Согласно мифу нового времени в алкоголизацию народов севера огромный вклад внесла советская власть, которая то сгоняла чукчей в колхозы, то требовала перестрелять ездовых собак, которые якобы слишком много ели ценного корма, то селила их в многоэтажные дома с центральным отоплением. Однако гораздо раньше советской власти к делу спаивания северных народов приложили руку американцы – белые торговцы и охотники, приезжавшие с Аляски на Чукотку за богатством и легкой добычей.
Вот что писал об этом в XIX веке российский этнограф барон Гергард Людвигович Майдель, работавший на Чукотке: «…американцы имеют другую приманку, против которой азиат редко в состоянии устоять и которую вовсе нельзя получить на Анюе – это водка. Эту отраву они возят с собой в значительном количестве и пускают ее в обращение, к несчастью, с большим успехом. Благодаря ей погиб или, по крайней мере, обеднел уже не один чукча: напившись, он спускает все свои пожитки и имущество за бесценок лишь приобрести еще как можно больше водки».
То ли дело было раньше!
До появления на Чукотке европейцев, чукчи не употребляли алкоголь. В умеренных количествах его дозволялось пить старикам, молодым было запрещено, так как по поверьям чукч, в них мог вселиться злой дух.
Как пишет в работе «К вопросу о спаивании американцами коренного населения Чукотки» этнограф Анастасия Алексеевна Ярузткина (Анадырь), любой крепкий спиртной напиток обозначался у чукчей одним и тем же словом «э’к’имыл», что буквально означало плохая (э’к’) вода (имыл) или «вода, которая делает человека плохим». При этом в чукотском языке есть слова, которые выражают степени опьянения, а алкоголика называют словом «имылгытлильы» – «человек, жадный до плохой воды».
Однако уже в конце XIX – в начале XX века виски стало важной составляющей американской торговли с чукчами. Вчерашние европейцы знали, что стоит перед сделкой налить чукчам немного горячительного, и те с радостью продадут пушнину дешевле.
Связи с американцами были намного обширнее, чем это принято считать – между берегами Аляски и Чукотки всего 82 километр, а между селением Новое Чаплино и американским Нантом – около 400 километров.
Американцы приплывали на берега Чукотки на шхунах, с том числе и китобойных, и часто оставались зимовать, надеясь на удачную охоту и за бесценок скупая пушнину у местного населения.
Никакой статистики о количестве спиртного, поставляемого в это время на Чукотку, нет и быть не может. Русские запрещали торговать водкой с местным населением, поэтому алкоголь попадал на Чукотку контрабандным путем.
Этнограф Владимир Германович Богораз приводил отзыв местного мужчины, который называл водку «самой усладительной водой, какую только встречал в жизни».
А историк Борис Горовский в 1914 году замечал, что на Чукотке за ведро спирта можно обменять пушнины на 100 рублей.
Даже военные крейсеры не помогли
В результате посещения американцев часто целые селения оставались буквально без средств к существованию. Американцы приезжали в стойбища, раздавали алкоголь всем желающим, ждали, когда чукчи напьются, и забирали все ценное. По сути, это больше напоминало набеги врагов, чем торговлю, и они сами это признавали.
Американский торговец Чарльз Мэдсон в книге «Арктический торговец» писал, что торговля спиртным на севере была одой из самых безобразных страниц в отношениях между белыми и местными народами. Он отмечал, что подобное варварское отношение имело мимолетную выгоду и не приносило длительного дохода, так как чукчи теряли доверие к «купцам» и не хотели иметь с ними дела.
Предприниматели, которые были заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, пытались выстраивать отношения на доверии чукч, однако и здесь использовалось спиртное, которое являлось «стимулом» к торговле.
По сути, американцы повторяли те же самые приемы, которые использовали в торговле с индейцами.
Создавалась парадоксальная ситуация – чукчи сдавали за бесценок пушнину спаивающих их американцам, и не продавали ее задорого русским компаниям, у которых спирта не было – то есть отсутствие спирта становилось непреодолимым препятствием для русской торговли.
Барон Майдель писал, что жалобы русских на хищнический промысел американцами тюленей и на то, что они «травят чукчей водкой» были обоснованы. Впервые они начались во времена генерал-губернаторства графа Муравьева-Амурского (с 1827 по 1861 год). Тогда для наведения порядка на Чукотке к ее берегам были отправлены военные крейсеры, однако это дало временный эффект, после чего положение ухудшилось и «развращающий образ действий снова получил широкое распространение».
cyrillitsa.ru