Александр Невский — щит святой Руси против папизма. Насколько же его подвиг актуален сегодня, когда мы празднуем очередной день его памяти! Он — пример для нас, и укор — для апостасийных отступников из числа нынешнего священноначалия!

Радуйся, латинская учения презревый и прелесть их в ничто же вменивый!

Радуйся, от лести иноверия премудро уклонивыйся!

Радуйся, лукавство проповедников лжеверия яве обличивый!

Радуйся, твердым защитником правоверия явивыйся!

Радуйся, лжесловесие врагов православия словом здравым препобедивый!

(Из акафиста блгв. Вел. Кн. Александру Невскому).

 

В Пасху 1204 г. столица вселенского Православия Константинополь оказался поверженным под ноги папских рыцарей. Это событие стало результатом недальновидной политики греков. Воспевая радостные гимны: «И ненавидящим нас простим вся Воскресением!», они наивно полагали, что их тоже простят рыцари-христиане, не станут ради Пасхи грабить их и убивать. Но жестоко ошиблись.

 

В том же 1204 г. папа Иннокентий III направил посольство к князю Роману Галицкому, предлагая в обмен за вероотступничество королевский титул и «меч святого Петра». Обнажив перед папскими послами свой меч, князь ответствовал: «Такой ли у папы? Доколе ношу его при бедре, не нуждаюсь в чужом мече и кровью покупаю города, по примеру дедов моих, возвеличивших землю Русскую» (1). Однако не потомству Романа Галицкого суждено было Богом возглавить Русь в ее небошествии.

Через три года Иннокентий отправил торжественное посольство ко всем русским архипастырям, клиру и народу. В своем послании папа писал: «Вот теперь Греческая империя и Церковь почти вся покорилась апостольскому седалищу и униженно приемлет от него повеления, — ужели же не будет несообразным, если часть (т. е. Церковь Русская) не станет сообразоваться со своим целым и не последует ему?..

Посему, любезнейшие братия и чада, желая вам избежать временных и вечных бед, посылаем к вам возлюбленного сына нашего кардинала-пресвитера Виталиса, мужа благородного и просвещенного, да возвратит он дщерь к матери, и убеждаем вас принять его, как посла апостольского седалища, даже как нас самих, и безпрекословно повиноваться его спасительным советам и наставлениям» (2). Посольство ушло из Русских земель, что называется, не солоно хлебавши. Русские не признали латинского «патриарха» и остались в общении с Константинопольским патриархом, перебравшимся в Никею.

В 1200 г. немецкие колонисты основали в устье Западной Двины г. Ригу, в 1202 г. здесь был учрежден Орден Меченосцев по уставу Ордена Тамплиеров. 12 мая 1237 г. Орден Меченосцев был присоединен папой Григорием IX к Тевтонскому Ордену, что позволило придать ему свежие силы, и Орден Меченосцев стал называться Ливонским. Преобразование преследовало цель более энергичной экспансии на Восток.

9 декабря того же 1237 г., видимо прознав о монгольском погроме Руси, Григорий IX спешит послать архиепископу Упсальскому буллу с повелением возвестить о крестовом походе против финнов и русских. Поход готовился два года. Но 19-летний князь Александр Ярославич смелым натиском 15 июля 1240 (в день памяти равноапостольного Вел. Кн. Владимiра) вышвырнул шведов из Русской земли. В том же 1240 г. зашевелились ливонские немцы. В 1241 г. князь Александр выбил их из Копорья, а в начале 1242 г. освободил Псков и вторгся в немецкие земли.

5 апреля 1242 г. выпало на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (это 5-я суббота Великого поста — замечательно, что нынче 5 апреля, по Юлианскому стилю, отстоит от указанного праздника только на 2 дня), в который Царица Небесная прославляется как Взбранная Воевода, избавляющая христиан от варварских нашествий. В этот день произошло славное для русского оружия Ледовое побоище. Кои рыцари были избиты, кои попали в плен, а кои утопли в Чудском озере, как некогда войско фараона в Чермном море — «погрязоша яко олово в воде зельней». Вся Ливония пришла в ужас от сокрушительного поражения. Магистр Ордена немедленно направил посольство к датскому королю, ибо ожидал увидеть победоносные русские полки под стенами Риги.

Можно догадаться, сколь был раздражен победами молодого русского князя Римский первосвященник именно в то время, когда он, утвердившись в Константинополе, мечтал увидеть весь христианский мiр у своих ног! Это действительно тогда могло представляться делом ближайших десятилетий.

Менее раздраженный, но более коварный, папа Иннокентий IV в 1248 г. отправляет к Александру Невскому посольство во главе с кардиналами Галдом и Гемонтом. Они вручили ему письмо, где, среди прочего, было сказано: «Отец твой, желая облечься в нового человека, смиренно обещал послушание своей матери Римской Церкви, и был освящен руками того же брата (Иоанна де-Плано Карпини), что он открыто и исповедал бы пред всеми людьми, если бы столь внезапно и столь несчастно не похитила его смерть.

И так как он завершил течение настоящей жизни столь счастливым концом, то надлежит благочестиво верить и без всякого сомнения принимать, что он, сопричислившись к лику праведных, покоится в вечном блаженстве, где блистает безпредельный свет, где разливается благоухание, не рассеиваемое ветром, и где сильна полнота любви, которой не уменьшает насыщение. Итак, желая, чтобы и ты, ставший законным наследником в отцовском наследии, сделался причастником столь великого блаженства, мы, наподобие жены евангельской, возжегшей светильник, чтобы найти потерянную драхму, изыскиваем пути, употребляем усилие и прилагаем старание, чтобы иметь возможность благоразумно навесть тебя на мысль спасительно последовать по стопам твоего отца, с которыми во всякое время надлежит сообразоваться.

И как он от чистого сердца и с неложным намерением обещался принять постановления и учение Римской Церкви, так и ты, оставивши путь погибели, приводящий к осуждению вечной смерти, смиренно вступил бы в единение с той же Церковью, которая, без всякого сомнения, по прямому пути направляет к спасению своих почитателей. Конечно, и ты не должен отвергнуть нашей просьбы, которая, служа с нашей стороны исполнением долга, послужит в то же время и твоим выгодам, потому что, когда мы таким образом требуем, чтобы ты боялся Бога и, любя Его всею душою, исполнял Его заповеди; конечно, ты не оказался бы в здравом разуме, если бы отказал в повиновении нам и даже Самому Богу, наместником Которого, хотя и не по заслугам, мы являемся на земле…

Поэтому мы просим твое величество, увещеваем и прилежно убеждаем, чтобы ты снова признал своею матерью Римскую Церковь и оказал послушание ее первосвященнику. Постарайся также действительно привлечь к повиновению апостольскому престолу и твоих подданных, чтобы в вечном блаженстве наследовать тебе за это плод, который не гибнет вовек. Да будет тебе известно, что если ты воспользуешься нашим, или лучше, Божиим благоволением, мы будем считать тебя наилучшим между католическими государями и всегда с особенным усердием будем стараться об увеличении твоей славы» (3).

Лукавый Римский первосвященник решил положить в основе подчинения Руси уже обветшавшему в ереси Риму, клевету на Вел. Кн. Ярослава, который скончался в далекой Монголии. Но лукавство, подобно свирепой морской волне, разбилось вдребезги об утес веры святого Александра, нимало не повредив его душе. Папа соблазнял святого политическими выгодами — подобно тому, как диавол искушал Христа в пустыне Иудейской. Но тщетно. Нечестивый епископ посмел назвать весь великий жизненный подвиг святой Руси «путем погибели, приводящим к осуждению вечной смерти». Что это, как не хула на Духа Святого, Который уже тогда явил Свою силу в целом сонме русских святых?

Прекрасно все это уразумев, святой князь дал послам исчерпывающий ответ, после которого любые дальнейшие разговоры теряли всякий смысл: «Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделеия язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до Страсти и до Воскресения Его, а от Воскресения Его и на небеса Восшествия и до царствия Великого Константина и до Первого Собора и до Седьмого Собора: сия вся ведаем добре, а от вас учения не принимаем» (4).

Лучше святого князя надменным папским послам ответить было невозможно. Клевету и ложь они перемежали перечислением внешних преимуществ Римской Церкви. Но что все это в очах Божиих, когда они попрали богооткровенную истину? Святой показал знание Откровения Божия и противопоставил его «учению от вас» — т.е. учению человеческому, которое было обличено Спасителем в современных Ему иудеях и которое укоренилось теперь у «папежников». Эта победа князя над искушением и искусителями не менее славна, чем все его ратные подвиги, потому что поражение здесь могло все их свести в ничто.

В те же самые годы один из могущественнейших русских князей — Даниил Романович Галицкий, совершивший немало ратных подвигов, поколебался в своей вере, принял папских послов, рассуждал с ними о политических выгодах, принял от папы Иннокентия IV королевский венец, смутил своих подданных и отторг тогда свое княжество от исторического пути Руси, явившись виновником погибели многих душ.

Не достигнув старости, Великий Князь Александр достиг святости, и она — печать всех его дел. Он был причислен к лику святых в правление благоверного царя Иоанна Грозного. Последний продолжил дело своего предка на западных рубежах России: в ходе Ливонской войны он упразднил немецкое могущество в Прибалтийском крае. Вот только плодами его побед воспользовались тогда поляки со шведами. Царь Иоанн также имел в 1582 г. собеседование с папскими послами, во главе которых стоял иезуит Антоний Поссевин.

И что мы здесь видим? То же самое. Иезуит убеждает принять папское учение и Флорентийскую унию, куда, как в глубокий омут, в свое время пали греки. Соблазняет политическими выгодами, предлагая русскому царю сесть на императорский престол в самом Константинополе — точно папа тогда владел этим городом. Царь отвечал, что верует не в греков, пошедших на унию, а во Христа; что ему достаточно своего государства и, наконец, что о вере ему без освященного собора говорить непригоже. Верность заветам святого князя упразднила и сделала бездейственными все ухищрения лукавого иезуита, который в отместку Царю распространил слух об убийстве им своего сына.

Петр Великий, «прорубая окно в Европу», пожелал видеть фундаментом новой столицы святые мощи Вел. Кн. Александра Невского, тем самым давая понять всему мiру, что останется верным заветам этого святого. Он продолжил подвиги Невского героя и Грозного Царя в Прибалтийском крае, присоединив его к России. Перенимая передовые западные технологии, Царь Петр избегал всякого сближения с папизмом. Заговор против Помазанника, во главе которого был поставлен царевич Алексей и в который был вовлечен ряд иерархов, направлялся из Австрии (от иезуитов), где царевич потом и скрывался от справедливого гнева державного отца.

Церковная реформа, инициированная Петром Великим, преследовала цель обезпечить свободу Русской Церкви. Не спешите после этих непривычных слов бросать в меня камнями ненависти и презрения! Все дело в том, что Россия была в то время единственной свободной православной страной в мiре. Зависимость Русской Церкви от Восточных Патриархов могла принести политические осложнения. Чтобы придать Русской Церкви статус равный с Востоком, Петр Великий формально ограничил власть иерархов властью Императора — главы православного народа. Если бы он этого не сделал, Русский Патриарх был бы всего лишь 5-м по счету, и слово его немного бы значило, поскольку Восточные Патриархи выступали тогда постоянно как одно целое. Русская Церковь была бы вынуждена им во всем подчиняться как младшая старшим.

Восточные Патриархи, возводимые на свои престолы и низвергаемые с них властью султана, могли стать инструментом политического давления на Россию, что было недопустимо. Восточные Патриархи на каждой службе молились о здравии царя, защитника православной веры, и успехах его оружия. Но какого царя? Разумеется, султана. И они в этом случае были правы. Ибо султаны зачастую лучше защищали Православие, чем некоторые представители прежних греческих династий, например, Ангелов или Палеологов, искавшие союза с папистами. Преосвященный Порфирий Успенский приводит молитву, составленную Константинопольским Патриархом во время Крымской войны (1853-1856 г.г.):

«Господи Боже наш, Боже Авраама, Исаака и Иакова, Иже премудростию вся создавый… приими от нас, смиренных и грешных рабов Твоих, приносимое Тебе моление о державнейшем, тишайшем и милостивейшем царе и самодержце, султане Абдул-Меджиде, владыке нашем. О Господи, Боже милости, услыши нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, в час сей и удержи его необоримою силою, воинство же его укрепи, даруя ему повсюду победы и добычи, разруши вражды восставших на державу его, и вся к пользе его устрой, да тихое и безмолвное житие поживем, славяще всесвятое имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (5).

Ясно, что подобные молитвы звучали во время всех других русско-турецких войн, в том числе во время Прутского похода Петра I( 1711 г.). Христианское население Молдавии и Валахии, следуя за своими иерархами, поднялось тогда против России. Здесь следует помнить, что Восточные Патриархи были гражданами Османской империи, и это налагало на них известные обязанности. Однако они поняли и мысль Петра Великого, поэтому единодушно и единогласно благословили реформу церковного управления в России (в 1723 г. Патриарх Константинопольский Иеремия III прислал соответствующую грамоту).

Восточные Патриархи, живя в Константинополе, по сути, представляли собою постоянно действоваший Синод. Поэтому, когда во главу управления Русской Церковью был поставлен Святейший Синод, действовавший не только от имени русских иерархов, но и от имени единственного в мiре православного Императора, статус Русской Церкви и Восточных, действовавших от имени султана, в известной мере сравнялся. Русские митрополиты, заседавшие в Синоде, представляли куда более обширные и зачастую более населенные епархии, чем Восточные Патриархи. Поэтому реформа церковного управления, помимо некоторых издержек, принесла Русской Церкви великую пользу. И здесь Царь Петр следовал линии Вел. Кн. Александра Невского. Тот подобострастно не глядел на Восток, но принимал решения, согласно с русскими иерархами, вполне самостоятельно.

Сталин, рекомендовавший Верховному Совету СССР учредить орден Александра Невского (указ от 10 ноября 1942 г.), также показал всему мiру, по чьим стопам он хочет идти в деле державного строительства…  Во главе церковного управления во время и сразу после войны стояло тогда созвездие людей столь высокой духовной жизни, подобное которому можно было встретить только в древней Церкви. Патриарх Алексий Симанский, митрополит Лука Войно-Ясенецкий, митрополит Вениамин Федченков, митрополит Николай Ярушевич, архиепископ Серафим Соболев, — лишь наиболее известные.

Всеправославное совещание 1948 г., обозначившее папизм как врага Православия и отвергшее экуменизм как ересь, — завет той великой эпохи, завет народа-победителя, только что избавившего мiр от сатанинского режима Третьего Рейха. В своем докладе на Совещании архиепископ Серафим Соболев выступал вполне в духе св. Александра Невского: «Православный взгляд под Единой Церковью всегда разумеет одних только истинно-верующих православных людей. Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова». Владыка Серафим открыто сказал, что экуменическое движение — масонский проект:

«В 1928 г. в Софии состоялось совещание представителей Православных Церквей Всемiрного совета масонской ИМКИ и Национальных движений ИМКИ в Православных Церквах под руководством известного масона д.-ра Дж. Мотта. В его распоряжение Всеамериканский протестантский конгресс отпускает огромнейшие средства для мiровой протестантско-масонской пропаганды… После этого нет ничего удивительного, что на Стокгольмской экуменической конференции, бывшей в 1945 г. и Лозаннской экуменической конференции в 1927 г., 80% участников были членами масонской организации ИМКИ, руководимой тем же д.-ром Дж. Моттом… Отсюда понятно, кто стоит за экуменическим движением. За ним стоят исконные враги Православной Церкви — масоны… Их устроители стремятся не к догматическому соединению всех так называемых христианских церквей с Православными Церквами, а к смешению тех и других, через отступление православных от своей веры и их экуменической дружбы с еретиками… А это смешение равносильно уничтожению Православия…

В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, диавол хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне чрез то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами… Не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами св. Писания: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?» (2 Кор. 6, 14-15). Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1, 1).» (6).

 

Далее, в указанном выше направлении деятельности наших иерархов не все было благополучно. Но в начале XXI века (в 2008 г.) Александр Невский стал «Именем России».

Далее процитируем статью О. Н. Четвериковой «Старые игры иезуитов»: «В скором времени в Россию собирается приехать глава папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, который о цели своей поездки заявил следующее: «Отношения между Москвой и Римом, без сомнения, стали лучше, чем в прошлом, хотя некоторые вопросы еще остаются открытыми, и из Москвы пока поступает мало сигналов о готовности к встрече между Патриархом Кириллом и папой Франциском. Но все будет зависеть от того, удастся ли углубить экуменические отношения и диалог. И, конечно, этому послужит мой визит в С.-Петербург и в Москву в конце апреля». О.Н.Четверикова отмечает, что новый папа — «специалист по восточному обряду, бывший ординатор униатов Аргентины, воспитанник священника галичанина Степана Чмиля. Как отметил стажировавшийся у него нынешний глава украинских униатов Святослав Шевчук, «он хорошо знает наш обряд и даже помнит нашу литургию, знает нашу духовность» (7).

Нынче Патриарх Константинопольский Варфоломей присутствовал на инаугурации (точно посвящали в жреческую коллегию авгуров — т.е. птицегадателей) папы-иезуита Франциска. При этом он сказал: «Существует шанс объединения Католической Церкви и Православной Церкви» (8). Александр Невский правил Русью, когда в Константинополе восседал не то чтобы рассматривавший некие шансы, а чисто латинский «патриарх». Пострадала ли от этого Русь? Нисколько — потому что веровала, по словам Царя Иоанна Грозного, «не в греков, а во Христа». Святой же Александр Невский сказал тогда папским послам: «Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные… от вас учения не принимаем».

Сноски:

1. Толстой М. В. История Русской Церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. С. 97.

2. Протоиерей Михаил Хитров. Святый благоверный Великий Князь Александр Ярославич Невский. М.: 1893. С. 55.

3. Там же. С. 130-131.

4. Там же. С. 132.

5. Лебедев А. П. История Греко-Восточной Церкви по властью турок. С.-Пб.: Издательство Олега Бабышко, 2004. Книга 1. С. 153.

6. Да не будут тебе бози инии, разве Мене. Житомир: Ника, 2002.

7. http://zavtra.ru/content/view/staryie-igryi-iezuitov/

8. Патриарх Варфоломей: существует шанс объединения Католической и Православной Церкви

 

http://3rm.info/publications/34757-aleksandr-nevskiy-schit-svyatoy-rusi-protiv-papizma.html