Неделя Торжества Православия! Приведен полный текст анафематствования, которое было САМОЧИННО изъято из богослужений в 1917 году синодалами, предавшими св. Царя-Великомученика и Соборного искупителя Русского народа! (Видео)

53070

Предавший в 1917 году святого Царя Николая Александровича правящий Церковью Синод САМОЧИННО изъял чин анафематствования, в т. ч. касающегося отношения к Царской власти, из церковной службы в великопостную Неделю Торжества Православия!

О чине анафематствования.

Сначала немного истории. К V веку в церковную жизнь вошло повсеместное почитание икон. Однако в Церкви некоторые священнослужители, сталкиваясь с заблуждениями в народной жизни, когда почитание священных изображений принимало искаженные формы (многие верующие действительно поклонялись иконам как таковым, а не изображениям на них), прямо называли иконопочитание идолослужением. Такое отношение к иконам разделял и византийский император Лев Исаврянин (ок.680—741). При его правлении Византийская империя вступила в период иконоборчества.

Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)).

Иконоборчество исторически сложилось на фоне грандиозного нашествия мусульман. Арабы заняли большую часть Малой Азии. Карфагенская Церковь, которая не выдержала столкновения с мусульманством, исчезла. Такая же угроза нависла над всей Церковью. Правители Византии стали искать общую почву, на которой можно прийти к согласию с исламом, чтобы ислам дозволил проповедь Христа.

Желая обратить магометан в христианство, император Лев III Исавр (717—741) считал необходимым уничтожить почитание икон, как одно из препятствий непризнания исламом иконописи. Противники же Льва III упрекали его в чрезмерном увлечении арабской культурой и внимании к доводам мусульман и иудеев против «идолов».

Гонения на иконы император начал еще в 726 году, издав Указ против поклонения иконам. Он приказал поднять все иконы в храмах на такую высоту, чтобы народ не смог к ним прикоснуться.

Императорской власти и епископам-иконоборцам противостоял Патриарх Константинопольский святитель Герман (715–730). Патриарха поддержал и римский папа Григорий. Он написал императору, что Рим уйдет из-под его власти, если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания. Но предостережения не подействовали. Осудив почитание святых изображений, император не пожелал отступить, даже воочию видя неприятные последствия своего шага.

В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон, объявив его преступлением. Он велел воинам снять и разбить особо чтимую икону Христа над воротами его дворца. Один из воинов поднялся по лестнице, чтобы выполнить приказ, но толпа не дала закончить издевательство. Народ в пылу негодования опрокинул лестницу и предал смерти упавшего воина. По приказу императора главные виновники расправы были казнены, патриарх Герман низложен. По указу императора иконы были вынесены из храмов и сожжены, а епископы, противившиеся этому, изгнаны.

Христиане раскололись на две партии — иконопочитателей и иконоборцев. Под флаг защиты святых изображений встали все враждебные императору круги, по стране прокатились восстания.

Так началось жестокое гонение на святые иконы, которое продолжалось при его сыне и внуке. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. 

После смерти императора Льва III его сын Константин V Копроним (741—775) с еще большей настойчивостью и жестокостью продолжил преследовать иконопочитание. Он хотел осудить и уничтожить иконопочитание как ересь.

В 754 году на лжесоборе в Иерии иконоборчество было провозглашено в качестве официальной церковной доктрины Византийской империи, утвержденной подписями более 330 епископов (собор этот именуют также «безглавым», так как ни один патриарх не присутствовал на его открытии).

Определения лжесобора приводились в исполнение с необыкновенной жесткостью. Не останавливаясь на иконопочитании, Константин V пошел дальше. Он хотел уничтожить почитание святых и их мощей, монашескую жизнь, считая все это суеверием. По его приказу мощи святых или сжигались, или сбрасывались в море. Монастыри были обращены в казармы или конюшни. Монахи изгнаны, а те, кто открыто порицал действия императора и защищал иконопочитание, предавались мучительной смерти.

После смерти Константина его сын Лев IV Хазар (775—780) (его мать была дочерью хазарского кагана), по завещанию отца, должен был продолжить борьбу с иконами. Но Лев оказался человеком слабохарактерным. Большое влияние на него имела его жена афинянка Ирина, тайно поддерживавшая иконопочитание.

Взойдя на престол, император Лев IV Хазар (775—780) под влиянием своей жены прекратил гонения против монахов, но не пожелал открыто порывать с иконоборческими убеждениями отца и деда.

Весной 780 году под покровительством царицы Ирины на Константинопольский престол был избран тайный иконопочитатель Патриарх Павел IV.

Вскоре императору было доложено о дворцовом заговоре. Обнаружив в ходе расследования иконы в покоях императрицы Ирины, Лев возобновил гонение против иконопочитателей, обвинив их в злоупотреблении его добрым отношением. Несколько высокопоставленных придворных и сановников за сокрытие икон были подвергнуты жестоким наказаниям и заключению. Императрица подверглась опале.

В конце 780 года император Лев IV скоропостижно скончался. После смерти мужа Ирина была провозглашена регентом при 9-летнем сыне, императоре Константине VI. Она сумела предотвратить заговор и сосредоточила всю власть в своих руках. Ирина стала первой (но не последней) женщиной, непосредственно правившей в Византийской империи. Она решительно объявила себя защитницей икон. Началось возрождение монастырей. Позиции иконоборцев, оставшихся без поддержки императорской власти, резко ослабли. В обществе началось обсуждение вопроса о необходимости восстановления почитания икон.

В 787 году в храме св. Софии царицей Ириной был созван VII Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов, на котором и состоялось осуждение иконоборчества как ереси.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали Догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

VII Вселенский Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви.

VII Вселенский Собор был завершительным Собором — Собором, завершившим христологические споры о Боговоплощении.

В чем конечный смысл победы над ересью иконоборчества? Смысл в том, что в Церкви утвердилось подлинное понимание смысла иконы, церковного искусства. Иконописание как Боговидение, как вид умозрения, выросло из евангельского понимания мира. Прежде всего, из воплощения Христова. Поскольку Христос воплотился, то Бог невидимый, неизображаемый и неописуемый, что по-гречески то же самое, что неопределимый, Бог стал определяемым, видимым, потому что Он во плоти. И как сказал Господь: «Видевый Меня, виде и Отца».

Прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

Тропарь свв. отцам VII-го Вселенского Собора, глас 8:
Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истенней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.

+ + +

Однако иконоборчество не сразу сдало свои позиции. После VII Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и еще около 25 лет волновало Церковь.

Только в 842 г. окончилась история последней великой ереси христианского Востока — иконоборчества. Она закончилась со смертью последнего императора-иконоборца Феофила, после которого продолжать его политику было некому. Жена Феофила св. Феодора и избранный патриарх св. Мефодий немедленно восстановили иконопочитание, подтвержденное еще за полвека до этого на VII Вселенском Соборе. Почитание святых икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году. Православие было торжественно восстановлено на праздничной службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Тогда это было 19 февраля 843 г. В честь этой победы был установлен праздник «Торжества Православия».

Вскоре служба в память этого события была расширена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Так появилось празднование, называемое Торжество Православия.

Его кульминацией является чин анафематствования, который служится в кафедральных соборах во время литургии. Что это за чин?

За двадцать столетий существования Церкви ее много раз пытались разорвать и разрушить многочисленные ереси. Их столь много, что простое перечисление будет превышать объем всей этой статьи. Ереси «возникают» и сегодня — «возникают» в кавычках потому, что выдумать новую ересь практически невозможно, все уже было в истории. Причем те, древние, ереси основывались людьми исключительно образованными и из самых лучших их побуждений. В полемике с ними сложилась великая святоотеческая литература, а люди в то время если уж стояли на чем-то, то стояли до смерти. Слова анафематизмов, которые стали потом читаться на литургии в Неделю Торжества Православия, не просто выстраданы, а вымучены и политы кровью. Отнесемся и мы к ним серьезно.

Об этой службе немало написано в нашей литературе, в основном в негативных тонах, как о службе, на которой проклинали «борцов за правое дело», вроде Разина, Пугачева, Льва Толстого. Но в ней нет проклятий — только боль от того, что слишком разобщены по гордыне и тщеславию люди, именующие себя христианами.

Возглас диакона на ектении (в переводе): «Помолимся Господу… чтобы милостью Святого Духа обратил всех отступивших он нас к познанию истины и причислил к избранному Своему стаду, чтобы мысли помраченных неверием просветил светом Своего Боговедения, а верных Своих укрепил и сохранил непоколебимыми в православной вере.

Анафему (отлучение) произносит на себя сам тот, кто отступает от православия во все течения и секты, в учении которых присутствуют следующие положения:

«Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мiр самобытен, что нет Божия промысла и что в мiре господствует случай, — анафема (трижды).

Говорящим, что Бог не Дух, а плоть, что Он не есть праведен, милосерд, премудр, всеведущ, и подобные хулы произносящим, — анафема (трижды).

Дерзающим говорить, что Сын Божий, а также Дух Святый не единосущны и не равночестны Отцу, и исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух не есть Един Бог, — анафема (трижды).

Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, — анафема (трижды).

Не принимающим благодати искупления, возвещенного Евангелием, как единственного нашего к оправданию пред Богом средства, — анафема (трижды).

Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была до рождества, в рождестве и по рождестве Дева, — анафема (трижды).

Не верующим, что Дух Святый умудрил Апостолов и Пророков и чрез них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами и теперь в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину, — анафема (трижды).

Отвергающим безсмертие души, конец мира, суд Божий, воздаяние вечное за добродетели на небе, а за грехи осуждение — анафема (трижды).

Отвергающим все таинства церковные — анафема (трижды).

Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласные с Божественным откровением, и Православною Церковью с благоговением сохраняемые, — анафема (трижды).

Помышляющим, что Православные Государи возводятся на престол не по особенному о них Божию благоволению и что при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого царского служения на них не изливаются, и вследствие сего дерзающих на бунт и измену, — анафема (трижды).

Ругающих и хулящих святые иконы, которые Святая Церковь в воспоминание дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения во взирающих на них благочестия и подражания принимает, и называющим иконы идолами — анафема (трижды)».

В таком виде этот чин состоял до революции 1917 года. В течение многих десятилетий чин анафематствования был запрещен — все-таки страшно было новым безбожным властям. В недавнее время чин стал восстанавливаться. Прислушаемся к его словам и будем твердо держаться заповеданного нам сокровища — православной веры: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».

Перевод чина анафематствования выполнен по: «Тверские епархиальные ведомости», 1912, № 7. Павел Иванов, Тверской мирянин, №21.

79cf009a04e4e0259380158df88faf5e