1849 — апр. 1850 г. он совершил 4-е путешествие для обозрения Камчатской епархии, об обстоятельствах и о результатах которого доложил Синоду в отчете от 5 мая 1850 г. Святитель предлагал открыть новые миссии для тлинкитов и чукчей, присылать миссионеров, выделять больше средств, оказать помощь в устроении монастыря и православного братства на Камчатке, увеличить оклады клирикам камчатских и охотских церквей. Указывал на недостаток церквей на Камчатке, а также больниц и богаделен при церквах, отмечал увеличение православной паствы в епархии (с 16 268 чел. в 1841 до 23 130 чел. в 1849). Он посылал миссионеров на Курильские острова: в 1849 г. — свящ. Никиту Омофорского, в 1850 г. — иером. Сергия, который через год доложил о массовом крещении курильцев.
21 апр. 1850 г. указом Синода за успешную миссионерскую деятельность Иннокентий был возведен в сан архиепископа. В ходе путешествия по Камчатке в авг. 1850 — апр. 1851 г. учредил Гижигинскую миссию во главе со свящ. Львом Поповым. С января по май 1852 г. неофициально был в Якутске, знакомился с положением церковных дел в Якутской области, которая готовилась к переводу из Иркутской епархии в Камчатскую. 9 мая 1852 г. в Якутске освятил средний придел новой, каменной церковь в честь Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. По итогам поездки 5 июня 1852 г. подал на имя генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского «Записку о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области», в которой предлагал увеличить штаты причтов, перевести на якутский язык священные книги. Указом Николая I от 26 июля 1852 г. Якутская область была присоединена к Камчатской епархии. 26 декабря того же года Синод распорядился о переводе архиерейской кафедры и семинарии из Новоархангельска в Якутск.
11 сент. 1853 г. Иннокентий прибыл на место новой резиденции в Якутск, вступил в управление Спасским монастырем. Он стремился обновить и украсить церкви, повысить содержание причту, помогать бедным священно- и церковнослужителям и мирянам. Учредил Комитет для перевода литературы на якутский и тунгусский (эвенкский) языки под председательством свящ. Димитрия Хитрова (впоследствие Уфимский еп. Дионисий). В 1857-1858 гг. под наблюдением Иннокентия и прот. Дмитрия Хитрова по благословению Синода в Московской Синодальной типографии были изданы 8 книг на якутском языке, в т. ч. Евангелие, «Краткая грамматика якутского языка» прот. Дмитрия Хитрова, труд Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное». Книги были привезены в Якутию для распространения, часть из них пополнила библиотеку Троицкого кафедрального собора Якутска.
В янв.-февр. 1854 г. святитель совершил инспекторскую поездку по Якутской области, проехав ок. 4 тыс. верст для обозрения церквей и приходов. В апр.-мае того же года участвовал в 1-м плавании по р. Амур, в котором его сопровождал сын священник-миссионер Г. Вениаминов. В июле 1855 г., в ходе Крымской войны, в Аяне святитель совершил молебен о даровании победы над неприятелем, подвергся кратковременному аресту английскими офицерами. По ходатайству святителя с 1855 г. Синод разрешил проведение массовых крещений в Якутии и строительство часовен в Камчатской епархии. 11 февр. 1856 г. Иннокентий отправился во 2-ю миссионерскую поездку по Амуру. Архиерея сопровождали военный губернатор Забайкальской области М. С. Корсаков и Муравьёв-Амурский. Миссионеры побывали в китайский г. Айгунь. Итогом поездки стала подробная записка святителя «Нечто об Амуре» (1856), в которой он обосновывал цели занятия берега Амура Россией: отдаленную — использование пространств побережья для колонизации русскими этих земель — и ближайшую — обеспечение выгодных путей торговли по Амуру, открывавших возможность для снабжения Камчатки и Приморья дешевым хлебом. И. отмечал удобство Амура для судоходства, определял места предполагаемого заселения территорий и способы его проведения. 22 янв. 1857 г. в письме министру народного просвещения А. С. Норову И. обосновал идею создания Сибирского университета в Иркутске с целью подготовки людей для службы в Сибири. В годы службы в Якутске общался с Гончаровым, оставившим воспоминания о встречах с Иннокентием в книге «Фрегат «Паллада»», и с князем П. А. Кропоткиным. Гончаров называл святителя «величайшим патриотом».
В авг. 1857 — янв. 1858 г. Иннокентий присутствовал на заседаниях Синода в С.-Петербурге. Добился одобрения проектов переноса кафедры Камчатской епархии из Якутска на Амур и учреждения новых викарств. Указом имп. Александра II от 11 янв. 1858 г. были учреждены 2 викарства Камчатской епархии — в Якутске и Новоархангельске. 29 марта 1859 г. в иркутском Воскресенском храме Иннокентий участвовал в хиротонии архим. Петра (Екатериновского) во епископа Новоархангельского, а 6 марта 1860 г.- архим. Павла (Попова) во епископа Якутского. 9 мая 1858 г. вместе с Муравьёвым-Амурским в казачьей станице Усть-Зейской заложил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По инициативе Иннокентия Усть-Зейская станица была переименована в Благовещенск, это стало началом основания города. 16 мая того же года между Россией и Китаем был заключен Айгунский договор, согласно которому земли Амурского края переходили к России. По этому поводу 18 мая в Благовещенске Иннокентий отслужил благодарственный молебен. В речи, обращенной к Муравьёву-Амурскому, отметил значение присоединения края как для России, так и для православной Церкви. 22 июня в Мариинском посте Иннокентий освятил 1-й православный храм на берегах Амура. Отныне умножение церквей и приходов, обустройство причта на Амуре стали одной из его главных забот. В 1859 г. открыл 5 приходов на Амуре, направил туда священников, руководил работами по переносу архиерейской кафедры в Благовещенск. 19 июля 1859 г. в Троицком соборе Якутска Иннокентий совершил 1-ю литургию на якутском языке. По отзывам современников, это событие имело чрезвычайное значение для жизни края. Участвовал в разработке Пекинского договора, подписанного 2 нояб. 1860 г. и закрепившего за Россией Уссурийский край. В сент. 1861 г. вместе с начальником руссской эскадры на Дальнем Востоке контр-адмиралом И. Ф. Лихачёвым посетил порт Хакодате в Японии, общался с начальником Японской духовной православной миссии архим. равноап. Николаем (Касаткиным; впоследствии архиепископ Японский). В 1862 г. прибыл в Благовещенск — свою новую резиденцию.
К началу 1859 г. И. и Муравьёвым-Амурским были совместно разработаны и утверждены «Правила об обеспечении духовенства в Амурской и Приморской областях». Их появление было вызвано пониманием святителем общего нестроения приходской жизни: ослабления духовно-нравственной связи между пастырями и пасомыми, формального исполнения обязанностей первыми и равнодушия последних к содержанию духовенства. «Правила…» вносили серьезные преобразования в строй церковноприходской жизни региона, вводили новые самоуправляющиеся организации — всесословные церковные советы, в задачи которых входили удовлетворение всех нужд церквей и причта, обеспечение священно- и церковнослужителей. На советы возлагались широкие просветительные и благотворительные функции в приходе, Иннокентий считал их необходимыми для устройства гражданского быта в крае. По одобрении Синодом 23 дек. 1859 г. «Правила…» были утверждены Александром II. Инициатива Синода в распространении их на все епархии империи (кроме западных) была отклонена светскими властями. Некоторые идеи «Правил…» отразились в положении «О приходских попечительствах при православных церквах» от 2 авг. 1864 г. Но в отличие от «Правил…», оставлявших всю церковную кассу в ведении церковных советов, положение предусматривало изъятие основной части церковных доходов в пользу консисторий и Синода. В Камчатской епархии «Правила…» не привели к ожидаемому подъему церковноприходской жизни. Единственный церковный совет был ненадолго открыт в Благовещенске. Распоряжения об открытии советов в Николаевске (ныне Николаевск-на-Амуре) и других местах выполнены не были. В прошениях в Синод Иннокентий предлагал главным источником строительства церквей сделать казенные ассигнования ввиду пассивности и бедности прихожан. Благосклонно отозвался о книге «Описание сельского духовенства» (Лпц., 1858) свящ. И. С. Беллюстина, считал, что «в ней правды много». Иннокентий поддерживал реформаторские начинания правительства Александра II, в т. ч. отмену крепостного права, призывал уменьшить влияние светской бюрократии на дела церковного управления, укрепить авторитет архиереев и усилить их власть, оживить приходскую жизнь. Положительно оценил факт продажи США русских владений в Америке, видел в этом путь Провидения к утверждению Православия в Америке и предлагал провести ряд неотложных мер по устройству там православной Церкви.
4 апр. 1865 г. Иннокентий был назначен членом Синода. После кончины митр. Филарета 5 янв. 1868 г. указом Александра II он был назначен митрополитом Московским и Коломенским. Прибыл в Москву 25 мая того же года. Стиль управления епархией Иннокентия отличался открытостью, доступностью, простотой обращения, мягкостью и терпимостью по отношению к людям, стремлением дать простор их творчеству и инициативе. Святитель окружил себя талантливыми помощниками, среди них — викарный еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков), ректор МДА прот. Александр Горский, прот. Алексий Ключарёв (впоследствии Харьковский архиеп. Амвросий), архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; потом епископ Угличский), священники Александр Иванцов-Платонов, Платон Капустин и др. Среди светских сотрудников святителя были губернатор Москвы кн. В. А. Долгоруков, государственные деятели П. Н. Батюшков и кн. В. А. Черкасский, писатели И. С. Аксаков и Д. Ф. Самарин, историки С. М. Соловьёв и М. П. Погодин, предприниматели Ф. В. Чижов, П. В. Щапов, В. М. Бостанжогло, И. И. Четвериков. Выдающаяся работоспособность, исключительная память, талант администратора позволяли Иннокентию до последних месяцев жизни, несмотря на прогрессирующую потерю зрения, оставаться действующим митрополитом, держать одновременно под контролем множество разнообразных дел, о чем свидетельствуют выявленные в архивах тысячи его собственноручных резолюций.
Главная идея, которую Иннокентий пытался реализовать в последний период служения,- восстановление соборного устройства Русской Церкви, наиболее отвечающего правилам апостолов и св. отцов. Синод он планировал разгрузить от мелких дел и занять его прежде всего подготовкой достойных священнослужителей. Еп. Леонид писал, что «владыка очень скорбно говорил о том, что церковь не имеет самостоятельности, что у членов Синода подвязаны крылья и что нет никакого попечения о ее делах» (Свт. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, и его наследие. 2000. С. 4). Он пытался отстаивать свой план во время 1-го приезда в С.-Петербург в сане митрополита (нояб. 1868 — апр. 1869), но не встретил поддержки светской бюрократии. 17 янв. 1869 г. состоялась его аудиенция у Александра II, в ходе которой святитель рассказал о нуждах епархии и поставил вопрос о соборном устройстве Церкви. Однако император не дал хода соборной реформе. Разработке теоретических вопросов реформы церковного управления были посвящены составленные святителем в С.-Петербурге записки «О порядке избрания и испытания лиц, назначаемых на епископскую кафедру» и «О разделении епархий на округи». В другой. записке — «О порядке избрания и испытания лиц на священнические места» святитель предложил расширить возможности получения вакансий лицам из духовного сословия и вместе с тем ужесточить испытания для кандидатов в священники с целью предотвращения попадания в духовную среду безнравственных и случайных людей. В 1869 г. пытался также реализовать проект введения общежития во всех монастырях России, но не был поддержан членами Синода, которые ограничились рекомендацией переводить обители на общежительный устав.
Иннокентий регулярно участвовал в богослужениях в храмах столицы, в московских крестных ходах в дни главных церковных праздников. Освятил несколько церквей и придельных храмов в епархии, в т. ч. в здании московской городской больницы на Калужской ул., при Владычно-Покровской общине сестер милосердия, Воскресенскую церковь в Новоиерусалимском в честь Воскресения Христова монастыре, храм в честь Преображения Господня в Наливках и др. Святитель активно содействовал обустройству храма Христа Спасителя: при нем было окончено оштукатуривание здания, облицованы стены, созданы главный иконостас и малые иконостасы для приделов св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, устроены мраморные киоты в придельных алтарях и др. В ведении Иннокентия было определение священных изображений для росписи храма. Указания святителя также легли в основу плана внутреннего устройства главного алтаря. 9 мая 1876 г. принял участие в закладке алтаря, окропил святой водой место престола и совершил молебен. Святитель ходатайствовал в Синоде о придании храму статуса кафедрального собора (что было реализовано после его смерти в 1880).
В новых уставах духовных семинарий и духовных училищ, утвержденных 14 мая 1867 г., Иннокентий видел «семя анархии в Церкви»: умаление власти епархиального архиерея, введение выборного начала и установление преобладающего светского элемента в ущерб духовному. 9 апр. и 3 мая 1869 г. отправил 2 докладные записки с критикой уставов обер-прокурору Синода Д. А. Толстому. На фоне распространения материалистических и позитивистских учений святитель считал необходимой правильную постановку духовного образования, целью которого должна стать подготовка не ученых, а благочестивых пастырей. Решительно настаивал на усилении позиций духовенства и епископата в учебном процессе и на воспитании благочестия в студентах семинарий и училищ. 6 мая 1869 г. замечания Иннокентия были отвергнуты Синодом. Духовно-учебные заведения Московской епархии пользовались большой заботой и вниманием святителя. В МДС на средства кафедры он устроил параллельные классы, отремонтировал актовый зал. В 1873 г. Иннокентий основал Московское епархиальное училище иконописания и ремесел, относящихся к украшению храмов, для бедных детей и сирот близ церкви в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. В 1875 г. старый Филаретовский дом призрения был преобразован им в Филаретовское женское училище для бедных дочерей духовенства. Для пополнения доходов по духовно-учебной части взимались специальные процентные сборы с церквей епархии, выплачивались стипендии и пособия бедным ученикам. Благодетельным было попечение святителя над МДА. Несмотря на неполное согласие с положениями нового устава духовных академий (1869), он способствовал его проведению в жизнь. После отмены в МДА естественнонаучных дисциплин он учредил в 1869 г. кафедру естественнонаучной апологетики во главе с проф. Д. Ф. Голубинским, хлопотал о пенсиях и дополнительных пособиях преподавателям академии. В 1869 г. освятил первую академическую церковь в зале МДА. Иннокентий разрабатывал план преобразования духовно-судебного дела, в записке «Мысли о церковном суде» (1873) предлагал наделить архиереев всей полнотой судебной и административной власти над причтами во вверенных им епархиях, однако проектируемая реформа не состоялась.
Во время служения в Москве святитель активно занимался благотворительностью. В 70-х гг. XIX в. были основаны благотворительные учреждения в с. Остров Подольского уезда (богадельня, больница и училище для бедных духовного звания) при Угрешском во имя святителя Николая монастыре под руководством прот. П. Капустина и архим. прп. Пимена (Мясникова), Владычно-Покровская община сестер милосердия под началом игум. Митрофании (Розен), противораскольническое братство свт. Петра митрополита, братство равноап. Марии Магдалины, которое покровительствовало множеству женских учебных заведений Московской епархии, приходские попечительства при московских церквах. Митрополит прилагал усилия по созданию эмеритальной кассы для духовенства. Его забота о духовенстве выражалась и в помощи при покупке домов для причта, в приобретении и сдаче в аренду церковных земель, в хлопотах о назначении пенсий и пособий заштатным священно- и церковнослужителям. Иннокентий часто ездил по монастырям епархии, любимым местом его посещений стала Троице-Сергиева лавра. Он заботился о ее монахах, устраивал бесплатные столовые и гостиницы для приходящих бедных богомольцев, безуспешно пытался добиться освобождения принадлежащих ей торговых заведений от налогов.
Он обратил внимание на ошибки в некоторых изданиях Синодальной типографии. По его инициативе в 1869 г. был учрежден возглавляемый им Комитет для пересмотра славянского текста Евангелия, Апостола, Следованной Псалтири, Требника и Часослова. Материалы работы комитета передавались в Синод. Иннокентий много сделал для московской паствы как просветитель. При его поддержке в 1869 г. была основана 1-я газета московского духовенства «Московские епархиальные ведомости». Он наладил периодические выпуски изданий Общества любителей духовного просвещения — «Чтений в Обществе любителей духовного просвещения» и «Воскресных бесед». При святителе библиотека общества впервые стала публичной, были открыты собственная типография общества и типографская школа, работали народные читальни, созданы 2 новых отдела об-ва: по распространению духовно-нравственных книг и иконоведению. Иннокентий. организовал издание в Троице-Сергиевой лавре «Троицких листков» для народа, которые начали выходить в 1879 г.
Назначение святителя на Московскую кафедру создало благоприятные условия для дальнейшего развития миссионерского дела в России. Еще 10 мая 1848 г. в письме Норову он высказал идею создания Миссионерского общества в России, подобного Миссионерскому обществу в Англии, для распространения и утверждения христианства на территории проживания подвластных народов. В 1869 г. вместо малоуспешного Миссионерского общества (в С.-Петербурге) И. основал Православное миссионерское общество (ПМО) (открыто 25 янв. 1870) с центром в Москве и стал его председателем. Привлек к сотрудничеству представителей деловых кругов, московского ученого духовенства и светской интеллигенции. Под его руководством была создана разветвленная сеть местных комитетов ПМО, охватившая к концу его жизни более половины епархий в России. Под контролем святителя оказывалась помощь как духовным миссиям (Алтайской, Иркутской, Забайкальской), так и действующим миссионерам (М. И. Кабановой, Н. П. Григоровскому, И. Я. Яковлеву и др.). Влияние ПМО было распространено не только на Сибирь и Дальний Восток, но и на Кавказский край (1878), в его попечение была отдана Японская духовная миссия (1875). Общество содействовало Гурия Казанского свт. братству в открытии миссионерского приюта в Казани и Переводческой комиссии. В 1874 г. И. основал периодический орган ПМО ж. «Миссионер». Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь при Иннокентии стал центром подготовки миссионеров. При монастыре он создал переводческий и издательский отделы, миссионерский архив и библиотеку, а также 1-й в России Миссионерский институт (1870). С 1873 г. по инициативе святителя ежегодно в Неделю Православия во всех храмах империи проводились проповеди о миссионерском деле. По ходатайству святителя были введены дополнительные надбавки к годовому жалованью миссионеров за каждые 5 лет службы. В 1877 г. Иннокентий положил начало строительству миссионерской Боголюбской часовни в Москве (открылась в 1880). По его предложению были сняты некоторые существовавшие ранее законодательные ограничения при крещении язычников (в 1880).
Будучи митрополитом Московским, он не оставлял своим вниманием и бывшую паству. В 1870 г. благодаря его ходатайству были учреждены самостоятельные епархии: Якутская и Вилюйская (ее первым епископом стал свт. Дионисий (Хитров)) и Алеутская и Аляскинская (кафедру занял еп. Иоанн (Митропольский)). Иннокентий занимался определением штата Алеутской епархии, избранием лиц для служения в Америке. Содействовал созданию в Москве часовни Русского великомученика Пантелеимона монастыря, открывшейся 11 февр. 1873 г. Сотрудничал с Московским славянским комитетом в деле помощи православным народам Османской империи, опекал студентов-славян в МДА, содействовал созданию в 1873 г. Сербского подворья в Москве, устроению приюта для девочек-славянок при московском во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастыре. Во время русско-турецкой войны 23 апр. 1877 г. в Успенском соборе Московского Кремля И. благословил отправляющегося в действующую армию Александра II на победу над врагом. В дальнейшем служил молебны по случаю успехов русских войск, организовывал пожертвования московского духовенства на нужды армии. По инициативе Иннокентия было создано Николаевское попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов при братстве равноап. Марии Магдалины, а при Угрешском монастыре устроена лечебница для раненых воинов. В конце жизни Иннокентий хлопотал о назначении первого епископа в Японию, им стал равноап. Николай (Касаткин) в 1880 г.
Иннокентий был награжден орденами св. Анны 3-й (1835) и 2-й (1840) степени, св. Александра Невского (1856) и алмазными знаками к нему (1862), св. Владимира 1-й степени (1867), св. Андрея Первозванного (1872). В 1846 г. избран членом-сотрудником, а в 1869 г.- почетным членом Русского географического общества, в 1868 г.- почетным членом Московского ун-та, в 1869 г.- почетным попечителем Общества любителей духовного просвещения и почетным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Среди близких знакомых святителя были ученые, мореплаватели, первопроходцы Ф. П. Литке, Г. И. Невельской, К. Т. Хлебников, В. С. Завойко, Ф. П. Врангель и др.
5 апр. 1879 г. Иннокентий был погребен рядом с могилой свт. Филарета (Дроздова) в церкви во имя св. Филарета Милостивого Троице-Сергиевой лавры. Святитель завещал не говорить на похоронах хвалебных слов, а произнести лишь общее поучение на любимые им слова: «От Господа стопы человеку исправляются» (ср.: Пс 36. 23). Еп. Амвросий (Ключарёв) при его отпевании произнес яркую проповедь на этот стих (см.: Московские ЕВ. 1879. № 16. С. 128-130; ЖМП. 1979. № 3. С. 30-33). В советский период потомки святителя подверглись политическим репрессиям. Внук святителя, прот. домовой церкви Аничкова дворца Иоанн Вениаминов, в нач. 20-х гг. XX в. был отправлен в ссылку в г. Кашин. Правнук И. И. Вениаминов был расстрелян в 1937 г., другой правнук — С. И. Вениаминов — в 1938 г. В 20-х гг. XX в. могилы свт. Иннокентия и свт. Филарета были вскрыты, останки перезахоронены на территории лавры. В марте 1974 г. Свящ. Синод Православной Церкви в Америке обратился к Свящ. Синоду РПЦ с просьбой о его канонизации 6 окт. 1977 г. определением Свящ. Синода РПЦ он был причислен к лику святых. Составлена служба святителю (см.: Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 322-339). Его мощи были обретены и идентифицированы 12-13 окт. 1994 г. археологом С. А. Беляевым, помещены в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры, после освидетельствования положены в раку в Успенском соборе лавры (см.: ЖМП. 1996. № 12. С. 57-67).
В 1995 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве было создано братство во имя свт. Иннокентия Московского при храме прор. Илии в Черкизове. После прекращения его деятельности в 2002 г. в Москве было основано Свято-Иннокентиевское братство при церкви во имя вмц. Екатерины на Московском подворье Православной Церкви в Америке. По решению Свящ. Синода 1997 год был объявлен в РПЦ годом свт. Иннокентия, в России было широко отмечено 200-летие со дня его рождения. Торжества состоялись во всех епархиях, областях и храмах, которые были связаны с пастырской деятельностью святителя, совершены богослужения, крестные ходы, ему посвящены престолы храмов и часовни, в честь него названы несколько улиц и площадей, проведены научно-богословские конференции, семинары и чтения. Наиболее масштабными были мероприятия в Иркутске, Якутске, Петропавловске-Камчатском и Москве. К юбилею было приурочено учреждение новых наград РПЦ — ордена и медали во имя свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, вручаемых за миссионерские заслуги. Фонд народов Севера и портретная галерея «Скрижали Камчатки» учредили премию «Просветитель» его имени. В Благовещенске был установлен памятник И. В 1997-2005 гг. был построен храм свт. Иннокентия в Бескудникове (Москва) (освящен 15 сент. 2005). В 2007 г. на его родине, в с. Анга, открылся дом-музей святителя, там же был заложен храм во имя свт. Иннокентия. В 2009 г. по сохранившимся чертежам восстанавливался сгоревший в результате пожара дом свт. Иннокентия в Черкизове (Москва), где находилась загородная резиденция владыки. Сохранением наследия святителя и памятных мест, связанных с его именем в Москве и дркгих городах России, занимались, в частности, историко-просветительное общество «Русская Америка», Центр североамериканских исследований ИВИ РАН, а также архим. Иннокентий (Просвирнин).
1997 год был объявлен годом святителя в Православной Церкви в Америке, а также в шт. Аляска, юбилей отмечался под эгидой ЮНЕСКО. В отреставрированной на деньги Правительства США церкви арх. Михаила в Ситке (Новоархангельске) создан историко-культурный заповедник — Дом русского епископа, в честь святителя названа вершина Алеутского хребта на Аляске (2507 м) — вулкан Вениаминова.
http://www.pravenc.ru/text/389619.html