Игумен Кирилл (САХАРОВ): Христианство и ислам. Интересный и не предвзятый анализ взаимоотношений двух вероисповеданий.

89

От редакции: в Православии, к сожалению, есть сегодня немало «радикалов», желающих выплеснуть ушаты грязи на другие религии, в т. ч. и на ислам. Даже подчас соревнуются между собой, у кого в «ушате» больше нечистот – и у кого их более и у кого они грязнее, тот, по их мнению, и является более «православным»! При этом ни богословы, ни священники, ни миряне, делающие это, как правило, не знакомы даже с азами осуждаемых вероисповеданий. Конечно, очень серьезную тенденцию этому положил преподобный отец наш Феодосий Печерский, прямо запретивший хвалить чужую религию! Однако не надо забывать, что этот досточтимый и великий наш святой стоял у ИСТОКОВ И ЗАРОЖДЕНИИ самого Русского православия, когда опасность религиозных «шатаний» была весьма велика, и подобное высказывание было весьма актуальным!

   С другой стороны, мы не призываем восхвалять другие религии, мы лишь призываем разобраться в их догматах с тем, чтобы в итоге доказать их адептам необходимость принятия Святого и Спасительного Крещения! Думаем, именно эта трудноподъемная задача и будет, среди прочих важных проблем, стоять перед последним Русским Царем, который обязательно соберет для этого особую богословскую комиссию из духоносных старцев и богословов!

 В отличие от нынешнего, порочного и набирающего обороты  экуменизма – религии антихриста, которая готовится именно под него и которая  будет состоять из эклектической мешанины, «надерганной» со всех религий, и во главе которой в качестве «бога» будет поставлен сам «сын погибели» — при будущем Царе Главой Православия был и останется Христос, а в других вероисповеданиях, с помощью этой важной комиссии, будут найдены положения и утверждения, позволяющие привести ко Христу максимально возможное количество людей на планете! Оттого будущий Государь и будет, скорее всего, признан РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ! (Не случайно, кстати, до революции Русский Самодержец был, если не ошибаюсь, официально провозглашенным покровителем мусульман и буддистов! Думается, это было, по сути, очень ПРОМЫСЛИТЕЛЬНЫМ явлением!)

Сегодня же враг рода человеческого, прикрываясь «правильными» словами о «чистоте веры» (причем тезис этот усилено внедряется среди адептов  ВСЕХ религий!)  делает все, чтобы практически все верующие люди на Земле имели минимальное и искаженное представление о других религиях: отсюда — тотальная межконфессиональная вражда, и возникновение организаций вроде ИГИЛ (запрещенной в России), подпитывающейся неграмотными и сознательно введенными в заблуждение «ревнителями не по разуму».

Данная статья игумена Кирилла (Сахарова) – очень редкая и оттого весьма ценная попытка внутри православной среды найти точки соприкосновения между христианами и мусульманами!   

 

В феврале нынешнего года (имеется в виду 2015 год  – ред.) я был приглашен в Московский Дом национальностей на Круглый стол «Духовный диалог конфессий как залог стабильного социального развития и межнационального согласия в России». В работе Круглого стола принимали участие представители различных конфессий. Тема Круглого стола, безусловно, очень актуальна в наше время и мы решили продолжить ее обсуждение у нас на приходе, пригласив одного из участников диалога – студентку МГУ К., мусульманку, исповедующую традиционный ислам.

В нашей общине, как мне кажется, есть определённая близость для восприятия мусульман, она существует в большей степени, чем в другом храме. Почему? Мы старообрядный приход Московского Патриархата. У нас приветствуется облик женщины: длинные сарафаны, платки. Прихожанки говорили, что их даже за мусульманок принимали. Мужчины преимущественно с бородами. На богослужении нет расхлябанности, строгий чин, люди стоят рядами, одновременно совершают поклоны, часто земные. Когда совершается чин прощения (это происходит за каждым богослужением) молящиеся находятся в положении ниц. Внешне это близко мусульманам.

В начале беседы мы немного поговорили об общих моментах, связывающих наши религии и имеющиеся расхождения.

Мусульманский закон, как известно, запрещает употребление вина и алкогольных напитков. Мусульмане видят в этом преимущество в сравнении с христианством. Однако христианство также строго-настрого запрещает пьянство. Апостол Павел говорит: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» (Ефес.5:18) и еще «…пьяницы… Царства Божьего не наследуют» (1Кор.6:9–10). Другое дело, как мы относимся к этому? Приведу слова из песни, которую крутят по ТВ: «Давайте выпьем за здоровый образ жизни», «Давай объявим пьянству бой мы с понедельника с тобой, но это дело надо всё-таки обмыть». Мы не критически все это воспринимаем, а между тем это влагается в наше сознание. Величайшее зло — что закладывается в сознание установка на пьянство, на алкоголизм. Известно, что в исламе этот запрет был установлен потому, что произошло братоубийство в пьяном виде, тогда было запрещено правоверным употреблять спиртное. Но я слышал, что есть какие-то заменители, какие-то курительные смеси, которые создают такой же эффект, кайфа, как говорят.

????????????????????????????????????
игумен Кирилл (Сахаров)

Женщина, уличенная в прелюбодеянии, как по Ветхому Завету, так и в исламе побивается камнями. Вот что уточняет Али Вячеслав Полосин в своей книге «Правда об исламе» по этому поводу: «Для доказательства греха прелюбодеяния должно быть 4 взрослых свидетеля, что возможно, по-видимому, лишь в том случае, когда грех совершается демонстративно, в целях распространения порнографии, т.е. выступает компонентом информационной войны против жизненных устоев общества. Однако даже и при наличии свидетелей в случае публичного раскаяния прелюбодеев они могут получить лишь административное наказание».
Какова была реакция Спасителя, когда к Нему привели женщину, уличенную в прелюбодеянии? «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень». В это время Он что-то писал на песке. Это были грехи тех — судивших женщину. И они ушли, будучи обличаемые совестью. «Женщина, тебя никто не осуждает». Где твои обвинители, кто они? «Иди, и больше не греши».
По поводу первородного греха. Мы говорим, что произошла катастрофа, первые люди преступили заповедь Творца. Грех нарушил гармонию мироздания, разрушил союз с Богом и как из зараженного источника течет зараженная вода, так, начиная с Адама и Евы, на всех нас печать первородного греха. Нужно было это исправить, искупить, очистить. В этом заключается миссия Христа. В Коране иначе это трактуется, да грех — это проблема в отношениях с Богом, но сущность человека не греховна. Грех Адама — это только ошибка, он просто забыл о приказании не есть плодов. То есть, совершенно другая трактовка, которая в нашем понимании подрывает почву для миссии Христа, исправления последствий первородного греха. В исламе поражает отсутствие идеи безконечного духовного совершенствования. Заповеди в нем скупы, ограничены, несовершенны. Бог в нем воспринимается не как Отец, а скорее, как некий шах, который может помиловать, но может и разгневаться. В системе ислама не присутствуют отношения между Богом и человеком, похожие на взаимоотношения между отцом и его чадом. Для ислама характерен очень сильный элемент предопределения. Он признает пророческое достоинство ветхозаветных праведников, Марию – Мать Исуса — признает как Деву. Христианское представление о триипостасности Божества представляется язычеством. Категорически отвергается мысль о возможности боговоплощения и искупления. Поразительно, что ислам не знает покаяния пред Богом, не знает Церкви и иерархии, нет даже намеков на таинства. В тоже время жизнь арабских племен была упорядочена, они были избавлены от грубого язычества, когда были даже человеческие жертвоприношения. Несмотря на это, мы вынуждены констатировать, что это все-таки рецидив ветхозаветной религии, что в сравнении с христианством, ислам не имеет такого потенциала нравственного и духовного возрождения. Монашество в исламе принципиально исключается.
Почему возник ислам, как трактуют богословы это явление? Если вспомнить, как говорили нам в духовных школах — была такая трактовка, например профессора Осипова: прежде всего, положительный момент для язычников — проповедь единобожия, монотеизма. То есть, язычники отошли от многобожия и стали поклоняться Единому Богу, хотя и не в христианской трактовке.
Мухаммед путешествовал по Сирии и Палестине, где соприкасался с иудаизмом и христианством. Ислам – синтетическая религия из элементов иудаизма, христианства и народной арабской религии.

Есть другая версия, что это происки тех, кто хотел, чтобы арабский мир не воспринял Евангельское откровение и поэтому они увели в сторону от христианства, отсюда возникновение ислама. Более того, когда мы говорим об ИГИЛе, есть такие данные, что глава этого образования отнюдь не арабского происхождения. Животная ненависть к христианам – один из последних случаев: 25 коптам были отрезаны головы на берегу моря, и оно обагрилось кровью христиан. У меня возникла мысль, что это скрытый талмудизм, рядящийся в какие-то исламские формы, а по сути своей направлен против христиан как таковых, независимо от их конфессии и национальности, вот здесь кроется причина такого зверства. Что касается обвинений в многобожии. Многобожие в Коране прилагается к язычникам, а у исламских фундаменталистов расширяется толкование на основании приверженности христиан к доктрине Троицы – они обвиняются в многобожии. Это непременная, неотвратимая жестокость, как, например, было при Каддафи. Последнее слово обвиненных в особо тяжких преступлениях. Они, уже с петлей на шее просят прощения, признают свою вину. Правитель выслушал и дал знак казнить. Вот эта жестокость, рецидив ветхозаветной жестокости, которая чужда евангельскому духу.
Остается загадкой, что стоит за жестокостями, которые практикует ИГИЛ. Это похоже на сатанизм; богоборческая антихристианская позиция, которая облекается в разные формы, в данном случае — в форму исламского радикализма, а кащеева игла — именно антихристианство.
По сути, ислам — это реанимация Ветхого Завета. О. Даниил Сысоев говорил, что для мусульманина очень трудно понять некоторые евангельские вещи. У нас мало сведущих людей об исламе. Миссионерство недостаточно развито. Немало среди мусульман тех, которые знают содержание Корана. Они могут пространно его цитировать. У православных, к сожалению, недостаточно знание Священного Писания, Библейского Откровения. Есть мусульмане, которые уважают нашу религию, но немало тех, которые настроены отнюдь не положительно.
В исламе мы наблюдаем пассионарность, ему свойственен жесткий характер. Могу признать, что в исламе есть определённая чёткость в позициях, в реакциях. Мы, не имея сейчас царя, в этом плане больше плаваем. Когда была христианская государственность, тогда мы были более пассионарны, более основательны.
Фильм «Мусульманин» хвалили, но там уродство русской деревни показано. Мы связаны с деревней четверть века, знаем все её язвы, её вымирание, её пьянство и т.д. Но в фильме такой контраст, очень подчеркнуто: вот — обретший истину (принявший ислам русский парень), а вот — вымирающая русская деревня. Гротескность бросается в глаза в этом фильме.
В отношении Троицы. Мы говорим, что Бог изначально в полноте бытия, в цельности, самодостаточен. Наше познание Его — оно постепенно, или, скажем по-другому: Бог постепенно Себя открывает по мере вместимости человека. Жестоковыйному ветхозаветному человеку, у которого были рецидивы в язычество, многобожие, что обличал пророк Моисей — было в тот период небезопасно и нецелесообразно в полноте открывать истину о Боге, Едином в Троице. Там были только прикровенные намеки: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему», явление Аврааму в виде трёх Ангелов и т.д. В полноте же эта Истина была явлена в Новом Завете, когда новозаветная благодать позволила человеку вместить эту Истину, насколько это возможно для ограниченного человеческого естества. Поэтому: идите во все концы вселенной, проповедуете Евангелие; крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа. При Богоявлении в момент крещения — глас Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», и Дух в виде голубине, сходящий на Христа, Выходящего из Иорданской купели.

Недавно 120 авторитетных имамов мусульманского мира обратились к главе ИГИЛ, говоря о том, что они неправильно трактуют Коран, что христиане — люди Писания и нельзя вот так относиться жестоко, как относятся к ним они. Есть еще такое сетование — вот если бы перевели Библию на арабский язык, события бы складывались иначе, не было бы такого массового распространения ислама по Северной Африке, которая раньше была цитаделью христианства.
Если сравнивать Библию и Коран. Отклонений от Библии в Коране немало – более сорока разночтений (изменение лиц и событий) насчитают специалисты в описании священных событий. Скорее всего, Мухаммед лично не был знаком с Библией. Причина этого, видимо та, что она еще не была переведена на арабский язык. Он, несомненно, встречался с христианами, а что это были за христиане? Это не были православные христиане, скорее всего, это были представители каких-то сектантских образований, у которых были свои представления, расходящиеся с каноническим учением Церкви. Коран признаёт, что последователи Исуса, то есть христиане, выше всех остальных, они — люди Писания. Сам Мухаммед возвышал христиан, а его последователи сегодня обвиняют их в фальсификации Библии. Нигде в Коране Мухаммед не сомневается в достоверности Библии и не критикует ее. Но современные последователи говорят, что есть какие-то искажения в Библии в отличие от Корана – «книги, спущенной с небес», Библия имеет какие-то искажения, не равна кораническому откровению. Мухаммед же выступал против тех, кто говорил, что люди Писания искривляют Писание.
Коран называет Христа Словом Бога и Мессией. Сразу вспоминается начало Евангелия от Иоанна. Как известно, в Новом Завете 4 Евангелия. Ислам воспринимает Евангелие как одну Книгу. По сути, эти четыре Евангелия представляют собой единое благовестие, они взаимодополняют друг друга, дают не противоречивый, а объемный взгляд, когда несколько свидетелей событий рассказывают о них. Несколько особняком стоит Евангелие от Иоанна, где более глубокий богословский подход, поэтому евангелисту Иоанну усвояется символ орла: парящий над землей орел, оторванность от земной стихии. Символизирует полет богословской мысли. Итак, Слово Бога и Мессия. «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» — так гласит первый стих Евангелия от Иоанна, один из 17 стихов, который читается в пасхальную ночь. Мессия — это слово прилагается ко Христу в священной книге мусульман Коране. Говоря о трактовке Исуса в Коране при всем положительном, что мы уже отметили, мы видим, что здесь все-таки сомнительный Христос изображается, а не Тот, Который нам открывается со страниц Священного Писания. Возможно, это объясняется тем, что не было Писания на арабском языке, понятном жителям Востока, что между появлением Библии на арабском языке и появлением в 7 веке Корана – большой временной отрезок.
Есть суры о том, что Христос всего лишь один из пророков, но есть суры, которые говорят о его Рождестве, Голгофе, Пасхе: «и мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!» (Сур. 19). Т.е. подтверждается факт воскрешения Исуса из мертвых, ведь перед вознесением живого, необходимо воскресение из мертвых.
О Деве Марии в Коране говорится вполне положительно. Именование Девы Марии Богородицей у мусульман вызывает смущение, недоумение и отторжение. Также как и именование Христа Сыном Божиим. Они искренне заблуждаются, понимая это в каком-то физиологическом плане. Что касается почитания христианами Девы Марии Богородицей, то, как известно, в Древней Церкви были споры о том, как воспринимать Деву Марию. Были такие позиции: Человекородица, Христородица, Богородица. Последнее именование Церковь на 3 Вселенском Соборе закрепила. Дева Мария послужила орудием нашего спасения, от Нее по плоти родился Спаситель мира. Апостол Иоанн Богослов называет Его «Истинным Богом и Жизнью вечной». Не в том смысле мы понимаем, что Бог был от Нее рожден – онтологически Он вечный. Сын Божий родился от Отца «прежде всех век». Не было такого времени, когда Его не было. Богочеловеческая личность Христа — основа христианства. «…великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1 Тим. 3:16) — во времени, для своей спасительной миссии. Неразрывны во Христе Божественная и человеческая природы с момента зачатия, поэтому такое наименование: «Богородица».
В исламе мы встречаем упреки в обожествлении Девы Марии. По-видимому, здесь речь идет о какой-то секте. С. Путилов («Крест в мире полумесяца») считает, что Мухаммед встречался с сектантами-мариамистами, которые говорили, что христиане, т.е. они, исповедуют веру в 3-х Богов: Бога-Отца (Аллах), Мариам (Мать Сына) и Сына. Т.е. упоминание в Коране имеет своим источником не канонический формат. В Коране есть описание чуда, совершенного Христом, когда он был еще ребенком. Он делал из глины птичек, и те оживали и улетали. Это описание заимствовано из апокрифов – искаженных источников.
В Ветхом Завете 50 книг, из них 39 канонических и 11 неканонических. Апокрифы — это подложные писания, которые Церковь не приняла. Как она их опознала? Церковь — столп и утверждение Истины, она различает ложь от правды. В данном случае это чудо на грани фокусничества, которое не имеет нравственного подтекста. Все чудеса, описанные в Евангелии, имеют нравственный подтекст, мы делаем нравственные выводы из этих чудес. А здесь получается чудо — ради чуда.
Беседуя с мусульманами, редко можно увидеть христианина, который агрессивно доказывает свою правоту. Чаще можно встретить мусульманина, который будет напористо, даже оскорбляя ваше религиозное чувство, доказывать вам, что вы не правы. В интернете встречаются материалы, в которых отрицается Божество Христа. В одном из них имам вопрошает: как могла простая женщина родить Бога, как можете в это верить? Верим, потому что об этом предсказано пророками Ветхого Завета и утверждается на страницах Нового Завета. На этом базисе строится и церковное учение, утвержденное на Вселенских Соборах.
Из книги Полосина «Правда об исламе»: «Повелевает ли Аллах убивать вероотступников? Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». «Военные действия разрешаются только в виде обороны и должны быть прекращены, если противник отказывается от агрессии». «Не относится к нам тот, кто призывает к нетерпимости, и не относится к нам тот, кто сражается, побуждаемый нетерпимостью, и не относится к нам тот, кто умер в своей нетерпимости». Вывод Полосина: «Дружбу в житейском плане, добрососедские отношения и союзничество в общественных и государственных делах Аллах не только не запрещает, но и одобряет, что было показано многими аятами и хадисами!» «Нет принуждения в религии», т.е. запрещается всякая попытка насильственного обращения, что исключает требования к противнику при¬нять ислам. Более того, даже в условиях утверждения в Медине ислама всякое насилие запрещалось даже по отношению к собственным детям». Т.е. нельзя заставить человека принять ислам, можно только ему сказать, рассказать. Тем не менее, в жизни часто встречается другое. С одной стороны, «в религии нет принуждения», а, с другой стороны, — «предайте их пыткам, пока они не уверуют во Всевышнего». Коптов, например, принуждали, и палачи говорили о казненных коптах, что они до последнего продолжали обращаться «к объекту своих молений, оставаясь многобожниками» (имеется в виду – Троица).
Ислам — в переводе означает «мир, покорность Аллаху». Мы часто слышим из уст представителей традиционного ислама, что их религия — мир, убийство живого существа это величайший грех, непростительный и т.п. И в тоже время мы видим взрывы сунитами шиитских мечетей и наоборот. И гибнут десятки людей во время пятничной молитвы. Это для нас просто непостижимо. Трудно понять, как на основании одной и той же книги – Корана – могут быть взращены такие агрессивные массивные организации, как ИГИЛ? Одни мусульмане говорят, что нужно общаться, нужно проявлять дружелюбие, почтительно относиться друг к другу. А другие шлют «послание общине Христа» — видеосъемку о том, как на берегу Средиземного моря они убивают 25 молодых коптов. Вот такие принципиальные отличия на основании одной и той же книги. Нам трудно все это переварить.
Как известно, мусульмане молятся 5 раз в день и совершают 17 молитвенных кругов, ежедневно мусульманин падает ниц перед Аллахом 34 раза. Но у нас, например, 930 земных поклонов на Марьино стояние. И вообще, нам дана заповедь: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5,17).
К нам, жителям 21-го века, обращены слова Екатерины Великой: «Если вы хотите иметь друзей — найдите в человеке что-то доброе и скажите ему об этом». При Екатерине было учреждено официальное Управление мусульман, и его члены были на государственном жаловании. Конечно, мусульманам есть чем соблазняться в жизни, скажем так, постхристианского мира. Приведу такой факт – когда американские войска заняли Кабул, одно из первых действий, которое они сделали – открыли, чуть ли не в центре Кабула, клуб для сексменьшинств. Простите, как это воспринимать мусульманам, какой же имидж христиан может быть у них? Как же мусульманам воспринимать такой вот приход людей христианской или постхристианской цивилизации? Они воспринимают их, как людей Христа, хотя это далеко не так. Сейчас на Украине, например, все кто в составе националистических батальонов в массе своей – раскольники, сектанты, еретики, язычники, так и здесь, мы сомневаемся, что их можно назвать христианами, тем более они не православные. Мы говорим о жестоких поступках мусульман, но, если взять эпоху Крестовых походов — один разгром Константинополя крестоносцами в 1204 году чего стоит. Зверства были в эпоху раннего средневековья с обеих сторон: арабов вырезали тоже. Сейчас кровавые бомбежки Ирака, Афганистана. В Чечне для русского солдата отрезать голову пленному боевику – это был барьер. А вот пробомбить или обстрелять из артиллерийских орудий – это другое дело.
В моей практике недавно был такой случай. Женщина уехала работать в Египет, вышла замуж за араба, приняла в Египте ислам. Потом она стала не находить себе места, тяготиться, с мужем разошлась. Обратилась со слёзной просьбой, что она опрометчиво оставила христианство, не видит себя там, не чувствует ничего для своей души, хочет вернуться, хочет снова быть христианкой. Разумеется, я не мог не услышать эту просьбу, не мог отказать ей. По специальному чину она была возвращена в лоно Церкви. Статистика обращения в ислам впечатляет, особенно в смешанных браках. С другой стороны, о. Даниил говорил, что целые племена в Африке обращаются из ислама в христианство. В ИГИЛе – во многом выходцы из Европы, новообращенные. Обращаются те, кто не имел твердых религиозных понятий, не получил духовного образования. Только крещен в детстве (да и то, крещен был не полным погружением, как положено по канонам) — и все.
Наша гостья говорила, что впервые делит трапезу с братьями и сестрами христианами и очень рада всех видеть. По поводу зверств исламских фундаменталистов она категорически сказала, что это никак нельзя оправдать, это полностью противоречит кораническому духу. На мой пассаж, что, вот мол, некоторые султаны говорили: зачем нужны еще какие-то книги, если есть Коран, К. так отреагировала: «Как-то странно это слышать, жизнь ведь многообразна, много аспектов, профессий, знаний в разных сферах, история. Ну как это все отвергать? Самые достоверные ученые — это наследники пророков. Они не оставили после себя ничего, кроме самих знаний. Ночь, проведенная в изучении какой-либо науки дороже, даже чем ночь, проведенная в молитве».
Приведу такие слова К.: «Хотелось бы начать с отношения Корана к христианам: «Наиболее близки к нам те, которые говорят «воистину мы христиане», потому что среди них есть священники и монахи, которые не горды, и которые не превозносятся». Люди Писания стоят на особой ступени, наиболее близки к нам. В действительности общего у нас намного больше, чем различий. Хотелось бы, чтобы всегда в наших отношениях, в нашем сотрудничестве больше делался упор на том, где у нас совпадения, а совпадает у нас очень многое. Во-первых, у нас у всех есть общий предок – это Авраам. Религии у нас авраамические, от нашего отца Авраама. Мы поклоняемся все Одному Единому Господу. Религии у нас монотеистические. Также моральная сторона, понятие нравственности у нас очень похоже. В настоящее время я пишу доклад «Ислам и Христианство – диалог цивилизаций». Углубляясь в эту тему, я анализировала разные периоды истории, когда были примеры сотрудничества мусульман и христиан. Небольшой кусочек процитирую. Многие ошибочно считают, что во времена халифата, когда только образовалось исламское государство, все только силой навязывалось, и мусульмане истребляли христиан. Нет. Много столетий мусульмане и христиане жили в мире, дружбе и согласии в пределах халифата, исламского государства. Христиане занимали очень почетные посты визиря, советника, были учеными, преподавателями, переводили труды Аристотеля на греческий язык — то, чем мы сейчас пользуемся. Все это было совместно. Совместная работа, совместные усилия ради общей пользы. Очень много времени мы дружелюбно сосуществовали. Советую прочитать книгу архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира «…А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество?» Очень мне понравилась эта книга. Великий русский философ Константин Леонтьев утверждает и на убедительных исторических примерах доказывает: «Только там, где взаимодействуют различные типы мировоззрений, национальных и религиозных традиций — возникает „цветение культур“; однообразные же социумы обречены на увядание». Касательно Исуса и Мухаммеда. Наш пророк говорил, что «наиболее из всех пророков близок мне Иса», что «Он наиболее ко мне близок, Которого вы обязаны уважать и чтить должным образом».

В ответ я сказал, что мы граждане одного государства. В России проживает многомиллионная мусульманская умма. Можем ли мы жить в одном государстве и быть несообщающимися сосудами, подобными воде и маслу? Не должны ли мы нащупывать точки соприкосновения? Какие контакты должны быть между нами, общение, которое помогает изжить стереотипы. Должна быть взаимопомощь в бытовом, человеческом измерении. Должно это быть или не должно? Должны ли мы жить непроницаемыми анклавами, не сообщающимися — вот вопрос.
К.: «У нас есть общие задачи, общие цели, несомненно, мы можем их решить, но если мы будем каждый «моя хата с краю» и постоянно разъединяется — ничего вместе не решим. Вот, например, сейчас пришла аналогия с историей Древнерусского государства. Нашествие татаро-монголов. Почему пришли татаро-монголы? Сейчас не будем говорить об их религиозных особенностях. Среди них были и христиане, и мусульмане, но, в основном, язычники. Почему они поработили Древнерусское государство? Потому что мы все были разобщены, потому что каждый держал княжество свое, не помогали друг другу, не могли объединиться в одно государство. Мы не ждем объединения религий. Я думаю, что это утопия, этого не должно быть. Но мы не должны каждый держаться особняком, потому что перед общей угрозой мы все будем бессильны. А какая у нас угроза? Мы должны бороться с моральным разложением молодежи, пьянством, развратом, с ужасами, которые показывают по телевизору. И думаешь, — это же наши дети, братья и сестры. У нас есть общие задачи, очень нравственные постулаты, за которые мы выступаем, и мы должны делать на это упор и вместе какие-то находить пути для просвещения и обогащения.
Господь говорит, что не смотрит на наше внешнее положение, на нашу красоту, на положение в обществе. Господь смотрит только на наше сердце, только сердце ему важно. Если оно чистое, тогда Он его принимает».
Вот такая интересная беседа состоялась. В чем ценность таких встреч? Они помогают не только расширить свой кругозор, узнать о людях другого вероисповедания, найти точки соприкосновения, но и дают нам толчок к тому, чтобы более углублённо подойти к своей вере.

Игумен Кирилл (САХАРОВ)

1 июня, 2015

 

Игумен Кирилл (Сахаров Александр Сергеевич) родился 22 октября 1957 года в г. Артемовске Луганской области. По окончании средней школы поступил на истфак Московского государственного педагогического института (ныне университет), который закончил в 1979 году. Проработав не более месяца в сельской школе учителем истории, ему было предложено уволиться по собственному желанию. Причина — посещение храма.

В октябре 1979 года поступил в число братии Почаевской Лавры, где прошел послушания трапезника, пономаря, помощника келаря, келейника наместника. В 1980 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1983 году поступил в Московскую духовную академию и в число братии новооткрывшегося Свято-Данилова монастыря. Кандидат богословия (тема кандидатской работы «Прп. Паисий (Величковский) как продолжатель исихастской традиции»). В монастыре нес послушания секретаря наместника, библиотекаря, летописца, редактора печатного издания «Даниловский листок», преподавателя воскресной школы. После пострижения в монашество в 1985 году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1987-м в сан иеромонаха. В сан иеромонаха рукополагал митрополит Одесский и Херсонский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии. Около года был референтом управляющего делами МП. В 1989 году закончил аспирантуру.

В 1991-м был избран заместителем, а затем председателем Союза Православных братств (СПБ). В этом качестве был три срока. В настоящее время член Совета СПБ и один из его духовников. С 1992 года — настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке г. Москвы. В нынешнем году был избран членом Союза писателей России. Автор «Воспоминаний» в трех книгах и многочисленных статей, опубликованных в большинстве своем на «Русской народной линии». В 1993 году был возведен в сан игумена. В 2012 году награжден крестом с украшениями. Награжден орденом УПЦ МП св. равноап. князя Владимира, грамотами РПЗЦ и Старообрядческой митрополии, орденом св. благоверного князя Александра Невского и др. наградами.