Православные жители Козельска знают, что каждый год 17-го июля из Оптиной пустыни идет Царский Крестный ход. Он обходит весь город, заходя в храмы, где перед иконой святой Царской Семьи служатся молебны.
Первый раз Крестный ход состоялся еще в 2000 году, когда состоялось прославление Императорской семьи. Тогда маршрут был небольшим – прошли от Оптиной до Благовещенского храма. Вообще раньше мероприятие организовывал сам монастырь, а последние года три-четыре этим стало заниматься Оптинское казачество. Такая необходимость возникла из-за нового законодательства, приравнивающего крестный ход к гражданской демонстрации. Теперь на проведение Крестного хода нужно обязательно написать заявление и получить разрешение в городской администрации.
Последний Крестный ход казаки начали готовить заранее. Получили все разрешения от администрации и епархии. Но когда обратились в Оптину пустынь, казалось бы, к главному инициатору традиционного Царского Крестного хода, то столкнулись с проблемой. Новый наместник монастыря епископ Леонид (Толмачев) за день до мероприятия вдруг потребовал, чтобы Козельский епископ Никита (Ананьев) написал на его имя бумагу с просьбой разрешить горожанам пройти по монастырской территории.
Недавно назначенный епископом Леонидом молодой благочинный монастыря иеромонах Савватий (Грудев) объяснил это казакам так:
– По канонам вы заходите на территорию нашей епархии (Оптиной пустыни), где владыка Никита не имеет никакой власти. Поэтому пусть он напишет просительное письмо, и сегодня до 16.00 привезет. Владыка Леонид рассмотрит и может быть разрешит вам пройти. Иначе у вас будут проблемы.
– А не мог бы владыка Леонид просто благословить нас пройти? – спросили казаки, – ведь это же Оптинский Крестный ход в честь памяти святых Царственных Страстотерпцев.
– Да нам без разницы, кому и какой. Владыка Леонид все равно не благословит. Он уже распорядился, чтобы никто из братии не смел идти на ваш Царский Крестный ход.
– Ну, да ладно. Пойдем тогда от источника преподобного Пафнутия Боровского. Это же уже не монастырская территория.
– Нет. Не вздумайте. Вы нарушите каноны. Надо отменять Крестный ход.
«Как-то про каноны он зря сказал, – раздосадовал атаман Оптинского казачества, – сам канонов не соблюдает, стриженный весь и бритый, а здесь вдруг вспомнил про каноны».
Атаман Оптинского казачества – человек крутого нрава. С ним не пошалишь. Раньше еще, в конце 80-х – начале 90-х, служил в спецподразделении «Альфа». В совершенстве владеет приемами рукопашного боя. Он не любит, когда кто-то юлит и прикрывается разного рода отговорками.
Вечером иеромонах Савватий самолично обошел все монастырские посты охраны и сказал, что Крестного хода не будет, и если появятся люди с иконами, то их не пускать на территорию монастыря.
Казаки, определяя место для начала Крестного хода, заглянули в кадастровую карту и поняли, что монастырская территория – это скит и роща между скитом и монастырем. А место, назначенное для сбора участников Крестного хода, является территорией Парка Угры. Никакого отношения преосвященнейший Леонид к этой земле не имеет.
После разговора с благочинным иеромонахом Савватием стало ясно, что епископ Леонид желает указать епископу Никите на его место в выстроенной им схеме: в самом верху – патриарх Кирилл, затем чуть ниже – епископ Леонид, далее еще ниже – митрополит Климент и уж потом только – епископ Никита.
Беседуя с людьми во время остановок Крестного хода, мне показалось странным, что новый совсем молодой еще епископ Леонид как-то больше заботится о своем первенстве, а не о спасении душ и укреплении веры паствы. Ведь люди здесь с такой радостью шли и пели молитву. Шли за Царем – Небесным и земным.
Больно было смотреть на уходящую за горизонт Оптинскую обитель, превратившуюся при новом наместнике Леониде в казематы. Любящие святого Царя отцы и братия не смогли пойти в этот Крестный ход, потому что, подобно святому Императору, оказались в заточении. Сама же Оптина при новых порядках молодого безрассудного наместника чем-то напомнила Ватикан – государство в государстве.
Иван Смирнов
http://www.sobor2008-narod.ru/episkop-leonid-tolmachev.html