Отошел ко Господу наш любимый Старец высокой духовной жизни — схиархимандрит Петр (Кучер), ветеран Великой Отечественной Войны и стойкий воин Христов, много лет посвятивший борьбе с антихристовой глобализацией, организовавший и благословлявший Всенародные чины покаяния в селе Тайнинском у памятника святаго Государя Николая II.
Именно Старец Петр в 2009 году, кстати, благословил создание известного среди православных сайта «Москва — Третий Рим».
Будущий схиархимандрит Петр (в миру – Петр Петрович Кучер) родился в 1926 году на территории современной Украины. В сентябре 1943 года, как раз в момент заключения «конкордата» Сталина с митрополитом Сергием, послужившего отправной точкой истории современной РПЦ МП, будущий схиархимандрит 17-летним юношей был призван в действующую армию. «Пройдя обучение в полковой школе, — рассказывает «Русский вестник», — он получил специальность артиллериста и, приняв воинскую присягу 5 декабря 1943 года на станции Синельниково под Днепропетровском, попал на фронт. Имеет награды: орден Славы 3 ст., орден Великой Отечественной войны 2 ст., медали «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и другие. Демобилизовался только осенью 1950 года, прослужив в армии 7 лет, в настоящее время — майор в отставке».
Орден Славы — преемник солдатского Георгиевского креста, и, как правило, давался за весьма значительные, неординарные подвиги во время боевых действий. Военному периоду своей жизни о. Петр уделял особое значение – часто надевает ордена и медали, поддерживал активные контакты с ветеранскими организациями, отмечал в обители 9 мая и всячески подчеркивал «великий подвиг народа в годы Великой Отечественной».
Сведения о жизни Петра Кучера между демобилизацией и рукоположением в священный сан довольно скудны, однако удалось выяснить, что он «30-40 лет проработал ветврачом (ветеринаром)», возможно, состоял в браке. Интернет-издание «Православный монархический журнал «Меч и трость» приводит один из рассказов о. Петра о пути к своему воцерковлению: «Однажды я сподобился видеть наяву святого Иоанна Предтечу. Я тогда работал во вторую смену и решил с утра сходить за продуктами. Выхожу из квартиры — и вдруг вижу: на лестничной клетке нашего этажа, где-то в метре от моей двери, на полу лежит человек в длинной светло-коричневой свитке из верблюжей шерсти, длиной почти до колен, перетянутой полузастегнутым солдатским ремнем, на ногах — выцветшие синие брюки и хромовые сапоги. Это был древний пророк, одетый в одежду своего времени. Таинственно появился и так же исчез. Весь его внешний вид был точь-в-точь как описано в Евангелии, это чувствовалось и по духу — ведь я к тому времени уже 7 лет ходил в храм и был воцерковленным человеком».
Как сообщает «Русский вестник», «архимандрит Петр (в миру Кучер Петр Петрович) был рукоположен в сан священника митрополитом Рижским и всея Латвии (на самом деле – Рижским и Латвийским) Леонидом (Поляковым) 10 августа 1975 года, в день празднования Одигитрии (Смоленской иконы Божией Матери). Священническое служение начал в кафедральном соборе г. Даугавпилса. В 1979 году (вскоре после кончины приснопамятного архимандрита Тавриона (Батозского) и по данному им заранее благословению) был назначен духовником Спасо-Преображенской пустыни близ г. Елгавы, от Рижского Свято-Троицкого женского монастыря. В пустыни отец Петр прослужил 12 лет, продолжая пастырскую деятельность архимандрита Тавриона».
Архимандрит Таврион, преемником которого стал о. Петр, также почитался как старец и имел духовных чад, в том числе монахинь, в разных регионах СССР. Естественным образом часть этих чад перешла к о. Петру, равно как и репутация, которую имел о. Таврион. Архимандрит Таврион был исповедником, пострадавшим за веру, поскольку он неоднократно арестовывался советскими властями и был окончательно освобожден лишь в 1952 г. Подвизался некоторое время в возрожденной Глинской пустыни, после ее закрытия скитался по разным епархиям, а с 1969 г. и до смерти был духовником Спасо-Преображенского скита под Елгавой. «Туда съезжалось на богомолье множество паломников со всех концов Советского Союза», — вспоминают очевидцы.
С одной стороны, архимандрит Таврион считался сторонником «литургического возрождения» и «модернистом» — мог, например, причащать без исповеди и не натощак, держал в алтаре образ «Сердца Иисусова», уважал католиков и т.д., но, с другой стороны, был не чужд ряда характерных для современного старчества элементов. Вот как вспоминает о своем предшественнике по пустыне о. Петр: «Уже через полгода пришло изобилие, хотя до этого сейфы пустовали и финансы были на нуле, а теперь стала процветать не только сама пустынь, но и Рижский монастырь — все было завалено посылками, переводами, пожертвованиями. Отец Таврион ежедневно служил, проповедовал, исповедовал и причащал людей. Он открыто обличал беззаконников, особенно колдунов, которых прямо во время службы бил крестом и изгонял из храма». Именно эти черты его служения, в первую очередь, и были восприняты о. Петром (Кучером).
«Служил я в то время вторым священником в городском соборе г. Даугавпилса, — вспоминает далее схиархимандрит Петр, — и когда была возможность, приезжал к о. Тавриону, любил с ним служить — к нему тогда множество священников приезжало. И вот не успел я так подумать, как он произносит очередное прошение сугубой ектении, и, пока хор поет «Господи, помилуй», — говорит мне: «Служи там, и там хорошо, благодатно». И тогда я, конечно, понял, что это он ответил на мои мысли, и многое другое он мне предсказывал. Например, почти за год до своей кончины о. Таврион посоветовал митрополиту Леониду, тогда ещё архиепископу, назначить меня своим преемником и поставить духовником обители. Но владыка не внял его словам и поставил другого священника. В связи с чем обстановка в пустыни сложилась так, что архиерей был вынужден исполнить завещание архимандрита Тавриона и поставить на его место меня. Назначение совершилось 1 мая 1979 года, и это послушание нес я там до 27 апреля 1991 года, т.е. 12 лет без трех дней».
О. Петр (Кучер), безусловно, явился духовным наследником архимандрита Тавриона (Батозского) и продолжателем его старческого служения, хотя и не воспринял некоторых «модернистских» особенностей, наоборот, постепенно приходя к «ультратрадиционализму».
Задонский инцидент
«В 1991 году, — рассказывается далее в публикации «Русского вестника», — архимандрит Петр был приглашен своими духовными чадами в Липецкую епархию для восстановления Задонского Свято-Тихоновского монастыря (скита). Собрав общину сестер из числа своих духовных чад, отец Петр воссоздал на руинах монастыря величественный собор, колокольню, отстроил заново весь комплекс монастырских зданий и наладил на пустом месте иноческую жизнь. Отцом Петром также был обустроен чудотворный источник святителя Тихона Задонского: сделана часовня и мраморные купели. Становление жизни монастыря способствовало воцерковлению жителей Липецкой и Воронежской областей, которые участвовали в строительстве скита, приезжали туда на совершаемые архимандритом Петром еженедельно службы, отчитки и таинство соборования».
В 1996 г. разгорается острый конфликт о. Петра с местным епархиальным начальством (тогда Липецкая область входила в состав мощной Воронежской епархии, возглавляемой одним из самых богатых и влиятельных архиереев РПЦ МП, считавшимся кандидатом на патриаршество митрополитом Мефодием (Немцовым). По сообщению автора «Портала-Кредо» Игоря Фирсова, «летом 1996 г. часть сестер Задонского Преображенского монастыря — духовных чад о. Петра — потребовали от правящего архиерея и Патриарха Алексия снять настоятельницу обители игумению Дорофею (Ермачкову), которая, по их словам, погрязла в грехах. Что касается самого о. Петра, то он, помимо прочего, не был чужд политики и во время одной из праздничных проповедей несколько часов к ряду агитировал за Зюганова, рассказывал, что ему в видении явился сам ап. Павел и указал ему на «раба Божия Геннадия». (О политических пристрастиях о. Петра свидетельствует также один малоизвестный факт из его биографии. Некогда о. Петр (Кучер) был духовником Зои Крахмальниковой — известной «ревнительницы церковной правды».) Руководство Воронежской епархии тогда приняло решение удалить из обители инициаторов непослушания настоятельнице. Изгонять их пришлось с ОМОНом. В результате, 60 из 76 насельниц вместе с духовником были насильно выселены из монастыря и долгое время жили на железнодорожном вокзале.
Но выход был найден. О. Петр как говорят, «по совету опытных людей», ушел из Московской патриархии и перешел в РПАЦ, под омофор архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина. Под Суздалем, в селе Омутское, о. Петр создал монастырь. Правда, через месяц, под официальным предлогом скудости монашеского питания, о. Петр с сестрами попросился во Владимирскую епархию МП, куда и был мгновенно принят. Сам о. Петр и бывшие сестры Задонской обители написали покаянное письмо на имя архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и самого Патриарха Алексия с просьбой снова принять их в лоно Русской Православной Церкви. «Мы нарушили свои иноческие обеты смирения и послушания своему священноначалию, — говорится в письме. — Более того, мы произвели соблазн и смущение многих и многих тысяч верующих, узнавших о нас через различные виды информационной печати, что могло повлечь за собой церковную смуту».
Водворение в Боголюбово
По распоряжению архиепископа Евлогия, для вновь прибывших монахинь быстро освободили находившийся в запустении Боголюбовский монастырь, формально считавшийся мужским и действующим с 1991 года. Точнее, мужской монастырь сохранялся, но должен был отныне соседствовать в одних стенах с женским.
Боголюбовский (или Свято-Боголюбский) монастырь был основан Великим князем Владимирским и Суздальским Андреем Боголюбским примерно в 1158 году в своем загородном поместье, где князь воздвиг каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (сохранился частично). По преданию, выбор места связан с явлением князю Божией Матери, которое запечатлено на чудотворной Боголюбской Ее иконе. К началу XIII века мужской монастырь занял всю территорию загородного княжеского замка.
По грамоте царей Иоанна и Петра, в 1687 г. обитель стала Патриаршим (ставропигиальным) домовым монастырем, с 1753 г. ей присвоен статус синодального монастыря, который в 1763 г. отнесен к третьему классу, а в 1891 г. – к первому. В 1921-23 гг. настоятелем был популярный в РПЦ МП исповедник епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 г. монастырь закрыт и передан музею. Монастырская жизнь начала возрождаться в 1991 г., когда наместником обители назначили схиигумена Никодима, однако вплоть до 1997 г. активного восстановления монастыря не велось.
14 января 1997 г. в Боголюбовскую обитель были переведены 63 сестры. Часть сестер архиепископ Евлогий попробовал вывести из-под «сектантского влияния» о. Петра, расселив их по разным обителям. Отказавшиеся от послушания своему «старцу» сестры были отринуты о. Петром, а остальным было запрещено с ними общаться. Несколько десятков сестер и новых послушниц о. Петр расселил по различным селам и деревням Владимирской области, где монастырю были пожертвованы или проданы дома, — там организовались многочисленные скиты, подворья и пустыни-обители, не имеющие официального статуса в епархии и государственной регистрации. Одновременно, в монастырь и скиты стали съезжаться мирские женщины со всей России — как духовные чада о. Петра, так и просто социально неустроенные, не имеющие места жительства, беженки, инвалиды и проч. Большинство из них в монастыре принимали, а их детей женского пола, а также некоторых девочек-сирот, помещали в специальный приют на территории монастыря, предоставляя возможность обучаться как в обители, так и в соседней сельской школе. По слухам, монастырю принадлежит своеобразный пансионат на берегу живописного озера во Владимирской области, где любят отдыхать богатые меценаты обители. Там якобы также иногда проживает часть воспитанниц приюта. Общая численность обитательниц монастыря достигает в настоящее время 200 человек, примерно столько же живут в скитах и на подворьях обители.
Настоятельницей вновь образованного женского Боголюбского монастыря была утверждена монахиня Елена (Богдан). Через несколько недель после поселения в обители монахинь о. Петра там внезапно начались мироточения икон: в середине февраля 1997 г. замироточила икона преп. Серафима Саровского. В неделю Торжества Православия, прямо во время проповеди о. Петра, замироточила Иверская икона Божией Матери, у которой «выступили слезы на глазах», и Боголюбская икона. С тех пор в обители мироточат свыше 50 икон.
О некоторых боголюбских чудесах рассказывал несколько лет назад православно-патриотический сайт «Правая.Ru»: «14 мая 1998 г., накануне памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба, м. Антония проводила экскурсию, во время которой все увидели, что из глаза св. Андрея на фреске течет слеза. Осенью 2002 г., 21 сентября, прихожанке, живущей неподалеку от монастыря, было видение. Она увидела, что на небе, со стороны горизонта, со стороны Клязьмы, стали появляться золотые светящиеся ступени лестницы, ведущие к монастырю. Спустя две недели отроковицы, воспитывающиеся в приюте монастыря, видели облако, принявшее вид коня. Конь гарцевал вокруг главного купола, а потом исчез. В начале октября жительница села Суромна видела в 5:30 утра над монастырем сияющий крест 150х150 метров, от которого исходили лучи».
Наиболее удивительное чудо было связано с тем, что на куполе уцелевшего храма вместо сохранившейся фрески «Господь Саваоф» стал проявляться лик «Царя-искупителя Николая II». «Правая.Ру» так воспроизводит диалоги своего корреспондента с боголюбскими монахинями по этому поводу:
«Мон.: Лик Царя появился, когда мы сюда приехали. Когда мы все расчистили и отслужили первую литургию, в день Торжества Православия. И вот когда отслужили эту литургию, наш старец вышел и сказал, что такое Православие, проповедь такую… И в это время проявился Царь у нас… У нас очень много было фотографий его, в журнале «Русский Дом» было, приезжали, снимали… Народ очень много просит, а они нам запрещают даже фотографии сделать. Вот сейчас запрещают. Оно не в красках было, оно было, вы понимаете, как вот фломастером таким жирным, черным все нарисовано. Да это уже давно было, сразу как мы сюда приехали в 1997 году. Собор был весь в запущенном состоянии, фрески еще после революции замазывались известкой и их пытались вытравить кислотой. Поэтому стены все были грязно-серые. И потом на алтарной части, на куполе, там, где обычно изображается Господь Вседержитель, обнаружили, что там проступил лик черно-белый, контуры, очень похожие на лик Царя-мученика Николая II, причем мы даже не сами первые это обнаружили, приехали паломники и сказали: «Смотрите, у вас чудо!»
Правая.ру: Т.е. он проявился на месте иконы?
Мон.: Да, на месте, где изображен Господь, Царь славы. На месте, где был лик Царя Небесного, проступал лик царя земного: т.е. Господь показал, что Он его прославил».
Священная борьба
По утверждению очевидцев, «в Боголюбове о. Петр устроился, как и прежде в Задонске, на широкую ногу». У монастыря появилась масса высокопоставленных покровителей во Владимире, Москве и других регионах, которые часто приезжали в обитель и делали щедрые пожертвования. Был организован Попечительский совет монастыря, персональный состав которого не обнародуется, однако в монастыре объясняют это тем, что он состоит из очень высокопоставленных чиновников, генералов спецслужб и крупных бизнесменов, которые не хотят или не могут афишировать свое членство в совете. Известно, что Боголюбскому монастырю покровительствовал руководитель УФСБ по Владимирской области Рюрик Сиванов. По сообщению сайта «Агентура.Ру», в январе 2003 г. архиепископ Евлогий наградил его орденом преподобного Даниила Московского «за содействие в сборе материалов о новомучениках и исповедниках российских, прославившихся в годы советской власти, и за помощь в деле возвращения РПЦ имущества, оказавшегося в руках раскольничьих религиозных образований».
«Чуть ли не ежедневно, — рассказывает Игорь Фирсов, — старец стал проводить «отчитки», изгоняя дьявола из женщин. Еще одной чертой духовной жизни обители была постоянная боязнь колдунов и колдуний. Все монахини и вновь прибывшие проходили строгую проверку на предмет связей с нечистой силой, заподозренные либо изгонялись, либо отправлялись в дальние «подворья» на послушания с запретом показываться в монастыре».
Всероссийскую славу Боголюбскому монастырю и схиархимандриту Петру принесла активная борьба против новых паспортов «с микрочипом» (электронно считываемой записью) и ИНН. В проповедях и беседах о. Петр заявлял: «Принятие цифрового идентификатора есть, можно так выразиться, принятие веры антихристовой. Вот так. Вхождение в Царство антихриста».
Осенью 2002 г. о. Петр организовал коллективный протест против принятия обителями РПЦ МП ИНН. В преддверии скорого воцарения антихриста монастырь в огромных количествах стал скупать продукты питания и предметы первой необходимости. По приказу о. Петра все запасы были закопаны в землю на территории обители и в прилегающих местах. В 2003 году, по благословению «старца», боголюбские монахини написали заявления, в которых отказывались от всякой помощи со стороны сатанинского государства, от пенсий и пособий. Их примеру последовали многие прихожане и паломники обители, так что, например, в Суздальском районе, на территории которого расположен монастырь, заметная часть пенсионеров не получает пенсии «по религиозным соображениям».
В качестве «предварительного предупреждения» о. Петру Священный Синод РПЦ МП 7 мая 2003 г. освободил архимандрита от управления мужской частью Боголюбского монастыря, а его братия была переведена «под надзор» в Константино-Еленинский приход г. Владимира. Поскольку монахини о. Петра настроены непримиримо, священноначалие до их пор опасается их «разгонять», предполагая повторение задонских событий 1997 г.
На заявление монахинь с отказом принимать паспорта нового образца, архиепископ Евлогий наложил печальную резолюцию: «Это состояние наших насельников явно не здоровое, а прямо болезненное, и на церковном языке есть духовная прелесть, мнимая праведность, страшнее коей ничего нет на свете, пленником которой стал даже высший дух из ангелов – Денница» (опубликовано в газете «Русский вестник» 19 сентября 2003 г.). На монастырь была наложена епитимья — запрещено служить литургии в будние дни в период Успенского поста.
Вскоре у схиархимандрита Петра возникла новая идея — организовать всемирное покаяние русского народа. В подмосковных Мытищах перед статуей царя Николая им были организованы особые покаянные собрания, на которые приходили тысячи людей (что говорит о масштабах влияния Боголюбского монастыря и его духовника). Города и городки центральной России были обклеены объявлениями, в которых граждане призывались в Мытищи каяться в грехах. По местным теле- и радиоканалам крутились рекламные ролики. В специально разработанном старцем и изданном чине народ каялся за «участие в цареубийстве», за то, что «пропил свои ваучеры», «мылся в одной бане с иудеями», каялся за восстание декабристов и т.д… Священнослужители Воронежской епархии РПЦ МП часто слышали на исповедях от верующих признание в грехе цареубийства. При этом, по словам настоятеля воронежского кафедрального Покровского собора РПЦ МП, то, что происходит в Тайнинском – это «страшное язычество, ведь, по сути, являет собой пример поклонения статуе» («Портал-Credo.Ru», 6 апреля 2006 г.). (До чего же опустились многие нынешние иереи! — ред.)
Как сообщалось в СМИ, накануне и во время так называемого «диомидовского раскола» в РПЦ МП, именно на «чине покаяния» в Тайнинском широко распространялись воззвания опального Чукотского епископа и выражалась ему всенародная поддержка. Молебны у памятника царю-мученику Николаю совершал брат епископа Диомида епископ Феофил. Недоверие и критика официального руководства РПЦ МП, особенно после начала патриаршества Кирилла (Гундяева) неоднократно выражалась на собраниях в Тайнинском. В среднем, «чин покаяния» совершается раз в месяц и связывается с большими церковными праздниками или «символическими датами» церковного календаря.
Как и раньше в Задонске, в Боголюбово у старца возник конфликт с игуменией, причины которого доподлинно неизвестны. Поскольку, как и в Задонске, епархиальное начальство поддержало смещаемую игумению и сместила архимандрита, о. Петр обратился за поддержкой к своим духовным чадам. 2 апреля 2004 г. по Владимиру прошло гигантское шествие «в защиту опального старца». Для участия в акции протеста автобусами из разных городов России и ближнего зарубежья были доставлены тысячи людей. Пройдя из Боголюбова до Золотых ворот Владимира (местная милиция не могла пресечь столь массовую акцию и была явно растеряна), протестующие потребовали от Евлогия «вернуть старца», что и было тотчас сделано.
По мнению Игоря Фирсова, столь влиятельный и неподконтрольный старец, борющийся с «шестерками» и ИНН, получающий огромные пожертвования и пользующийся поддержкой как сильных мира сего, так и тысяч простых, «истощил терпение» руководства РПЦ МП. История с «бегством» из Боголюбова девочки Вали Перовой, в которую оказались втянуты Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ, ФСБ, Общественная палата, Первый канал российского телевидения и другие структуры, являлись «разведкой боем» перед решительным наступлением РПЦ МП на старца. При этом Владимирская епархиальная комиссия, состоявшая, в основном, из недоброжелателей о. Петра, «не выявила» в том году каких-либо нарушение в обители, в том числе касающихся содержания детей.
В статье использованы публикации «Портала-Кредо» и изданий «Правая.Ру, «Меч и трость», «Официальный сайт Боголюбовского монастыря», «Русская служба новостей», «Русский вестник», «Русское православие» и «Суздальские епархиальные ведомости».
По материалам «Портала-Credo.Ru» от 30 сентября 2009 г.
БОГОЛЮБСКИЙ СТАРЕЦ