Компания «Facebook» столкнулась с неприятностями из-за утечки личных данных, которая была воспринята как серьезное нарушение права конфиденциальности миллионов пользователей. Примерно в то же время, Китай тихо сообщил, что правительство в открытую извлекает данные непосредственно из разума работников. Утечки «Facebook» просто бледнеют в сравнении с этим.
Гонконгская газета «South China Morning Post» описывает обычную производственную линию на заводе «Hangzhou Zhongheng Electric»: «Согласно информации самой компании, рабочие носят специальные каски, которые осуществляют мониторинг импульсов мозга, а затем эти данные используются руководством для корректировки темпа производства и перепроектирования рабочих процессов. Компания заявляет, что ей удалось повысить общую эффективность и производительность труда рабочих за счет манипуляций с частотой и продолжительностью перерывов, призванных ослабить психическое напряжение.
По словам ученых и представителей компаний, участвующих в правительственных проектах, компания «Hangzhou Zhongheng Electric» является лишь одним из многих примеров широкомасштабного применения устройств для мониторинга эмоционального состояния и других психических параметров персонала на рабочем месте.
Беспроводные датчики скрыты под обычным форменным головным убором и постоянно отслеживают импульсы мозга, направляя данные в главные компьютеры, которые используют алгоритмы искусственного интеллекта для обнаружения любых неблагоприятных эмоциональных отклонений, таких как «депрессия, тревога или ярость».
Кроме того, специальная камера следит за выражением лиц и контролирует температуру тела. Датчики давления фиксируют любые изменения в жестикуляции.
«Neuro Cap» – финансируемый центральным правительством проект по отслеживанию деятельности мозга в университете Нинбо, где проводится большое количество исследований. Этот проект осуществляется на более чем десяти заводах и компаниях, включая скоростную железнодорожную линию Пекин-Шанхай, где машинисты используют технологию шанхайской компании «Deayea». Встроенные сенсоры в полях головного убора могут поднять тревогу, если машинист поезда начинает засыпать.
Применение эмоционального мониторинга распространяется на больницы и армию, однако комментарии по этому поводу отсутствуют. Впрочем, вместо того, чтобы применять технологии слежения к персоналу больниц, она используется для отслеживания состояния пациента на случай «вспышки ярости».
Цзинь Цзя, профессор когнитивной психологии в бизнес-школе при университете Нинбо, объясняет: «Когда система выдает предупреждение, менеджер просит сотрудника взять выходной или перейти на менее важную операцию. Некоторые задачи требуют исключительно высокой концентрации внимания. Здесь нет места для ошибки».
Разумеется, она отмечает первоначальный страх и подозрение сотрудников, но, по ее словам, через некоторое время «они привыкли к этому устройству. Оно выглядит и ощущается как обычная каска безопасности. Они носили ее на протяжении всего рабочего дня». «Они думали, что мы можем на самом деле читать их мысли. Это вызвало некоторый дискомфорт и сопротивление на начальной стадии», – говорит профессор.
План состоит в том, чтобы технология использовалась в качестве «ментальной клавиатуры», суть которой в том, чтобы команды из мозга пользователя выполнялись без участия голоса или механических действий. Уже сейчас она значительно увеличивает рентабельность и дает Китаю преимущества на многих рынках.
Хотя эта технология вызвала обеспокоенность в связи с возможными злоупотреблениям и призывы к принятию правовых актов, регулирующих ее применение, Китай использует ее в беспрецедентных масштабах на фабриках, в общественном транспорте, государственных компаниях и вооруженных силах для повышения эффективности своей промышленности и обеспечения социальной стабильности.
Китай также использует систему распознавания лиц, чтобы фиксировать нарушение правил дорожного движения, так что имеются все основания утверждать, что огромные деньги истрачены вовсе не для того, чтобы улучшить жизнь людей в стране.
По мере того, как машинное обучение развивается шаг за шагом, нам приходится идти на компромиссы, явные или скрытые. Вот почему стоит взглянуть прямо в эти электронные глаза, чтобы понять все риски и преимущества, связанные с их применением. Совершенно очевидно, что здесь имеется потенциал для злоупотреблений.
Цяо Чжиан, профессор психологии управления Пекинского педагогического университета, признает, что китайская технология считывания информации из мозга дает конкурентное преимущество тем, кто ее применяет. В то же время, он является едва ли не единственным экспертом в Китае, который указывает на очевидные ассоциации с оруэлловской антиутопией «1984».
Цяо сказал, что компании также могут злоупотреблять этой технологией, «чтобы контролировать сознание персонала и нарушать конфиденциальность, подобно Большому Брату, «полиции мыслей», ужасной правоохранительной машине из упомянутого романа, которая допрашивала и наказывала людей за то, что они придерживались убеждений, не соответствующих линии руководства.
Человеческий разум не должен использоваться для извлечения прибыли. Но еще больше, чем само по себе нарушение права на частную жизнь ради максимизации производительности труда, опасна доступность наших мыслей и чувств для безнравственного работодателя. В какой среде выгоднее тратить миллионы на технологии отслеживания мыслей и чувств, когда подлинная атмосфера свободы позволяет людям вслух говорить о любых проблемах и совместно работать для их решения?
Очевидно, что китайское правительство предприняло столь масштабные усилия отнюдь не для того, чтобы улучшить жизнь работников.
От Редакции: Все материалы под рубрикой «ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ» вы сможете прочитать, набрав эти слова в поисковой строке сайта — слева, внизу, под рубриками.
http://gearmix.ru/archives/45254