Вышли две серии последней, шестой части известного фильма иеромонаха Авеля (Семенова) «Соль Земли»! Цикл завершает рассказ о дорогом и ИСТИННОМ старце — схиигумене Иерониме Санаксарском! Публикуется также составленный акафист этому угоднику Божию — скачивайте и максимально распространяйте! (Видео)

starecIeronimSanaksarskiy-191x300

Наконец-то, вышли две серии (будет еще и третья) шестого фильма из цикла «Соль Земли», созданного в свое время иеродиаконом Авелем (Семеновым)! Он посвящен замечательному и духоносному старцу схиигумену Иерониму Санаксарскому из Темниковского Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря. Полностью фильм можно посмотреть на нашем сайте, что мы очень рекомендуем сделать: http://monomah.org/archives/426.

Почему о. Иероним с неохотой ездил к архим. Иоанну (Крестьянкину) после печально известного видеообращения последнего с «благословением» на принятие номеров, начертаний и чипов? И почему не попал на «высокий прием» к «пасхальному батюшке»?

Почему, в отличие от все того же архим. Иоанна (Крестьянкина), он НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЛ принимать различные документы — паспорта, карточки, полисы и т.д. (как и другие НАСТОЯЩИЕ старцы — например, о. Николай Гурьянов или о. Николай Рагозин (см. фильм «Соль Земли»)? Как относился к штрих-кодам?

Батюшка советовал вываривать в соли холщовые мешки, набивать после просушки размельченными сухарями с солью и закапывать их в землю — если вкушать потом из таких мешков по пол-ложки в день этих «панировочных» сухарей, то этого как раз хватит пережить трехгодичный голод при антихристе! От мяса надо отказаться уже сейчас! Большой и интересный материал о старце о. Иерониме мы публиковали ранее: http://monomah.org/archives/1259.

d0b8d0b5d180d0bed0bdd0b8d0bc-d181d0b0d0bdd0b0d0bad181d0b0d180d181d0bad0b8d0b9-1

+ + +

Сей акафистъ изданъ на русскомъ языкё по благословенiю на сiе Высокопреосвященнёйшаго архiепископа Иннокентiя (Венiаминова), праправнука Святителя Иннокентiя (Венiаминова),
Митрополита Московскаго и Коломенскаго,
Апостола Сибири и Америки.

АКАФИСТЪ

ПРЕПОДОБНОМУ

IЕРОНИМУ (ВЕРЕНДЯКИНУ),

САНАКСАРСКОМУ

ЧУДОТВОРЦУ

(для келейнаго чтенiя)

Издано токмо для благотворительнаго разпространенiя

Размноженiе благословляется

Москва, 2019г

ПРЕПОДОБНЫЙ IЕРОНИМЪ (ВЕРЕНДЯКИНЪ) САНАКСАРСКIЙ

(почилъ 6 iюня 2001 года)

Тропарь, гласъ IV:

Въ Санаксарской обители подвизался еси/ и многихъ въ ней ко Христу привелъ./ Постомъ и молитвою демоновъ сокрушилъ еси/ и духовные советы страждущимъ подавалъ./ Яко Саровскiй чудотворецъ при жизни ликомъ просiялъ еси/ и яко Феодоръ Санаксарскiй даръ прозорливости отъ Господа прiялъ./ И по смерти всехъ притекающихъ къ тебе не оставилъ неутешными,/ старче Богомудрый Iерониме,/ ныне молиши за всю братiю и за всю страну Россiйскую/ Христа Бога нашего.

Кондакъ, гласъ II:

Чистотою душевною божественно вооружився,/ и непрестанныя молитвы/ яко копiе вручивъ крепко,/ проболъ еси бесовская ополченiя./ Iерониме, отче нашъ, моли непрестанно о всехъ насъ.

ieronym

Старецъ Iеронимъ Санаксарскiй

Старецъ Въ Православiи это не столько возрастное, сколько духовное понятiе. Старцами называют лишь техъ немногихъ, кто стяжалъ благодать сердечной молитвы, кто имеетъ особое дерзновенiе предъ Богомъ молиться за весь мiръ и подавать духовные советы ближнимъ. Подвижникъ-схiигуменъ Iеронимъ (Верендякинъ, 6 июня 2001 г.), былъ духовникомъ Санаксарскаго Рождество-Богородичнаго мужского монастыря въ Мордовiи. По молитвамъ старца произходили чудеса изцеленiй, решались казавшiеся неразрешимыми житейскiе ситуацiи, страждущiе получали духовные советы и утешенiе. Его имя стало известнымъ по всей Россiи. Тысячи людей обрели молитвеннаго предстателя предъ Богомъ, а для многихъ изъ нихъ схiигуменъ Iеронимъ сталъ духовнымъ наставникомъ.

Батюшка училъ почитать Царственныхъ Великомучениковъ: «Кто ихъ не признаетъ не спасется», говорилъ онъ.

Схiигуменъ и въ отношенiи къ Государю очень поддерживалъ насъ. Онъ всегда говорилъ о грядущемъ прославленiи Царской Семьи, предсказывалъ и то, что имя убiеннаго Друга Царской Семьи, Григорiя Распутина, будетъ очищено отъ клеветы, а самъ онъ, придетъ часъ, тоже будетъ прославленъ.

Духовная дочь о. Iеронима Аня увидела въ келье батюшки икону, на которой былъ изображенъ схимникъ, держащiй бережно под руку мальчика, Схимонахъ въ руке сжималъ горящую свечу, а мальчикъ крестъ.

Кто это, батюшка? спросила она.

Григорiй Распутинъ и Царевичъ Алексiй, ответилъ старецъ.

А почему онъ въ схиме? удивилась я.

Онъ былъ схимонахъ. Они ведь ничего не понимали. Страшно мучали его, а Григорiй молился: «Господи, не вмени имъ въ грехъ». Зверски убили его, но даже мертвое тело мученика имъ было страшно.

Хотя былъ онъ оптимистомъ и верилъ, что еще будетъ Царь въ Россiи, еще будетъ разцветъ въ нашемъ Отечестве, и что Россiю никогда не сломитъ никакой антихристъ, наша страна будетъ стоять до Втораго Пришествiя, но насъ монашествующихъ, онъ наставлялъ готовиться къ очень тяжелымъ временамъ.

Съ 1997 года онъ предупреждалъ о пагубности ИНН. Говорилъ о томъ, что глобализацiя наступаетъ, грядутъ времена, когда надо будетъ устоять въ вере и не отречься отъ Христа. Потому что очень лукаво и хитро все будетъ сделано. И когда я спрашивала: «Батюшка, а какъ же спасаться?» то онъ кулакъ сжималъ, словно крепко зажимая въ немъ невидимое оружiе, и отвечалъ: «Тотъ выстоитъ, кто имеетъ казацкую веру! А остальные мученичество будутъ принимать».

Плакалъ, со слезами сетовалъ: «Какъ жалко Отечество! И какъ трудно вамъ будетъ я не могу всего вамъ разсказать, что ждетъ нашу Родину!»

Отецъ схiигуменъ предупреждалъ, что ни при какихъ обстоятельствахъ нельзя принимать электронные карточки и ИНН, потому что все это звенья одной системы, опутывающей весь мiръ, въ ходе глобализацiи готовятся данные для антихриста. И какъ тяжело потомъ будетъ въ этомъ мiре. Те, которые ради выживанiя примутъ печать антихриста, получатъ только невыносимые скорби, потому что антихристъ не сможетъ прокормить всехъ, кончатся запасы, и какъ будутъ те люди потомъ страдать!

Будутъ потомъ вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будетъ. Господь за наше нечестiе попуститъ даже людоедство, какъ и было уже въ безбожные годы, когда Господь покаралъ Россiю голодомъ. Батюшка провиделъ, что при кончине временъ такiе времена повторятся. Но онъ и подбадривалъ насъ, говорилъ, что это участь язычниковъ, неверующихъ въ Бога.

Батюшка былъ убежденъ, что ни въ коемъ случае нельзя допускать прiездъ Римскаго Папы въ Россiю и что не должно быть никакихъ договоренностей съ Ватиканомъ. Очень скорбелъ о томъ, что сектамъ, уводящимъ людей отъ Бога, предоставлены въ нашей стране большiе права и возможность соблазнять православный народъ. Со слезами молился о людяхъ, которые удаляются отъ Бога. Говорилъ, что Россiя тысячу летъ была православной и основная религiя въ ней должна быть православная. Тогда только можно говорить о духовномъ возрожденiи нашего Отечества.

Позднее я спросила батюшку, давно ли онъ почитаетъ Государя Николая Александровича? Батюшка разсказалъ, что еще его дедъ всегда носилъ въ кармане на груди монету съ изображенiемъ Николая II, время отъ времени доставалъ ее и прикладывался къ ней какъ къ иконе.

Благодаря батюшке у меня изменился взглядъ на Императора Николая II. Еще за три года до канонизацiи отецъ Iеронимъ называлъ его Святымъ Царемъ и советовалъ читать акафистъ Царю Николаю II.

О Григорiе Распутине говорилъ: что Царь Николай II после его смерти всегда носилъ при себе частицу его мощей.

«Ликъ Царя Николая»

разсказъ р.Б. Елены г. Одесса о виденiи Государя Николая II

по молитвамъ отца Iеронима.

«Этотъ случай я сообщаю по благословенiю Архимандрита Iоны изъ Свято-Успенскаго монастыря г. Одессы. Въ мае 1996 года мне довелось побывать въ Санаксарахъ. Я тогда еще ничего не знала объ этомъ монастыре. Нашей группе посчастливилось попасть на молебенъ въ келью къ батюшке Iерониму. Мне сразу бросилось въ глаза и очень поразило то, что въ келье старца вместе съ иконами находился портретъ Царя Николая II.

Я тогда еще не знала, что Царь святой. Насъ въ школе учили совсемъ иному Я подумала: какъ же такъ, почему здесь портретъ Царя возле иконъ? Начался молебенъ. И вдругъ во время молебна я ясно вижу въ виденiи передъ собой такую картину: красивая узенькая речка съ чистой водой, два зеленыхъ берега, и по речке плыветъ плотъ. А въ середине плота стоитъ человекъ въ серебряной одежде  его лицо мне знакомо, это Батюшка Царь Николай II. Но въ первый мигъ я подумала: почему у Iисуса Христа ликъ нашего Царя? (мне показалось сначала, что это Господь Iисусъ Христосъ).

Рядомъ съ нимъ люди тоже въ белыхъ серебристыхъ одеждахъ. И хоругви у нихъ въ рукахъ какъ будто серебряные. Я поняла, что это показанъ мне Царь во славе! Плотъ со всеми этими людьми приближался, я видела, какiе у всехъ на плоту добрые лица. И вотъ этотъ плотъ приблизился настолько, что даже ударилъ мне по ногамъ. И я очнулась. Когда, спустя время, къ намъ въ Одессу привезли икону Царя-Мученика, благоухающую и м`роточащую, и стали говорить за прославленiе Царя, тогда я и поняла, что старецъ Iеронимъ, очень почитавшiй Царственныхъ Великомучениковъ, ответилъ мне на мой вопросъ: почему портретъ тогда еще не прославленнаго Царя Николая стоитъ вместе съ другими иконами. Уверена: это чудо произошло по его молитвамъ».

Когда я побывала въ Алапаевске, на месте убiенiя святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, а потомъ прiехала къ отцу Iерониму, онъ у меня попросилъ камушекъ съ техъ местъ. Сказалъ, что тамъ каждый камень кровью политъ Святая Земля! Батюшка самъ туда ездилъ незадолго до смерти.

Ему задавали много вопросовъ о переезде въ деревню, на землю. Батюшка говорилъ, что переезжать нужно для спасенiя. А просто такъ, въ «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, можетъ, мне въ Мордовiю переехать. Онъ ответилъ: «когда переедете, это уже везде будетъ (имелись ввиду голодъ и бедствiя). Не поможетъ и деревня». «Молись непрестанно, молись», советовалъ онъ.

Еще говорилъ про войну и страшный голодъ. Но на вопросъ, надо ли собирать продукты, отвечалъ, что лучше собирать просфоры, и все. Многiе монашествующiе просили у него совета: не лучше ли имъ перейти въ другой монастырь. Но батюшка всемъ отвечалъ одинаково: куда пришли, тамъ и живите.

Приведу примеръ изъ своего общенiя со старцемъ. Спрашиваю: «батюшка, жениться или не жениться». Ответъ былъ такимъ: «Ищи спасенiя. Когда корабль тонетъ въ море, матросы думаютъ о спасенiи, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя спасенiе, то женись и не сомневайся, а если это каюта на тонущемъ корабле, то это погибель. Ищи спасенiя, а тамъ Господь все управитъ».

Далеко смотрелъ добрый батюшка. Ведь корабль это нашъ тонущiй мiръ, а каюта это наши страсти. Если думать о женитьбе какъ о способе удовлетворенiя своихъ страстей, то это смерть, а если супружество спасительный кругъ въ море греха, то это спасенiе.

«Правды на земле нетъ, она на небе», «Ищите прежде Царствiе Небесное, а остальное приложится вамъ», эти слова онъ часто повторялъ. Когда спрашивали его о болезняхъ, онъ такъ отвечалъ такъ: какимъ органомъ грешишь, тотъ и болитъ. И чтобы изцелиться, надо каяться и молиться больше.

Еще онъ часто повторялъ: самое главное любовь любовь покроетъ много греховъ. Осуждающiй приравнивается къ чародеямъ. За чародеевъ молиться нельзя, нельзя верить имъ. Господь насъ всехъ хочетъ подъ Свое крыло собрать говорилъ старецъ.

Рубашка дальше отъ насъ, чемъ Господь. Батюшка насъ училъ бесовъ не бояться, а Бога бояться. Мы каждую минуту согрешаемъ и надо стремиться къ тому, чтобы видеть свои грехи такъ же ясно, какъ тарелку супа. Я не поняла, спросила: чьи грехи? Чужiе? Онъ улыбнулся, ответилъ: зачемъ тебе чужiе? Свои.

Онъ говорилъ: себя не надо жалеть. Болеешь сгнить лучше, но спастись для Вечности.

Если погибаетъ родственникъ (духовно) советовалъ читать Псалтирь и Акафистъ Божiей Матери «Взысканiе погибшихъ». За мужчину сильно бесъ борется, говорилъ онъ, въ семь разъ сильнее, чемъ за женщину, потому что мужчина образъ Божiй (имелось ввиду, что въ мужскомъ образе приходилъ на землю Господь Iисусъ Христосъ и первымъ человекомъ былъ Адамъ).

Батюшка говорилъ: большую силу имеетъ молитва, она можетъ даже поездъ остановить. Одинъ монахъ читалъ Iисусову молитву. Впереди была дорога неизправная. Поездъ остановился, и аварiи не произошло. Спросили монаха, какъ его зовутъ. Онъ ответилъ: Iисусова молитва. Это батюшка моему отцу разсказывалъ.

Еще батюшка говорилъ: каждому данъ крестъ, его надо нести, не бросать. Сколько было вопросовъ: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и такъ далее. Ответъ былъ одинъ: крестъ твой такой, и чемъ тяжелее темъ лучше. Венчанный бракъ никому нельзя разрушать, терпеть нужно все скорби. Такова наша жизнь.

Старецъ разъяснялъ: «Совесть у Адама пробудилась только тогда, когда онъ увиделъ Бога после вкушенiя запретнаго плода. Такъ и мы устыдимся Бога на Страшномъ Суде, если вовремя не покаемся. А что если завтра Страшный Судъ?».

 «Православный человекъ никогда и ни съ кемъ не споритъ. Православный въ разговоре говоритъ либо «да-да», либо «нетъ-нетъ», ибо споры возмущаютъ душу, и благодать уходитъ».

«Берегите благодать, какъ драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какiе деньги».

«Господь нарисовал миръ Своей рукой, и все мудро устроилъ ни съ кемъ не советуясь, сотворивъ миръ из ничего. Поэтому въ природе нетъ ничего случайнаго. Будьте внимательны къ любымъ мелочамъ въ своей духовной жизни».

«Мы только сняли первый пластъ земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начерталъ Господь. Природа это та книга, которую мы портимъ, еще не дочитавъ до конца».

«Знанiя безъ Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадутъ духовные всходы, если будутъ посеяны семена веры».

 «Три дара даны людямъ отъ Бога: разумъ, речь, трудъ и должны служить Ему».

 «Земля не можетъ быть грязью, она наша кормилица, а грязь это то, что у васъ на устахъ (показывалъ на губную помаду) или то, что срывается съ грешныхъ устъ».

«Линяетъ искусственное, а вечное остается». «Педагогамъ: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь къ сердцу каждаго ученика».

«Деланiе добра это выращиванIе венца для Царства Небеснаго. Делаемъ доброе дело сажаемъ цветокъ для такого венца. Делаемъ зло срываемъ цветы съ него. Какой венецъ получится, зависитъ отъ вашего труда пышный или лысый».

Очень строго батюшка относился къ соблюденiю поста. Шелъ Рождественскiй постъ. По уставу Церкви въ среду и пятницу не положено вкушать елей. Говорилъ: «Какое масло?». И хоть я еще пыталась объяснить, что у мамы боли въ желудке, онъ не сталъ даже слушать: «Никакихъ послабленiй! Веру крепко держите! сказалъ на прощанiе старецъ и поднялъ вверхъ твердо сжатый кулакъ.

На жалобы батюшка отвечалъ:

Читай Псалтирь!

Батюшка, въ семье большiе ссоры.

Читай Псалтирь.

Батюшка, на работе непрiятности.

Читай Псалтирь.

Я недоумевала, какъ это можетъ помочь? Но начинаешь читать и все устраивается. При проблемахъ съ детьми благословлялъ читать акафистъ Богородице передъ иконой «Взысканiе погибшихъ».

Отецъ Iеронимъ много не говорилъ никогда. Спросишь его конкретно: «Батюшка, какъ быть?» онъ скажетъ, но только то, что необходимо. Всегда говорилъ: «Кайтесь. Кайтесь и кайтесь». Мало говорилъ онъ, конечно, по смиренiю своему, не хотелъ показывать, что въ немъ есть что-то такое.

По матерiаламъ книги Антона Жоголева «Старецъ IЕРОНИМЪ»

ieronim_b

+ + +

Акафистъ схiигумену Iерониму (Верендякину) Санаксарскому чудотворцу

КОНДАКЪ 1

Избранный угодниче Христовъ Духа Святаго изполненный, силу любви отъ Пречистой Богородицы получивый, аки столпъ огненный во мраце греховнемъ сущимъ сiяеши и путь въ Царство Небесное вернымъ указуеши, приiми отъ недостойныхъ чадъ твоихъ пенiе похвальное:

Радуйся, святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

ИКОСЪ 1

Ангелъ-утешитель явился еси земле нашей Россiйстей, въ последнiя дни Богомъ посланный, отче преподобный, во плоти житiю безплотныхъ поревновавый, любовью ко Господу душу твою уязвилъ еси, и волю Божiю о кiйждо возвещая. Мы же, тя великаго молитвенника за Отечество наше почитая, великою любовiю вопiемъ ти:

Радуйся, Слава Небесная;

Радуйся, земныхъ упованiе;

Радуйся, надеждо наша непостыдная;

Радуйся, молитвенниче нашъ недремлющiй;

Радуйся, ангелъ-хранитель земли Санаксарскiя.

Радуйся, всей Россiи новый чудотворче.

Радуйся, любовiю весь мiръ объемлющiй.

Радуйся, еще при жизни Богомъ прославленный;

Радуйся, Святаго Духа Утешителя изполненный.

Радуйся, утешенiе страждущимъ подающiй.

Радуйся, крине белоснежная во Царствiи Небеснемъ.

Радуйся, яко въ одежде праведниковъ сiяеши.

Радуйся, Святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 2

Любовiю ко Творцу всяческихъ пламенея, пути инаго, разве священническаго не мыслилъ еси, преподобне, въ годы богоборчества дерзновенно Христа исповедуя, веру твою отъ делъ твоихъ явилъ еси отче, весь умъ и сердце къ Богу направляя, Ему же въ сокрушенiи духа взывалъ еси: Аллилуiа.

ИКОСЪ 2

Едино желанiе отъ летъ малыхъ имелъ Богу въ сане iерейстемъ служити, мiру нерадивъ показался еси, зане всемъ вопрошающимъ: кемъ будеши? — не обинуяся — священникомъ, — отвествовалъ еси, посмеянiя отъ безбожныхъ ни во что же вменяя, веру нелицемерно исповедуя. Сего ради Господь благодатiю тя укрепилъ, и невредимо отъ козней тьмы сохранилъ есть. Темъ же ныне слышиши пенiе похвальное:

Радуйся, свеще любви лучезарная.

Радуйся, солнце духовное незаходимое.

Радуйся, милосердiя пучино излiянная.

Радуйся, Духомъ Святымъ скрижаль запечатленная.

Радуйся, мудрость апостольская.

Радуйся, глубина богопознанiя.

Радуйся, благочестiя ревнитель.

Радуйся, высото послушанiя.

Радуйся, ветхаго Адама совлекшiйся.

Радуйся, въ новаго Адама облекшiйся.

Радуйся, въ одежде брачной на пиръ Царскiй вшедый.

Радуйся, Богомъ за то возвеличенный,

Радуйся, Святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 3

Весь сладость, весь желанiе бысть для тебя Христосъ, Того ради решаеши суеты мiрской отрешитися и чинъ ангельскiй съ супругою боголюбивою прiяти, дабы скорее путь свой къ Богу управити и венецъ нетленный стяжати, возпевая Богу: Аллилуiа.

ИКОСЪ 3

Работникомъ часа последняго себя почитая, меньше всехъ на ниве Божiей потрудившагося, лишь по милости Божiей награды себе ожидалъ еси, отче, смиренiе глубокое темъ показуя. Мы же трудовъ твоихъ и малую толику ведуще, великаго подвижника тя ублажаемъ, приносящи ти таковая:

Радуйся, закона Христова изполнителю верный.

Радуйся, Бога и ближнихъ паче себе возлюбивый.

Радуйся, попеченiе о себе отринувый.

Радуйся, друже любезный Господу.

Радуйся, силу любви отъ Владычицы получивый.

Радуйся, смиренiя высочайшего изполненный.

Радуйся, благодатныхъ виденiй сподобльшiйся.

Радуйся, въ чине ангельстемъ безплотно поживый.

Радуйся, даръ непрестанной молитвы стяжавый.

Радуйся, крестъ страданiй въ радости нести учивый.

Радуйся, примеръ подражанiя инокамъ бывый.

Радуйся, и ныне имъ стено огражденiя.

Радуйся, Святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 4

Келiя твоя монастырская воистину баней очищающей душамъ подъ гнетомъ греховъ и скорбей изнемогающимъ быша, въ ней же людiе къ заступленiю твоему прибегающiе, горе свое оставивъ и силы для брани духовной получивше, выходили обновленные, возрожденные, въ сердце бережно твой образъ неся, Богу же въ ликованiи поя: Аллилуiа.

ИКОСЪ 4

Помощь твою подавалъ еси преподобне, не токмо въ Санаксаръ къ тебе прiзжающимъ, но духомъ въ молитве всю землю обозревая, утешенiе, советъ, ободренiе и въ соннемъ виденiи коемуждо по потребе подавалъ еси, отче. Тако же и ныне единыя помощи твоея требующего не оставляеши, сего ради чтущiе тя взываютъ ти сице:

Радуйся, путеводитель въ Отечество вечное.

Радуйся, добрый пастырю заблудшихъ.

Радуйся, сладостью духовною изполненный,

Радуйся, сладость сiю на души смятенные изливавый.

Радуйся, вся прошенiя во благо изполняющiй.

Радуйся, волю Божiю о человеке возвещающiй,

Радуйся, безъ утешенiя скорбныхъ не отпущаеши.

Радуйся, житiемъ твоимъ нечестивыхъ укоряеши.

Радуйся, всемъ прибегающимъ отецъ чадолюбивый.

Радуйся, всемъ вся бывый.

Радуйся, огнемъ любви божественной разженный.

Радуйся, жаромъ темъ во мраце сущихъ согревающiй.

Радуйся, святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 5

На земли еще суща пребывающи, духомъ въ Небесные Обители возносился еси, отче, Царю Славы тамо предстоя; жену уже умершую на землю возвратилъ еси, да въ неверiи своемъ покается и спасена будетъ. Тая же двадесятъ летъ икону святаго ея спасшего искаше, въ Санаксарскомъ монастыре тя, икону живую обретоша, въ радости возпела Богу: Аллилуiа.

ИКОСЪ 5

Вся земля чудеса твоя проповедуетъ, како ты во единомъ часе молитвою твоею недужныхъ воздвизаеши, раковыхъ больныхъ, врачами оставленныхъ изцеляеши, младенцевъ отъ мучителей изхишаеши. Сего ради благодарственно поемъ ти:

Радуйся, во всехъ концахъ земли помощь благовременне подающiй.

Радуйся, яко навыклъ еси впередъ прошенiя отъ бедъ спасати.

Радуйся, отъ раковыхъ болезней изцеляющiй.

Радуйся, безнадежныхъ отъ смертнаго одра воздвизающiй.

Радуйся, отъ хитителей младенцевъ вырученiе.

Радуйся, отъ страстей пiанства и куренiя избавляеши.

Радуйся, православныхъ браковъ устроителю.

Радуйся, несчастливыхъ браковъ предотвратителю.

Радуйся, неисчетныхъ отъ бездны адовой изхитивый.

Радуйся, кресты многiя на своя рамы вземшiй.

Радуйся, кормчiй верный въ море житейстемъ.

Радуйся, росо неботочная въ зной трудовъ сущимъ.

Радуйся, святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 6

Видевшiе тя отче, разумевати начинали, како возможно есть во Христе всемъ едино быти. Любовь божественная, никогда же не уменьшающаяся, не изменяющаяся, не прекращающаяся изъ сердца твоего на ближнихъ изливалася и души техъ съ твоею душею въ великомъ славословiи Царю Благословенному сливалися, аки едиными устами поя Богу: Аллилуiа.

ИКОСЪ 6

Языкъ витiйствующiй возхвалити недоумеетъ не токмо душу твою, всецело во Христа облекшуюся, но самый образъ твой, отче, светъ глазъ твоихъ Фаворскiй, изъ нихъ же самъ Спаситель милостиво взираетъ, улыбку твою, паче солнца помраченныхъ просвещающую, речь твою любвеобильную, аки медъ съ цветовъ райскихъ, слушающихъ сладостiю изполняющую. Мы же грешнiи и вовсе тя достойно возхвалити не умеемъ, но отъ полноты сердца возпеваемъ ти:

Радуйся, самимъ видомъ любовь източалъ еси.

Радуйся, души ближнихъ лучезарнымъ взглядомъ просвещалъ еси.

Радуйся, молитвой недужныхъ изцелялъ.

Радуйся, одной улыбкой скорби отгонялъ.

Радуйся, близъ тебе беды забывалися.

Радуйся, тебе сердца окаменелые отверзалися.

Радуйся, те слезами покаянными умягчалися.

Радуйся, на руце твои всецело полагалися.

Радуйся, ты ихъ бережно яко овча погибшее несшiй,

Радуйся, души техъ къ стопамъ Христа принесшiй.

Радуйся, язвы ихъ мягко врачевавый.

Радуйся, елеемъ молитвы кровоточащiе ссадины обязавый.

Радуйся, святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 7

Духъ Святый преизобильно въ тебе, отче, действуя, радостiю пасхальною выну тя наполнилъ есть. Ты же во всехъ злостраданiяхъ и искушенiяхъ имя Святое призывая, ни точiю никогда же унывая, но и большее понести ради Бога и ближнихъ желая. Въ веселiи духа вопiялъ еси Богу: Аллилуiа.

ИКОСЪ 7

Весь въ Вышнихъ обиталъ еси, преподобне, духомъ въ горняя возпаряя, славу Божiю духовными очима созерцая и телесными очима сподобился еси Христа узрети. Подвигами, коленопреклоненiями, молитвою непрестанною, любовiю херувимскою, смиренiемъ преизряднейшимъ, Богообщенiя древнихъ отецъ достиглъ еси, отче. Темъ же прiими сицевое пенiе:

Радуйся, райская ветвь неувядаемая.

Радуйся, лоза Христова пышно цветущая,

Радуйся, свете невечернiй,

Радуйся, светильниче присногорящiй,

Радуйся, кладезь добродетелей,

Радуйся, храмино нерукотворная Духа Святаго.

Радуйся, Царицы Небесной любимиче.

Радуйся, еще на земли невещественнымъ светомъ осiянный.

Радуйся, вражескимъ искушенiямъ схимникъ неприступный.

Радуйся, покаянiемъ стрелы лукаваго сломивый.

Радуйся, венецъ драгоценный сплетшiй.

Радуйся, добродетелями первохристiанскими его украсивый.

Радуйся, святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 8

Духи злобы поднебесные въ страхе предъ тобою отступали, зря въ тебе силу Божiю. Мiрянина тя еще суща на молитве оземь бiяше, въ чине же Ангельскомъ приступити къ тебе тако не дерзаша, но и гласу твоему, отче, повиновалися, страждущихъ свобождая. Изцеленные же тобою, пели Богу: Аллилуiа.

ИКОСЪ 8

Изполнитель неложный заповеди апостольской явился еси, отче Iерониме, выну радуяся, о всемъ благодаряще, непрестанно молящеся, «како сладко есть съ Богомъ жити!», — возклицалъ еси, отче. И мы отъ виденiя тя, угодника Божiя, сего сладостiю изполняема, вопiемъ ти:

Радуйся, доблестный воине Царя Небеснаго.

Радуйся, въ раю со святыми веселящiйся

Радуйся, яко молитвы твоея демоны трепещутъ

Радуйся, лютаго мiродержца посрамивый

Радуйся, драгоценную жемчужину благодати стяжавый

Радуйся, въ сердце ее твоемъ возрастивый

Радуйся, благодать беречь паче ока учивый

Радуйся, Крестъ Христовъ паче богатства всего мiра возлюбивый

Радуйся, яко тебе весь мiръ недостоинъ

Радуйся, соль на земли Христова

Радуйся, насъ отъ тленiя греховнаго сохраняющiй

Радуйся, бесамъ изыти изъ человека властно повелевающiй

Радуйся, святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 9

Проповедника покаянiя посла тя Господь во времена глада духовнаго, за умноженiе беззаконiй, любви оскуденiя, да люди образумиши, покаместъ затишье передъ бурей новою настало. Ты же подобно Крестителю Господню взывалъ еси, отче: «покайтесь, приблизилось бо Царствiе Небесное, души свои очищайте, крестъ спасительный въ радости несите, въ искушенiяхъ же тонуще, неотступно пойте Богу: Аллилуiа

ИКОСЪ 9

Православiя истинный ревнитель, небоязненно новостильниковъ обличалъ еси, отче, проповедуя ясно, яко страшное знаменiе сiе есть: Церквамъ духу времени следовать, въ скорбные дни страстей Спасителя, веселiе по папскому стилю устрояюще, дни памяти святыхъ перемещающе, греха не страшася. Мы же Тя ревнителя чистоты Православiя ублажающе, возпеваемъ ти похвальная:

Радуйся, святителя Николая сопрестольниче.

Радуйся, съ Царственными Великомучениками за Русь молитвенниче.

Радуйся, паче всего на земли литургiю любивый.

Радуйся, въ раю ныне ангельскую песнь возпевающiй.

Радуйся, ликующiй въ Горнемъ Сiоне.

Радуйся, славословящiй тамъ Пресвятую Троицу.

Радуйся, яко слава Господня на тебе возсiя.

Радуйся, еще при жизни Богообщенiя достигнувый.

Радуйся, блаженство кротцыхъ стяжавый.

Радуйся, въ чистоте сердца Бога зревый.

Радуйся, выну къ Нему любовiю горевый.

Радуйся, ныне за насъ Христа умоляеши.

Радуйся, святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 10

Закономъ Христовымъ во вся дни живота твоего руководствуясь, наставленiя просящимъ, не уставалъ еси, отче, слова Спасителя повторяти: «Ищите прежде Царствiя Небеснаго и остальное приложится вамъ». Зряще же како обетованiе на тебе воочiю сбывается, слушающiе Слово Божiе слышати его начинали, поя Богу: Аллилуiа

ИКОСЪ 10

Младенчески верилъ еси Христу, отче, преданъ былъ Ему даже до смерти. Темъ же и Господь вся прошенiя твоя изполняетъ, сильна есть предъ нимъ твоя молитва. Тако и ты, молитвъ яже къ тебе не отвергаеши, но во благо просящимъ вся изполняеши, сего ради вопiемъ ти:

Радуйся, правило кротости.

Радуйся, образъ Богу преданности.

Радуйся, м`роварнице даровъ благодатныхъ.

Радуйся, щедродательная десница Вышняго.

Радуйся, прибежище убогимъ.

Радуйся, столпъ молитвы пламенный.

Радуйся, Православiя утвержденiе.

Радуйся, преподобнаго Серафима сомолитвенниче.

Радуйся, преподобнаго Амвросiя преемниче.

Радуйся, преподобнаго Феодора наследниче.

Радуйся, звездо новая въ сонме преподобныхъ

Радуйся, святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 11

По всей Россiи смерть твою, чтущiе тя, отче, оплакиваша, дивнаго молитвенника въ Вечные Кровы провожая, ты же батюшка, на одре смертнемъ, яко спяще возлежалъ, вечный покой на челе твоемъ, отразися, вечная память въ сердцахъ любящихъ тя осталася, слезы тихiе по тебе проливающихъ, но на предстательство твое предъ престоломъ Вседержителя надеющихся, изъ глубины души зовущихъ: Аллилуiа

ИКОСЪ 11

По преставленiи Твоемъ, отче, унынiе многихъ охватило. Господь же милостивый, желая техъ возвещенiемъ о твоей святости утешити, дивный сонъ рабе Своей посла: яко несутъ тя въ раке хрустальной, впереди же малое число плачущихъ, позади же множество народа радующеся, ты же седши и на рыдающихъ показующе, реклъ еси: «Те мнятъ, яко азъ умроша, азъ же живъ есмь». Мы же за сiе сладостное виденiе Господа благодаряще вопiемъ ти:

Радуйся, пастырю добрый, и по смерти своихъ овецъ не оставляющiй.

Радуйся, на путь спасенiя ихъ управляющiй

Радуйся, Санаксаръ духомъ твоимъ пропитавый.

Радуйся, и по кончине обитель сiю не оставивый

Радуйся, яко разъ въ семъ месте бывше, душу тамъ навсегда оставляютъ.

Радуйся, яко землю Санаксарскую изцеленные тобою благословляютъ.

Радуйся, воздухъ той молитвами твоими насытивый.

Радуйся, землю тую стопами твоими освятивый.

Радуйся, яко келiя твоя баней очищающей быша.

Радуйся, яко ныне къ могилке твоей страждущiе притекаютъ.

Радуйся, взорамъ невидимо въ монастыре благословенномъ пребываеши.

Радуйся, и далече находящихся слышиши

Радуйся, святый отче Iерониме Санаксарскiй, великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 12

Старцы афонскiе рекли о тебе, угодниче Божiй: «Аще бы люди ведали, иже той за человече бяше, то и сами следы отъ ступней ногъ его лобызали бы». Сего ради, Господу за таковую милость къ намъ грешнымъ въ тебе, отче, явленную, благодаряще, вопiемъ: Аллилуiа.

ИКОСЪ 12

Въ миръ иной преходя, завещалъ ты всемъ преподобне, житiе пройти земное, не для телесной жизни тленной, а для вечности блаженной, законъ духовный указуя: «аще кто безсмертному, вечному Богу служитъ и самъ безсмертiе стяжаетъ, а иже падшему дiаволу мертвому служитъ, самъ мертвъ бываетъ». Ты же намъ, отче, на пути правомъ лучъ еси указующiй, сего ради прiими пенiе похвальное:

Радуйся, немощныхъ ободренiе,

Радуйся, любящихъ тя веселiе.

Радуйся, пчело райская на земли бывый.

Радуйся, медъ духовный съ цветковъ добродетелей собиравый.

Радуйся, безропотно путь земной совершивый

Радуйся, душу-невесту въ чистоте совершенной Жениху Христу сохранивый.

Радуйся, предъ кончиною светомъ Фаворскимъ просiявый.

Радуйся, яко память о тебе драгоценнее паче злата и топазiя.

Радуйся, яко жительство твое со святыми.

Радуйся, яко похвала твоя съ преподобными.

Радуйся, яко ты по слову Апостола присно радовался

Радуйся, яко радость твоя во векъ не скончается

Радуйся, святый отче Iерониме Санаксарскiй великiй чудотворче.

КОНДАКЪ 13

О чудотворче преславный, рабе Божiй благословенный, преподобне отче Iерониме, прiими пенiе наше похвальное отъ полноты любви тебе возносимое и твоимъ всесильнымъ ходатайствомъ умоли Господа за насъ многогрешныхъ, да житiе свое въ угожденiи Ему скончаемъ и венецъ пышный для пира Брачнаго сплести успеемъ, и сподобимся тамо со всеми достойными, и съ тобою, пречудный батюшка, пети Господу песнь блаженную: Аллилуiа.

Сей кондакъ читается трижды, затемъ икосъ 1 и кондакъ 1

МОЛИТВА

О, великiй старче Iерониме, чудотворче преславный Господень. Веруемъ несумненно, аще и плотiю отъ насъ преставился еси, душею же присно съ любящими тя пребываеши. Темъ же, къ предстательству твоему прибегающе, молимъ тя: умоли Всемилостиваго Владыку греховъ оставленiя намъ подати, на всякiй путь благой насъ управи, да твоими молитвами споспешествуеми, сподобимся Господу достойные плоды покаянiя приносити и драгоценную жемчужину благодати стяжати, да не будемъ якоже смоковница безплодная, посещенiя Господня неузнавшая и на осужденiе вечное уготованная, но будемъ якоже девы мудрiи, да со святыми свечами веры Женихомъ Безсмертнымъ обрящемся и въ Чертогъ Брачный внити сподобимся, идеже будемъ славити непрестанно Пресвятую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа. Аллилуiа.

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ IЕРОНИМУ

САНАКСАРСКОМУ

О, великiй угодниче Христовъ, преподобный отче Iерониме! Ты не токмо ликомъ своимъ нетварнымъ светомъ просiялъ, но паче просiялъ по всей стране нашей Россiйстей светомъ своихъ добродетелей, даромъ любви и сердечной молитвы. Защити насъ отъ золъ и болезней, и гоненiй отъ лжебратiи, козни бесовскiе отгони, семьи отъ пагубныхъ страстей и искушенiй избави, детокъ возрастить въ целомудрiи научи. Умоли Господа Iисуса Христа, да не предастъ насъ за грехи наши князю мiра сего и защититъ отъ демонскаго тиранства. Все ты можешь у Бога изпросить, яко до конца безъ ропота претерпевшiй, драгоценный венецъ трудами и молитвами непрестанными сплетшiй. Учившiй земную сласть ни во что же вменять, но думать паче о вечномъ воздаянiи. Невестой Христовой душу именовавшiй, Небесному Жениху ее предавшiй, на ристалище первымъ къ Грозному Судiи пришедшiй и весь животъ свой Ему вручившiй и нетленный венецъ спасенiя отъ Него получившiй. И по смерти твоей не остави насъ безъ помощи и утешенiя. Научи насъ въ простоте сердца славить и возпевать пречестное и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Величанiе:

Ублажаемъ тя,/ преподобне отче Iерониме,/ и чтимъ святую память твою,/ наставниче монаховъ и собеседниче Ангеловъ.