Мы публикуем «крик души» прихожанки одного из православных храмов. Наша Редакция сознательно выставила этот материал уже ПОСЛЕ празднования Рождества Христова, в нынешние Святочные дни, дабы не вносить смущение и разного рода средостения в умы православных во время самого поста, предшествующего этому великому двунадесятому празднику. Однако данное мнение, полагаем, будет интересно и полезно всем верующим:
«Дом Мой домом молитвы наречется…» (Евангелие от Матфея, гл. 21, ст.13). При всем том настоятель храма сщмч. Владимира (г. Королев, Московской обл.) третий год подряд превращает храм (с середины декабря до середины января) в «выставочный зал» для демонстрации новогодней бутафории, размещенной над Царскими вратами, над обоими входами в алтарь, на святых иконах и на паникадиле под куполом храма. А рядом с аналоем, прямо напротив Царских врат, выставляется еще и «бутафорская» — не настоящая, а искусственная елка!»
Далее эта глубоко верующая женщина пишет:
«…Недоумение вызвано тем, что:
- Главным украшением храма является молитва, следовательно, в храме все должно располагать к молитве, и молитва должна быть правильной, то есть с вниманием, чувством покаяния и благоговением — только при такой молитве ниспосылается благодать Святаго Духа. А эти украшения и «красивости» мешают сосредоточиться нашему и без того, как правило, рассеянному уму.
- В праздники храм украшают ЖИВЫМИ цветами; если уж в гроб отошедшего ко Господу покойного приличествует полагать именно живые, а никак не искусственные цветы, то что же говорить о ХРАМЕ — доме Господнем?! Не случайно и недаром, свят. праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что цветы — это остатки рая на Земле.
3. Вызывает недоумение и дата, когда в храме появляются эти «украшения» — 21 декабря! Идет пост — это особое время, когда на православных христиан накладываются определенные ограничения. Это время молитвенного труда и РАЗГОВОРА с Богом, что помогает человеку взглянуть на себя и, узрев и осознав свое ничтожество перед Творцом и Спасителем, в благоговейной тишине ожидать и славить рождение нашего Господа!»
При всем том, эта пожилая прихожанка отнюдь не «пышет злобой» (как это может показаться некоторым) в отношении настоятеля храма:
«Уважаемый отец Глеб!
Благодарю Бога за Ваше служение, и надеюсь, что в нашем православном храме Вашими усилиями и усилиями о. Александра (второго клирика этого храма — ред.) всегда будет поддерживаться духовная атмосфера, помогающая прихожанам возносить достойную святую молитву Богу!
прихожанка храма сщмч. Владимира
Надежда Николаевна Новикова»
+ + +
От Редакции: Конечно, Рождественский пост не носит столь мощный покаянный характер, как пост Великий, когда любая «веселость» просто НЕУМЕСТНА — ведь мы вспоминаем боль Господа и сопереживаем крестным мукам Спасителя, принесшего Себя в качестве великой искупительной Жертвы за падшее человечество! Поэтому, не случайно, пощение перед праздником Рождества Христова подразумевает даже послабления в пище — разрешена для вкушения рыба!
В этом смысле, пост Рождественский — это «радостный» пост (хотя, конечно, при любом посте, помимо покаянного чувства за свои грехи, мы призваны испытывать и… радость от дополнительного сближения с Богом): мы в духовном веселии предвкушаем появление на Земле СПАСИТЕЛЯ! А это — безусловная РАДОСТЬ! Но нельзя эту радость доводить до абсурда: украшать храм «развеселой» бутафорией в самой «сердцевине» поста.
Безусловно, все, что способствует молитве, может только приветствоваться — даже благоукрашения! Но очень сомневаемся, что праздничная елка с украшениями посреди храма, гирлянды огоньков и блестящие шары на паникадиле способствуют молитвенному настрою — скорее, они, увы, поневоле (и будем откровенными!) вызывают мысли о… новогоднем шампанском, салате оливье и прочих бутербродах с красной икрой!
Кто-то может сказать: не судите по себе и по мере своей греховности! Однако вспомним наказ нашего величайшего святого, преподобного Серафима Саровского, который благословлял при нахождении в храме, во время молитвы, смотреть чуть ли не в пол — дабы наш рассеянный человеческий ум (как правильно заметила автор письма) не отвлекался ДАЖЕ на внешнюю, заметим, БЛАГОЛЕПНУЮ и вроде БЛАГОЧЕСТИВУЮ позолоту храма или красоту изящных резных киотов — ведь преподобный хорошо знал слабую сущность человека!
Что уж говорить о «влиянии» легкомысленных новогодних шариков, елок и гирлянд! (О том, почему происходит тотальная апостасия в храмах, и где лежат его истоки, читайте: http://monomah.org/archives/21159)
При этом не будем представляться эдаким монтанистами и «аскетами с неистово горящими глазами»: полагаем, не будет в очах Господа выглядеть грехом, если ПОСЛЕ наступления праздника Его Рождества в храмах какое-то время постоит украшенная елочка (только ЖИВАЯ; ведь в праздник Св. Троицы мы не выставляем в храмах… искусственные березки и не раскидываем на полу… пластмассовую траву — хотя, как знать, возможно, при антихристе и до этого «ноу-хау» доживем!), загорятся гирлянды и появится символическое изображение той самой пещеры-вертепа, где Он, наш дорогой Спаситель, изволил появиться на свет в этом грешном мiре!
Алексей Анатольевич Чеверда