Термины «царь» и «король» которые в русском языке использовались для обозначения правящих особо очень чётко были разграничены. Если «царями» называли с Ивана III полуофициально, а с 1547 и коронации Ивана IV, уже и официально, российских правителей, то «королями» именовали только европейских монархов.
Этимология этих слов, их происхождение разнятся, хотя оба термина пришли в Европу, да и на Русь из Рима и из времен становления Римской Империи. Кстати первым правителем, именовавшим себя царём был не русский, а болгарский монарх, царь Симеон Великий, который принял этот титул в 917 году. Вслед за ним, уже в XIV веке такой титул стали носить сербские монархи, а потом уже «новое модное веяние» дошло и до Руси.
Сам Гай Юлий Цезарь был одним из равных друг другу патрициев, заседавших в Сенате, а не верховным и авторитарным правителем, для обозначения титула которого в Риме, кстати, было иное слово – «rex». Но власть всё равно сосредоточилась именно в его руках, что и стало в итоге причиной заговора и убийства Цезаря. После Гая Юлия, чтобы подчеркнуть свою преемственность, римские правители именовали себя именно Цезарями. Первым из них стал его племянник — знаменитый Октавиан Август (именно благодаря ему все последующие царствующие фамилии Европы стали называться «августейшими» — используя этот титул, как признак высшей избранности). Императором он стал именоваться потом, но формально при этом все равно оставался «принцепсом» — «первым среди равных» (имеется в виду отношение к другим патрицианским семействам)! Именно в годы его правления и родился в далеком от Рима Вифлееме наш Спаситель — Иисус Христос!
Мы в определённый момент стали, и небезосновательно, считать себя «духовыми наследниками Византии». То есть, Восточной Римской Империи (а де-юре ВСЕГО Великого Рима!). А потому логично, что после падения Константинополя в 1453 году, который в российских летописях так и именовался – «Царьград», уже Ивана III начинают называть царём, а его внук Иван Грозный получил такой титул уже официально.
С термином «король» все исторически ещё интереснее хотя бы потому, что единой версии возникновения этого слова – нет. Самая распространенная теория заключается в том, что он также пошел от имени, но уже Карла Великого, императора Запада, который, по существу, украл этот титул у Византийской императрицы Ирины!
Стоит вспомнить хотя бы попытку варяжских сановников Ольги (после её длительной и не совсем удачной поездки в Царьград) от её имени и без её ведома пригласить на Русь западно-христианских миссионеров с целью сближения именно с Римом. Попытка, как мы помним, оказалась полностью провальной, а миссионеры вообще уехали назад с большим трудом и риском для жизни.
Аналоги этого титула уже были в европейских языках. Например, скандинавское «конунг». Или «князь» на Руси — то есть и правитель, и военачальник («князь» — это «кон» «аз»: «я — закон», т. е. установитель и блюститель «законности» в противовес хаотичному «произволу»). Понятно, что в рамках русской иерархии титулований «король», который ассоциировался с «князем», одним из многих, стоял значительно ниже по достоинству, чем «царь», который был единым и всевластным владыкой государства.
Есть и ещё одна версия истории слова «король», которая косвенно подтверждает этимологию термина «князь». Это происхождение от протоарийского «h₃rḗǵs» от которого появились, к примеру, индийские «раджи», по сути те же «князья», правители среди многих таких же.
По материалам сайта «Кириллица»