Совершенно случайно на горе Афон было снято это видео: некий человек в ореоле стоял на вершине одного из утесов. Можно предположить, что это был один из семи Невидимых Старцев Святой Горы!
Во втором сюжете собраны наиболее авторитетные свидетельства о Невидимых Старцах, а также разбирается исторический и философский аспекты этого явления. В каком-то смысле, Невидимые Старцы являются визитной карточкой Афона.
В свое время писатель Юрий Воробьевский выпустил книгу «Незримые старцы» и одноименный документальный фильм (он предложен вашему вниманию в качестве третьего сюжета в этой публикации!) Тогда же он дал интервью по этому поводу газете «Комсомольская правда»:
«- Аскеты, получившие от Бога дар становиться невидимыми — древнее и самое загадочное предание Святой Горы, — рассказывает писатель, много лет посещающий Афон.
БИТВА С НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ
КОРР: Зачем им быть невидимыми?
ВОРОБЬЕВСКИЙ: Таков ответ старцев на любопытство всепроникающего мира. На пустое общение у них нет ни минуты. Пока они держат, даже во сне, свою постоянную, самодвижущуюся молитву, мир стоит на своем месте. Когда же наступят последние времена, они поднимутся на вершину Афона, в маленький храм Преображения Господня. Там и отслужат последнюю литургию перед Концом Света.
Так гласит предание.
Впервые я услышал о незримых старцах в 1997-м – первое мое паломничество в православную монашескую республику. Теплым вечером мы сидели на балконе архондарика (гостиницы) Пантелеимонова монастыря с американцем Евгением, потомком эмигрантов из России. Черный шелк моря украшен серебряным позументом лунной дорожки. Со стороны порта Дафни по воде шарит прожектор — Святая Гора бережет себя от посторонних глаз. Евгений на Афоне частый гость. Он-то и рассказал о таинственных аскетах. Не только о легендах, но и о своей встрече в афонском лесу… Таинственный седобородый монах появился перед ним откуда ни возьмись — и в самый нужный момент. Американец заблудился, был в отчаянии. Отшельник указал ему дорогу. Евгений обернулся поблагодарить, а на тропинке — никого. Словно испарился монах.
Заинтригованный американцем, я стал расспрашивать о тайном братстве самих святогорцев, в том числе автора нескольких книг греческого монаха Власия. Набралось немало рассказов.
— Интересно-интересно!
— Еще в конце XIX века библиотекарь обители Руссика отец Пантелеимон записал свидетельства о старцах. В 1835 году охотники ловили диких коз под горой Афон. Как-то на заре, проходя по стремнинам, наткнулись они на нагого старца, вышедшего из незаметной пещеры. Удивленные, завели разговор: «Благослови, отче».
— Бог благословит.
— Как поживаешь?
— Благодарение Господу. А как пребывает Святая Гора?
— Благополучно после поганых турок.
— Каких турок? – теперь уже удивился старец.
— Как каких? Тех, кои жили на Афоне вследствие восстания греков.
— Разве ты не знаешь, что мы, православные, десять лет проливали кровь свою, чтобы свергнуть иго турецкое?
— Нет, не знал. Нас здесь семеро, мы никуда не ходим…
В ските Святой Анны охотники рассказали о встрече. Собрались многие святые отцы и, позабыв про старость и немощи, подняв свои мантии, отправились искать старца. Безрезультатно…
Врач Великой лавры отец Афанасий (Камбанос) местом их обитания называл малонаселенные, покрытые густым лесом пространства между скитами Малая святая Анна и Глоссия. Немногие, кто сподобились видеть этих пустынников, описывают их как благолепных, почти лишенных плоти аскетов, совершенно обнаженных, но сияющих одеянием Божественной благодати. Отец Афанасий ссылался и на свидетельство старца Антония из обители Святого Петра, который пришел в Лавру, выполняя поручение невидимых подвижников: «Пойди и скажи лаврскому врачу, что он скоро заболеет и умрёт, поэтому должен приготовиться».
И действительно, вскоре отец Афанасий занемог и без какой-либо тяжкой болезни уснул вечным сном. Перед кончиной он и обнародовал 80 лет назад в журнале «Святогорская библиотека» сведения о том, что существуют и странствуют в пустынях Афона эти святые аскеты — во славу Божию и для душевной пользы насельников Святой Горы.
— А почему они нагие, Юрий?
— За долгие годы скитаний, жизни в узких пещерах одежда рвется, а новая таким великим аскетам, как понимаешь, уже не нужна. По мере того, как одежда отшельника рвётся, душа всё сильнее освобождается от телесных уз и соединяется с Богом. Нагие старцы обнажаются как бы во образ избавления от грубой плоти. Вот и являются избранным в своем истинном виде. Либо заблудившимся, заблудшим в нужную минуту, чтобы помочь.
Папа Краль, отшельник, полвека подвизавшийся в Афонских скалах.
Святогорец отец Иаков долгие годы подвизался в скиту Кавсокаливия. Послушником постоянно приходил по ночам в соборный храм — кириакон — и часами молился перед иконой Святой Троицы. Как-то ночью, в полнолуние, увидел благолепного пустынника, совершенно нагого, с длинными, белыми, как снег, волосами и бородой. Старец поднял десницу и крестным знамением осенил запертые на замок внутренние двери храма. Они сами собой отворились. Таинственный незнакомец вошел в церковь, с благоговением облобызал иконы. Когда пустынник выходил, внутренние двери храма опять пришли в движение и сами закрылись. Потрясённый послушник тайком последовал за ним. Они поднимались все выше и выше, к вершине Афона. Дойдя до кельи Панагия, отшельник вошел внутрь. Иаков догнал старца и, бросившись ему в ноги, со слезами умолял оказать милость и оставить при себе послушником. «Чадо, тебе не понести этого подвига, — отвечал старец. — Без благодати Божией вынести тяжесть жизни на месте сем невозможно. Возвращайся к своему старцу, пребывай у него в послушании, и спасешься…»
— Про какой такой подвиг он говорил?
— Подвиг, который трудно понести, это, конечно, не только строжайший пост и зимние холода высокогорья. Главный подвиг — нескончаемая духовная битва, которая ведется в пустыне. Когда с демоном ты один на один. На Афоне известны несколько языческих капищ, датируемых еще 6-4-ым тысячелетием до Рождества Христова. Например, огромная живописная скала Идолио, то есть Идол. Посещать его без особого благословения не рекомендуется. По мере приближения к капищу тропа окутывается туманом. Это зона облачности. Всё тело пропитывается холодной всепроницаемой влагой, а в душу закрадывается страх. На перекрёстках сходящихся к Идолио тропинок — кресты. Словно дорожные знаки: выход нечистой силе из ущелья запрещен… Наверху – мраморная плита, примерно два на три метра. На ней и приносили в древности человеческие жертвы. По бокам плиты выточены стоки для крови, которую собирали в огромную каменную чашу. Здесь всеми фибрами души чувствуешь: тёмная энергия никуда не ушла. Воины Христовы — отшельники — приходят сюда сражаться с нечистой силой. Дать бой диаволу в самом его логове. Такова духовная традиция. Многие афонские обители, в том числе и основанная преподобным Афанасием Лавра, стоят на месте древних капищ. Так что каждый такой монастырь — это ещё и символ духовной победы православия.
БРАТСТВО СЕМЕРЫХ
«Ученик Великого геронды (старца) Паисия Святогорца иеромонах Афанасий Симонопетрис вспоминал, как пришел однажды к нему в келью Честного Креста в канун Пасхи. Была Великая Пятница 1978 года.
— Геронда, давно хотел спросить: существуют ли нагие старцы?
Он взял меня за левую руку, как он это обычно делал, а другую руку положил мне на спину. Прострелил взглядом и спросил: «А ты, блаженная душа, что об этом думаешь?»
Старец Паисий Святогорец.
— Если Святой Дух благословил им быть в старину, почему им не быть теперь?
— Если тебя спросят, то говори, что они существуют…
— Рассказывали, как в Святой Анне видели двенадцать «невидимых» нагих старцев, в Малой Анне говорили, что их девять.
— Нет, их не двенадцать и не девять, а их семеро отшельников.
— А где они?
— Они скитаются возле вершины Горы. Имеют особый дар от Бога и молитву такую, что их никто не видит. Они могут быть рядом с тобой, но ты их не увидишь. Поэтому их называют невидимые. Это не аллегория…
— А что они едят зимой?
— Если они совершенно нагие зимой, без одежды, что за проблема им пропитаться чем-то?! Ладно, иди — иди, всё уже!
— Нет, еще один вопрос…
— Эх, благословенный, что за любопытство такое? Бог не желает их явить миру…
— Я не уйду, пока вы не скажете что-то поточнее…
— Хорошо. Я знаю только четверых… Каждые пять лет я вижу одного из них, отца Серафима и мы беседуем… Он приходит сюда как раз в это время, на Пасху… А ты где? (Он наклонился немного вперед, как бы к кому-то присутствующему). Где ты, блаженный мой? И, обращаясь ко мне: — Ты не так уж сильно удивляйся обнажённым аскетам.
— Почему, отче?
— Потому что на Святой Горе существует состояние большей святости».
— Юрий, ходят легенды про вечных лам, то ли молящихся, то ли спящих в тайных пещерах Тибета. Невидимые старцы Афона тоже бессмертны?
— Нет.
— А как же тогда сохраняется тайное братство семерых?
— Геронда Паисий Святогорец объяснял так: «Когда кто-то из них умирает, они знают, где находится подходящий человек, способный выдержать суровую аскезу, и призывают его пополнить их число».
ЯВЛЕННЫЙ СТАРЕЦ
— Сам Паисий Святогорец писал, как в молодости заблудился по дороге к скиту Святой Анны и встретил отшельника, лицо которого буквально сияло, — продолжает рассказ писатель Юрий Воробьевский. — На вид лет семидесяти, на нем был подрясник из материала, похожего на парусину или брезент, весь выцветший, изорванный. Видимо, он немало лет не имел контактов с человеческим миром, но не настолько давно, чтобы одежда на нём полностью истлела. Дыры в этом одеянии зашпилены острыми щепками. На шее висела толстая цепь, державшая на уровне груди шкатулку. В ней, по-видимому, находилась какая-то святыня!
Прежде чем Паисий успел задать вопрос, отшельник сказал: «Дитя мое, эта дорога не ведёт к Святой Анне». И показал другую тропинку. Внешний вид его был как у святого!
«Где ты живешь, старче?» — спросил Паисий пустынника.
«Там где-то ,» — показал он рукой на вершину Афона…
Конечно, тут дело не в поиске тропинки. Само явление святого старца — немногословное и чудесное наставление на путь истинный. Судя по воспоминаниям Паисия Святогорца, сей удивительный отшельник повстречался ему именно тогда, когда он искал духовного наставления. В своих поисках молодой монах так долго ходил неприметными тропами, что сбился со счету — какой сегодня день. На этот вопрос анахорет ответил ему, достав из своей сумки палочки с зарубками.
В жизнеописании самого Паисия есть такой эпизод. Сидит он на обочине тропинки и беседует с одним паломником. К ним приближается большая группа, которая явно направляется к келье старца, — и что же? Все проходят буквально в двух метрах, не замечая сидящих. Собеседник Паисия Святогорца свидетельствовал, что в тот момент они явно были незримы для остальных. Старец сказал даже паломнику, чтобы тот перестал шептать – из опасения, что их услышат, подойдут и помешают довести разговор до конца. Тот стал говорить нормальным голосом, но идущие не только не увидели, но и не услышали их.
Видимо, сам Паисий обладал таким удивительным даром незримости, но редко пользовался им. Господь открыл его для утешения людям. Сделал ЯВНЫМ старцем. Явленным миру. Его можно было бы назвать и вернувшимся. Возвратившимся для человечества из особого молитвенно-вневременного пространства. Молитва святого выходит за пределы времени. Она — в вечности, которая является как бы всегда настоящим; прошлым настоящего и будущим настоящего. В молитве, когда подвижник бывает восхищен в это пространство, то по возвращении он с удивлением видит, сколько много времени прошло, пока его «не было». Так человек на время становится вечным. Из этой вечности и приходит всё «необычное»: сверхчеловеческие силы аскетов, данная им власть над пространством и способность заглянуть в «будущее настоящего». Бог весть, но, когда перед тобой стоит монах, а ты его не видишь, возможно, в это время он и находится в вечности?
Так есть ли ещё старцы на Афоне? Об этом любого афонского паломника спрашивают постоянно. Но прежде чем получить ответ, надо дорасти до вопроса. Слава Богу, что он задаётся. Вопрос принадлежит не праздному любопытству. Душа православного человека понимает: главные события и главные для нас люди — это не те, которых показывают по телевизору. Вселенная по-прежнему летит по своей орбите не усилиями Нобелевских лауреатов премии мира…
«Сильные мира сего» развязывают войны, демонстрируя репортерам мудрое выражение лиц. Имиджи, напяленные поверх пустоты, собираясь в своём кругу, смеются над глупостью толпы… Но ведь судьбоносные события где-то происходят. Настоящие люди где-то обитают. В какой-то сосредоточенной тишине, вдали от вспышек фотокамер. Где, как не на загадочном Афоне — с его преданием о незримых старцах?! Где, как не во временном пространстве самодвижущейся молитвы?!
ТАЙНА СВОБОДЫ
— Шёл революционный 1968 год. Мир волновали грандиозные события. Кого-то — «пражская весна» и студенческая революция в Париже, кого-то – открытие Олимпиады в Мехико и мировые гастроли «Битлз»… А в убогой Крестовой келье, что укрылась в зарослях неподалёку от монастыря Ставроникита, лежал русский схииеромонах Тихон. Уже не вставал. Однажды он подозвал своего ученика: «Здесь сейчас, дитя мое, была Богоматерь со святым Сергием и преподобным Серафимом».
Ученик спросил: « Что же тебе сказала Богородица?»
«Пройдет праздник Ея Рождества, и уже после него Она придёт и возьмет меня к Себе».
В день панигира (празднования – греч.) старец сказал послушнику: «Завтра я умру и хочу, чтобы ты похоронил меня. И вот я желаю благословить тебя». Три часа держал он руки на голове своего духовного чада. Пальцы, совершившие миллионы крестных знамений. Ладони, шероховатые от прикосновений к полу во время бесчисленных земных поклонов и натруженные стальными цепями скалы Карули, где старец полтора десятилетия подвизался в пещере (только держась за эти цепи, можно подняться к пещере, вырубленной в скале!) Что значило это долгое прикосновение рук старца к голове послушника? Какую энергию оно передавало? Какой опыт? О чём беззвучно молился отец Тихон?
Потом он дал такое трогательное напутствие: «Ты молись обо мне, и я каждый год буду приходить и видеть тебя. Если ты останешься жить в моей келлии, я буду очень рад. Но пусть всё будет, как Богу угодно, чадо мое. Вот видишь, я имею для тебя здесь провизии на целых три года», — и он показал на консервы: шесть коробочек с сардинами и четыре коробочки с кальмарами. Все эти запасы давным-давно принёс ему кто-то из посетителей. Они так и остались нетронутыми.
«Для меня этих консервов хватило бы только на неделю», — подумал ученик Паисий… Да, это был именно он, будущий знаменитый старец Паисий Святогорец. Потом он свидетельствовал об отце Тихоне: «Этот старчик сделал свою жизнь простой… Он был свободен от любых неудобств, ибо то, что мы сегодня называем удобствами, на самом деле — неудобства. Удобство — это когда упростишь свою жизнь и ограничишься необходимым. Тогда человек освобождается»…
Один никому не известный русский монах передал греческому подвижнику тайну свободы. Мир, который боролся за расовую свободу и радовался тому, что именно в 1968 году слово «негр» стало вытесняться словом «темнокожий»; мир, который ждал, что наконец-то Чехословакия освободится от «советского ига»; мир, который восторгался героизму кубинцев, отстоявших свою свободу на Плая Хирон, ничего об этом событии не знал. И знать не хотел…
Русский старец отошёл, и греческий монах получил от него харизму, дар Духа Святаго. Она передаётся именно так: схииеромонах Тихон умер у него на руках… Связывало бы такое наднациональное родство как можно больше людей!
— Юрий, сам ты за 15 лет поездок на Афон, понимаю, незримых старцев так и не встречал. Хотя посетил все укромные уголки Святой Горы. Если честно, веришь в них?
— Есть старцы! Есть! Лично мне совсем не обязательно искать те самые укромные пещеры, где подвизаются семеро неизвестных. Интересующихся полу-духовной спелеологией и полу-молитвенным скалолазанием адресую к порталу isihazm.ru. К описаниям экспедиций, участники которых уверяют, что загадочные пещеры были ими найдены. И даже — что эти укромные убежища являются обитаемыми в наши дни.
Не знаю, зачем мирским людям пробиваться через благословение незримости! Монахам, уже имеющим духовный опыт, другое дело. Им надо научиться большему. Но и их Господь чаще всего не приводит к искомым встречам.
Отец Александр из кельи Кукувино дарит автору громоотвод с прежнего Преображенского храма, что на вершине Афона.
«Старец Иосиф вместе с отцом Арсением усердно искали нагих подвижников, надеясь получить от них наставление, но не нашли. Позднее они услышали, что те приходили к отцу Косьме, келлия которого была в скиту Панагии. К этому человеку нагие подвижники много лет приходили каждую субботу и причащались. На каком-то празднике отец Косьма, забывшись, проговорился об этой тайне другим отцам. В следующую субботу, после того как нагие подвижники пришли и причастились, они сказали ему: «Ты нас открыл, поэтому больше нас не увидишь». Отец Косьма упал им в ноги и просил прощения. Те же ему ответили: «Ты прощен, но после того, что ты сделал, ты нас больше не увидишь».
…А я видел одного незримого старца! Впрочем, ему было всего двадцать пять лет, но старчество — это ведь не возрастная категория, не обязательная седобородость. В 1997 году я познакомился с болгарским монахом Антонием. Беседовал с ним в монастыре Зограф. В чем же его «незримость», спросите вы! В том-то и дело, что есть на Афоне такие подвижники, которые видны всем, но тайна их духовного опыта остается сокрытой. Ты видишь перед собой простого монаха, и не видишь в нем старца… Через три года после смерти схимонаха Антония, который погиб в духовной битве с демоническим миром совсем молодым, по афонском обычаю, откопали его косточки. Череп подвижника оказался янтарно-желтым. Такие, говорят на Святой Горе, бывают только у святых. Понемногу стала открываться и тайна его подвига. Но об этом подробнее – в моей новой книге.
В 1997 году мы познакомились со схимонахом Антонием, после его смерти его череп оказался желтым, как бы восковым (верный на Св. Горе признак подвижнической святой жизни).
https://www.kp.ru/daily/26070/2976615/
+ + +