Обычно подобные статьи пишутся к памятным датам. И вспоминается такое именно к годовщине совершенного подвига. С высоких трибун произносятся красивые речи высокопоставленными чинами, а за закрытыми дверями идет обсуждение размеров выплат и пособий семьям погибших героев. История двенадцатилетней давности. Вторая чеченская война, или, как ее называют иначе, КТО – контртеррористическая операция. 29 февраля 2000 года. Бой в Аргунском ущелье.
23 февраля 2000г., в праздничный день, глава объединенной группировки войск на Северном Кавказе генерал-лейтенант Геннадий Трошев торжественно сообщает, что чеченских бандформирований больше не существует, что они полностью разгромлены. 29 февраля водружается российский флаг над Шатоем (последним крупным поселением, находившимся под властью боевиков), и центральные каналы показывают, как министр обороны Игорь Сергеев сообщает тогда еще и.о. президента России Владимиру Путину об «успешном завершении третьего этапа контртеррористической операции на Кавказе».
Только в этот же самый день, 29 февраля 2000г., реальная картина военных действий предстает перед историей в совершенно иных красках. Федеральная группировка в радиусе 100 километров от села Шатой насчитывала свыше ста тысяч военнослужащих, имеющих в своем распоряжении и дальнобойную артиллерию, и высокоточные установки. И только одной 6-й роте 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ днем ранее, 28 февраля 2000г., был отдан приказ занять господствующую высоту Исты-Корд. Именно к этому месту вели все горные тропы, и только отсюда возможно было засечь «жалкие остатки бандформирований», которых «внезапно» оказалось около двух с половиной тысяч чеченских боевиков и арабских наемников.
Знали тогда или нет ребята, что идут на верную смерть, нам остается только догадываться. Возможно, когда-то и будут рассекречены результаты официального следствия по этому делу. Единственное, мы знаем точно – когда начался огонь – десантникам много не понадобилось времени понять, что помощи им ждать не приходится и отступать некуда.
6-я рота под командованием майора Сергея Молодова заняла 28 февраля 2000г. высоту 776, а на находящуюся в 4,5 км гору Исты-Корд были посланы 12 разведчиков. 29 февраля в 12-30 разведка вступила в бой с группой численностью примерно 20 боевиков и была вынуждена отступить к высоте 776. В 16-00 в бой включилась остальная рота. Сергей Молодов был убит одним из первых пулей снайпера, и командование на себя взял подполковник Марк Евтюхин. К концу дня 6-я рота потеряла погибшими 31 человека (33 % к общему числу личного состава). Бой вели всего два взвода, так как третий взвод, растянувшийся при подъеме на 3 километра, был обстрелян и уничтожен боевиками на склоне. Ни на какие призывы подполковника Евтюхина по рации о помощи никто не откликался – приказа не было. Точнее приказ был, обратный – ни в коем случае «не паниковать» и не оставлять занятые позиции войскам, располагавшимся вблизи.
1 марта в 3 часа утра к окружённым смогла прорваться группа из 15 солдат во главе с майором Александром Доставаловым, который, нарушив приказ, покинул оборонительные рубежи 4-й роты на соседней высоте и пришёл на помощь. Еще 120 десантников под командованием начальника разведки 104-го полка Сергея Барана также самовольно покинули позиции и форсировали реку Абазулгол, выдвинувшись на помощь Евтюхину. Они уже начали подниматься к высоте, когда были остановлены приказом командования: остановить дальнейшее продвижение и вернуться на позиции. Также командир группы морской пехоты Северного флота генерал-майор Александр Отраковский неоднократно просил командование дать разрешение прийти десантникам на помощь, но так его и не получил (6 марта 2000г. из-за этих переживаний у Отраковского отказало сердце). Никакой помощи от главного командования 6-я рота Евтюхина не получила. Только артиллерия. Залпы по своим и по чужим. Когда Евтюхин понял, что выжить не удастся, скомандовал «беру огонь на себя». Связь с Евтюхиным прекратилась в 6.10 утра 1 марта. Высота была занята силами боевиков. И только 2 марта федеральные силы пришли на позиции 6-й роты. Целый день был у боевиков собрать тела своих погибших. Очевидцы рассказывали, что боевики также собрали тела и наших десантников, предварительно добив всех тяжелораненых, в один курган, на которого посадили труп Евтюхина, одели на него наушники, и поставили перед ним рацию.
84 погибших (в том числе 13 офицеров) 6-й и 4-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ. Потери со стороны боевиков – по данным федеральных служб – 400-500 чел. В ходе данной операции был уничтожен полевой командир Идрис. Командовавшие также сражением Абу Валид, Хаттаб и Шамиль Басаев смогли скрыться вместе с остатками своих сил. Многие раненые боевики сдались в плен в Ведено внутренним войскам.
2 августа 2000 года, в день 70-летия ВДВ, президент РФ В.Путин приехал в Псковскую дивизию и лично извинился перед родственниками погибших за «грубые просчеты, которые приходится оплачивать жизнями русских солдат», признав вину Кремля. Но, спустя годы, ни президент, ни военная прокуратура так и не разъяснили, кто именно допустил эти грубые просчеты, оплаченные солдатскими жизнями.
За мужество и отвагу, проявленную при ликвидации незаконных вооружённых формирований, Указом Президента Российской Федерации № 484 от 12 марта 2000 года 22 десантникам было присвоено звание Героя России (из них 21 — посмертно), 68 солдат и офицеров 6-й роты награждены орденами Мужества (63 из них — посмертно).
3 августа 2002 года состоялось торжественное открытие 20-метровой конструкции в форме раскрытого парашюта возле КПП 104-го полка в Черехе. Под куполом выгравировали 84 автографа погибших бойцов. Память многих погибших увековечена также в городах, где остались их семьи – их именами названы улицы, сооружены памятные плиты на домах и школах. Семьи погибших создали организацию «Красные гвоздики», чтобы сохранить о ребятах память и попытаться выяснить правду об их гибели. Героическому подвигу псковских десантников посвящены многие песни современных бардов, а также фильмы «Честь имею», «Прорыв», «Русская жертва», мюзикл «Воины духа», книги «Рота», «Прорыв», «Шаг в бессмертие».
Русский народ не забудет эту дату, это сражение, своих героев. Рано или поздно станут известны причины этой трагедии. Но главное здесь другое. Главное, что героизм – это не что-то далекое и давно забытое, а это то, что продолжает происходить и в наши дни, на наших глазах. Главное здесь то, что бойцы 6-й роты, наверняка знали, что идут на смерть, и они шли на смерть ради нас, как и положено русским солдатам. Спасибо Вам, ребята, и Вечная память!
Вениамин Ключ