ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Вы не поверите: Благополучные европейские студенты едят пищу, собранную из… мусорных баков супермаркетов!

qTOQOF6pKTLw3NoSfK9upA-default

По всей Европе молодые обеспеченные люди отказываются от продуктов из супермаркетов в пользу еды… из мусорных баков!

Если человеку нужно поесть, он обычно идет в продуктовый магазин или в кафе. Но некоторые европейцы и американцы поступают иначе: надевают вещи, которые не жалко испачкать, и идут обшаривать мусорки у ближайших супермаркетов. Они отнюдь не маргиналы. Большинство адептов международного движения дампстер-дайвинга — молодые образованные люди, которые хотят не просто сэкономить деньги, а предложить вполне осознанную альтернативу сверхпотреблению и сверхпроизводству. «The Village» пообщался с некоторыми из них и узнал, насколько законно и безопасно есть из мусорок.

Движение дампстер-дайвинга («дампстер» в переводе с английского означает «мусорный контейнер») пришло из Америки. В своём стремлении экономить жители Нового Света дошли до помоек. Как только магазины закрываются, люди — и стар и млад — выстраиваются в очереди у мусорных баков районных магазинов. Ценители «погружений» достают далеко не только свежий хлеб и яблоки, но в том числе и рабочие компьютеры. Некоторые уходят домой с новой щёткой для машинных стёкол.

 НА ЧАСАХ — 10 ВЕЧЕРА. Джекки натягивает старые чёрные джинсы, толстовку с капюшоном и затягивает шнурки на кедах времён эпохи динозавров. Достаёт несколько полиэтиленовых пакетов и отправляется «на охоту» — к мусоркам датского супермаркета Netto и норвежского магазина Rema 1000. 21-летняя Джекки Хонг — не бездомная. Скорее наоборот, с материальным достатком у неё всё в порядке. В датский городок Орхус она приехала пару месяцев назад, чтобы изучать журналистику. Про дампстер-дайвинг она слышала на родине, но попробовать решила в Дании — к этому подстегнули особенно высокие местные цены на продукты (для сравнения: цены в Дании примерно на 30 % выше, чем во всей остальной Европе).

Продукты из мусорки Джекки ест по собственному желанию. Девушка ставит эксперимент: возможно ли так питаться две недели, не потратив на продукты из супермаркета ни копейки? «Когда я первый раз залезла в мусорный бак, была шокирована количеством свежих овощей, фруктов, хлеба и пачек сыра, которые нашла», — вспоминает свой первый опыт «ужина из мусорки» Джекки.

Законы мусорок

Менеджеры супермаркетов периодически ворчат и отгоняют любителей покопаться в помойке — в конце концов, так магазины теряют часть выручки. Но, с точки зрения закона, действия «дайверов» в общем и целом легальны. Главное — знать тонкости местного законодательства. Мусор не является частной собственностью, поэтому в краже гостей помоек вряд ли обвинят. Исключение составляет Великобритания — там некоторые муниципалитеты запрещают подобный вынос мусора. Не очень терпимо и австрийское законодательство — любителей бесплатной еды могут обвинить в незаконном проникновении на территорию чужой частной собственности. Именно в Австрии как раз есть риски быть обвинённым в краже мусора.

Но в большинстве стран Европы достаточно проверить, нет ли замка на мусорных баках или предупреждающих объявлений. Иногда добродушные продавцы супермаркетов сами аккуратно расфасовывают мусор в отдельные пластиковые мешки, помогая ночным гостям. Хлеб и булочки кладут в один мешок, овощи и фрукты — в другой.

В Америке на дампстер-дайвинг выходят люди разных возрастов и профессий. В Европе — в основном студенты. После закрытия супермаркета к мусоркам они обычно идут группами, собирают «урожай», а потом вместе готовят ужин из собранных продуктов, запивая блюда чаем и поедая найденное в мусорке печенье. Новомодная тенденция европейских студентов связана с высокими ценами на продукты: на сэкономленные деньги любители помоек путешествуют, некоторые откладывают на машину или аренду квартиры.

Залезть, чтобы потом вылезти

Среди санитарных правил дампстер-дайвинга есть несколько основных. Во-первых, доставать только те продукты, которые лежат в полиэтиленовых пакетах или в неповреждённых упаковках. Во-вторых, не брать скоропортящиеся — молочные продукты, мясо и рыбу. Последнее правило — тщательно промывать весь «улов» дома. Хоть копание в мусорках — дело далеко не самое чистое, к местам дампстер-дайвинга относиться лучше уважительно: после себя закрыть крышку и не разбрасывать продукты на земле. Иначе супермаркет повесит на контейнеры замки, а их взлом будет считаться нарушением закона.

Придирчивость европейцев к еде (в большей степени это относится к странам Северной Европы) привела к тому, что сотрудники супермаркетов отправляют в мусорки товары ещё до окончания срока хранения продуктов, что не стоит путать со сроком годности. За пределами срока хранения продукты продолжают оставаться съедобными — они совсем не опасны для здоровья (измениться может только цвет или консистенция товара). Наткнуться на продукты с истёкшим сроком годности на прилавках датских супермаркетов практически невозможно. При этом каждый житель Дании в год выбрасывает примерно по 76 килограммов пищевых отходов, из которых 42 килограмма — съедобные продукты. Похожая тенденция — слишком большое количество пищевых отходов — прослеживается в целом по всей Европе. По подсчётам Европейской комиссии, около 90 миллионов тонн продуктов (без учета рыбы) европейцы ежегодно отправляют в мусорку. Согласно докладу Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, более миллиарда тонн еды выбрасывается в мире ежедневно. Если бы удалось сохранить хоть четверть этих продуктов, можно было бы накормить 870 миллионов голодных людей на планете.

Мусорные инициативы

Прошлой осенью в рамках крупнейшей акции «Вместе против пищевых отходов» волонтёры датской организации «Стоп пищевым отходам» устроили на главной площади Копенгагена большой обед и накормили шесть тысяч человек едой, которую получили от супермаркетов и ресторанов. Блюда были полностью приготовлены из продуктов, которые должны были отправиться в мусорку.

А уже спустя пару месяцев в датской столице компания друзей открыла ресторан Rub&Stub — место, где меню никогда не бывает одинаковым. Ресторан работает по схеме «ноль отходов»: все продукты работники собирают каждый день, сотрудничая с супермаркетами, столовыми и ресторанами — те отдают им неиспользованные товары. Единственные оплачиваемые должности в ресторане — шеф-повар и главный менеджер. Остальные 40 человек — студенты-волонтёры. Двери Rub&Stub открыты только по вечерам: столик лучше заказывать заранее — инициативу молодёжи жители города поддерживают очень активно. Буквально каждый вечер все 60 мест ресторана заняты гостями.

«Мы не готовим из объедков — это нормальные продукты, которые не опасны для здоровья, — рассказывает шеф-повар ресторана Сорен Гримстрап. — К примеру, десерт из одиночных бананов, которые покупатели оставляют на прилавках, и всегда тянутся оторвать от новой связки. Каждый день рестораны стабильно передают нам по несколько килограммов картофеля и яблок, также особенно много хлеба».

По-своему привлёк внимание к проблеме пищевых отходов француз Батист Дюбанше. Этим летом 25-летний житель города Тура завершил одиночную акцию «Мировой голод» — с апреля по июль он проехал на велосипеде четыре тысячи километров. Всё это время он питался едой, которую ему отдавали в конце рабочего дня рестораны и супермаркеты, а также продуктами, найденными в мусорных баках Франции, Люксембурга, Бельгии, Польши, Нидерландов, Германии и Чехии. Всего парень посетил семь стран Европы и побывал в 50 городах.

«Туго приходилось в Праге. Чехи закрывают мусорные контейнеры, а когда местные жители видели меня у мусорки, принимали за обычного бездомного», — вспоминает своё «мусорное турне» Батист.

Лучшие условия для дампстер-дайвинга, по мнению француза, были в Германии: на контейнерах у супермаркетов и ресторанов он никогда не находил замки, а в каждом мусорном мешке всегда было что-нибудь вкусное.

Глубокое погружение

 ОТ МУСОРНЫХ БАКОВ отходит мужчина в спортивном костюме и кепке, Джекки машет ему рукой и ворчит, что сегодня пришла на «точку» не первой. Лучшую еду уже забрал конкурент, с которым она сталкивается не в первый раз.

Джекки просит её подсадить — она упирается руками в стенку бака и буквально ныряет внутрь, погружаясь с головой в отходы. Через пару минут на землю сначала падает пакет яблок, за ним — два авокадо, пакет картошки, упаковка «сырных деликатесов», завёрнутая в пищевую плёнку цветная капуста, болгарский перец, апельсины, чипсы, виноград и… один кроссовок. Джекки пытается найти второй. Но потом понимает, что 45-й размер вряд ли ей подойдёт, и решает найти новую пару обуви в другой раз. «На ужин хватит. Осталось только набрать хлеба и булочек», — бросает Джекки, выбираясь из контейнера наружу.

В нескольких метрах от мусорок Netto — небольшая деревянная подсобка. Джекки со знанием дела открывает дверь и направляется к двум большим мусоркам внутри. Как только она подняла тяжёлую крышку, в помещении запахло… выпечкой. Джекки достаёт огромный чёрный полиэтиленовый мешок, надевает хозяйственные перчатки и рвёт пакет. В нём — около 20 багетов, несколько буханок классического чёрного и белого хлеба, булочки с корицей и коричневым сахаром, круассаны. И около 40 шоколадных маффинов. «Хороший улов», — смеётся Джекки, складывая несколько багетов и маффинов в свой пакет.

Дома она отправляет все овощи и фрукты в раковину, а сама бежит в душ — запах от её «рабочей одежды» не самый приятный. На кухне Джекки ведёт специальный учёт: сегодня последний день «мусорной диеты» канадской студентки в Дании. Она записывает собранные продукты в блокнот и подсчитывает, в какую сумму они обошлись бы ей в супермаркете. Сегодня экономия составила 504 датские кроны — чуть больше трёх тысяч рублей. На собранные деньги в конце месяца Джекки поедет в путешествие по Италии.

https://www.the-village.ru/village/city/abroad/166139-zachem-est-iz-musorok