Несчастные украинские деятели пытаются приватизировать всё, что связано с Киевской Русью. Логика, сформировавшаяся ещё в УССР, что всё происходившее на территории Украинской советской социалистической республики является украинской историей, несмотря ни на какие исторические реалии, продолжается и в современной Украине. Абсолютно параллельно и даже вопреки ленинопаду.
Добрались и до русского богатыря Ильи Муромца, всю свою воинскую жизнь посвятившего защите «Земли Русской», ставшего в завершении земного пути монахом в Киево-Печерском монастыре и канонизированного Русской Православной Церковью как «земли Русския славный заступниче».
Надо сказать, что люди, выступающие с такими безумными притязаниями к Русскому миру, есть особый вид людей. Это, как правило, «профессиональные украинцы», которые, родившись русскими, пожизненно отрицают свою русскость и люто ненавидят всё русское. Эти странные люди готовы называться «украми», берендеями, черкассами и кем угодно, лишь бы только не русскими.
«Украинская идея, — как писал один исследователь украинского движения, — это гигантский шаг назад, отступление от русской культуры к тюркскому или берендейскому варварству. В древнерусской летописи часто повторяется о тюркских кочевниках, что они «заратишася» на Русь, то есть пошли на Русь ратью, войной. Возрождаясь в «украинцах», они опять идут войной на Русь — в области культурной: они хотели бы стереть всякий след «русскости» в исконной, сердцевинной, Малой (в греческом понимании) Руси».
В отношении русского богатыря и православного святого Ильи Муромца украинско-берендейская Степь ведёт настоящую реваншистскую войну. Илья всю свою воинскую жизнь боролся с этой «поганой» разношёрстной ратью, защищая границы, окраины Русской Земли. Его же хотят записать в украинские герои. Это так же оскорбительно, как пытаться записать в фашисты наших ветеранов борьбы с германским гитлеризмом.
Триединый Бог, Триединая Русь и три богатыря
Воин, богатырь Илья Муромец никогда не был украинцем, никогда не служил украинской державе, только лишь потому, что в Киевской Руси не было ни украинцев, ни украинского киевского князя, ни украинской державы.
Преподобный, как читается в православном акафисте, посвящённом его памяти, был «воеводой сил земли Русской, воином Царя Христа и заступником Руси Святой». В акафисте говорится, что Триединый Бог, премудро устроивший Русский мир, создал «Русь Триединую», «народ же православный», понимая эту аналогию, выбрал трёх богатырей себе в охранители, которые в свою очередь прообразуют Триединство Божие.
Русская пословица «Бог любит троицу» и в политическом плане имеет своё глубокое значение.
Украинские географические мифы
Илья Муромец был реальным историческим героем, скорее всего, действительно жил в XII столетии и родился в селе Карачарово вблизи Мурома.
Украинская современная версия, пытающаяся древнерусский город Моровийск (современное село на Черниговщине) связать с Ильёй Муромским, не выдерживает критики. Сами былины говорят, что богатырь в Киеве воспринимается не как местный герой, а как заезжий богатырь из далёкого города Мурома.
Известного богатыря пытаются связать ещё с городом Карачевым (современный город в Брянской области), где также бытуют предания об Илье Муромце. Предлагают следующую версию, что он родился не в селе Карачарове, а в городе Карачев, и не около Мурома, а около Моровийска. Но если обратиться к географической карте, то видно, что город Карачев и то, что осталось от древнерусского города Моровийска, разделяют сотни (300 или 400 км — смотря как ехать) километров, и говорить о «Моровийском городе Карачеве» антиисторично.
Одновременно надо заметить, что и Муром, и Карачев, и Чернигов, и Киев удачно укладываются в былинную «дорожку прямоезжую», по которой ехал русский богатырь, так как лежат практически на одной географической линии.
Здесь же надо сказать, что и Карачев, и Муром в киевские древнерусские времена входили в одно Черниговского княжество, князья которого многие годы боролись за главенство на великокняжеском киевском престоле.
Так что сильного противоречия между историческими былинами и местными карачевскими преданиями нет.
Мне как историку близко авторитетное и взвешенное мнение академика Буслаева о том, что в русских былинах достаточно мало каких-либо мифических составляющих. Они всегда, ну или скажем более осторожно, почти всегда говорили о реально существующих исторических персонажах.
Косвенное подтверждение этому дала и межведомственная советская комиссия 1988 года, изучавшая мощи Святого Преподобного Илии Муромца. 177 см — рост богатырский для древнерусского средневековья. Были найдены признаки заболевания позвоночника и многочисленные воинские ранения, которые прямо иллюстрируют нам известные былинные сказания. Да и причина смерти воинская — ранение в грудь то ли мечом, то ли копьём…
Так что места для существенных сомнений, что богатырь Илья Муромец и Преподобный Илья Муромец Печёрский — одно и то же лицо, в реальности нет. И память по церковному календарю о нашем покровителе Русских воинов 1 января по новому стилю являет собою церковное предание о нашем великом предке.
Социальное происхождение богатыря
Что касается социального происхождения нашего героя, то есть несколько существенных обстоятельств его жизни, на которые необходимо посмотреть более внимательно.
По мнению знаменитого историка Иловайского, «в конце Киевского периода Илья, по-видимому, считался знатным человеком». Он был захоронен в приделе главного храма Киевской Руси — в киевском Соборе Святой Софии, — в великокняжеской усыпальнице, где даже не всех князей хоронили.
К этому я бы прибавил, что он был крестником главы дружины богатырей при великом князе Киевском. Самсон Самойлович, предводитель киевской дружины богатырей до Ильи Муромца, был его крёстным дядей. Он называл Илью в былинах «крестничек любимый».
Кстати, хотя и косвенно, это может говорить о том, что практика ездить в Киев на богатырское служение к великому князю со всей Руси была распространённым явлением. Если Самсон Самойлович был крёстным Ильи Муромца, то он должен был его знать с детства, а также и его родителей. Крестили Илью явно в детстве, а не после 30-летнего сидения дома. Иначе говоря, Самсон Самойлович должен был посещать Карачаров или Муром, а может, даже и сам происходил из тех мест.
Часто говорят, что черниговская земля была первоначальным местом формирования былин об Илье Муромце.
Это и так, и не так одновременно.
Во-первых, Муром, напомню, долгое время входил в Черниговское княжество, поэтому Муром и Чернигов был для Киевской Руси одним ареалом.
Во-вторых, все примерно полтора десятка сюжетов былин, в которых фигурирует Илья Муромец, встречаются только на Русском Севере. Именно там — в Олонецкой, Архангельской губерниях и в Сибири — они были записаны (См.: сборник Кирши Данилова).
За пределами этих областей записаны только три-четыре сюжета об Илье.
Это легко объясняется тем, что аутентичное древнее население Киево-Черниговского юга после татаро-монгольского нашествия XIII века либо всё эмигрировало на север, северо-запад или запад — в Галицко-Волынское княжество, либо погибло. И всё, что смогли спасти, в том числе рукописи и былины, переехало на Русский Север.
На юге, в малороссийских землях, не сохранилось ни одного бумажного или берестяного листочка документов о Киевской Руси. Всё, что мы знаем о Киевской Руси из русских документов (сохранилось всего примерно 80 книг), сохранилось лишь благодаря Владимиро-Суздальской и Московской Руси.
Новое население Киевской Украины, как называли своё пограничье в Речи Посполитой, в XVI-XVII было уже другое по своему составу. Здесь было много черкасс, чёрных клобуков, потомков всяких берендеев, печенегов, половцев и т. д.
Святой Преподобный Илья Муромец
Наиболее раннее изображение Ильи Муромца как преподобного относится ещё к 1661 году для издания Киево-Печерского патерика. Гравюра даже имеет автора — мастера Илью. Надпись по сторонам от нимба: «Пр(д)б: Iлия Муромскiй iже вселiся в пещеру пр(д). Антонiя в Кiевѣ. Идеже до нынѣ нетлѣнен пребывает».
Прославление Илии Муромца как местночтимого святого произошла в 1684–1690 годах. А уже в 1762 г., 1775 г. и 1784 г. указами Св. Синода было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы, в том числе и имя Преподобного Ильи. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших.
В акафисте святому, в церковном гимне, написанном о нём, перечисляются его заслуги как подвижника.
Говорится, что он был исцелён по воле Божией и получил благословение защищать Землю Русскую, отойдя в землю дальнюю, киевскую.
Указывается на особую его проповедь побеждаемым им иноплеменникам, проповедь могущества Бога Христианского. Сравнивается с библейским Самсоном.
Особо подчёркивается соблюдение Ильёй евангельских заповедей воина. Он никогда не искал в своей службе ни богатства, ни чести, ежечасно душу свою полагавший за ближние свои.
«Русским духом иноплеменники изгонявый», Илья Муромец прошёл в своём земном поприще путь от воина телесного, богатыря на службе киевскому князю до воина духовного, окончившего свой земной путь как монах. И заслужил не только вечную славу в роде Русском, но венец святости в Царстве Небесном.
Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.
Михаил Смолин
https://tsargrad.tv/articles/pohishhenie-bogatyrja-ukraina-zamahnulas-na-svjatogo_108012