УМЕРЕННЫЙ И РАЗУМНЫЙ ПОСТ – ОСНОВАНИЕ И ГЛАВА ВСЕМ ДОБРОДЕТЕЛЯМ! Восемь правил прп. Паисия Величковского о соблюдении поста.

1489004477_prp.paisiy

Прп. Паисий Величковский (1722 — 1794) – один из выдающихся отечественных афонских подвижников, молитвами и трудами которого в XVIII в. возродились исихастские традиции православного монашества и старчества. Прп. Паисий считал пост одной из важных составляющих добродетелей, помогающих христианину духовно совершенствоваться и бороться со страстями и грехом. Предлагаем восемь правил прп. Паисия Величковского о соблюдении поста.

1. Умеренный и разумный пост – основание и глава всем добродетелям. Как со львом и лютым змием бороться, так должно со врагом в телесной немощи и духовной нищете. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех.

2. Прекрасно и полезно всегда быть готовым и находится в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не проводить в бездеятельности тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, невзирая на других подвижников, — много или мало кто постится; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель – своя совесть. Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг; потому что одни сильны, другие немощны; одни как железо, другие как медь, иные как воск.

3. Только покушавши, должно быть алчным немного, чтобы тело было и покорно духу, и к трудам способно, и к умным движением чувствительно, и телесные страсти победятся; пост не может умертвить так страстей телесных как умертвляет скудная пища. Некоторые тем временем постятся, а потом предаются сладким кушаньям; ибо многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности, и ищут сладких кушаний и покоя для укрепление тела. Так поступать то же значит, что созидать, а потом опять разорять, так как тело чрез скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешение, и сласти возжигают страсти.

4. Воздерживаться от пищи день, два, три, четыре, пять и седмицу – не всегда может человек, а чтобы каждой день вкушать хлеб и пить воду, так всегда может.

5. Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однако же, относительно количества пищи, должно установить, сколько нужно для укрепление сил; таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою.

6. Святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Возьми себе за правило кушать на всякий день, так можно тверже воздержаться; если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объядения? Никак. Такое неумеренное начинание и происходит или от тщеславия, или от безрассудности.

7. Воздержание – одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранение от скверных помышлений и блудной похоти; на каждой же день вкушать со скудостью бывает средством к совершенству, как говорят некоторые; и нисколько не унизится нравственно и не потерпит вреда душевного, кто вкушает на каждой день в определенной час.

8. Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру – в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу.

В качестве иллюстрации использовано старейшее иконографическое изображение прп. Паисия Величковского, созданное афонскими монахами на Святой Горе в 1817 г., через 23 года после смерти старца и за 171 год до его официальной канонизации.

Печатается по книге: Шумило С. В. Преподобний Паїсій Величковський. «Повість про Святий Собор» та маловідомі листи. – К.: Издательский отдел УПЦ, 2016.

Источник: http://www.rusfront.ru/12636-umerennyy-i-razumnyy-post-osnovanie-i-glava-vsem-dobrodetelyam.html

 

Близ румынского города с незаурядным наименованием Тыргу-Нямц расположился Нямецкий монастырь. Возникновение его относится к XIV-му столетию. Когда-то в его стенах жил и трудился преподобный Паисий Величковский. Сегодня в данной обители хранятся мощи святого, открытые для поклонения. Церковь чествует преподобного ежегодно 28 ноября.

Паисий Величковский

Фото: Паисий Величковский

Детство и юность подвижника

Рождение святого Паисия пришлось на 21 декабря 1722 года. То был день памяти святителя Петра Московского, а потому младенца, появившегося на свет, нарекли в честь указанного угодника Божия. Родным городом для преподобного являлась украинская Полтава. Отец мальчика служил священником, как и прежде многие его родственники. К сожалению, он рано умер, оставив четырехлетнего отпрыска на руках жены Ирины. Несколько позже, когда Петр вступил в пору отрочества, скончался и брат святителя. Таким образом, воспитала сына мать.

Будущий святитель успешно обучился грамоте, практикуясь на Псалтири. Тринадцати лет отроду Петр по настоянию матери поступил в Киевскую духовную академию для продолжения образования. Этому весьма способствовали представители прихода Успенского храма, где служили Богу верой и правдой отец, брат и дед святого. Именно в стенах этого учебного заведения Петр почувствовал в душе своей неутомимую тягу к монашескому образу жизни и желание отказаться от мирского. Там же он нашел поддержку в рвении этом у Пахомия – иеросхимонаха Богоявленской обители. Этот замечательный человек вселил в сердце своего подопечного искреннюю любовь к Творцу. Благодаря ему Петр укрепился в намерении стать монахом.

Первый неудачный опыт Паисия Величковского

Будучи семнадцатилетним юношей, преподобный принял решение воплотить, наконец-таки, свое желание в жизнь. Близ Киева находилась обитель, именуемая Китаевской пустынью. Вот туда-то, к игумену монастыря и обратился Петр с просьбой поселиться и быть впоследствии постриженным в монахи. Настоятель захотел проверить новоиспеченного послушника. Как только Петр очутился в келии старца, тот предложил ему присесть. Однако преподобный проигнорировал приглашение настоятеля и продолжил стоять в дверях. Так повторилось три раза. На основании этого случая игумен сделал вывод о том, что Петр не имеет смирения и кротости в душе, а потому не может быть принят в обитель с целью последующего пострига.

В глубокой скорби вернулся юноша в академию. Он прозанимался до наступления летней поры, а потом вновь решил попытать счастья в монашеской стезе. Взяв у духовного отца своего благословение, молодой человек пошел в Любечский монастырь, основателем которого являлся известный святой преподобный Антоний Печерский. В то время игуменом обители служил Никифор (Коханский). Он принял юношу с радостью и поручил тому первое в его жизни послушание: переписывание книжных трудов. Одним из первых Петр переписал сочинение святого Иоанна, игумена Синайского «Лествица».

Пока новоиспеченный инок усердно выполнял порученную ему работу, место прежнего игумена занял другой по имени Герман. Он отличался от своего предшественника гораздо меньшим чадолюбием и доброжелательством. Петр осознал сие на собственном горьком опыте: новый настоятель выгнал инока из личной кельи за пустяковую провинность. Юноша же, как только спустилась тьма, в тайне ото всех вовсе покинул монастырь, мужественно перейдя Днепр по ледяному слою.

Вскоре Петр оставил позади и город Люблич. У Монашеских гор он встретил пустынножителя Исхия. Познакомившись с подвижником, преподобный узнал, что главным ежедневным занятием того являлось переписывание богословских книг, а точнее – трудов, созданных святыми отцами. Молодой человек, обрадованный таким открытием, стал проситься в послушники. Однако ответом ему был отказ, и Петр продолжил свой нелегкий путь ищущего.

Следующим пунктом прибытия святого оказался Медведовский монастырь. Здесь мечта Петра наконец-то осуществилась: юноша был пострижен в рясофор. Имя он получил Парфений, однако братия то и дело, как бы путая, называла инока Платоном. Спустя короткое время юноша потерял и всякую связь с духовным отцом.

 

Паисий Величковский

Фото: Паисий Величковский

Странствия Паисия Величковского

Грянули гонения на православных христиан. Учинили сие представители униатской церкви. Игумену Медведовского монастыря поступило предложение примкнуть к последней. Однако униатам было отказано. В итоге обитель закрыли и насельникам ее пришлось покинуть родные стены.

Нечего делать, нужно было искать новое место жительства. Им стала для Платона и двух других иноков Киево-Печерская Лавра. Здесь преподобный думал остаться навсегда, но от одного прозорливого старца услышал пророчество о том, что предстоят ему странствия. Все в скорости сбылось: в Лавре Петр повстречал старого друга, беседа с которым вдохновила его на пустынножительство с новой силой.

Паисий Величковский

Фото: Паисий Величковский

 

И отправился юноша в долгое странствие. Во многих местах, где чувствуется Божья благодать, побывал он, множество обителей посетил. В одном из монастырей, находящимся под покровительством Василия Поляномерульского, он даже нес послушания. Но прожил святой там недолго, так как хотелось юноше продолжить свое путешествие. Вскоре Платон остановился в горном скиту Кырнул, где стал нести подвиг пустынничества. Через некоторое время он пустился в новую путь-дорогу, на этот раз – на Святую Афонскую гору. Прибыв на место, Платон занялся поисками старцев-подвижников. Но они успехом не увенчались, потому юноша вынужден был поселиться в пустыне и жить в уединении более трех лет.

Собственная обитель преподобного Паисия Величковского

И тут Бог снова свел Петра со старцем Василием Поляномерульским. Тот прибыл на Афон, а, встретившись с бывшим подопечным, услышал из уст молодого мужчины просьбу о новом постриге. Так 28-летний Платон превратился в Паисия и облачился в мантию. И практически сразу же у преподобного появился ученик – монах Виссарион. Но учителем как таковым Паисий не стал: инок стал для него другом. На условиях дружбы принимал к себе преподобный в дальнейшем и других монахов. Вместе они собирали и изучали книжные святоотеческие труды. Наступил момент, когда братия увеличилась до таких размеров, что им срочно требовался настоятель и духовный отец. В 1758 году Паисий после долгих отказов был рукоположен в священнический сан. Патриарх Серафим дал общине монашеской Ильинский скит, что располагался в монастыре Пантократор. Братия во главе с Паисием зажила здесь по правилам общежительства.

В течение 17-ти лет длилось существование общины в скиту. Когда христиан стали притеснять лица, исповедующие ислам, Паисий с монахами отправился в Молдавию. Пристанищем их стал Драгомирнский монастырь. После войны русских с турками данная обитель отошла к австрийцам, и Паисий вновь очутился без крова. Община временно остановилась в Секульском монастыре, а потом ее поместили в Нямецкой обители. Здесь же 15 ноября 1794 года в возрасте 72-х лет старец Паисий и скончался, поболев немного перед смертью. Тело его предали земле в соборной церкви монастыря. Позже преподобного канонизировали.

Надежда Пономаренко

http://www.inmoment.ru/holidays/paisius-velichkovsky.html