Знакомимся с Россией: Старая вера в Замоскворечье, или Почему св. прпмч. Елизавета Федоровна ездила к старообрядцам просить прощение за своего мужа — убиенного вел кн. Сергея Александровича, и по какой причине и где крестился… Березовский!

Поразительно: несколько десятилетий живешь в Замоскворечье, ходишь по его переулкам и не догадываешься, как много здесь связано с древним благочестием. Сетка старообрядческих моленных старой части города здесь особенно плотна. Замоскворечье -это стрелецкие посады времен Иоанна Грозного, Земляной город, бои в Смутное время, дворянские и купеческие особняки. И, конечно, старообрядцы, преимущественно поповцы — их здесь было особенно много, сказывалась близость Рогожского.

РДЦ_кафедральный_храм_Москва

Мы у станции метро «Павелецкая-кольцевая». Напротив — Покровский кафедральный собор Русской Древлеправославной Церкви. Слева — церковь святых мучеников Флора и Лавра. Раньше в день памяти этих угодников Божиих на площади около храма было много лошадей. Служился водосвятный молебен, окропляли живность святой водой. На месте Покровского собора вначале была моленная Мусориных. Храм стали строить после 1905 года, когда наступила относительная свобода. Феодосия и Марья Морозовы (последняя была матерью Саввы Морозова) спонсировали, как бы мы сейчас сказали, это строительство. Храм построен в византийском стиле с элементами новгородского и псковского зодчества. По своему виду напоминает древнерусского богатыря. Он из красного кирпича, оштукатурить его не успели — помешали революционные события. Роспись (она была восстановлена) осуществляла мастерская Богатенкова. Закрыли храм в 30-е годы. Сначала в нем располагался Осоавиахим, а потом склады метрополитена. Было устроено несколько этажей. Интересно, что храм сначала чуть было не передали РПСЦ. Вопросом занимались главный бухгалтер митрополии и о. Виктор Жельцов. Осталось только подписать документы митрополиту Алимпию. И тут случилось непредвиденное — владыка наотрез отказался поставить свою подпись, мотивируя, в частности, тем, что возникнет угроза оттока значительной части прихожан с Рогожского в новый храм. Пришлось документы возвращать. Тут же объявились новые ходатаи — на сей раз от РДЦ, «беглопоповцев», как их раньше называли. К храму примыкает большое старинное здание, в котором располагался дом приемов «ЛогоВАЗа», возглавляемого Б.А. Березовским. 7 июня 1994 года при выезде с территории дома его машина была подорвана. Погиб водитель. Произошедшее так потрясло Бориса Абрамовича, что он решил креститься. Вопрос : где это произошло? По словам нашего экскурсовода, есть устная информация, что в храме, который рядом, то есть в Покровском соборе. Вряд ли Березовский был сознательным верующим, тем более воцерковленным, скорее всего он был номинальным христианином. Не исключено, что мог оказать собору финансовую помощь. Интересно, когда к нему обратилась за помощью какая-то еврейская организация, то Березовский дистанцировался: я, мол, человек русской культуры и к иудаизму отношения не имею.

Как уже было сказано, в Замоскворечье проживало немало купцов — не все они, конечно, были старообрядцами. Одно время градоначальником столицы был купец Королев. Одновременно он был старостой Троицкого храма в Лужниках, принадлежавшего к господствующей Церкви, как тогда говорили. Интересная деталь: когда Королев приходил в ресторан с друзьями, он снимал цилиндр и заказывал большое количество шампанского. Пили до тех пор, пока цилиндр не наполнялся пробками от выпитых бутылок.

Бахрушинский переулок. Здесь располагается здание очень известного всем московским настоятелям Москомзема. Напротив — здание кинотеатра «Пять звезд». Раньше на месте этого кинотеатра была моленная беглопоповцев-необщинников (тех, которые были против регистрации общин). В моленной был 4-х ярусный иконостас, звонница (с ней связан неприятный эпизод: когда на ней решились потрезвонить на Пасху, власти открыли уголовное дело). Проходим в соседний переулок. Здесь, в доме купца Муравьева был устроен кафедральный храм неокружников — противников известного «Окружного послания»(1862 г.). Авторы «Окружного послания» отмежевывались от крайностей, свойственных безпоповцам и одновременно сближались с официальной Церковью (неслучайно впоследствии некоторые из них перешли в единоверие). Храм вмещал несколько сот человек. В нем был пятиярусный иконостас. Много было дорогих облачений. У неокружников были свои общинники и необщинники, были и другие разделения («иосифовцы», «иовцы»). В Москве у них был еще храм в Лефортово. Лиговская община в Петербурге тоже раньше была неокружнической. Десятки неокружнических моленных и храмов были в Гуслицах.

Икона Утоли моя печали

Прослушали интересную информацию о двух московских святынях: иконах Богородицы «Утоли моя печали» и «Всем скорбящим Радость» (соответственно в церкви св.Николы в Кузнецах и в Скорбященском храме на Ордынке). Несмотря на то, что обе иконы прославились в послераскольный период, они почитаются старообрядцами. Иконе «Всем скорбящим Радость» посвящены два храма РПСЦ — в Рязани и Тольятти.

ikona_bogomateri_vseh_skorbyashchih_radost

В Никольском храме обратили на себя внимание древние иконы: Иверская, святителя Николы и св. мученицы Параскевы Пятницы. В Марфо-Мариинской обители отметили контраст между древнерусской архитектурой храма (архитектор Щусев) и его росписью (Нестеров) — прямо скажем, неудачной. По словам нашего экскурсовода, Нестеров рисовал мятущихся интеллигентов-богоискателей. Между тем древняя икона запечатлела подвижников, достигших преображения, совлекшихся ветхого человека и облекшихся в нового. Контраст был и в отношении к Москве между супругами — московским градоначальником великим князем Сергеем Александровичем и великой княгиней Елизаветой Федоровной. Первый петербуржец «до мозга костей», далекий от Москвы, не понимавший ее (так его характеризовал наш экскурсовод). Елизавета Федоровна, напротив, любила Москву и ее старорусское благочестие. С именем Сергея Александровича связана попытка уничтожения белокриницкой иерархии, в Москве, по крайней мере. Дело в том, что градоначальник настаивал на том, чтобы старообрядческие архиепископы давали подписку в том, что не будут именовать себя архиерейскими чинами. А это, по существу, означало отречение от сана, что влекло за собой извержение из него. Когда архиепископ Савватий дал такую подписку, то на Соборе его отправили на покой, разрешив служить только на дому. Архиепископ Иоанн такой подписки не дал и был направлен под надзор в Тулу (здесь он находился 5 лет). Известно, что уже после гибели Сергея Александровича, Елизавета Федоровна ездила на Рогожское, где встречалась с владыкой Иоанном, просила прощение за мужа. Она также посетила Морозову — благодарила ее за помощь в построении корпуса в своей обители.

Закончилась наша экскурсия в Скорбященском храме на Ордынке. Как и на предыдущих экскурсиях запоминающимся был заключительный аккорд. Наш экскурсовод сказал примерно следующее: «Борцы за старую веру пророчески предвидели, к чему приведет навязываемая реформа. Так вот, интерьер этого храма — наглядная иллюстрация этих последствий. Убранство храма, его роспись — все в западном стиле, далеком от канонических норм. Если бы наши предки не отстаивали веру, не боролись за ее чистоту, мы бы оторвались от своих корней».

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке