Когда до кончины великого Оптинского старца Амвросия оставалось менее года, в семье часто бывавших у него со своими духовными нуждами государственных крестьян Стрелецкой слободы города Лебедяни (Липецкого уезда Тамбовской губернии) Поликарпа и Екатерины Зайцевых родился восьмой по счету ребенок, дочка.
Случилось это 1-го ноября 1890 года, и из-за свирепствовавшей в то время эпидемии холеры девочку сразу же окрестили с именем Матрона. Имея обыкновение брать с собой к батюшке Амвросию кого-либо из детей, Поликарп и Екатерина привезли к нему в Шамордино под благословение девятимесячную Матронушку. Взяв дитя на руки, преподобный предрек, что сначала она поживет в благочестивом браке, а затем примет монашество и «вся Оптина в ней будет». Это пророчество, очевидно, подразумевало то, что будущая схимонахиня Серафима, нынешняя девочка Матрона, станет духовной дочерью последних Оптинских старцев и исполнит в своей жизни их заветы.
Пришло время, и Матрону взял под свое духовное руководство преподобный Анатолий (Потапов), чьими мудрыми советами и молитвами и возросла будущая схимница и старица.
С раннего детства подвижнице довелось много и тяжело трудиться, чтобы хоть как-то помочь своим родителям. Часто ей приходилось вставать ни свет, ни заря и отправляться на работу к зажиточным людям. Однажды Матрона проснулась оттого, что на нее упала горячая слеза матери, которой жаль было будить дочку. Чтобы впредь не терзать любящее материнское сердце, Матрона с тех пор старалась просыпаться самостоятельно. При всем трудолюбии дружной многодетной семьи Зайцевых, пища в их доме была самая простая и постная – кулеш (пшенная каша) на воде.
Матрона всегда выделялась среди своих сверстников. Мальчишки дразнили ее «монашкой» и бросали в нее камни. Как-то она пожаловалась на это старцу Анатолию, и он ответил, что когда Господь ставит на человеке печать Своего избранничества, враг иногда открывает это злым людям, чтобы через них досадить рабам Божиим.
В 19-летнем возрасте подвижница вышла замуж за глубоко верующего и полюбившего ее крестьянина-ровесника Кирилла Петровича Белоусова. В семье Кирилла и Матроны царили единодушие, мир и лад. В 1910 году у них родился сын Александр, а через два года появилась дочь Ольга. Накануне трагических для России событий 1917 года все семейство переехало в город Козлов (ныне – Мичуринск Тамбовской обл.), бывший в то время крупным торговым центром. С этих пор в хлебосольном доме Белоусовых часто останавливались дорогие их сердцу монахи Оптиной Пустыни, привозившие на продажу труды своих рук.
В 1926 году в семье Белоусовых родился еще один ребенок – сын Михаил. В 1934 году они переехали в Воронеж. Там Матрона Поликарповна (в то время, после кончины преп. старца Анатолия в 1922 г., уже оставшаяся без духовного руководства) познакомилась и завязала духовное общение с настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Ячейка Воронежской области игуменом Серафимом (Мякининым), подвижником святой жизни. До самой своей кончины отец Серафим оставался матушкиным духовником и, вероятно, именно он постриг ее в монашество. А в 50-е годы она приняла схиму от руки их общего духовного сына – схиархимандрита Макария (Болотова), (который был представителем старинного дворянского рода. Его родственниками были профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Василий Васильевич Болотов – выдающийся русский богослов 19 в., а также первая настоятельница Шамордина, духовная дщерь самого оптинского старца Амвросия, схиигумения София! Кроме того, очень важный Богородичный образ «Спорительница хлебов», который будет спасать христиан последних времен от ГОЛОДА, также написал родственник старца Макария — написал по благословению самого о. Амвросия Оптинского — ред.)
Когда началась Великая Отечественная война, Матрона Поликарповна ободряла и подкрепляла страждущих. Перед немецкой оккупацией Воронежа подвижница вместе с мужем, дочерью Ольгой и тремя внуками была вынуждена покинуть город. Ничего лишнего они с собой не брали. Кирилл Петрович вез салазки с детьми, а матушка несла в руках литографическую икону Скорбящей Божией Матери. Выбившись из сил, они остановились в деревенском доме у самой линии фронта. Внуки плакали от голода, но кормить их было нечем. Матушка успокаивала их, говоря: «Сейчас, сейчас, ребята, мы вас накормим».
Взяв икону Богородицы, она уединилась для молитвы и, упав на колени перед образом Царицы Небесной, со слезами просила Ее о заступлении и милости. И мольбы ее были столь пламенны, что от крыши дома до неба образовался яркий, как огонь, столп, который заметил оказавшийся неподалеку милиционер. Заподозрив, что кто-то подает сигнал немцам, он вбежал в дом, но, увидев слезно молящуюся сияющую матушку, вышел в немом изумлении. Помощь Божия не замедлила – добрые люди принесли шестерым изможденным путникам распаренный овес и квашеную капусту. А подвижница, вспоминая об этом, говорила: «Молитва, приносимая от чистого сердца, проходит сквозь Небеса прямо к Престолу Божию».
Матрона Поликарповна очень почитала Царицу Небесную и всегда повторяла: «Как же Матерь Божия всех нас любит!» Особенно часто она молилась так: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим». Муж матушки, Кирилл Петрович, каждый день читал акафист Тихвинской Богородичной иконе. Он был необыкновенно добрым человеком, даже в голодные военные годы кормил птиц вареными очистками от картофеля и другими остатками скудной домашней пищи. Примечательно, что после его кончины благодарные птицы провожали гроб своего кормильца до самого кладбища.
Как только немцы отступили, Белоусовы возвратились домой. В мае 1944 года в Исполнительный комитет центрального районного совета депутатов трудящихся города Воронежа поступило заявление «группы верующих, желающих добровольно объединиться для совершения религиозных обрядов по православному вероисповеданию» с письменным ходатайством «о регистрации религиозной общины при Никольском соборе».
Весной того же года по благословению епископа Ионы матушка возглавила исполнительный орган общины Свято-Никольского кафедрального храма, полагая тем самым начало новому для себя самоотверженному ктиторскому подвигу. Когда будущая старица Серафима взялась восстанавливать разрушенный Никольский храм, у нее было лишь пять рублей.
Инокиня Н. вспоминала, что слышала в Мичуринске рассказ келейницы матушки о том, как, приступая к этому трудному делу, та простояла на молитве всю ночь – пол был мокрым от ее слез. И уже на следующий день люди стали предлагать подвижнице свою посильную помощь, которая, ее святыми молитвами, не иссякала и в дальнейшем. Соборный храм во имя святителя Христова Николая был почти полностью восстановлен менее чем за год.
Вскоре матушка Серафима тяжело заболела, отошла от дел и в 1946 году вместе с семьей возвратилась в Мичуринск. Там она жила скромно и неприметно, ходила в церковь, постилась очень строго: даже на Пасху позволяла себе съесть только половинку яйца. Ближние никогда не видели, чтобы она отдыхала. Приняв тайное пострижение в мантию, а затем и великий ангельский образ, старица дни и ночи проводила в непрестанных слезных молитвах перед келейной иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Этот образ, хранившийся у нее около 20-ти лет, принадлежал Оптинскому старцу схимонаху Иоасафу (Моисееву) и был передан им матушке перед своим арестом.
По свидетельству современников, за великое смирение, крепкую веру и горячую любовь к ближним схимонахиня Серафима удостоилась даров Святаго Духа – прозревала будущее и совершала исцеления. За духовной помощью и утешением к старице обращались монашествующие и миряне. В годы безверия, ободряя православных, она говорила, что рассвет близок, придет время, и будут открывать храмы, восстанавливать разрушенные монастыри. Матушка предсказала открытие Мичуринского Боголюбского собора и Задонского Богородицкого монастыря. Заранее ей был известен и день окончания Великой Отечественной войны.
Подавая ближним душеполезные советы, матушка обращала особое внимание семейных людей на необходимость послушания в браке. Она наставляла, что для замужних женщин семья должна быть на первом месте после Бога и веры – за нее нужно будет дать ответ перед Господом: «Сначала за семью спросится, а потом за все остальное». В своей супружеской жизни старица придерживалась строгости, крайне редко внешне проявляя сердечные чувства. Никогда не стремившаяся к богатству в браке, приняв монашество, она в совершенстве исполняла заповедь нестяжания.
Часто матушка говорила житийным языком, цитировала Святых Отцов, хотя толком нигде не училась. По дару прозорливости она обличала тайные греховные мысли приходивших к ней людей.
Отвечая на вопросы о судьбах мира, схимонахиня Серафима пророчествовала: «Если бы вы знали, что всех ожидает, ваше сердце бы не выдержало! Золото будет валяться, а воды не будет. Люди будут думать, что блестит вода, а это раскаленная смола»; «в дома, где есть печное отопление, будут поселять по 3–4 семьи. Люди из города побегут в деревню. Слабых Господь заберет. Будет большая смертность. Кто останется, претерпит голод и большие испытания. Придет время, что через одну улицу на другую не перебежишь: такая стрельба будет».
Преставилась матушка 5-го октября 1966 года, в 13 часов, немного не дожив до 76-ти лет. В самый момент разлучения ее души с телом некоторые из находившихся на улице людей видели необыкновенный огненный столп, исходивший из дома старицы. Господь показал, что праведная душа схимонахини Серафимы, всегда стремившаяся к Нему, вознеслась в Небесные обители. До самого погребения руки усопшей оставались мягкими и теплыми, а лицо, по словам приходивших проститься с подвижницей, сияло.
В октябре 1998 года над могилой схимонахини Серафимы возвели часовню. По благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в 2004 году была создана комиссия для подготовки канонизации старицы.
Подготовила Ксения МИРОНОВА
По книге «С крестом и Евангелием».
Задонский Рождество-
Богородицкий монастырь, 2011.
Источник: газета «Православный Крест», №19(115)