21 августа нынешнего года, в светлые Святые Преображенские Дни, отмечалась 35 годовщина блаженной кончины одного из самых великих подвижников Святого Русского Елеона в Святом Граде Иерусалиме Отца архимандрита Димитрия (Биакая).
Духовный авторитет этого человека таков, что все из ныне живущих старых русских сестер-арабок этой величайшей земной обители мира ставят отца Димитрия по значимости сразу после отца-основателя великого архимандрита Антонина Капустина, создателя Святой Русской Палестины в 60-90-е годы 19 века.
Одна из старейших сестер мать Вероника (Рахеб) вспоминает, что сам отец Димитрий всегда почитал Отца Антонина как временно неканонизированного преподобного святого и регулярно служил ему панихиды у его честной могилки в Свято-Вознесенском Соборе обители. Для отца Димитрия отец Антонин был своего рода главным символом руководителя Святой Русской Земли на Святой Иерусалимской Евангельской Палестине.
Промыслительно, что Всемилосердный Господь избрал отца Димитрия (Биакая) также, как и в свое время отца-основателя Антонина (Капустина), для спасения и утверждения Святой Елеонской обители и всех других иерусалимский обителей Русской Зарубежной Церкви в 50-60-е годы 20 века.
В судьбах этих великих подвижников было очень много общего: отец Антонин учился в Киевской Духовной Академии, а отец Димитрий родился в Киеве и подвизался в Киево-Печерской Лавре, отец Антонин получил законченное дипломное высшее богословское, историческое и археологическое образование, а отец Димитрий, не имея дипломного образования стал великим самоучкой, кругозор которого поражал современников своей энциклопедической широтой, отец Антонин по воле Божией стал начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1865 году и в течение 30 лет создал величайшую историческую Русскую Святую Палестину, а отец Димитрий также промыслительно в 1951 году стал начальником Русской Зарубежной Миссии для спасения от угрозы разорения со стороны большевистской советской хрущевской власти и утверждения отдельных вселенских русских святынь, созданных ранее отцом- основателем Антонином. Оба преподобных подвижника, и отец Антонин, и отец Димитрий, покоятся в Святой Елеонской обители, на месте Евангельского Вознесения Спасителя — отец Антонин под сенью Спасо-Вознесенского Собора, а отец Димитрий – на соборной площади монастыря, в череде самых великих подвижников Святого Русского Елеона.
Господь благоволил отцу Димитрию с рождения. Несмотря на то, что по отцу он был татарином, и имел мусульманское имя Исмаил, будущий великий подвижник Елеона и помыслить себе не мог быть не православным. Фундаментальную духовную отеческую закваску отец Димитрий получил в Киево-Печерской Лавре, где он стал пострижеником-монахом с именем Димитрий в честь святителя Димитрия Ростовского, в 1941 году.
Учителем и духовным отцом постриженника Димитрия стал великий святитель, схиархиепископ Антоний (грузинский князь Абашидзе), ныне прославленный как местночтимый святой Киевской митрополии. Показательно, что сам Владыка Антоний был в свое время учителем Иосифа Джугашвили, одного из студентов в Тифлисской Духовной Семинарии, будущего одного из самых могущественных тиранов человечества Иосифа Сталина. Этим объясняется факт неприкосновенности от большевиков владыки Антония в Киеве и в Киево-Печерской Лавре в советское довоенное и военное время.
Последовательно восходил отец Димитрий к вершинам своего духовного подвига: он постепенно стал в Лавре иеродиаконом, иеромонахом и игуменом, не имея, как говорилось выше, дипломного высшего богословского образования, благодаря своему самоотверженному самоученичеству и получению САМИМ широчайших исторических, богословских и литературных знаний, он стал членом Духовного Собора Лавры и заведующим Лаврской Канцелярии.
Но с освобождением советскими войсками Киева и вновь воцарением большевизма на Святой Киевской земле, отец Димитрий в сане игумена вынужден был эмигрировать на Запад, в Германию, где он до 1950 года служил уже в сане архимандрита в различных Храмах РПЦЗ, расположенных в Западной Германии.
По решению Синода РПЦЗ отец Димитрий в 1950 году назначается сначала заместителем, с 1951 года – начальником Русской Духовной Миссии Зарубежной Церкви в Святом Граде Иерусалиме.
Вместе с ним, почти одновременно, настоятельницей и игуменьей Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря назначается Матушка Тамара (Романова-Багратион-Мухранская), великая княжна императорской крови Романовых, двоюродная сестра императора Николая Второго.
Отцу Димитрию и Матушке Тамаре вместе с другими пасомыми РПЦЗ на Святой Земле Господь доверил величайшую миссию спасать от разорения и уничтожения Святой Русский Елеон и все другие святые обители РПЦЗ, которые не смогла захватить советская власть с помощью израильских властей после образования Государства Израиль в мае 1948 года.
После израильско-арабской войны 1948 года повсюду на Святой Земле был хаос и экономический упадок. Отец Димитрий застал РДМЗ в крайне плачевном состоянии: мужского служащего духовенства в Миссии почти не осталось; не было почти никаких денежных средств на содержание Миссии и обителей; не было влиятельных спонсоров и жертвователей, могущих, хотя бы стабильно поддерживать святыни; сестры обителей ходили почти лохмотьях и зарабатывали себе на пропитание за стенами обителей тяжелым трудом, подвергаясь систематическому уничтожению и оскорблению со стороны местных мусульман и иудейского населения; историческое здание Миссии возле Троицкого Собора в Иерусалиме было захвачено израильской властью; были отняты в угоду советскому влиянию другие важнейшие участки Миссии.
За поддержку СССР в деле образования Израильского Государства в 1948 году, местная власть готова была отдать Московской Патриархии все святые русские обители на Святой Земле, что грозило в будущем продажей при Хрущеве очень многих исторических русских земель в Палестине и Израиле. Все те святые русские палестинские обители на Святой Земле, которые своими титаническими трудами создавал преподобный отец Антонин (Капустин), могли полностью исчезнуть.
Но по усердной молитве и святой жизни Отца Димитрия, Матушки Тамары Русская и всех честных священников и монашествующих Русская Духовная Миссия Зарубежом не только выстояла от нападений вражьих, но подняла свой духовный, моральный и материальный авторитет на необыкновенную высоту.
Отец Димитрий перенес резиденцию начальников Миссии на Святой Русский Елеон, под молитвенную защиту покоящихся на Елеоне его великих подвижников-основателей: преподобных отца –основателя Антонина (Капустина), священномученика Парфения (Нарциссова), первой начальницы и строительницы Елеона монахини Евпраксии (Миловидовой) и других покоящихся первых Елеонских русских монахинь и инокинь.
Благодаря его трудами были спасены от разорения и захвата: Святой Русский Елеон, Святая Русская Гефсимания, Святая Русская Вифания, Святой Русский Фаран Преподобного Харитона Исповедника, Святой Русский Хеврон, Святой Русский Иерихон.
Православное богослужение было поставлено на необычайно высокую строгую высоту. Никаких нововведений и отступлений от истинного богослужения при отце Димитрии не допускалось. Этот закон сохраняется и доныне – Елеонский женский монастырь и другие святые Русские обители Святой Земли являются самыми строгими в богослужении и в других сторонах монашеского делания.
Сестры монастыря прекратили зарабатывать себе на пропитание за стенами обители, перестали ходить в лохмотьях. К каждой сестре проявлялось персональное внимание. Никто не был брошен на произвол. За немощными лежащими сестрами в особой больничке ухаживали молодые сестры. Голодным никто не был.
Старые елеонские русские арабки вспоминают: Умирала сестра, и отец Димитрий помещал нашей зарубежной русской газете «Православная Русь» в обязательном порядке краткую о ней поминальную заметку. Об этом сейчас даже помыслить нельзя. А тогда всем этим занимался отец Димитрий. К каждой сестре был свой особый подход. Отец Димитрий в буквальном смысле слова полагал душу свою за други своя. Он оказывал помощь даже не православным, к примеру арабам, когда те оказывались нуждающимся в такой помощи.
К содержанию обителей стало привлекаться местное православное арабское население, которое стало отдавать в монастырь юных воспитанниц для восприятия ими русской монашеской жизни.
Так, на Святом русском Елеоне, в Святой Русской Гефсимании появилось свое, русское, арабское, православное воинство Христовых невест, благодаря и молитвами которых Господь сохранил до скончания века для мира Святые Русские Обители на Святой Иерусалимской Земле.
Старейшие знаменитые русские елеонские арабки-монахини м.м. Феоктиста, Мелания, Рафаила, Тамара, Вероника, Екатерина, Магдалина, Христина, Апполинария, Афанасия, Анастасия, гефсиманские: Серафима, Феодосия, Павла и многие, многие другие в прямом смысле слова как преданные дщери своего аввы Димитрия сохранили для будущих поколений величайшие русские иерусалимские обители и являются примером и образцом каждодневного монашеского подвига.
Отец Димитрий непосредственно преподавал русским арабкам Закон Божий, богослужение и русскую и всеобщую историю.
Его ученицы, среди которых старшая сестра Елеона, уставщица монахиня Екатерина (Самара) на протяжении десятилетий ответственно несут подвиг надлежащего елеонского богослужения русской традиции.
При отце Димитрии развилось мощное духовничество в лице таких виднейших священников-монахов как отцы Нектарий, Мефодий, Модест и других подвижников, цементировавших духовную жизнь сестер и паломников.
У русского Елеона и других русских обителей благодаря умной, дипломатичной и доброй политики отца Димитрия и матушки Тамары появились мощные спонсоры-покровители, среди которых самым видным был король Иордании Хусейн Первый-бел Талал. В 1958 году, в год 100-летия образования РДМ, на территории Елеонского монастыря отцом Димитрием при активной помощи короля Хусейна были проведены исторические празднества с участием громадного количества гостей.
В результате понесенных спасительных подвигов Отца Димитрия его имя стало нарицательным в православном мире. Священноначалие РПЦЗ удостоило отца Димитрия правом ношения двух крестов с украшениями и правом архиерейской чести при богослужении – служении с архиерейскими дикирием и трикирием на архиерейском же орлице. Такой чести не удостаивался ни один начальник РДМЗ: ни в 20, ни в 21 веке.
Постоянная напряженная духовная и административная работа отца Димитрия по сохранению русских святых обителей на Святой Земле в условиях нахождения среди антихристианских сообществ не могла не сказаться на его здоровье. В 1968 году он попросился на покой с поста начальника РДМЗ, но оставался до самой своей блаженной кончины главным духовником РДМЗ, проживая на Елеоне в скромной келье.
21 августа 1985 года, 35 лет назад, в возрасте 77 лет отец Димитрий тихо и блаженной почил от тяжких болезней, ушел в жизнь вечную, и был погребен, по старой иерусалимской святой традиции, без гроба, в саване, за Спасо-Вознесенским собором, за гробницей отца-основателя архимандрита Антонина (Капустина) и священномученика отца игумена Парфения (Нарциссова), в череде самых великих подвижников Елеона: первостроительницы Елеона монахини матери Евравксии, игумении Тамары и священноигумена Рафаила.
Он оставил после себя имя, которое золотыми буквами вписано в историю Русской Зарубежной Миссии и Русской Зарубежной Церкви. Он оставил после себя великое воинство Христовых невест, сохранивших для Бога, мира и православия величайшие русские обители на Святой Земле. Он преподал всем нам живой пример настоящей евангельской жизни в своей любви, доброте, человеколюбии и преданности Христу Богу и Его Церкви.
Вечная память Отцу Архимандриту Димитрию (Биакаю). Аминь !
Многолетний паломник Святого Русского Елеона,
подполковник юстиции в отставке
Владимир Николаев
21 августа 2020 года, Россия-Иерусалим-Елеон