О первых трёх Жребиях Божией Матери во Вселенной на земле известно следующее.
Первый — Иверия – выпал Богородице, когда апостолы метали Жребий, кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Но явившийся ангел возвестил Ей, что Иверия просветиться впоследствии. Когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр, навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесён к берегу Афонской горы, населённой язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указанием воли Божией, на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Сотворив много Чудес, Она отплыла на Кипр.
Святая гора Афон – Второй Жребий Богоматери на земле.
В XI в. в одном из Афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговской губернии. Божия Матерь открыла игумену монастыря, что новоподстриженному Антонию следует идти к себе на родину в Россию, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь – Третий жребий Божией Матери на земле.
Начало четвертого Жребия Богородицы было положено здесь, в Киеве.
Как это было:
Саров
Первый, избравший Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский инок Феодосий, пришедший сюда, в 1664 году он поставил себе здесь первую келью. Старец Феодосий поведал своим посетителям о чудесных явлениях, совершавшихся на горе Саровской и смущавших его уединенный покой. «Удивительную вещь открою вам», — говорил он. «Вы видите гору эту. Не раз ночью вижу я, что небо над этим местом как бы раскрывается и оттуда является дивный свет, озаряющий всю гору. В тоже время раздается громкий звон, как бы кто звонил во многие колокола». Эти явления, неоднократно повторяясь, утверждали Феодосия в мысли, что настоящему месту предназначена великая будущность.
Новый отшельник Герасим был тоже свидетелем разных знамений.
Стоя на молитве в праздник Благовещения, инок услышал такой сильный звон, что гора, казалось, колебалась от него, и с тех пор этот звон слышался ему часто. Иногда слышал отец Герасим, как, при совершенно безоблачном небе, гремел над Саровской горой гром. «Мню, яко место сие свято», — говорил старец приходившим к нему поселянам.
Вскоре явился здесь новый отшельник — инок Илларион. По примеру св. Иллариона, митрополита Киевского, жившего в 11-м столетии и спасавшегося в пещере подле Киева, на берегу Днепра, и Илларион Саровский подле речки Саровки, на склоне горы, выкопал себе пещеру; эта пещера сохранилась до настоящего времени. Она-то и послужила началом пещер саровских, известных под именем «Илларионовых». Преемнику Иллариона по пустынножительству Господь и судил быть основателем Саровской пустыни. Пещеры, вырытые в горе, были местом подвигов первых саровских затворников-подвижников. Тысячи богомольцев шли сюда – приобщиться благодати святого места, испросить совета и благословения мудрых и духоносных старцев.
В 1706 году совершилось событие, положившее начало возникновению Саровской пустыни, именно — построение первого храма. Отец Исаакий 28-го апреля совершил закладку деревянного храма на Саровской горе, к 16-му мая уже воздвигнуты были стены, а 17-го решили водрузить на храме святой крест. В ночь на это число на горе слышен был громкий колокольный звон, между тем ни одного колокола ещё не было. Перед полуднем 17-го мая кровельный мастер доканчивал отделку главы, а остальные рабочие работали внутри храма.
Вдруг в полдень всех озарил необыкновенный свет, раздался трезвон многих колоколов и продолжался около часу. Тогда все поняли, что благодать Божия почиет на новой святой обители. К торжеству освящения храма, которое происходило 16-го июня в Сарове собрались тысячи народа, дивившегося, как могла быть сооружена в лесной глуши благолепная церковь в 50 дней!
Здесь на Саровской горе возник мужской монастырь, отличавшийся строгостью Устава, устроенного по примеру Афонского.
В 1771 году в городе Курске юный Прохор Мошнин для выбора жизненного пути был благословлён сходить пешком в Киев и там в Киево-Печерской Лавре получить от старцев Благословение на иноческий жизненный путь. Преподобный Досифей дал юноше повеление идти в Саровскую пустынь. С 1773 года началась иноческая жизнь юного Прохора, при подстрижении его нарекли именем Серафим.
В 1789 году матушка Александра (Агафья Семёновна Мельгунова) заболела и по её желанию была подстрижена в схиму. Через несколько дней её навестили Саровский строитель–иеромонах – Пахомий с казначеем иеромонахам Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшими в Дивееве проездом. Получив известие от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов–подвижников «попещись о Дивеевской обители», обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить. Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 года, оставив сестёр на попечении старцев Саровской обители. В этот день шёл проливной дождь, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушёл пешком в Саров, с тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.
На вопрос братий: «Сколько брать с паломников?» Преподобный высказал своё мнение: «…они босые, нищие, идут Богу молиться!..»
С 1793 года после кончины старца Пахомия отец Серафим удалился в Саровский лес. Дремучий вековой сосновый бор, окружавший обитель служил для Батюшки местом особого подвига, продолжавшегося 32 года. Здесь «ангельски пожил» Святой в ничем не прерываемом предстоянии Богу в дневной в ночной молитве – пройдя пустынножительство, невинное страдание, столпничество (моление на камне), молчальничество и затвор.
В Саровском лесу было Батюшке видение Царице Небесной, сказавшей ему: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии – монахини Александры? Потщись вполне исполнить её, ибо по воле Моей она дала тебе оную».
В 1825 году Преподобный по благословению Царицы Небесной вышел на служение людям.
Дивеево
Возникновение обители было предуказано чудесным образом. Овдовев в цветущей молодости, Агафья Семёновна приняла иноческое пострижение с именем Александры, в Киево- Фроловском монастыре и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полуночного молитвенного бдения, будучи то ли в лёгкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Неё следующее: «Это – Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыде отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою; и прославлю имя Моё там, ибо на месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя и милость Моя, и щедроты Мои – да будут с тобою!» С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавшие видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь её лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей – Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой Саровской горе, в месте слияния двух небольших речек – Сатиса и Саровки. Место это необыкновенно красиво.
Не доходя 12-ти вёрст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в лёгкой дремоте вновь видела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…- сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. – «И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете. Это Четвёртый Жребий Мой во вселенной. И как звёзды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святаго Духа Божия и обилие всех благ земные и небесные, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места».
По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в селе Осиновке, где прожила в тесной келье двадцать пять лет.
В 1764 году Агафья Семёновна получила указание Царицы Небесной о строительстве каменного храма в честь Казанской чудотворной Её иконы с приделами Святого Архидиакона Стефана и Святого Николая Чудотворца. Сначала она благоустроила старинную деревянную церковь, а в 1773-1780 гг. её усердием была сооружена каменная Казанская церковь. Инокиня Александра отличалась глубоким смирением, нелицемерною любовью к людям и своими тайными благотворениями.
Преподобный Серафим глубоко уважал мать Александру. В лице преподобного Серафима, осиротевшая Дивеевская обитель, нашла любвеобильного отца, мудрого строителя и неусыпного попечителя. Подвижник говорил: «Если бы ты знала, матушка, какая раба Божия заводила это место и покоится у вас в обители! Я и сам доныне стопы её лобызаю. Ходи каждый день, матушка, ходи на её гроб. На гробе же, поклонившись, говори: госпожа наша и мать, прости меня и благослови, и помолись обо мне, чтобы как ты прощена от Господа, так бы и меня простил Он, и помяни меня у престола Божия».
Казанская община разрасталась.
Вскоре в Саровском лесу Батюшке было видение Царицы Небесной, давшей ему заповедь об основании в Дивееве особой девичьей общины. Из «Записок» Н.А. Мотовилова: «Когда в 1825 году 25 ноября (ст. ст.) Батюшка Серафим пробирался по обычаю сквозь чащу леса по берегу реки Саровки к своей дальней пустынке, увидел он …Божию Матерь…, а дальше и позади Неё на пригорке двух апостолов: Петра Верховного и апостола евангелиста Иоанна Богослова. И Божия Матерь, ударив землю жезлом так, что искипел из земли источник фонтаном светлой воды, сказала ему: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии – монахини Александры? Потщись вполне исполнить её, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в Дивееве, и на нём устрой эту обетованную Мною обитель Мою». И велела Царица Небесная Батюшке создать особую девичью общину, взяв с прежней общины восемь сестёр, которых назвала по именам, а место указала на востоке Дивеева, против алтаря церкви Казанской явления Своего. И указала, как обнести это место канавкой и валом; и с сих восьми сестёр повелела ему начать обитель сию, Её Четвёртого Жребия во вселенной, для которой приказала сначала из саровского леса срубить двух поставную ветряную мельницу и кельи первых монахинь, а потом по времени, соорудить в честь Рождества Её и Сына Её Единородного двух престольную церковь для сей обители, приложив её к паперти церкви Казанского явления Своего. И Сама дала ему для сей обители устав, новый ещё нигде не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы, на приём которых Сама Она изъявит Своё благоволение, и обещала Сама быть всегдашней Игуменьей сей обители Своей, изливая на неё все милости Свои и всех благодатей Божиих благословение со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева».
9/22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. «В зачатье праведной Анны и я хочу зачать обитель!» — торжественно объявил в этот день Старец. Новая община стала называться Мельничной. В 1827-м году вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При известии об этом Батюшка был в такой радости, что и сказать нельзя. Аршин (71,5 см), выкопанный Преподобным, стал началом Канавки. Батюшка очень торопил рыть Канавку. И лишь только окончили, скончался Батюшка, будто и ждал этого. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам Преподобного, Канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут её обошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Эта Канавка до небес высока!
Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами.
Через преп. Серафима Царицей Небесной даны были Дивеевской обители следующие правила. Дабы вечно, неугасимо горела свеча перед местной иконой Спасителя в верхней Рождества Христова церкви, и вечно – неугасимая же лампада у храмовой иконы Рождества Богоматери в нижней Рождества Богородицы церкви. В этой же нижней Рождественской церкви, которую всегда Батюшка называл усыпальницей мощей будут открыто почивать в ней, завещал на вечные времена читать «денно и нощно Неусыпаемый Псалтырь по усопшим, начиная с царских родов, иерархов Православной церкви, благотворителей обителей и кончая всеми просящими молитв о себе и присных своих, говоря, что он будет вечно питать обитель, также завещал на вечные времена неопустительно, по воскресным дням перед Литургией служить Параклис Божией Матери весь на распев по нотам петь, оба Канона попеременно». «Если это исполнять никакие беды обитель не постигнут, если же не исполнят, Царица Небесная накажет и без беды беду наживут», — строго заповедовал много раз Угодник Божий. «Я, отец ваш, попекусь о вас и в сём веке и в будущем, и кто в моей пустыни жить будет, всех не оставлю и роды ваши не оставлены будут», — говорил он Мельничным сестрам, и заботился об их телесных и духовных нуждах.
«Кто даже помогать будет обители моей, и те муки будут избавлены. И за всё благодарить Господа и всегда бодрствовать, и быть радостными дабы никогда не допустить духа уныния». Жизнь в Мельничной общине походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и батюшке Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Всё было общее, хотя жили бедно и питались скудно».
После смерти батюшки Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. Земля, намеченная Божией Матерью для новой общины, была пожертвована г-жой Постниковой, в новой обители ничего не было устроено самим Серафимом Саровским, но все указано Божией Матерью, Которая нарекла Себя Верховной Игуменьею обители и основала Серафимову Девичью Мельничную общину на особых началах, с новым уставом, своим правильцем.
Чтобы закрепить за общиной земли необходимо было официально войти в состав Православной Церкви, должно было быть написано по этому вопросу Прошение. Но для удобства вместо двух прошений было составлено одно по предложению самих членов комиссии Святейшего Синода, которые проявив демократический принцип, опросили по вопросу об основании общины первоначальных монахинь, проигнорировав всем известную волю Самой Царицы Небесной и Преподобного Серафима. Вероятно, Преподобный предвидел это и знал о негативных последствиях, поэтому настойчиво многих (о. Василия Садовского, Н.А. Мотовилова…) просил заботиться о Мельничной общине — ему была известна её важная роль в истории Четвёртого Жребия Царицы Небесной и, вероятно, Отечества нашего. Святейший Синод решением от 30-го июня 1839 года принял в состав Православной Церкви Казанскую общину. Мельничная община прекратила своё отдельное существование. Как мог Святейший Синод проигнорировать волю Царицы Небесной? Чью волю выполнил он в данном вопросе? Молчанием предалась воля Царицы Небесной. Проигнорировав волю Пресвятой Богородицы и Преподобного, внеся хаос в устроении, и нарушив заповеданные Правила, община лишилась благодати Царицы Небесной и об этом красноречиво говорят возникшие разногласия, ссоры, слёзы, исчезла «евангельская» любовь и, как следствие, наступившая нищета, в 1903-м году В.В. Розанов это подчёркивал.
Из воспоминаний В.В. Розанова в 1903-м году:
«… в выражении этих двух икон отразилась судьба обителей. Одна, Понетаевская, обеспеченная, теперь даже чрезвычайно богатая, с великолепными своими зданиями — утверждала жизнь, вселяя веру в будущее; другая, Дивеевская — в вечных страданиях, доселе бедная, почти нищая, возлюбленное чадо старца Серафима, и получившая в удел его удел, то есть непрерывное страдание. И дай Бог, чтобы хоть теперь страдания и недостатки Дивеева кончились1.
Но «обетованная» земля по-прежнему принадлежит Царице Небесной. О Казанской общине преподобный не упоминал.
Преподобный советовал: «стяжи дух мирен». Преосвященный епископ Иоанн (Доброзраков) правильно понимал ситуацию и не побоялся даже два с лишним года не объявлять членам общин о Решении Священного Синода, а было им объявлено решение всем насельницам лишь в 1842 году.
В данном разделе использованы материалы: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (составил сщмч. Серафим Чичагов), «Записки» Н.А. Мотовилов, Путеводитель: «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь» заказ для печати № 32833/33.
Понетаево
В 1832-м году двенадцатилетнюю Гликерию (Занятову) Преподобный Серафим направил в Мельничную общину, предварительно посоветовав ей сходить пешком в Киево-Печерскую Лавру за благословением на иноческую жизнь, предопределив ей свой путь, как своей преемнице и Царицы Небесной избранницы. Мельничная община прекратила своё отдельное существование указом Святейшего Синода от 30 июня 1839 года, который утвердил лишь Казанскую общину. После принятия этого указа Дивеево бурлило смутами, то есть были нарушены заповеди Царицы Небесной и Матерь Божия лишила обитель Своей благодати.
В 1861-м году в Дивееве Гликерия, только что прибывшая из Петербурга, где прожила три с лишним года, была избрана посредством жребия настоятельницей Дивеевского монастыря.
6-го марта 1862 года решением Священного Синода Гликерия была удалена из Дивеевского монастыря для погашения раздоров и смуты. Как и прежде, Священный Синод в своём решении воспользовался демократическим принципом, но смутьянок оставил и не наказал их.
Вспомнив напутствия Батюшки и выплакав своё великое горе на могилке Преподобного, Гликерия отправилась в село Понетаевку, владелицей которого помещицу Е.А. Копьёву в своё время Преподобный просил и даже о смирении поклонился в ноги, чтобы она приняла его «сирот» Дивеевских. Так возникла Серафимо-Понетаевская община.
Обитель освятилась Божией благодатью, быстро росла и развивалась, вскоре была утверждена Государем императором и Святейшим Синодом, 27-го октября 1864-го года, в кратчайшие после подачи прошения сроки (менее чем два года). С утверждением общины и избранием в настоятельницы Гликерия была подстрижена в монашество с именем Евпраксия. В 1869 году был утверждён Серафимо-Понетаевский монастырь: «…учреждение которого состоялось неожиданно и скоро, как вообще спешно и скоро совершается всякое дело, возникающее не по преднамеренным соображениям человеческим, а по воле Божией и при Его всесильной помощи».
Серафимо-Понетаевский монастырь стал одним из лучших монастырей в России. Здесь было прославлено Имя Божией Матери, здесь царил дух нелицемерной любви.
Как бывшая насельница Мельничной общины и избранница Царицы Небесной, Гликерия перенесла с собой благословения Всемилостивой Владычицы и Преподобного в Серафимо-Понетаевскую обитель: «…всегда принимались бы лишь одни девицы, на приём которых Сама Она изъявит Своё благоволение, и обещала Сама быть всегдашней Игуменьей сей обители Своей, изливая на неё все милости Свои и всех благодатей Божиих благословение со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева» — Гликерия в 1832-м году была благословлена Преподобным в Мельничную общину, то есть была избранницей Самой Царицы Небесной. Многими талантами, умом и мудростью наградил Гликерию Господь и только Всемогущий Бог по безмерной любви Своей награждает людей умом и талантами, если у человека есть искренняя вера, любящее сердце, горячее желание и стремление к познанию, большое трудолюбие.
Будучи насельницей Дивеевского монастыря послушница Гликерия достойно пронесла из Дивеева в Понетаевку путеводную нить, протянувшуюся от матушки Александры (Александры Семёновны Мельгуновой), Серафима Саровского, продолжив благословение Царицы Небесной, от «обетованной» земли Мельничной общины – начала Четвёртого Жребия Царицы Небесной и закончив Его в Серафимо-Понетаевском монастыре. Испытание своё она с честью выдержала и оценку дала ей Сама Пречистая Дева, явив чудотворным Образ «Знамение» в Серафимо-Понетаевском монастыре.
14 мая 1885 года в Серафимо-Понетаевском женском Богородицком монастыре произошло событие, о котором тогда только и говорили: Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение» стала чудотворной, что явилось особой милостью Самой Царицы Небесной. Множество исцелений и Божию милость получали все приходящие к Ней с верою просящие помощи. Именно икона «Знамение» стала чудотворной, а никакая другая, то есть здесь исполнилось пожелание Самой Царицы Небесной: «…служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих», именно эти слова отображает икона «Знамение».
Царь Николай II Александрович принял решение о проведении Торжества — Своём Священном Короновании избрал для этого знаменательного события день празднования Серафимо-Понетаевской Божией Матери «Знамение» — 14/27 мая 1896-го года, что ещё раз утверждает особую избранность этого места.
К моменту посещения Серафимо-Понетаевского монастыря философом В.В. Розановым в 1904 году в Серафимо-Понетаевском монастыре было уже 700 (!) насельниц, четыре каменные церкви: домовая в честь Святого апостола Иоанна Богослова, малая домовая церковь – во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», больничная в честь Преподобного Сергия Радонежского и четвертая – во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», а также училище для девиц — сирот духовного звания, иконописная школа, больница, гостиница и мастерские.
«Сияют куполами и крестами великолепные храмы, позолота, книги, живопись, пение, самый нрав, обычай, весь внешний облик являют чрезвычайную тонкость, самый изящный вкус, к созданию которого уже бессильно наше время и который умели выработать только великие творческие цивилизации древности и средних веков… Я был очарован виденным», – писал восхищенный монастырем В.В. Розанов. Неустанная работа над своей душой, совершаемая в молитве, и приводила к тому духовному внутреннему преобразованию, которое невольно отражалось и на внешнем облике монахинь. «…вглядываясь в стройные ряды этих сотен «чёрных дев», где не было ни одного грубого, жесткого, ни одного легкомысленного или пустого, но всё светилось приветом, уступчивостью, помощью…. Ведь все эти сотни были крестьянки… Я видел и никогда не забуду самую благовоспитанную, спокойную, к бесконечно многому готовую…. Это большая сила и красота!», — так продолжает философ В.В. Розанов, которого трудно уличить в пристрастии к православию».
В 1928 году монастырь был закрыт богоборческой властью. И что удивительно, когда по всей стране разрушали всё до основания, то о Понетаевке как бы забыли, она почти полностью сохранилась в первозданном виде. Сама Царица Небесная покрыла это место Своим Пречистым Покровом. До наших дней на чердаке домовой церкви, на церковном своде в кромешной тьме сохранилось выполненное в стиле мозаики изображение Серафимо-Понетаевской Божией Матери «Знамение», которая никем не видимая хранит Свою обитель. Вспомним слова Царицы Небесной сказанные Преподобному Серафиму: «…и обещала Сама быть всегдашней Игуменьей сей обители Своей, изливая на неё все милости Свои и всех благодатей Божиих благословение со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева».
Преподобный о будущем говорил сестрам Мельничной общины: «Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдёт, подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт!» Может быть, местной Канавкой стала каменная ограда вокруг монастыря или периметр зданий? Святая Канавка перешла с благодатью Мельничной общины в Серафимо-Понетаевский монастырь – он полностью сохранился до наших дней. В Дивееве богоборческая власть глумилась над Святой Канавкой – Она оказалась никем не защищенною.
В настоящее время укрепившееся молчание вокруг Понетаевской обители неслучайно. Сам полностью сохранившийся монастырь говорит о себе, как о благословенном месте. Он, как в зеркале, отражает состояние нашего общества: во время войны здесь физически тяжело страдали раненные, изувеченные бойцы, в настоящее время на территории бывшего монастыря располагается интернат с душевно больными.
Вероятно, это место в тиши ждёт своего времени, когда мы с вами выйдем из затяжного спящего состояния. Сам Господь Бог ждёт наших действий и наших молитв.
В Юбилейный 2004 год в бывший Серафимо-Понетаевский монастырь и на Царскую Дачу пришёл Крестный ход из г. Курска, с родины Преподобного: от «Знамения» к «Знамению». И хотя маршрут был благословлён Патриархом Алексием II и местными иерархами, но оказалось, что было организовано сильное противостояние, чтобы не допустить крестный ход в эти святые места. Чтобы скрыть истинное лицо от кого исходил запрет, были приглашены на развилку дорог за сто метров до Понетаевки: Глава Шатковской администрации, начальник ПНИ, начальник Шатковского ГАИ, два благочинных…, час сорок минут запрещали входить крестному ходу на территорию бывшего монастыря без объяснения причины, приглашённые не понимали в чём дело и были смущены, им было известно о данных ранее благословениях. Глава Шатковской администрации Сергунин А.А. тихо произнёс: «Разрешаю. Под мою ответственность». Проявив твёрдость, крестоходцы провели Молебен в самой Понетаевке, а гости создали лишь торжественность и значимость этого события.
Вывод
В данном разделе использованы материалы: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (составил сщмч. Серафим Чичагов), «Записки» Н.А. Мотовилов, Путеводитель: «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь» заказ для печати № 32833/33.
В Киево-Печерской Лавре, Третьем Жребии Царицы Небесной во вселенной получили благословения: Агафья Семёновна Мельгунова (в 30-ть лет), Прохор Мошнин (в 17-ть лет) и Гликерия Занятова (в 12-ть лет) и все последовательно передавали своё благословение, данное Царицей Небесной и по Её воле друг другу.
…Священный Синод решением от 30-го июня 1839 года принял в состав Православной Церкви лишь Казанскую общину, отказавшись от Мельничной, то есть отказавшись от благословения, благодати и Воли Самой Царицы Небесной и об этом красноречиво говорят наступившие ссоры, нестроения, смута и нищета.
…Позднее Священный Синод решил вновь проявить демократический принцип, чтобы удалить Гликерию из Дивеева, как последнюю ниточку, напоминающую о Мельничной общине, насельницей которой она стала в 1832 году, направленная в неё Батюшкой и на принятие которой Сама Царица Небесная изъявила Своё желание. К этому времени Гликерия только что прибыла из Петербурга, где прожила три с лишним года. 21-го мая 1861 года она посредством жребия была избрана настоятельницей Дивеевской обители, а согласно решения, Священного Синода от 6-го марта 1862–го года из стен Дивеевского монастыря были удалены три послушницы: Гликерия (Занятова), Глафира (Маккавеева) и Прасковья (Ерофеева) для прекращения смуты и раздора. Но зачинщиков смуты не удалили…. Крепкая вера Гликерии, её трудолюбие, особая милость Божия – жила в Петербурге, была вхожа даже в Царский Дворец, привезла большие Сборы пожертвований и сразу же заложила фундамент Собора — и всё ни в счёт, а наоборот этим кого-то сильно раздражала. Но Бог поругаем не бывает. Преподобный предвидел это и направил её в село Понетаевку, где была создана и вскоре утверждена община, а затем монастырь, которые быстро разрастались и процветали, что красноречиво говорит о благодати Божией на них и строгом соблюдением насельницами всех заповедей Преподобного и Царицы Небесной. Основополагающими событиями основания общины: Божия воля и желания Самой Царицы Небесной.
…Святые места Саров, Дивеево, Понетаево находятся не далеко друг от друга на склоне Саровской горы, Понетаево территориально находится на вершине этой горы, завершая святой треугольник.
Саровская гора: Саров-Дивеево-Понетаево – это место Четвёртого Жребия Царицы Небесной во вселенной, здесь на Саровской горе в районе треугольника — Саров-Дивеево-Понетаево каждый день по трём ступенькам спускается на землю Пресвятая Богородица, навещая Свои владения.
Неправильно обозначив Четвёртый Жребий Царицы Небесной на земле ограничив Его лишь Дивеевым, то есть Казанской общиной, мы лишаем себя, Православия и всей нашей страны Покрова Владычицы Царицы Небесной, Её милости, благословения и благодати, обещанных Ею. Высокие стоимости Треб не спасут… и до сих пор актуальны слова Преподобного о православных паломниках: «…они босые, нищие, идут Богу молиться! …»
«…Четвёртый Жребий Мой во вселенной. И как звёзды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святаго Духа Божия и обилие всех благ земные и небесные, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места». А это и есть содержание иконы «Знамение».
Всё содержание «Вывода» основано на цитатах всеми нами знаемых и часто публикуемых, но мы иногда слушаем и не слышим, смотрим и не видим, или проявляя лишь своё желание смотрим так как нам удобнее, но в данном случае пожелание Самой Царицы Небесной – это непререкаемый «ЗАКОН» для нас и никакие углы зрения здесь недопустимы.
Сегодня наблюдаем продолжение политики, проводимой Священным Синодом в отношении памяти о Мельничной общине, созданное и благословлённое Самой Царицей Небесной. Враг рода человеческого заинтересован в том, чтобы мы забыли о святом месте, усыпляя нашу память и он, найдя слабые струны человеческие, действовал и действует, а по сути все люди не без греха, хоть чиновники и высоко сидели, но чем выше, тем легче скатиться – больше соблазнов. Один лишь судия справедлив и безгрешен – Бог. Позиция Церкви чётко обозначилась и во время революции, предав, отказавшись от благословения и святости Царской власти на земле, которая благословлена Самим Господом Вседержителем, а благословив масонско-предательско-бесовское правительство в лице Керенского и прочих, внеся хаос в мысли простых людей, но это была не вся церковь, настоящая Церковь продолжала тайно и явно молиться, истинно верующие возносили свои молитвы Богу о несчастной и страдающей России.
Известно, что святые блаженные суворовские мученицы, изгнанные богоборческой властью из Дивеева и зверски умученные, каждый день, вместе съедали три просфоры из Дивеева, Сарова, Понетаевки – и это в то невозможно страшное время – что ещё раз подчёркивается единством этих мест.
Необходимо сбросить оковы чар и проснуться от тяжкого затяжного сна, пересмотреть решения Священного Синода или аннулировать их, убрать духа маммоны из храмов наших, чтобы возносились чистые молитвы к Престолу Господню, чтоб воссиял Дух Православия во всей силе в храмах и сердцах наших — и тогда в полной мере получим благодать Божию и Царицы Небесной, Их заступничество: наступит настоящий расцвет Православия, страноправления, благоденствие и процветание, а в будущем страна наша станет Святой Русью – Подножием Престола Господня, как предсказывал это Святой Праведный Иоанн Кронштадский. И сделать это жизненно необходимо для всей страны нашей, для всего Православия и на будущие времена.
Аннулировав решение Священного Синода от 1839 года и приведя монастырскую жизнь в точности с заповедями Царицы Небесной и Преподобного, вернётся благодать и благоденствие на Дивеевскую землю и свершится предсказание Серафима Саровского о том, что здесь будет Лавра, а искусственно, с натяжкой это трудно сделать.
В настоящее время святое место обозначено как Понетаевский скит Серафимо-Дивеевского монастыря, а следует официально называть – «Серафимо-Понетаевский монастырь (завершение Мельничной общины)», где должны возноситься благодарственные молитвы Господу Богу и Царице Небесной «Знамение» и соблюдались бы здесь все заповеди Царицы Небесной и Преподобного Серафима Саровского. Нельзя подменять историю. Хватит!
Святой Царь Николай II избрал днём Своего Священного Коронования день Празднования Чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение», таким образом, Всемилостивая Владычица благословила последнего представителя Царского Рода Романовых не для того, чтобы Род прекратился, а подсказывая нам, что будет продолжение, не иссякнет Род; достойно возблагодарив Царицу Небесную, мы получим от Неё и следующее Коронование. Что написано на небесах, то исполнится. А когда? Зависит от нас, от нашего желания, старания, усердия и действий, от наших молитв – под лежащий камень вода не течёт.
Икона «Знамение» Божией Матери изображается с воздетыми к небу руками и с Предвечным младенцем Иисусом, сидящим на груди Её. Богомладенец являет Себя из окружающего Его круглого ореола, который символически изображает и материнское лоно, и небо. Правой рукою Господь Иисус благословляет мир как вечный Архиерей и Пастыреначальник, а в левой держит свиток – как знак благодатного закона и спасительного учения, которым Он просвещает человеческий род. Сама же Матерь Божия приносит и посвящает Господу-Вседержителю благословенный плод Своего пренепорочного чрева и с воздетыми руками молит Создателя, да приимет Он сей плод как жертву за спасение всего мира. Икона «Знамение» Божией Матери символизирует возрождение и утверждает жизнь, вселяя веру в будущее, она всегда считалась царской иконой, с иконой «Знамение» Божией Матери связано прошлое нашей Родины — в Ней и наше будущее, Она является знамением к возрождению и славе нашего Отечества!
Избрание Господом Вседержителем Трёх Жребиев Царице Небесной во вселенной в России говорит о том, что все они – Иверия (Грузия), Киево-Печерская Лавра и Дивеево должны быть едины, в одной стране (а возможно, в этой же стране, России, должен оказаться и первый, по факту, земной Жребий Богородицы — святой Афон, что вполне может случиться после предсказанного многими святыми, в том числе и прп. Паисием Святогорцем, взятия Константинополя, отвоеванного русскими в войне с Турцией! — ред.) и это Святая Воля Господа Вседержителя, не исполняя Её мы сами подвергаем себя не нужным испытаниям, лишаем себя благодати Божией, переживаем нестроения, низкий уровень и качество жизни.
Вероятно, наступает то время, когда исполняться предсказания Н.А. Мотовилова, св. блаж. Пелагеи Рязанской и самого прп. Серафима Саровского — всея России чудотворца — о его чудесном Воскресении: «К тому времени архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременной жизни и посем воскресить, и воскресение мое будет аки воскресение семи благородных отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего».
«Открыв мне, — пишет далее Мотовилов, — сию великую и страшную тайну, великий старец поведал мне, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, пае же на чудо воскресения, соберётся народу великое множество со всех концов земли, Дивеево станет лаврой».
Такова великая тайна Дивеевского благочестия открытая мною в собственноручных записях симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого – преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца, по пророчествам которого еще не конец Православной Церкви в России, еще ожидает нас светлое будущее, «Надеющийся на Господа, яко гора Сион, и Господь окрест людей своих…» ещё будут петь летом пасхальные песни и к этому время сейчас приблизилось.
Елена Орлова