15 марта 2017 г., в Москве на Суворовской площади состоялось традиционное молитвенное стояние, посвященное 100-летию Явления «Державной» иконы Божией Матери.
Мирное народное собрание 15 марта почти закончилось, когда полиция внезапно потребовала отдать ей одну из хоругвей участника стояния, а именно – хоругвь с надписью «Православие или смерть». Капитан полиции заявил, что это – «экстремистский» лозунг. Хоругвеносец Димитрий Антонов был задержан. Почти 5 часов Мещанский отдел УВД гор. Москвы (ул. Сретенка, дом 11) составлял протокол о «правонарушениях».
Как кандидат богословия авторитетно заявляю, что ничего экстремистского в лозунге нет, никакого противоправного и антихристианского подтекста слова «Православие или смерть» не имеют.
Смысл лозунга прост: «Или Православие, или смерть». (Кстати, на хоругви Димитрия Антонова в надписи нет восклицательного знака). Или: «Если не Православие, то смерть». Девиз этот не может быть экстремистским, т.к. от Православия за всю историю НИКОГДА не исходили призывы к походу на неверных. Одно из центральных требований в Православии – это аскеза, т.е. исключительно «истязание» самого себя (а не других) ради достижения молитвенного состояния. Публицист Яна Амелина резонно считает : что же это, и тысячи наших Новомучеников, отдавших жизни свои за Православие, — экстремисты ? И святой воин Евгений Родионов, отказавшийся по требованию моджахедов снять нательный крест, — тоже экстремист ? Девиз этот и по сей день многие годы висит над монастырем Эсфигмен на Святой Горе Афон и правительство Греции, члена Евросоюза, к ответственности монахов не привлекает. Не привлекали к ответственности за экстремизм и Фиделя Кастро за схожий лозунг «Родина или смерть». Никто не «шил» ему призыв к разжиганию межнациональной розни. В защиту лозунга «Православие или смерть» высказался епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков) : «Надпись эта отнюдь не «экстремистская». Без Святого Православия нам и правда смерть».
Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский авторитетно заявлял, что не видит во фразе экстремизма : «Это высказывание ни на кого не направлено, ни к чему не принуждает. Люди говорят о собственной позиции, это их личный выбор». Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко) также заявил, что видеть в этом лозунге призыв к православным кого-то резать – величайший абсурд».
Монахи трактовали этот лозунг как отстаивание Православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти. Выражение «Православие или смерть» не несет в себе негативного смысла и негативной нагрузки, не содержит в себе каких-либо признаков, возбуждающих религиозную рознь и межрелигиозную вражду, а также не содержит призывов или побуждений к религиозной розни и вражде. В современной России среди православных активистов этот лозунг стал символом приверженности религиозному консерватизму, просто Православию как религии в целом, Православию как единственному спасению России. Смысл этих слов в том, что верующий человек ставит религиозные ценности выше собственной жизни, об этом говорит и Евангелие. Такая фраза раскрывает православным смысл веры, внутреннее стремление человека к Богу.
Лозунг «Православие или смерть» означает внутренний духовный выбор для последователей православной веры – или сохранение веры или гибель (смерть). Лозунг не обращен «вовне», к неправославным и не предполагает принуждения кого-либо становиться православным под страхом смерти и не содержит призыва к преследованию или истреблению неправославных. Мысль о том, что отпадение от православной веры хуже смерти, выраженная в анализируемом лозунге, не может рассматриваться вне контекста – фундаментальных основ православного вероучения об исключительной роли Церкви в деле спасения души. Утверждение об исключительной важности принадлежности к Православию в деле спасения души имеет богословское значение. Это утверждение отнюдь не изобретено авторами лозунга «Православие или смерть». И еще : никогда не следует забывать, что православное христианство – это религия любви, в т.ч. даже любви к врагам. Известный большевик Луначарский обличал христианство именно за проповедь любви, между тем, как его партия, по его же словам, проповедует ненависть. И в этом он видел плюс.
Несколько лет назад два районных суда Черемушкинский и Люблинский вынесли прямо противоположные решения: Черемушкинский 21 декабря 2010 г. признал лозунг «экстремистским» и Люблинский 21 апреля 2011 г. отверг представление прокуратуры и признал его вполне нормальным. Последний основывался на заключении комплексной экспертизы, которую проводил Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ.
Игумен Кирилл (Сахаров), кандидат богословия,
настоятель храма свт. Николы на Берсеневке г. Москвы